«К чему этот приказ приведет? К тому, что вообще не будем изучать наши языки. Мы начали выступать против политики Елены Ямпольской, которая хочет сделать русский язык родным для всех проживающих в России. Я надеюсь, выиграем и битву за этот один час. Нам, национальным республикам, надо бороться!» — уверен председатель общественной организации «Саха Конгресс» Иван Шамаев. Очередным поводом для волнения в национальных республиках стал приказ минпросвещения РФ, согласно которому с 1 сентября предлагается урезать первоклашкам часы обучения родным языкам. О том, какие изменения предлагаются, как такое может повлиять на лингвистический ландшафт и что об этом думают татарстанские эксперты, — в материале «БИЗНЕС Online».
Со слов Ямпольской, совет при президенте РФ по реализации госполитики в области поддержки русского языка и языков народов РФ уделяет сохранению и развитию языков народов страны столько же сил и внимания, сколько и поддержке русского
Что ответит Госсовет РТ Ямпольской?
Госсовет РТ сегодня готовится громко хлопнуть дверью перед летними «каникулами» и выступить против переименования школьного предмета «Родной язык» на абстрактное «Язык народа РФ» в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Напомним хронологию вопроса. 5 ноября 2024 года на заседании совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России советник президента Елена Ямпольская, писатель из Башкортостана Камиль Зиганшин и завкафедрой русского языка и теории словесности МГЛУ Искра Космарская на разные лады повторили идею, что русский язык — родной для всех россиян.
И у Космарской произошел следующий диалог с президентом РФ Владимиром Путиным:
И. Космарская: В нашей школе есть предмет, который называется «родной язык». Мы только что слышали: важно, чтобы люди, у которых русский не родной, могли изучать и русский как государственный язык, и родной. Но для детей, для которых русский язык родной, наличие этого предмета кажется очень странным — возникает противопоставление: хотите или не хотите. Понятно, что оно не закладывалось, понятно, что оно ненамеренно, понятно, что оно несознательно, но оно как-то само собой получилось. Безусловно, нужно пересмотреть ФГОС и исключить это возникшее нежелательное противопоставление русского и русского родного.
Спасибо.
В.Путин: Сложновато вы закончили. Могли бы пояснить еще раз?
И. Космарская: Пожалуйста.
В школе есть предмет «родной язык».
В.Путин: Да.
И. Космарская: Если ребенок учится в Татарстане, это хорошо: у него есть русский язык и есть родной язык. А ребенок, для которого русский — родной, имеет два предмета: русский язык, а потом родной язык. Это какой у него родной? Тоже русский.
В. Путин: В самом начале прозвучало, что русский должен быть родным для всех людей, которые проживают в Российской Федерации. Я не говорю, что так обязательно должно быть, просто коллеги говорили об этом, имея в виду, что это язык межнационального и межэтнического общения, государствообразующий язык. Надо разобраться с этим, конечно, здесь так называемая юридическая техника, чтобы понятия одинаково понимались всеми и чтобы путаницы никакой бы не было. Я согласен.
И хотя по стенограмме видно, что Путин поддержал идею с большими оговорками, в перечне поручений по итогам заседания, который вышел 30 декабря 2024 года, появился пункт №7 с прямым указанием: «Обеспечить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования изменение наименования учебного предмета (учебного модуля) „Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации“ на „Язык народа Российской Федерации и (или) государственный язык республики Российской Федерации“».
Соответствующий проект приказа минпросвещения России появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 25 апреля, о чем «БИЗНЕС Online» писал в мае. Тогда широкой реакции это не вызвало, зато в последнюю неделю в информационном поле эта тема активно муссируется в республиканских гос-СМИ и телеграм-каналах под разными громкими заголовками.
Но до сих пор эта тема не поднималась и власти Татарстана свою позицию официально не выражали, а назначенное на 8 июля совещание минобрнауки РФ в стенах ГС РТ по вопросу доработки федерального закона «О языках народов РФ» так и не состоялось.
А накануне вечером Ямпольская написала пост, в котором осудила развернутую вокруг этой темы информационную кампанию: «Размещение про то, что кого-то якобы лишают родных языков, бюджетно наверняка затратное, а по сути пустое». С ее слов, совет при президенте РФ по реализации госполитики в области поддержки русского языка и языков народов РФ уделяет сохранению и развитию языков народов страны столько же сил и внимания, сколько и поддержке русского.
«Мы живем в России, и у многих из нас есть родные языки из числа языков народов РФ. А также у каждого есть язык русский, единый для всех, сплачивающий страну, неотделимый от нашей общей Родины. „И сердцем всем, сын горца, я привык считать родным великий тот язык“, — по слову Расула Гамзатова. А вот противопоставлять языки, сталкивать их, отрицать особую роль русского языка не стоит. Это игры опасные, дурного сорта игры», — многозначительно написала экс-депутат, которая еще в прошлом году представляла интересы Татарстана.
Приказ можно расценивать как некий пробный шар: казалось бы, убирается всего один час всего лишь у одного класса. Но если все пройдет гладко, можно будет также по чуть-чуть резать часы и дальше…
Пока еще «родному» языку режут часы
Примечательно, однако, что споры о названии предмета идут на фоне других, куда более серьезных изменений, о которых почему-то никто в Татарстане не говорит.
1 сентября вступает в силу приказ главы минпросвещения РФ Сергея Кравцова от 9 октября 2024-го №704, в котором пунктом 149 вводятся измененные варианты федеральных учебных планов начального общего образования.
Если сравнить их с действующими планами, то легко заметить, что во всех школах, где есть предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», сокращается объем их преподавания в первом классе — с двух часов до одного часа в неделю. И лишь в школах, где реализуется обучение на нерусском языке, на родной язык хотят оставить один час вместо двух, а на литературное чтение на родном языке оставят прежний один час.
С чем связаны изменения, никак не поясняется. Разве что обращает внимание, что на этот же один час сокращено предельное количество уроков, допустимое по санитарным нормам. Но тогда возникает вопрос: почему именно за счет родного языка?
Приказ можно расценивать как некий пробный шар: казалось бы, убирается всего один час лишь у одного класса. Но если все пройдет гладко, можно будет так же, по чуть-чуть, резать часы и дальше…
На запрос «БИЗНЕС Online» в минпросвещения РФ и минобрнауки РТ не ответили.
«Нам, национальным республикам, надо бороться! Не сдаваться, а выступать единым фронтом и с огромной силой»
«Надеюсь, мы выиграем битву за один час!»
Якутские общественники успели среагировать первыми, как это было и в ситуации с переименованием предмета. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо в адрес Кравцова от председателя общественного движения Республики Саха (Якуия) «Ийэ тыл кэскилэ» («Будущее родного языка») Вилюяны Никитиной, где настоятельно просят «не сокращать часы на изучение родных языков народов РФ и оставить прежнее название „Родной язык“, „Родная литература“ во ФГОС».
«К чему этот приказ приведет? К тому, что вообще не будем изучать наши языки. Мы начали выступать против политики Елены Ямпольской (советник президента РФ — прим. ред.), которая хочет сделать русский язык родным для всех проживающих в России, — считает председатель общественной организации „Саха Конгресс“ Иван Шамаев. — Я надеюсь, выиграем и битву за этот один час. Нам, национальным республикам, надо бороться! Не сдаваться, а выступать единым фронтом и с огромной силой. В этом деле Татарстан должен быть лидером. Вы самая большая республика, и речь не о площади территории. Больше по влиянию, количеству людей, развитию науки, промышленности и экономики».
Директор татарской гимназии №2 им. Марджани при КФУ Рамиль Гайнуллин сообщил, что с приказом минпросвещения РФ частично знаком, но т. к. они являются муниципальной гимназией, то ждут официального комментария от минобрнауки РТ и управления образования Казани. «Если вопрос касается уменьшения часов преподавания родного языка и литературы, то в любом случае плохо, даже не в плане сокращения, а уменьшения возможностей глубокого изучения богатства татарского языка. Даже тех трех часов, которые у нас были до этого, не хватало, это я вам говорю как филолог. В некоторых классах для изучения литературы дается один час. Что такое один час для изучения нашей богатой литературы?» — отмечает он.
При этом спикер не теряет оптимизма и считает, что нужно работать исходя из всех возможностей, руководствуясь приказом минпросвещения РФ. А вот президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Марат Лотфуллин считает, что сокращение количества часов татарского языка и литературы для татарской школы не критично, потому что предметы изучают на родном языке и воспитательный процесс происходит на родном языке.
Все делается во вред родным языкам, говорит председатель союза писателей РТ и депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла о переименовании предмета «Родной язык» на «Язык народа РФ», а сокращение часов родного языка он назвал «очень страшной вещью».
«К чему это приведет — известно. Согласно последней переписи населения, около 600 тысяч татар исчезли, а 1 миллион отказался от родного языка. Сокращение изучения татарского языка приведет в конечном счете к инкыйраз (с татарского „вымирание“, „исчезновение“ — прим. ред.) — исчезновению татар, если мы не будем твердо этому противостоять. Только вот как противостоять, если приказ уже подписан? — обращается Зайдулла к словам Гаяза Исхаки, который в 1902 году предрек исчезновение татар через 200 лет. — Да, мы свое мнение выразили, только прислушаются ли к нему — это другой вопрос. Это называется рубить топором под корень все языки, кроме русского. Непонятно, что они думают. Если исчезнут все языки, то жизнь будет прекраснее или мы достигнем экономического процветания? У Талейрана (французский политик и дипломат Шарль Морис де Талейран-Перигор — прим. ред.) есть такое выражение: „Это больше, чем преступление. Это ошибка“. Принятие решения по родным языкам является очень большой ошибкой».
Поэт задается вопросом: чем мешает родной язык? Со слов Зайдуллы, его бабушка, не зная русского языка, копала окопы во время войны и тогда это не было проблемой, как сегодня. Он также возмущен словами Ямпольской, которая с 2021 по 2024 год была депутатом Госдумы от Татарстана, которая в своем телеграм-канале написала «Если русский не родной, то и Россия не Родина».
Комментарии 568
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.