Экспорт из Татарстана в КНР в 2024 году достиг $1,05 миллиарда Экспорт из Татарстана в КНР в 2024 году достиг $1,05 миллиарда Фото: © Zhang Jingang/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Красный» рывок: Татарстан сократил разрыв в торговле с Китаем

«В Китае все закрыто для внешних производителей. Так что нас никто там не ждет, честно скажем. Они сюда все привезут, продадут, но туда мы ничего не поставим толком», — сокрушался в прошлом году кондитерский магнат Сергей Акульчев в беседе с «БИЗНЕС Online». Тем не менее экспорт из Татарстана в КНР в 2024 году достиг $1,05 миллиарда. Это более чем в 2 раза меньше импорта из КНР в республику, однако на 75% больше показателей предыдущего года. Важный момент — в 2023-м разница была четырехкратной! Следовательно, не всех производителей из РТ Поднебесная встречает закрытыми дверями.

Вот некоторые истории успеха. Компания «Эйдос» впервые начала поставлять медицинские симуляторы в Китай в 2019 году. Продажи шли так хорошо, что уже в 2024-м в Шанхае заработало совместное производство казанской компании и китайского дистрибьютора. Теперь это первое и единственное производство симуляторов хирургии и УЗИ на территории КНР. Причем есть особенности: например, некоторые модели специально сделаны с узким разрезом глаз. Но главное — это начинка и функциональность, а не оболочка, подчеркнули в компании. Мощности в Казани работают на оставшуюся территорию — Россия, СНГ, Африка, Ближний Восток.

По итогам 2024 года и начала 2025-го «Татспиртпром» (ТСП) на 16% увеличил продажи водки в Китай по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. С 2019 года дистрибьютор ТСП — Egma (Shanghai) Business Development — открыл на территории КНР 11 флагманских магазинов, в которых широко представлены татарстанские бренды, поделился директор по ВЭД компании Шамиль Камаев. Ранее гендиректор Руслан Максудов допускал совместное производство спиртного с Китаем.

По информации «БИЗНЕС Online», в структуре экспорта из Татарстана в Китай по 43% занимают каучуки (производит «Нижнекамскнефтехим») и нефтепродукты. Еще 7,6% приходится на изделия из пластмассы, 3% — на сельхозпродукцию. В 2023-м доля АПК составляла 10%.

Подробную раскладку по «пищевке» нам предоставили в пресс-службе минсельхоза РТ. Так, аграрии республики в 2024-м продали в Китай продукции на $41 миллион (годом ранее — на $66,3 млн).

В этом объеме $18 млн пришлось на подсолнечное масло, $15 млн — на рапсовое масло, $3,4 млн — шоколад, $432 тыс. — печенье, $221 тыс. — джемы и мармелады, $874 тыс. — свекловичный жом и прочие остатки от производства сахара.

«Нэфис Косметикс» (НК) вышел на рынок КНР в 2017 году — на тот момент компания стала первым и единственным российским предприятием по производству бытовой химии, который представил продукцию в торговых сетях крупнейших городов Поднебесной. Все связи разорвались после пандемии коронавируса, но в 2024-м НК вновь решил покорить «красную» страну. «Был подписан прямой контракт с надежным партнером в КНР на регулярные поставки, определены ассортимент, логистика и ценовая политика, отгружена партия товаров», — рассказал директор региона Китай дирекции продаж «Нэфис Косметикс» Евгений Шульгин.

Активизация торговых связей неслучайна, уверены наши эксперты. Раис Татарстана Рустам Минниханов регулярно посещает Поднебесную, а Казань в свою очередь принимает высокопоставленных представителей Китая. «У нас проходит единственный крупный российско-китайский форум „РОСТКИ“. В прошлом году состоялся саммит БРИКС, открылся логоцентр имени Дэн Сяопина. Это все показывает китайцам, что с Татарстаном можно работать», — убежден зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с татарстанскими экспортерами и выявил 13 секретов по покорению необъятного рынка Китая. Символично, что эта цифра, которая в России считается «несчастливой», в китайской культуре означает «гарантированный рост».

«Чайна-тауна нет, но и не надо!»: все о китайском факторе в Татарстане

1. «Без исследования рынка в принципе нечего делать на экспорте»

Китай называют «мировой фабрикой» из-за огромных масштабов производства. Найти свое место под солнцем там действительно сложно — при сопоставимых характеристиках заказчики выберут местного производителя. Так что «выстрелят» только по-настоящему конкурентоспособные и уникальные продукты.

«Август-Агро» начал отгружать в КНР лен и горох «Август-Агро» начал отгружать в КНР лен и горох Фото: © Bulkin Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Например, казанское научно-производственное предприятие «Прома» с 2020 года поставляет в Китай высокоточные умные фотодатчики для промышленной автоматизации и взрывозащищенные запальные устройства. В 2024-м продажи в страну выросли на 20%, рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель ВЭД компании Мария Мухаметшина. Ранее американские аналоги обходились китайцам в 10 раз дороже, а в производстве своих датчиков у КНР нет интереса — слишком маленькие объемы. «Поэтому нужно досконально изучать и продукт, и рынок. Без исследования рынка вообще в принципе нечего делать на экспорте», — поделилась наш собеседник.

«Важно понимать конкурентную среду. Китайский рынок уже насыщен мировыми брендами, и у местного потребителя высокие ожидания к дизайну, сервису и коммуникации, поэтому важно не просто „выйти с продуктом“, а четко понимать, чем вы отличаетесь и какую ценность несете для китайского покупателя», — обратил внимание Шульгин из «Нэфис Косметикс».

Можно сыграть и на удачной конъюнктуре рынка. Так, нужным моментом воспользовался «Август-Агро», который начал отгружать в КНР лен и горох. «Дело в том, что в 2024 году Китай закрыл импорт гороха из Канады — лидера по экспорту этой культуры в КНР. Насколько я понимаю, Канада ограничила импорт электромобилей из Поднебесной. И Китай в ответ запретил импорт гороха, масла, рапса… Образовался высокий спрос на горох в КНР, и мы попали в эту волну, много отгрузили», — рассказал «БИЗНЕС Online» начальник коммерческого отдела УК «Август-Агро» Амир Галяутдинов.

При исследовании рынка важно учитывать культурные аспекты, посоветовал основатель центра развития коммуникаций и технологий (специализируется на услугах для бизнеса с Китаем) Александр Федин. В пример он привел кейс с «ДоДо Пицца», которая в 2016 году открыла пиццерию в провинции Шандунь. Идея быстрого и простого обслуживания, которая в России стала преимуществом франшизы, совершенно не взлетела в КНР. «Китайцам не столь интересна пицца как продукт. Для них поход в ресторан — как праздник, престижное времяпрепровождение. Концепт „быстрой“ пиццы на бумажных тарелках не попал в культурный контекст», — указал эксперт. К слову, в 2021-м компания приняла решение закрыть все пиццерии в Китае.

При огромном количестве поставщиков и подрядчиков выбор будет сделан в пользу знакомых и близких по духу партнеров При огромном количестве поставщиков и подрядчиков выбор будет сделан в пользу знакомых и близких по духу партнеров Фото: © Wen Xinnian/XinHua / www.globallookpress.com

2. «Пока вы не стали товарищами, вести диалог очень сложно»

В сердце бизнес-культуры Китая лежит конфуцианская традиционная система верований, этики и поведения, где особую роль играет концепция «гуаньси». В переводе на русский язык термин означает «связи», «кумовство», «блат». Только в китайском он не несет негативную коннотацию и больше связан с доверием. При огромном количестве поставщиков и подрядчиков выбор будет сделан в пользу знакомых и близких по духу партнеров.

«На самом деле у нас с Китаем много общего. И мы, и они ценим постоянство и дружеские взаимоотношения», — рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель отдела экспорта челнинского ООО «Альтернатива+» Анна Смирнова. По ее словам, «гуаньси» в Поднебесной обозначает связи, круг знакомств. Каков твой круг знакомств — таков ты сам. Пока вы не стали товарищами, вести диалог очень сложно. Вам могут даже не отвечать на сообщения, не брать телефон. Нужно проявить терпение и чувство такта. Судя по всему, компании из автограда удалось найти «гуаньси» — с 2023 года «Альтернатива+» отгрузила в КНР 4 тыс. контейнеров со свекловичным жомом, овсом, горохом, гречихой и льном.

Эксперты советуют найти проводника в эту «особую бизнес-вселенную». Таким посредником может выступить дистрибьютор вашей продукции или знакомый бизнесмен, который уже работает на рынке КНР. Социальный капитал может понадобиться и при открытии счетов в китайских банках (отдельно об этих сложностях — дальше). «Вход в эти банки для среднего бизнеса доступен только через связи, „гуаньси“. Ваш партнер может сделать introduction в банк, чтобы вам открыли счет и вы прошли compliance, потому что если организация связана с Россией, то по умолчанию для китайского банка это красный флаг. С бизнесом, который пришел „с улицы“, они не будут связываться», — на условиях анонимности рассказал нам представитель крупной федеральной компании.

Китайцы обожают масштаб — им важно видеть, что перед ними успешный, амбициозный партнер Китайцы обожают масштаб — им важно видеть, что перед ними успешный, амбициозный партнер Фото: © Tim Hall/moodboard / www.globallookpress.com

3. «Нужно максимально показать свой успех, чтобы вами вообще заинтересовались»

Другая особенность перегруженного предложениями китайского рынка — важность самопрезентации. В Европе деловые отношения часто строятся по принципу «товар – деньги – прощание» — если продукт хорош, никто не будет вникать, кто вы как личность. В Китае же действует совершенно иная философия: здесь ценят не просто транзакцию, а человека.

Начинается воздействие с малого — внешнего вида. Костюм должен быть строгим, дорогим, без кричащих деталей, но с намеком на статус — дорогие часы, элегантные аксессуары. Ваш образ говорит о вашей серьезности, пренебрегать этим нельзя. «Китайцы невероятно ритуальные и чопорные люди. Для них очень важен дресс-код», — поделилась с нами вице-президент российско-азиатского союза промышленников Екатерина Манько.

Но дело не только в одежде. Китайцы обожают масштаб — им важно видеть, что перед ними успешный, амбициозный партнер. Если у вас небольшая компания, не стоит скромничать: подчеркните, что вы лидер в своем регионе или отрасли. Даже если ваши обороты пока не впечатляют, подайте себя как перспективного игрока. Китайцы мыслят глобально — их интересуют не текущие цифры, а потенциал. Они готовы закупать в разы больше, чем вы предлагаете, но только если поверят в ваш размах.

«Я ни в коем случае никого не призываю говорить неправду, но любую информацию всегда можно преподнести более красиво. В России, конечно, любят скромность, эта черта как будто сидит у нас в ДНК после всех репрессий и раскулачиваний: „Не нужно высовываться, иначе у тебя все отберут“. В Китае, наоборот, нужно максимально показать свой успех, чтобы вами вообще заинтересовались. Звучит несколько обидно, но китайцы сразу взвешивают, измеряют вашу ценность», — указала Манько. Ценят китайцы и связи с госструктурами — мол, в коридорах власти мошенников нет.

Совместная трапеза — это не просто приятное времяпрепровождение, а важнейший ритуал установления доверия Совместная трапеза — это не просто приятное времяпрепровождение, а важнейший ритуал установления доверия Фото: © Tim Hall/moodboard / www.globallookpress.com

4. Зеленый чай, байцзю, подарки с региональным колоритом: чем «соблазнить» китайцев

В традиционных китайских компаниях переговоры начинаются не за столом заседаний, а за обеденным столом. Совместная трапеза — это не просто приятное времяпрепровождение, а важнейший ритуал установления доверия. Особую важность церемониальность имеет для китайцев старше 50 лет.

«На застольях можно вместе выпить китайский алкоголь байцзю (крепость варьируется от 40 до 60 градусов прим. ред.). Это идет из сложившихся бизнес-традиций и во многом является правилом этикета. Не стоит пренебрегать этим, потому что так формируется атмосфера доверия к партнерам», — говорит один из экспертов.

Особого внимания заслуживает этикет подарков. «Хороший подарок — это сувенир из вашего региона, но обязательно проверьте его символику», — предупреждают знатоки китайской культуры. Так, белые хризантемы, которые у нас ассоциируются с романтикой, в Китае — цветы траура. А цифра 4, созвучная слову «смерть», может испортить даже самую выгодную сделку.

Если встреча проходит в России, китайцев может оскорбить, если их привезти в азиатский ресторан, в котором перепутаны все кухни мира: японская, корейская, китайская. «Для нас эти блюда плюс-минус все одинаковые, а для них есть большая разница. Надо учитывать, что они пьют только зеленый чай. Я свою приемную два месяца приучала подавать зеленый чай китайцам. У нас же принято на совещаниях только черный предлагать», — говорила в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина.

Талия Минуллина: «Если в Китае вобьете в поисковике «инвестиции в Россию», увидите наш портал!»

5. «Китайцы могут тебя долго «мариновать»

Вся церемониальность деловых процессов ведет к тому, что переговоры могут идти достаточно долгое время, поэтому ни в коем случае не надо торопиться. «Сначала мы обедаем, разговариваем, узнаем, как дела друг у друга, потом уже все остальное. Китайцы могут тебя долго „мариновать“ и не принимать поспешных решений в твою сторону. Надо быть к этому готовым и проявлять терпение», — рассказала Мухаметшина из НПП «Прома».

«Китайцы — это более сложные партнеры, чем те же самые европейцы. Они не прямолинейные. С ними можно долго обо всем беседовать, и по итогу самая суть будет в самом конце либо ее вообще не будет. Это просто культурные вещи. Ты должен понимать, что человек с другой стороны представляет иную цивилизацию. Это нормально», — подтвердил Галяутдинов.

Главная отличительная черта китайцев — непрямая манера коммуникации. Как тогда понять, готовы они к сотрудничеству или нет? Нужно читать между строк, советуют наши собеседники. Так, вместо отказа китайцы будут ссылаться на дополнительные сложности, неожиданные ограничения или необходимость уточнить детали. При этом согласие всегда очевидно: вам будут регулярно звонить, уточнять детали и подталкивать к скорейшему подписанию документов.

«По моему опыту, редко дает результат агрессивное поведение с китайцами. Если в российской бизнес-культуре это нормальная практика: давить на партнеров, где-то включать эмоциональность… С китайцами я не видел, чтобы это работало. Они просто закрываются, скажут: „Да, посмотрим“, — но никаких уступок по факту не делают», — говорит другой эксперт.

В Китае очень важна иерархия В Китае очень важна иерархия Фото: © Xinhua / www.globallookpress.com

6. Внимательность к иерархии и презентации на китайском

В Китае очень важна иерархия. Последнее слово всегда остается за лидером компании, обращает внимание Смирнова из фирмы «Альтернатива+». При переговорах стоит, во-первых, демонстрировать уважение к статусу собеседников, во-вторых, постараться показать субординацию внутри своей компании (даже если внутри коллектива у вас сложились демократические отношения).

«В подавляющем большинстве случаев в делегации есть один главный человек. Важно при подготовке к переговорам понять, кто есть кто и кто будет принимать решения по вашей сделке. Вы должны инвестировать в общение и убеждение именно его, а не всего того количества людей в организации», — говорит представитель федеральной компании.

Из других практических советов: найти хорошего переводчика, технического специалиста (в зависимости от темы переговоров), подготовить визитки и презентационные материалы на китайском языке. Это существенно сократит время переговоров.

Российская продукция у китайцев ассоциируется с экологичностью и надежностью Российская продукция у китайцев ассоциируется с экологичностью и надежностью Фото: © Lin Shanchuan/XinHua / www.globallookpress.com

7. «Бренд «российское» воспринимается как коммерчески выгодный тренд»

Покупатели в Китае высоко ценят российскую продукцию за ее качество, безопасность и экологичность. Особенно хорошо воспринимаются натуральные и гипоаллергенные товары повседневного спроса, отметили в «Нэфис Косметикс».

«Ошибочно думать, что продукт нужно „китаизировать“ любой ценой. Китайцы охотно покупают и зарубежные товары, главное, чтобы они отвечали их запросам. Например, российская продукция ассоциируется у них с экологичностью и надежностью. Да, важно учитывать культурные коды, но бездумно копировать местные аналоги не стоит», — согласен Федин.

По словам эксперта, сейчас в КНР любопытный тренд: магазины под вывеской «Русские продукты» открываются по всей стране, но зачастую на полках — не более 20% товаров из России. Остальное — это либо китайские аналоги, либо товары, лишь отдаленно напоминающие наши.

«Примечательно, что такие магазины создают сами китайцы. Это сигнал: бренд „российское“ воспринимается как коммерчески выгодный тренд, его можно использовать», — советует он.

Но и специфику вкусовых предпочтений игнорировать не стоит. Как мы уже писали выше, в Китае популярна крепкая водка байцзю, что связано с культурными и историческими традициями. «Мы активно изучаем этот запрос и уже ведем переговоры с партнерами о возможной адаптации ассортимента под местные стандарты. Такой подход открывает для нас дополнительные возможности роста на рынке Китая», — отметил директор по ВЭД «Татспиртпрома».

8. Долгая сертификация

Адаптация технической документации и сертификация продукции под строгие китайские стандарты и нормы (особенно для устройств безопасности) стала для НПП «Прома» нетривиальной задачей, которая требует глубокого погружения в местные требования. «Так как у нас газовая отрасль, есть определенные различия, дополнительные сертификаты. Перед тем как заходить на эти рынки, мы изучили, нужно такое или нет. На самом деле это долгий и дорогостоящий процесс. Компания должна оценить риски, стоит ли оно того», — рассказала Мухаметшина.

Самое сложное в экспорте в Китай — аккредитация, подтвердил нам Галяутдинов. Чтобы получить право продавать сельхозпродукцию в КНР, нужно подать документы в Россельхознадзор (РСН) в начале посевной. Инспекторы будут осуществлять выездные проверки, контролировать, что вы посеяли, как, какие семена использовали. «По итогу года подается заявка в китайский аналог РСН, они ее рассматривают, это может занять несколько месяцев. По итогу вас аккредитуют. У нас весь процесс занял довольно длительное время, чуть больше года, потому что они смотрят весь сельхозсезон — как ты посеял и собрал урожай», — указал он.

«Вамин Татарстан» (Арский и Балтасинский молочные заводы) с середины 2024-го ведет подготовку к аудиту для экспорта в Китай. До конца августа этого года компания планирует подать заявку в CIFER (ветеринарная платформа КНР). Татарстанцы хотят поставлять в Поднебесную 300 т сухой молочной сыворотки в месяц, рассказал «БИЗНЕС Online» председатель правления группы компаний Минтимер Мингазов.

Общий срок процедуры сертификации (вместе с предварительными переговорами) занимает 6–7 месяцев. Реалистично нужно рассчитывать на 8–15 месяцев, добавил он. «Сроки могут увеличиться при необходимости повторных испытаний или доработок производства. Период согласования с китайской стороной часто оказывается самым непредсказуемым этапом», — отметил Мингазов. Стоимость, по подсчетам «Вамина», составит от 255 тыс. рублей. Из них 150 тыс. рублей приходится на командировку в Китай, 90 тыс. рублей — на лабораторные испытания партии, 15 тыс. рублей — на отправку образцов.

Оформление документов, регистрация продукции, перевод технической и маркетинговой информации на китайский язык — все это занимает время и требует профессионального сопровождения Оформление документов, регистрация продукции, перевод технической и маркетинговой информации на китайский язык — все это занимает время и требует профессионального сопровождения Фото: ru.freepik.com

9. Дистрибьютор работает за наценку, брокер — комиссию со сделки

Вопросы сертификации и соблюдения местного законодательства требуют отдельного внимания, согласился Шульгин. Оформление документов, регистрация продукции, перевод технической и маркетинговой информации на китайский язык — все это занимает время и требует профессионального сопровождения. Без локального представителя или надежного дистрибьютора пройти этот путь самостоятельно крайне сложно.

Верный путь найти дистрибьютора — международные выставки. Так, «Эйдос» познакомился с будущими партнерами на одной из выставок в США, рассказал нам руководитель отдела ВЭД компании Ильнур Низамиев. Дистрибьюторы, по его словам, могут работать по двум схемам. Первая — когда дистрибьютор точечно работает по условно 3–4 проектам. Более продвинутый вариант работы — это эксклюзивный дистрибьютор в какой-то части страны или на всей ее территории.

«Схема такая: мы продаем ему определенный объем продукции, он, исходя из внутренней конъюнктуры рынка, делает наценку. Дистрибьютор обязуется представлять бренд в хорошем свете, проводить маркетинговые активности, иначе не удастся достичь объемов, на которые мы ориентируемся. В противном случае мы можем рассматривать приостановку договора либо переход к другому дистрибьютору. Мы со своей стороны предоставляем хороший товар, поддержку от производителя, сервисное обслуживание. Дистрибьютор, зная внутренний рынок, регулирует цену и взаимоотношения с заказчиком», — описал он.

«Август-Агро» пользуется услугами брокеров из разных стран. У брокера нет своей продукции, просто он всех знает, «потому что тоже посещает выставки». Например, ему пишут из Китая: «Нам нужна тысяча тонн гороха», — и он находит поставщиков. «Такие сводники, посредники. Они через себя сделку не прогоняют, просто по итогу могут попросить какую-то комиссию, о которой вы договоритесь в самом начале», — отметил коммерческий директор компании.

«Комос Групп» (владеет Казанским молочным комбинатом) 7 лет назад совершил первые поставки в Китай через дистрибьюторов, но компания столкнулась с проблемами: нет прозрачности ценовой модели, дорогая логистика, узкие каналы продаж. «Товар уезжал, и мы плохо себе представляли, где и как он продается», — жаловался исполнительный директор Кирилл Чечин. С 2022 года, когда сломались все логистические цепочки, пришлось искать новые пути. «Наше мороженое из портов Санкт-Петербург или Новороссийск доезжало до КНР за четыре месяца!» — ужасался спикер. Оказалось, что наценка дистрибьюторов, например, на мороженом достигала целых 45%! В 2023-м в Китае была создана компания KOMOS (Shanghai) Trading Co., у нее есть собственные склады, стало проще вести переговоры, управлять ценой продукции.

Наиболее распространенные маршруты — это железнодорожные, автомобильные и морские перевозки Наиболее распространенные маршруты — это железнодорожные, автомобильные и морские перевозки Фото: © Lin Shanchuan/XinHua / www.globallookpress.com

10. «Получить согласование от РЖД — головная боль крупного бизнеса»

Большую часть маржи от экспорта в Китай съедает логистика. Минимизация транспортных издержек, кстати, была одной из причин, почему «Эйдос» открыл СП в Шанхае.

Наиболее распространенные маршруты — это железнодорожные, автомобильные и морские перевозки. Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения. Для фирмы «Альтернатива+» самое очевидное решение — это отправка сельхозпродукции прямыми поездами с железнодорожных станций РТ до какой-либо железнодорожной станции в Китае. Как нам рассказали в Горьковской железной дороге (филиал РЖД), в 2024 году объем экспортированных грузов из Татарстана в КНР составил около 200 тыс. тонн (+18,7% к 2023-му). При этом в 2022-м было отправлено 67 тыс. тонн. Т. е. за три года объем экспорта вырос в 3 раза.

«В пути поезд находится около 20 дней, если нет задержки на пограничном переходе (а они бывают достаточно часто). Из-за переориентации российских грузов на восток приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, так как железнодорожная инфраструктура не готова к такому грузопотоку. Главная сложность — нехватка мощностей на Восточном полигоне РЖД. Работа по модернизации уже начата, но такие проекты реализуются небыстро, поэтому всем экспортерам надо набраться терпения», — поделилась руководитель отдела экспорта компании Смирнова.

Получить согласование от РЖД — головная боль крупного бизнеса, говорит один из собеседников. Согласовать контейнерный поезд не так просто, согласен Галяутдинов из «Август-Агро». По его словам, у РЖД есть свои ограничения. Мол, есть более приоритетные грузы. «Получить ГУ (заявка на перевозку грузовприм. ред.) в сторону Китая довольно сложно. У нас не было возможности ждать, согласуют нам отгрузку или нет. Если мы подтверждаем сделку, нужно, чтобы мы начали отгрузку сегодня, а не через две недели», — пояснил Галяутдинов.

Именно поэтому компания предпочитает другие маршруты поставок. Обычно они отгружают сельхозпродукцию автотранспортом до Новороссийска, далее грузят в контейнеры, на больших контейнеровозных судах сырье отправляется в Китай. В зависимости от судна маршрут может пролегать через Суэцкий канал, Африку. Нужно учитывать, что судно с большей вероятностью сначала уйдет в Турцию, там его перевалят на еще больший контейнеровоз, оттуда он уйдет в Китай. По морю путь составляет полтора месяца. Плюс логистика от РТ до Новороссийска со всеми документами — 7 дней. «Условно у китайцев наш горох через 2,5 месяца будет плюс-минус. Покупателей такие сроки устраивают», — указал аграрий.

Автомобильный транспорт является наиболее оперативным способом доставки, особенно в северо-западные регионы Китая, рассказали в «Нэфис Косметикс». Срок транспортировки до приграничной территории у них занимает от 10 до 14 дней. Но такой способ, увы, подходит не для всех компаний.

Важно учитывать географическое расположение китайских партнеров, поскольку Китай — страна с разветвленной системой экономических и таможенных зон. Один и тот же маршрут может быть эффективен для одного региона и совершенно не подходить для другого. «Например, при поставках в провинцию Хэйлунцзян, несмотря на ее близость к российской границе, не всегда целесообразно использовать маршрут через Маньчжурию в силу специфики логистических потоков, внутренних ограничений или перегруженности перехода. В таких случаях приходится выстраивать альтернативные логистические цепочки, что требует гибкости и предварительной проработки с китайской стороной», — подчеркнул Шульгин.

Многие китайские банки избегают проведения операций с российскими компаниями, особенно если в сделках участвуют крупные системообразующие банки из санкционного списка Многие китайские банки избегают проведения операций с российскими компаниями, особенно если в сделках участвуют крупные системообразующие банки из санкционного списка Фото: «БИЗНЕС Online»

11. Платежи: рынок посредников и бартер

Уже не первый год расчеты с китайскими партнерами сопряжены с трудностями. Во-первых, это ограничения на международные расчеты. Многие китайские банки избегают проведения операций с российскими компаниями, особенно если в сделках участвуют крупные системообразующие банки из санкционного списка. Это приводит к тому, что китайская сторона может не иметь технической возможности провести платеж даже при полной готовности к сотрудничеству.

Так на арену вступили платежные агенты. На пике остроты проблемы в 2024 году в Китае «родилось» огромное количество финансовых посредников. Помочь с платежами за совсем нескромные комиссии (они доходили до 10% от суммы сделки) вызывались все, кто как-то был связан с ВЭД, в том числе логистические компании. Но впоследствии рынок настолько перегрелся, что им пришлось убавить аппетиты. Сейчас комиссии составляют 0,5–2%, говорят наши собеседники.

«Предлагают вместо «оборудование» писать «бананы»: банки Китая замораживают платежи даже в юанях

«Важный вопрос — валюта расчетов. Несмотря на развитие механизмов расчетов в юанях, на практике не все китайские импортеры могут работать с данной валютой. В нашей практике есть случай, когда оплата производилась в рублях. Такой подход требует дополнительного юридического и бухгалтерского сопровождения, особенно с учетом валютного контроля на российской стороне», — указал Шульгин из «Нэфис Косметикс». Наконец, необходимо постоянно отслеживать текущую политику китайских банков. На момент заключения контракта конкретный банк может быть готов к проведению транзакций с Россией, но спустя буквально несколько дней или недель приостановить такие операции.

«Альтернатива+» тестировала множество вариантов, в том числе взаимозачеты, но сейчас принимает оплаты на счет, открытый в ВТБ. Большинство китайских покупателей подстроились под компанию и открыли счета в ВТБ (Шанхай). Платежи доходят в течение одного рабочего дня, поделилась Смирнова.

Экзотикой можно назвать взаимозачеты и бартеры. Механизм применяется в редких случаях, когда это взаимовыгодно и возможно по товарным группам. «Но там тоже бывают свои риски. Есть проблема с внутренним НДС, в Китае налоговая может засчитать это как сделку внутри страны, есть риск нарваться на дополнительные начисления», — предупреждает Мухаметшина.

Как минимизировать риски и обеспечить успешное завершение сделок? Прежде всего необходимо тщательно проверить контрагента Как минимизировать риски и обеспечить успешное завершение сделок? Прежде всего необходимо тщательно проверить контрагента Фото: © Huang Jingwen/XinHua / www.globallookpress.com

12. Как грамотно закрепить дружбу с Китаем на бумаге

«Обязательно нужно проверять контрагента. Случаи мошенничества, к сожалению, нередки. И конечно, необходимо помнить, что ничто так не помогает верить людям, как предоплата», — говорят экспортеры. Правовые нюансы заключения договоренностей с азиатскими коллегами требуют особого внимания.

Как минимизировать риски и обеспечить успешное завершение сделок? Прежде всего надо тщательно проверить контрагента. Как отмечают партнеры юрфирмы «Ялилов и партнеры» Ленара Фиеве-Климовская и Дурмишхан Афхазава, зарегистрировать компанию в Китае несложно, потому проверить, кто реально стоит за бизнесом, — задача трудная. Для этого юристы используют специализированные сервисы, такие как Qichacha, Tianyancha и Aiqicha и Qixinbao, которые помогают проверить уставные данные, собственников и финансовые показатели. Также в надежности контрагента помогут убедиться налоговые реестры.

Полезно изучить информацию в государственной системе кредитоспособности предприятий, хотя доступ к ней для иностранцев ограничен. Руководитель практики китайского права юрфирмы «Кучер Кулешов Максименко и партнеры» Чак Пэн добавляет, что важно запросить у партнера уставные документы, включая бизнес-лицензию, экспортное разрешение и копию печати компании — без нее договор может быть признан недействительным.

Адвокат, управляющий партнер бюро «Муратова и партнеры» Надежда Муратова выделяет сервис China Judgements Online. Это база судебных решений в Китае, созданная Верховным народным судом КНР, аналог системы «Мой арбитр», где можно проверить компанию на наличие судебных споров.

Также Муратова подсказывает, что документы, высылаемые контрагентом из Китая, можно проверить с помощью многочисленных сервисов на основе генеративного искусственного интеллекта. «Если не имеется возможности посетить лично офис контрагента из КНР, то необходимо попросить прислать подробные фото и видео офиса, где располагается компания, производственные мощности, штат сотрудников и тому подобное», — советует эксперт.

Во-вторых, при составлении договора нужно учитывать китайские особенности. Печать компании (chop) имеет здесь особый статус — без нее документ не имеет юридической силы. Чак Пэн предупреждает, что в Китае проставление печати является существенным условием для заключения многих договоров и поддельные печати порой вводят в заблуждение даже крупные компании.

Кроме того, лучше подготовить двуязычный вариант контракта, причем китайская версия должна быть заверена, иначе в случае спора суд будет трактовать условия в пользу местной стороны. По словам экспертов, даже предварительные соглашения, такие как протоколы совещаний или письма о намерениях, могут оказаться обязывающими, китайский партнер вправе потребовать возмещения упущенной выгоды, если сделка не состоится.

В-третьих, важно правильно прописать условия контракта. Специалисты советуют четко фиксировать спецификации товаров, сроки поставки и порядок контроля качества. «Отдельно обращайте внимание на защиту интеллектуальной собственности, особенно если поставляется уникальный продукт, технология, упаковка или бренд. Мы часто помогаем клиентам регистрировать товарные знаки в Китае, чтобы избежать пиратства или „клонирования“ товара», — советуют юристы юрфирмы «Ялилов и партнеры».

Дополнительно Муратова советует указывать в разделе «Контакты» инвойс на оплату банковского счета, открытого в банке, расположенном на территории материкового Китая. «Если китайский партнер предложит сделать перечисление денежных средств на счет, указанный, например, в гонконгском банке, это может привести к тому, что контракт поставки товара не будет официальным для соответствующих органов контроля и регулирования КНР», — обращает внимание эксперт.

Также критически важен пункт о разрешении споров: эксперты рекомендуют выбирать арбитраж в нейтральной юрисдикции, например, в Сингапуре или Гонконге, поскольку китайские суды часто принимают решения в пользу местных компаний. Если же китайский партнер настаивает на местном арбитраже, стоит привлечь проверенных юристов, знакомых с китайской судебной системой. Если не договориться о юрисдикции заранее, то применяется китайское право, которое может оказаться невыгодным для иностранного партнера.

Наконец, стоимость юридического сопровождения сделки может варьироваться. Ленара Фиеве-Климовская и Дурмишхан Афхазава как юристы татарстанской компании рассказали, что проверка контрагента обойдется у них примерно в 20 тыс. рублей, разработка договора — от 90 тыс. рублей, а полное сопровождение сделки — от 200 тысяч.

Муратова приводит следующие суммы: юридическое сопровождение контракта по поставке товара с суммой сделки от $100 тыс. до $300 тыс. может составлять от $2 тыс. до $5 тыс., куда входит подготовка и правовой анализ договора, юридическая проверка китайского контрагента (due diligence), а также участие в переговорах и согласование условий. Адвокат уточняет, что такая стоимость, как правило, не включают цены консультаций по валютному контролю, таможенному оформлению и защите интересов в случае споров, а также санкционному комплаенсу.

Чак Пэн в свою очередь подсветил стоимость услуг китайских юристов: гонорары адвокатов там значительно ниже, чем в американских и европейских фирмах, вместе с тем цена услуги сильно варьируется от конкретного расположения юрфирмы, а также ее уровня и специфики. Например, «средненькая» китайская фирма может запросить за сопровождение международной сделки $500–600, ведущие юрфирмы с сильной командой и широким охватом рынка попросят от $150 до 1$ тыс., а в специализированных бутиках цена может достичь $1,2 тысячи. Вместе с тем эксперт отмечает, что в местных компаниях в основном применяются фиксированная оплата за дело или гонорар успеха.

13. Нулевая ставка НДС, компенсация транспортировки и ярмарки: как поддерживают экспорт в Китай

Оператором государственных мер поддержки экспорта выступает российский экспортный центр (РЭЦ). Точечных мер по отношению поставок в Китай нет. Тем не менее РЭЦ может компенсировать затраты на транспортировку, НИОКР, послепродажное обслуживание, сертификацию продукции. Татарстанский центр поддержки экспорта в том числе может помочь с выходом на маркетплейсы и маркетинговыми исследованиями.

Компании-экспортеры в КНР также могут попросить поддержку у торгового представительства Российской Федерации в Китае. А для удобства татарстанского бизнеса в Пекине работает торгово-экономический представитель РТ в КНР Евгений Горшков. Кроме того, в Гуанчжоу дважды в год (в апреле и октябре) проводится Кантонская ярмарка, где российские компании также могут представить свои товары.

Ключевой совет — не воспринимать Китай как «еще один рынок». Это отдельный мир со своими правилами игры Ключевой совет — не воспринимать Китай как «еще один рынок». Это отдельный мир со своими правилами игры Фото: © Huang Jingwen/XinHua / www.globallookpress.com

Еще одним привлекательным моментом может стать нулевая ставка по НДС на товары, экспортируемые в Китай. Но важный момент — чтобы применить ставку 0%, необходимо подтвердить, что груз действительно был отправлен в Поднебесную. Для этого подтверждающие документы в налоговую службу (копия договора с иностранным покупателем, копия товарной накладной, таможенная декларация) нужно представить в срок не позднее 180 календарных дней после вывоза товара.

А вот «Эйдос» рассчитывает получить меры поддержки уже в Китае. Дело в том, что их симуляторы полностью локализованы, т. е. это полностью китайский продукт с российским программным обеспечением. «Мы бы хотели иметь от местных властей преференции перед другими импортерами. Пока этого не происходит. Очень хотим и надеемся, что наши китайские партнеры на своем уровне добьются мер поддержки», — выражает надежду Низамиев.

***

Ключевой совет — не воспринимать Китай как «еще один рынок». Это отдельный мир со своими правилами игры. Успех возможен только при системном, вдумчивом и долгосрочном подходе.

Каким бы долгим и специфичным ни был процесс, компании все равно видят рынок Поднебесной как один из самых перспективных и ключевых. Так, «Татспиртпром» в этом году планирует отгружать в КНР еще и виски, а «Август-Агро» увеличил посевы льна почти в 2 раза до 17 тыс. га, в том числе под экспортные цели. Производители понимают, что, сделав себе имя в Китае, будет легче выходить на другие рынки стран Юго-Восточной Азии, ведь сотрудничество с КНР для многих стран, таких как Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, является показателем качества и надежности.