«Пока мы движемся к третьей мировой войне безостановочно. Нам нужно думать, как такое движение прекратить или хотя бы уберечь от этого наше Отечество», — считает научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. На круглом столе «БИЗНЕС Online» участники обсудили, как зашла в тупик система глобалистского либерального империализма, почему человечеству придется осваивать мировосприятие любви, а также пришли к выводу, что в корне решения проблем РФ — система ценностей россиян.
На круглом столе «БИЗНЕС Online» обсудили стратегически важные для нашей страны моменты. Какой будет Россия будущего, во многом зависит от принятых сегодня решений
О круглом столе
В последние годы в России идут дискуссии о будущем страны и ее возможной идеологии. Однако чаще всего обсуждения превращаются в анализ текущих реалий и тактических шагов. Многочисленные ток-шоу на телевидении тоже не отвечают на концептуальные вопросы. А учитывая, с какой скоростью меняются события в стране и мире, сосредоточиться стоит именно на стратегически важных для РФ моментах. Какой будет Россия будущего, во многом зависит от принятых сегодня решений.
«Нам нужно иметь свою новую гуманную государственную идеологию, обеспечивающую развитие русского человека, русского великоросса, русского татарина, русского еврея, русского белоруса, русского чукчи. Нам нужно ее принять и продвигать», — говорил в прошлом году в интервью «БИЗНЕС Online» почетный председатель президиума, один из основателей совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов. Часть результатов этой работы была представлена 11 июля в форме доклада «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке».
А в преддверии его публикации Сергей Александрович любезно согласился поучаствовать в организованном нашим изданием круглом столе на тему «Россия и мировой геополитический шторм: сценарии и стратегии». Он призван выстроить картину того, где находятся Россия и мир, какие вызовы перед ними стоят. Главное, ответить на вопросы: куда идти дальше, какой путь развития выбрать, какой может быть идеология России?
На круглый стол мы пригласили мыслителей, которые друг другу не противоречат, а взаимодополняют. В обсуждении приняли участие:
- Сергей Караганов — почетный председатель президиума, один из основателей совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ;
- Александр Агеев — генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления, директор Института экономических стратегий РАН, президент Международной академии исследований будущего;
- Айрат Бахтияров — экономист, религиовед.
Модератором круглого стола выступил издатель «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов. Разговор продолжался более четырех часов. В первой части стенограммы речь пойдет об оценке нынешнего состояния в России и мире, а также угрозах, которые стоят перед человечеством.
Сергей Караганов: «Мы находимся в преддверии, а может быть, уже в начале огромной череды кризисов»
«В истории человечества есть огромное кладбище великих государств, которые потеряли свой идеологический стержень»
Модератор: Начнем с оценки текущей ситуации в России и мире. Какие угрозы стоят перед человечеством? Сергей Александрович, вам слово.
Сергей Караганов: Обычно говорят, что сейчас самый острый период со времен холодной войны с точки зрения международной безопасности. Это неправильно. Столь опасной ситуации не было с 1939–1945 годов, за исключением 2−3 дней во времена Карибского кризиса. Мы находимся в преддверии, а может быть, уже в начале огромной череды кризисов.
Главная причина в том, что современная социально-экономическая система, условно говоря, глобального либерального империализма пришла в тупик. Эта система была основана в том числе на бесконечном росте потребления, которое перестало ограничиваться этическими или иными нормами.
Вторую причину почти никто не обсуждает. Люди на Западе, которые видят, что их система, которая распространилась на всех, пришла в кризис, судорожно ищут выходы. Например, возвращаются к идее 40−50-летней давности — передаче власти от государства транснациональным корпорациям и некоммерческим организациям, которые вытесняют правительства. Это давосская история. Но она уже сдохла, хотя ее пытаются возродить. Также появилась идея инклюзивного капитализма. Ее продвигает группа Ротшильда в союзе с Ватиканом. Это что-то похожее на европейский социальный капитализм 1950–1960-х годов, плюс полный цифровой контроль над населением. Эта идея тоже не взлетела. Поэтому мы находимся в кризисе социально-экономической системы. Кстати говоря, Россия тоже пока не предложила выход из этого кризиса.
Второй кризис — геополитический. Закончилось 500-летнее господство Запада в мировой системе, которое было основано на военном превосходстве. Оно начало заканчиваться в 1960–1970-е годы, когда СССР подорвал это превосходство. Процесс прервался в 1990-е, когда рухнул Советский Союз, а сейчас он возобновился. В итоге мы имеем мощнейший геополитический и геоэкономический сдвиг от Запада, который раньше доминировал, эксплуатировал и перекачивал ренту, к новому миру. Запад перешел в отчаянную контратаку.
Третий элемент эпохи — это то, что старые институты, которые в основном были созданы на Западе, даже с нашим участием, перестают работать. То есть мы находимся в состоянии хаоса и вакуума управляемости.
«Пока мы движемся к третьей мировой войне безостановочно»
Поэтому нам нужно сейчас, во-первых, предотвратить третью мировую войну, которая уже накатилась. Во-вторых, думать о создании новой модели социально-экономического развития как для нашей страны, так и, может быть, для других и начать заполнять вакуумы безопасности. Все болтают об изменении климата. Конечно, с выбросами надо бороться, но главное, с чем надо бороться, — с последствиями. А к этому мы пока не готовы системно. Поэтому нам нужно менять философию развития.
Еще одна крупнейшая проблема, которая стоит перед человечеством, заключается в том, что современная западная технотронная цивилизация, которая была основана на довольно длительном периоде мира, когда об угрозе войны, в том числе ядерной, забыли, при этом была относительная сытость и проникновение новых технологий, начинает уничтожать человека — думающего, решающего, семейного, верящего. Современному человеку уже не нужна память, ориентировка в пространстве, мягкое порно с экранов компьютеров начинает заменять любовь. Это крупнейшая философская проблема, которая почти не обсуждается.
Технологии лишают базовых потребностей в семье, в доме, в родине, в вере. Отсюда пошли сумасшедшие ЛГБТ (экстремистская организация, которая запрещена в России, — прим. ред.), трансгуманизм, отрицание истории. А теперь на Западе это стали использовать для усиления контроля над собственным обществом, разобщая его, подрывая способность к сопротивлению. Этим «измам» потакают. В России мы пока поставили этому заслон.
— Уточните, что вы имеете в виду под уничтожением человека.
— Уничтожение человеческой цивилизации в ее сложившемся виде. Мы можем доиграться до этого, учитывая геополитику, о которой, наверное, поговорим отдельно. Имею в виду то, что мы вошли в череду войн, которые могут рано или поздно стать третьей мировой, но уже реально последней. Пока мы движемся к третьей мировой войне безостановочно. Нам нужно думать, как такое движение прекратить или хотя бы уберечь от этого наше Отечество.
Также, как я уже говорил, нам необходимо создать новую мечту, идею России, даже кодекс россиянина. По сути, это кодекс строителей коммунизма или Божьи заповеди, которые очень сходны и в Коране, и в Библии. Но для нашего времени. Хотя Божьи заповеди незаменимы. Без них человек перестает им быть. Превращается в животное.
«Работаем над тем, чтобы выработать государственную идеологию. Она обязательна только для служащих, для тех, кто хочет стать лидером. Но она должна внедряться с детства, творчески, в спорах. Без нее страна погибнет»
— Как ответ на вызовы?
— Мы должны сознательно начинать продвигать новую-старую идеологию, потому что образовался идеологический вакуум после краха коммунизма, который, в принципе, был довольно стройной экономической и идеологической системой, даже в теории гуманной, в отличие от нацизма…
— И социал-дарвинизма.
— Когда мы отказались от коммунизма, образовался вакуум. Он не заполнялся из-за лености интеллектуального класса, из-за отрыжки после коммунистического единомыслия. И из-за того, что элита заболела экономизмом. Помните: «Бабло побеждает зло». Мы частично оскотинились. А также известная часть элиты хотела сохранить этот вакуум, чтобы он заполнялся идеями, которые поступали с Запада. Часть элиты стала компрадорской не только экономически, но и идейно.
Мы сейчас работаем над тем, чтобы выработать государственную идеологию. Она обязательна только для служащих, для тех, кто хочет стать лидером. Но она должна внедряться с детства, творчески, в спорах. Без нее страна погибнет. Я уже много раз писал о том, что государства, потерявшие свою национальную идею, всегда гибли, особенно великие страны. В истории человечества есть огромное кладбище великих государств, которые потеряли свой идеологический стержень.
Айрат Бахтияров: «По воле Бога у человечества началась активизация другого способа мировосприятия — левостороннего, или рационального. На нем базируются наши способности к логической абстракции и обобщениям»
«Выход из ситуации — в освоении нового мировосприятия сердцем, или восприятия в состоянии любви»
Модератор: Спасибо! Айрат Равильевич, вам слово. Какова ваша оценка текущей ситуации в России и мире? Какие главные вызовы стоят перед человечеством, перед миром?
Айрат Бахтияров: При оценке текущей ситуации в России и мире я бы хотел показать глобальный аспект происходящих сейчас перемен, его особенности, поговорить о том, куда это все ведет и какова при этом роль российской цивилизации.
Во-первых, мы вошли в завершающую фазу качественного изменения массового сознания на планете. Этот процесс предопределен, его ведет Бог, и отказаться от него мы не можем. В результате или человеческая цивилизация будет уничтожена, или же мы сможем освоить новое мировосприятие, которое позволит решить сегодняшние, казалось бы, нерешаемые проблемы. О том, что такое время придет, есть много упоминаний в священных писаниях, в том числе авраамической линии. Поэтому все, о чем я буду говорить, — это изученные и систематизированные знания из таких источников.
В чем особенность фазового перехода? Во-первых, он носит многомерный бифуркационный характер, когда стираются границы между текущей и стратегической ситуациями. Малые изменения в текущей ситуации могут вызвать такие стратегические последствия, что исправить допущенные ошибки не удастся.
Верно и обратное: невозможно выбрать правильную стратегию поведения без оценки текущей ситуации. Это означает, что на данном этапе перестает работать проверенный веками метод проб и ошибок. Поскольку можно попробовать так, что не хватит времени исправить негативные последствия. Когда текущий выбор начинает вызывать стратегический эффект, резко повышаются требования к качеству принимаемых управленческих решений.
Анализировать текущую ситуацию и принимать правильные решения можно лишь в рамках неискаженного стратегического видения. Нужно видеть всю картину целиком, а не по частям.
Увидеть глобальный процесс преобразования проще всего через экономику. Каждый тип экономики базируется на том или ином способе мировосприятия. Первично мировосприятие, а оно уже порождает соответствующий тип экономики. В экономике взаимообмена существуют лишь два простых устойчивых состояния. Первое — это когда все добровольно предлагают остальным свое самое лучшее и берут себе, сообразуясь с интересами других. Примером такой экономики может служить экономика семьи, где царит любовь. Здесь нет конкуренции, нет попыток урвать себе лишнее. Наоборот, все предлагают свое для общего блага и каждый берет, учитывая интересы остальных. Эта система очень устойчивая, гибкая и может пережить практически любые катаклизмы. Но у нее есть одна особенность — такая экономика работает лишь тогда, когда в семье присутствует любовь, сознание любви. Если его нет, то тип экономики становится совершенно другим.
В своих работах я исследовал этот тип экономики, у меня много публикаций на данную тему. Я такую экономику называю экономикой жизни, хотя есть и другие названия: экономика любви, экономика восприятия сердцем и так далее. В основе мировосприятия такой экономики лежит способность воспринимать мир в состоянии любви. В ней двигателем прогресса служит желание сотрудничества, желание познавать, созидать, желание пребывать в состоянии любви, потому что каждый себя ощущает неразрывной частичкой единой жизни. И это не просто слова, а объективное мироощущение.
Второй тип устойчивого равновесия возникает тогда, когда каждый тянет одеяло на себя. Это сегодняшняя экономика конкуренции. Здесь ограничителем выступает лишь необходимость сохранения целостности системы. Поскольку если одеяло разорвется, то все замерзнут. Поэтому вводятся ограничительные процедуры, различные виды самоограничения. Наши законы, методы воспитания с детства, принуждение силой и манипуляция сознанием как раз и приспосабливают нас к этому типу экономики. Здесь большинство нацелено присвоить себе как можно больше, сообразуясь лишь с принятыми социальными ограничениями.
Прежде чем мы достигли нынешнего уровня развития, человечество проделало очень длинный путь. И этот путь не случаен, процесс носит циклический характер и связан с последовательным раскрытием Богом наших способностей к мировосприятию.
Из священных писаний и древних практик известно, что Бог наделил человека тремя разными способами собирания реальности.
Это так называемое правостороннее восприятие, когда человек воспринимает окружающую реальность посредством ощущений, концентрируя свое внимание на своих ощущениях. Сегодня у большинства такая способность подавлена и включается лишь в моменты опасности. Следующий способ — левостороннее, или рациональное, мировосприятие, которое сегодня является доминирующим. Вот сейчас мы, ведя эту беседу, общаемся именно посредством такого мировосприятия. Звуки, которые произносим, кодифицированы в определенные фиксированные смыслы, и, обмениваясь этими звуками с известной кодификацией, мы понимаем, о чем говорим, то есть обмениваемся смыслами. Хотя если бы у нас был другой тип мировосприятия, мы могли бы общаться напрямую, когда мысль одного была бы доступна другому. Однако такое возможно лишь при усвоении более широкой способности к восприятию. При сегодняшнем, в котором мы находимся, это невозможно.
Третий способ — это сердечное мировосприятие — то восприятие, к которому мы стремимся, которое нужно постичь, — восприятие в состоянии любви.
У этих трех способов мировосприятия имеются свои особенности. Первые два — право- и левостороннее — работают только в двух режимах. Если правостороннее, то отключается левостороннее, если левостороннее, то, наоборот, отключается правостороннее. Что мы сейчас и наблюдаем. Так, у нашей сегодняшней цивилизации великолепные способности к логическому мышлению, логическому анализу ситуации. Однако мы перестали ощущать живую природу, те ограничения, которые присутствуют в ней. И это, соответственно, сужает спектр восприятия реальности, наше сознание в буквальном смысле слова темнеет, с каждым шагом такой спирали мы перестаем вписываться в единую жизнь. Она начинает нас отторгать как инородное тело. Мы сами запускаем процесс своего самоуничтожения.
Сердечное же восприятие обладает уникальным качеством. Его обладателю становится возможно одновременно задействовать все свои три способа мировосприятия. То есть вместо плоскости, которая характеризует предыдущие два, мы как бы переходим в объем, картину видим сразу целиком. Тогда любую ситуацию можно оценивать и ощущать с самых разных сторон. Например, при сердечном мировосприятии сегодняшние проблемы с обманом, ложью, неправедным присвоением результатов труда других станут бессмысленными. Поскольку любой человек, обладающий восприятием сердца, будет все ощущать и видеть как на ладони. В итоге на тех, кто пытается обманывать, просто начнут смотреть как на больных. И в священных писаниях показано, что это и есть болезнь — болезнь осознания.
Наблюдая, как Бог последовательно и неуклонно развивает сознание человечества, можно заметить его цикличность и спиралевидность. Каждый цикл отвечает за развитие одного из способов мировосприятия. После завершения очередного цикла происходит переход к усвоению следующего качества.
«Цикл начался с образа Адама и Евы в раю. Там присутствовала сердечность, но не были развиты право- или левосторонний тип восприятия» («Адам и Ева». Миниатюра. «Манафи аль Хайаван» Ибн Бахтишу. Марага, 1294–1299)
Начало цикла — «Адам и Ева в раю». Присутствует сердечность, не развиты способности к право- и левостороннему восприятию. Экономика жизни очень проста — берешь, что желаешь, из предложенного изобилия. Кругооборот жизни в виде «что-то забираешь, что-то отдаешь» не завершен.
Следующий цикл освоения потенциала осознания человека начался с обучения правостороннему восприятию. В массовом сознании тех цивилизаций, которые были до нас, доминировал именно этот тип мировосприятия. Он сохранился среди природных народов, им пользуются шаманы и маги. Отмечу, что при правостороннем мировосприятии подавлены способности к абстракции и сложным логическим обобщениям.
Поэтому людям того цикла для сохранения и передачи по поколениям накопленных навыков приходилось создавать сложные ритуалы, прибегать к психоделикам и услугам существ неорганического мира.
Основу экономики тех цивилизаций, построенных на правостороннем мировосприятии, составляла борьба за обладание магической силой и техниками подчинения себе воли других. Экономика конкуренции этих социумов сильно отличалась от сегодняшней, привычной нам.
Далее, по воле Бога у человечества началась активизация другого способа мировосприятия — левостороннего, или рационального. На нем базируются наши способности к логической абстракции и обобщениям. Это и есть наша сегодняшняя цивилизация «рацио». Но мы подошли к исчерпанию потенциала данного типа мировосприятия. Все проблемы, которые наблюдаем, связаны именно с этим.
— Построенного на логике и рациональности?
— Построенного на логике, без подключения правосторонней интуиции. Это сильно затрудняет и даже делает невозможным принятие адекватных решений лишь на основе перебора логических предположений. Чем сложнее система и больше количество накопленных в ней противоречий, тем больше сбоев. Закручивается спираль самоуничтожения.
Выход — в овладении новым мировосприятием, позволяющим задействовать весь потенциал осознания человека. Как я уже говорил, это достигается лишь за счет активизации восприятия сердцем, способности воспринимать мир в состоянии любви. Так установил Бог.
Экономика, построенная на основании нового мировосприятия, будет несоизмеримо эффективнее, чем две предыдущие экономики конкуренции. Здесь не будет конкуренции в нашем понимании, экономика станет многоуровневой, сетевой, не нужен будет большой бюрократический аппарат, упростятся многие процедуры принятия решений, производительность, эффективность социума будут совершенно другими. Любые инновации, любые нововведения, которые будут востребованы обществом, станут внедряться мгновенно.
Следует отметить, что лишь при восприятии сердцем человек в состоянии поддерживать равновесие между собой и реальностью. Такое сознание позволяет пребывать в коллективном «мы» окружающего живого мира, не повреждая и не подавляя свое «я». Проблемы и боль других он воспринимает как собственные.
Однако самое главное при освоении нового мировосприятия заключается в другом. В состоянии восприятия сердцем человеку становится возможно восстановить утерянную связь с Создателем. Человек, используя раскрывшиеся способности, ощущает любовь Творца, Его присутствие везде и во всем. Для него это несомненный факт, а не предположение, принятое на веру.
Завершая, скажу, что у нас просто нет другого выхода. Или мы переходим на этот тип мировосприятия, который нам предначертал Бог, или же мы исчезаем как цивилизация. Например, в Коране подчеркнуто, что если люди откажутся следовать по пути обретения сознания любви, «то Бог явит сообщество людей, которых Он любит, а они любят Его».
Большой цикл завершается. Начавшись с простой «экономики жизни Адама и Евы», на новом витке спирали развития предстоит освоить жизнь в более сложном социуме, который Бог в Коране назвал «новым небом и новой Землей, а человека — Своим наместником на ней».
В этот новый цикл развития человечества можно попытаться войти как бы спонтанно, лишь волей обстоятельств. Следуя по такому пути, мы, скорее всего, окажемся в убытке, то есть не сможем достичь желаемого. А можно двигаться, используя знания от Бога, которые Он уже дал людям. Этот путь обречен на успех. Об этом можно поговорить отдельно.
— Ваше выступление носит метафизический характер. То есть вы считаете, что главная угроза, стоящая перед человечеством, все-таки на уровне метафизики, а не геополитики?
— Здесь нет разделения на метафизику, геополитику, поскольку все это разные грани единого процесса. Просто тот язык, которым я пытаюсь это объяснить, сегодня только метафизический. Если эти смыслы, знания, которые даны метафизическим языком, начать переводить на геополитический или другой язык, то это, во-первых, займет очень много времени, во-вторых, там будут смысловые разрывы. Это как шар прогладить утюгом, чтобы из него сделать плоскую картину. Проще освоить метафизический язык, хотя бы какие-то образы, чтобы понять базовые знания от Бога.
— То есть вы считаете, что на уровне рационального объяснения происходящего разговор бесполезен? Нет выхода из тупика в рамках рациональной модели?
— Не бесполезен, а нужен. Выхода нет не в рамках рациональной модели, а в рамках существующего способа мировосприятия.
Я говорю о другом. Для рационального объяснения происходящего нужны неискаженные исходные образы, которые в совокупности позволят выстроить непротиворечивые логические смыслы. Опираясь лишь на логические предположения, которые не подкреплены неискаженными исходными образами, решить сегодняшние проблемы социума невозможно. Те образы, которые я показал, рационально обосновываются и воспринимаются.
Как я уже говорил, в рамках сегодняшнего мировосприятия у нас подавлена способность к правостороннему, не говоря уже о восприятии сердцем. Мы не ощущаем людей, не ощущаем Землю и не ощущаем самого главного — присутствия Создателя. Без этих качеств, пока мы их у себя не пробудим, из этой модели экономики, типа социума, в котором пребываем, мы не сможем выбраться. Речь об этом.
— То есть ключ в изменении человека, а не в изменении социально-экономической модели?
— Ключ в раскрытии и овладении более полным потенциалом нашего сознания — такого мировосприятия, которое позволит нам увидеть и, самое главное, практически решить сегодняшние глобальные проблемы. Без этого они в принципе нерешаемы.
— По сути, в изменении человека.
— Да, это приведет к изменению сознания человека.
Александр Агеев: «Как только мы верно диагностировали любой кризис, любую проблему, мы знаем, что там находится очаг для лечения. И это очень важно для целевого отношения»
«Мне кажется, тревожности, колокольного звона, что все серьезно, нет ни у нас, ни в мире»
Модератор: Александр Иванович, вам слово передаю. Хочу напомнить, что в нулевые вы проводили великолепные форумы, посвященные будущему России и мира. Вы один из первых, кто обсуждал эти темы на самом высочайшем уровне с лучшими экспертами страны и даже мира. Например, приезжали Линдон Ларуш, Элвин Тоффлер, Герхард Менш и другие. Тогда же вы обсуждали угрозы, стоящие перед человечеством. Что-то изменилось с тех пор?
Александр Агеев: В 2008 году, когда начался мировой глобальный финансовый кризис, мы проводили один из таких форумов. Можно представить, как были мрачны доклады всех, кто выступал. Чернее черного. Но в зале сидел один человек, который лучился светом. Он поднимает руку и просит: «Дайте мне слово». Ему дали слово, он вышел на трибуну, потирает руки и говорит: «Что вы такие все унылые? Любой кризис, любая угроза — это возможность». И дальше развил данную идею. Это очень правильный подход, потому что, как только мы верно диагностировали любой кризис, любую проблему, мы знаем, что там находится очаг для лечения. И это очень важно для целевого отношения.
Когда началась пандемия коронавируса, мы провели серию заседаний в рамках нашего прогностического сообщества под названием «Парад сбывшихся прогнозов». И мы рассмотрели 15 наших прогнозных разработок. В итоге мы огорчились, так как оказалась очень высокая степень предвидения негативных сценариев. В качестве примера сбывшихся прогнозов приведу два очень актуальных. В 2008 году до событий на Кавказе, в Грузии был наш прогноз по Украине. Он сбылся с точностью даже до той линии, где образовались Донецкая и Луганская республики. В 2018 году был прогноз санкций, их состава, сценариев внедрения — попадание один в один.
Караганов: Жалко, что мы тогда не работали вместе, потому что у меня были абсолютно аналогичные предвидения, даже еще раньше.
Агеев: На самом деле мы работали параллельно. Но мы знали о вашей работе, Сергей Александрович, и относились всегда с огромным уважением.
Главное, что современный прогноз — это проектирование. Если нет субъекта, который проектирует будущее, то мы будем заложниками, рабами, вассалами чьих-то других прогнозов. Это очень важный тезис.
Второе. Фактически Айрат Равильевич и Сергей Александрович с разных сторон коснулись главной глобальной болезни. Обратимся к одному из самых фундаментальных источников по истории человечества — Ветхому Завету. Изначально ведь мир был создан райским, а потом возникли дисфункции. И главная проблема райского сада была не в том, что кто-то позволил себе познание запретного, а в гордыне, которой вдруг был обуян Адам. Ведь Господь шутит: «Где ты? Уж не спрятался ли ты?» — то есть у Адама сразу возникло резкое оглупление, он решил, что можно от Бога спрятаться. Потом он не выдерживает, а Создатель к нему относится иронично: «Уж не съел ли ты яблоко?» Адам выходит и говорит: «Да, но из рук той, которую ты мне дал». То есть это была претензия, высказанная человеком в адрес Создателя.
«В одной из книг Ветхого Завета сказано: ходили блудно перед очами Господа. То есть блудили, заблуждались. Казалось бы, даны предписания, скрижали Моисея, заповеди, дано множество других правил, чтобы ограничить главное свойство человека — свободу, на которой потом вырастает та самая либеральная имперская модель»
— Стрелки перевел.
— Да. За это наказание получили [все]: и он (в поте лица трудится), и Ева (в муках рожает), и змей. А дальше Каин и Авель — это тоже самые первые этапы эволюции человечества. В итоге эти встроенные дисфункции нашли отражение в теологической проблематике теодицеи. Почему мир, несмотря на всемогущество Бога, который может все молниеносно изменить, периодически или постоянно находится в заблуждении. В одной из книг Ветхого Завета сказано: ходили блудно перед очами Господа. То есть блудили, заблуждались. Казалось бы, даны предписания, скрижали Моисея, заповеди, дано множество других правил, чтобы ограничить главное свойство человека — свободу, на которой потом вырастает та самая либеральная имперская модель, с которой Сергей Александрович и начал наш разговор. В итоге есть свобода и правила, ограничивающие ее. Например, свобода размышлять. Можно размышлять дико, стихийно, можно размышлять до предельного уровня хитрости и при этом не быть мудрым. То есть можно обмануть на базаре кого-то, но мудрость — это характеристика понимания более длинных интервалов бытия.
Это проблема теодицеи. Она доходит до предела, когда ведут на Голгофу Сына Божьего, который обладает потенциалом всемогущества как Сын Божий. Он претерпевает все эти страдания, хотя мог бы одним движением мысли все это прекратить. И Пилат, и все это судилище изначально слабее в смысле онтологии, силы духа, но он пойдет на самоограничение ради высшей цели.
Почему я это вспоминаю? Это касается и поведения России в текущей ситуации. Это вопрос стратегического терпения. Смирение, терпение или слабость, малодушие?
Вновь вспомним, что за 40 дней до Голгофы Христос появляется на горе Фавор и показывает фантастическое, уникальное свечение всемогущества, фаворский свет. Петр даже говорит: «Построим здесь кущи». Вот оно, абсолютное счастье, к чему стремится человечество. Но нельзя. Через 40 дней Голгофа, все должны вернуться с Фавора с этой тайной. На Фаворе присутствуют не все ученики Христа, а только трое — Иоанн, Иаков и Петр. Именно из событий на горе Фавор выводится понятие преображения, имеющее аналоги во всех мировых религиях. Это наша способность из любого падения, из любого кризиса, из любой войны выйти преображенными, то есть с той силой духа, о которой Айрат Равильевич говорил, продолжая заданную Сергеем Александровичем тему сознания человека.
Теперь о характеристике положения России. Я бы, дополняя сказанное, отметил, что фактически у нас три проблемы, которые достойны внимания. Первая — это наш главный стратегический риск в том, что примерно 150 миллионов человек, живущих в России, живут не так долго, счастливо, как могли бы. У нас есть колоссальный потенциал — природный, экономический, исторический. Но живем мы примерно плюс-минус 70 лет. Мы еще не приблизились к рекордному, достигнутому в 1965 году, 60 лет назад, уровню ожидаемой продолжительности жизни. Мужчины живут меньше, чем женщины, на 10 лет.
Эта проблема связана с тем, что четверть нашего населения не хочет доживать отпущенные годы жизни. Отговорки разные. Не хочется быть обузой родным, близким и так далее. Это важный момент. Это значит, что еще не очень организована палитра смыслов жизни. Если смысл жизни не отвечает тем законам, о которых Айрат Равильевич говорит, то и живем меньше, потому что живем неправильно, блудно перед очами Бога. Значит, не знаем правил здоровой, счастливой, долгой жизни. Между законом и правилами жизни, повседневностью, обыденностью и тем, как человек в этой реальной жизни пользуется своей свободой, данной изначально, есть колоссальная дистанция. В итоге вторая проблема, которая касается России, — смысл жизни, ради чего живем.
«Любая война повторяет модель, которая была в Первой и Второй мировых войнах. Мотивация — это битва за место под солнцем»
— Какие угрозы вы видите?
— Я бы использовал три ключевых слова для этой характеристики — «война», «человек», «наше сознание».
Война. Сергей Александрович очень точно сказал, что острее не было обстановки начиная с 1945 года и, возможно, трех дней Карибского кризиса. Вероятно, дискуссия может быть лишь о том, что мы сейчас — это 4, 5, 6 или 10 эквивалентов карибской ситуации в те самые три октябрьских дня 1962-го.
— Вы согласны с этим?
— Мне кажется, тревожности, колокольного звона, что все серьезно, нет ни у нас, ни в мире. Любая война повторяет модель, которая была в Первой и Второй мировых войнах. Мотивация — это битва за место под солнцем. И Германия, и Франция, и, соответственно, Великобритания, а потом Соединенные Штаты бились за доступ к энергоресурсам и продовольствию. Эта цель остается и сейчас актуальной. Дележка — это базовая экономическая и материальная причина.
Второе — это контроль коммуникаций. Когда мы начинаем анализировать ситуацию, например, между Израилем и Ираном, то увидим там те же самые транспортные потоки, те же логистические узлы. Только теперь уже это и газопроводы, и нефтепроводы, и другие логистические хабы и так далее. Эта цель тоже осталась.
Третья причина — это контроль над институтами регулирования. Начиная от ООН, ОПЕК, есть порядка тысячи международных организаций, которые так или иначе регулируют разные аспекты современной глобальной жизни. Кто их контролирует: ВАДА, ВОЗ, Организация по запрещению химического оружия, МАГАТЭ и так далее?
Напомню три плана, которые определяли мотивацию германской агрессии, фактически общеевропейской, против России. Первым был план «Барбаросса», который имел военной целью выход на линию Архангельск – Астрахань и преследовал задачи не полного разгрома, потому что предполагалось, что останется сибирская часть (так как Япония не сможет все захватить), какая-то культя от СССР.
Второй план назывался «Зеленая папка», малоизвестен у нас. Он предусматривал очень точное, адресное использование тех ресурсов, которые будут захвачены. Это чернозем для производства хлеба прежде всего, а также марганец, железная руда, нефтересурсы.
И третий план — «Ост», который у нас обсуждается с осторожностью, потому что он страшный. Это судьба тех народов, которые будут оккупированы и на которых не хватит в тех расчетах хлеба. 30−40 миллионов человек были обречены на голодную смерть. То есть это геноцид во всей его страшной полноте, включая в том числе и медико-биологические эксперименты. Здесь вспомним, что еще была Япония со своей историей и Вторая мировая война завершилась разгромом именно ее.
Вот эти три плана, если мы используем такую историческую аналогию и найдем параллели в современной ситуации, манифестированы. Вся эта повестка имеет место. Это и есть вызовы.
И последний тезис. В каждом из современных опубликованных цивилизационных проектов идет речь, конечно же, о типе человека, который уместен. Будет ли человек имперско-глобальный или это будет человек, который начинает думать о тех вопросах, о которых говорил Айрат Равильевич.
Самое главное, что мы, наверное, недостаточно обсуждаем и понимаем то, что давно уже находимся под очень серьезным не просто электромагнитным, а интернет-технологическим информационным воздействием. В итоге на фоне сильнейшего киберагрессивного воздействия происходит деградация естественного сознания. Из тех глубин, лабиринтов, высот, мудростей, которые есть в человеческой культуре, — к предельно простым процедурам, алгоритмам, шаблонам игр. Есть как бы меню — смыслы жизни. Например, я хочу третий смысл жизни попробовать, буду проживать отпущенные мне годы, часы, как в той игре, где есть запасные жизни и так далее.
Этот симбиоз кибертехнологий дает массу позитивных вещей, включая «Госуслуги», возможность пообщаться с «Алисой», ChatGPT, но на самом деле происходят очень серьезные симбиотические трансформации в нашем сознании, которые во многом необратимы и неостановимы.
Продолжение следует.
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.