Евромайдан в 2013 году начался как невинная акция киевских студентов с глупыми плакатами и лозунгами, однако сумел перерасти в полноценный государственный переворот, ставший повивальной бабкой грядущей войны. Сегодня ситуация в Киеве и других городах, подконтрольных режиму Владимира Зеленского, чем-то напоминает события 12-летней давности: точно так же собираются мирные протестующие, требующие отмены на первый взгляд ничем не примечательного закона. О том, во что это может превратиться, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Верховная рада Украины приняла законопроект №12414, который содержит изменения в порядке работы национального антикоррупционного бюро Украины и специализированной антикоррупционной прокуратуры. После одобрения изменений Радой ее подкрепил своей подписью и Владимир Зеленский. На тот момент ни он, ни кто-то другой еще не догадывались, к чему это приведет»
Обычный указ под необычных контролеров
Вечером 22 июля 2025 года Верховная рада Украины приняла законопроект №12414. Казалось бы, самый обычный (в текущих условиях), который содержит изменения в порядке работы национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), что само по себе уже звучит рутинно. После одобрения изменений Радой ее подкрепил своей подписью и Владимир Зеленский. На тот момент ни он, ни кто-то другой еще не догадывались, к чему это приведет.
По сути, законопроектом НАБУ и САП лишаются независимости и переподчиняются генеральному прокурору Украины. Тот теперь имеет полномочия передавать дела из подследственности НАБУ в случае признания его работы неэффективной другим органам. Также генпрокурор сможет издавать приказы сотрудникам НАБУ, определять подследственность антикоррупционных дел, иметь доступ ко всем материалам борцов с коррупцией, а также, что важно, закрывать уголовные производства.
И вот тут кроется самый главный корень зла. Оба ведомства — НАБУ и САП — создавались в 2015 году именно как альтернатива официальным антикоррупционным органам. Они напрямую курировались западными спецслужбами, минуя прокладки в лице высших чиновников Украины, и были во многом независимы от них. Высокие чины Украины, конечно, продолжали воровать, но теперь об этом знали их кураторы.
До поры до времени система работала сносно. Киев получал средства, Запад — данные о злоупотреблениях при их распределении. Учитывая, что планы киевской власти до последнего совпадали с планами Запада, причин для конфликтов не было. Но ситуация начала меняться после выборов в США. Штаты, истратившие на Украину колоссальные деньги, в лице президента Дональда Трампа пришли к выводу, что этот «аттракцион невероятной щедрости» для них слишком дорог…
Режим Зеленского вполне разумно начал осознавать, что в его случае вопрос стоит однозначно: тебя сейчас пристрелить или хочешь помучаться? Как следствие, после того как США де факто вышли из полноценного финансирования вооруженных формирований Украины, перекинув эту проблему на пока еще готовую Европу, которая, впрочем, уже тоже сомневается в финансировании этого банкета, ситуация обострилась.
«Законопроектом №12414 НАБУ и САП лишаются независимости и переподчиняются генеральному прокурору Украины»
Подчищая концы
То, что западная структура начала копать непосредственно под окружение Зеленского, стало известно не так давно. В январе НАБУ подтвердило открытие уголовного производства в отношении министра обороны Украины Рустема Умерова по статье о злоупотреблении властью или служебным положением, за что предусмотрено наказание от 3 до 6 лет лишения свободы.
Согласно заявлениям издания The Economist, НАБУ и САП готовились предъявить обвинения бывшему министру развития общин и территорий Алексею Чернышеву, который считается близким к офису президента Украины.
Очевидно, это были пристрелочные выстрелы, а главной целью становился сам Зеленский и руководитель офиса президента, как считают на Западе, реальный руководитель Украины Андрей Ермак.
Символом нервозности от сгущающихся над головой туч стали проведенные СБУ 70 обысков у 15 детективов НАБУ. Очевидно, что искали даже не столько российские связи, сколько информацию, которую они могли уже накопать против уважаемых людей. Киевскому шаткому режиму потребовалось срочно что-то предпринимать.
Формальная причина, по которой Зеленский решил ликвидировать самостоятельность структур, разумеется, стало «российское влияние». Согласно официальной версии, некоторые детективы НАБУ оказались под влиянием российских спецслужб, а один из них якобы даже передавал в Россию некие секретные данные через окружение бывшего президента Украины Виктора Януковича. Коллегу этого подозреваемого уличили в ведении бизнеса с Россией и задержали.
Но вместе с тем оба ведомства закрыты не были, их просто переподчинили Генеральной прокуратуре Украины, формально они должны были работать.
«Антикоррупционная инфраструктура будет работать. Только без русских влияний — от этого надо все очистить. И справедливости должно стать больше. Конечно, НАБУ и САП будут работать. И важно, что генеральный прокурор настроен на то, чтобы на Украине реально обеспечивалась неотвратимость наказания для тех, кто идет против закона», — прокомментировал ситуацию Зеленский в своем блоге.
«Демонстрации прошли как минимум в 17 городах Украины, включая Киев, Львов, Харьков, Одессу, Днепр, Ужгород и Тернополь»
Мятеж во дворце
Кажется, одного непопулярного указа хватило. 22 июля в Харькове, Киеве, Львове, Днепропетровске и многих других городах начались акции протеста. Впервые после начала специальной военной операции на улицы вышли люди, которые хотели решительно поддержать действия ведомств, о деятельности которых они, скорее всего, даже ничего не знали до того, как вышли на митинги.
В рядах протестующих были замечены и депутат Верховной рады Марьяна Безуглая, идущая с плакатом «против Сырского», мэр Киева Виталий Кличко и многие другие. Окно легального протеста оказалось открытым.
Не секрет, что за время с начала специальной военной операции позиции Зеленского резко окрепли. Он буквально захватил власть, минуя формальные процедуры, ликвидировал всю возможную оппозицию — даже бывший президент Украины Петр Порошенко находится под следствием. Более того, 25 июля появилась информация, что в отношении мэра Киева также готовится уголовное дело. «Против Кличко готовят обвинения, думаю, что Руслан Кравченко их подпишет», — сказала депутат Верховной рады Анна Скороход в интервью украинскому политологу Руслану Бизяеву.
Кроме того, команда Зеленского забрала в свою пользу львиную долю оставшихся активов и плотно уселась на западные финансовые потоки.
С другой стороны, это же делает его врагом номер один для всех мало-мальски дееспособных политических сил, в рамках которых возможен ситуативный союз даже агрессивных националистов вроде азовца* Андрея Билецкого** с остатками того, что раньше называлось Партия регионов.
Разумеется, никакой Майдан на Украине невозможен без западных спецслужб. Если бы это были просто представители украинской оппозиции, то Зеленский бы руками наиболее преданных частей и наемников, гарантией которых является сохранение его власти, разогнал бы все это мероприятие. Однако, как пишет британская газета Financial Times, Ермак раскритиковал посольство США в Киеве.
«Помощники Ермака сказали, что он часто чувствовал, что посольство США под руководством [Бриджит] Бринк работает против администрации президента Украины, уделяя слишком много внимания проблеме коррупции на Украине и многочисленным перестановкам в правительстве, которые сосредоточили больше власти в руках Ермака, и недостаточно внимания обеспечению большей военной помощи», — пишет издание.
Пока ситуация только начинает разворачиваться. Падет ли режим Зеленского в результате третьего Майдана, неизвестно, а если падет, то как быстро? Однако отметим важные для нас аспекты, а именно — ситуацию на фронте.
«В Евросоюзе выразили обеспокоенность, предупредив, что подобные шаги могут поставить под угрозу прогресс Украины в борьбе с коррупцией и европейскую интеграцию»
Как недовольство режимом повлияет на фронт и тыл
Разумеется, эхо киевских скандалов долетает и до фронта. Вернее, находящиеся на фронте люди, безусловно, подвержены тому, что происходит в глубоком тылу.
Как мы уже много раз отмечали, ситуация для Киева становится все более мрачной каждый месяц. Да, это происходит не мгновенно, а сильно медленнее, чем нам бы того хотелось, но перманентно, день за днем, месяц за месяцем положение для противника становится все более трудным.
Первое — оно же главное — это личный состав, нехватка которого является общепризнанным местом даже на стороне украинских боевиков. Так, например, это подтверждает украинский ресурс Deepstate: «Проблемой также является катастрофическая нехватка людей в обороне, которыми не успевают закрывать дыры в позициях и которые обнаруживает враг, чтобы двигаться именно этими маршрутами в тыл».
Второй момент — это качество личного состава. Все, кто хотел бы воевать за Украину, уже давно воюют, если не сказать отвоевали. Постепенно заканчиваются и те, кто не так чтобы хотел, но покорился судьбе и пошел по повестке в территориальный центр комплектования (ТЦК). Фактически последний не исчерпанный до конца ресурс киевского режима — это те, кто воевать не хочет и всеми силами этому упирается.
Как следствие, новые украинские военнослужащие мало того, что не обладают опытом и желанием его получить, — они еще и при возможности были бы не против вообще покинуть зону боевых действий.
Да, командование вооруженных формирований Украины наловчилось так сортировать личный состав, чтобы он не имел возможности разбегаться, сговариваться внутри коллективов, саботировать боевые действия. Более того, даже сдача в плен — это крайне нетривиальная задача. Бежать в тыл — поймают «мотивационные войска», идти вперед с поднятыми руками — не пожалеют ударного дрона или просто решат вопрос «сбросом».
Но глобально воевать не хочет никто. И расчет FPV-дронов может быть накрыт, и залитая бетоном землянка с командованием может получить свой ФАБ. Желания умирать за режим, который ничего не может предоставить, кроме возможности за него умереть, нет. Или нет у крайне значительного количества военных.
Мятеж в Киеве с попыткой свергнуть Зеленского может стать триггером. Как мы помним, развал Восточного фронта в Первую мировую стал возможен после отречения Николая II. После бегства польского правительства из Варшавы в 1939 году армия фактически была парализована. Любая смута в центре всегда включает в себя режим «смерть не люба казаку».
Понятно, что события, которые в перспективе может ожидать режим Зеленского, не столь глобальны. Скорее всего, если это случится (впрочем, давать точные прогнозы в этом вопросе — дело крайне неблагодарное), формальным главой государства станет председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук. Это мало что изменит в политике Киева: стальной каркас из западных спецслужб, прочно удерживающий украинскую государственность от развала, скорее всего, выдержит такое изменение.
Однако общий настрой «это Зеленский хотел воевать, а теперь, может, и не надо» будет. Как следствие, мотивации стоять насмерть, рисковать непонятно ради чего будет меньше.
Что еще важно. После фактического переворота и свержения Зеленского (повторимся, не факт, что это произойдет) будет проведена зачистка от всех его кадров, в том числе по линии сотрудничества с Западом. А это значит, что определенные трудности в налаживании новых связей будут присутствовать, что также сыграет на руку российским войскам.
Разумеется, зачищать будут и лояльных Зеленскому военных, частично из мести, частично по причинам профнепригодности. Возможно, «уйдут» текущего главкома Александра Сырского, что будет на руку ВС РФ, поскольку последний, пожалуй, является лучшим из имеющихся (лучший не значит хороший, лучший — значит остальные хуже) у Киева военачальников.
Позиции РФ это никак не изменит. Москву беспокоит не персона Зеленского, Москву беспокоит текущий политический курс. А значит, уже новая украинская власть столкнется с той же проблемой, с которой столкнулся и режим Зеленского, — людей мало, оружия мало, Россия все активнее бьет и наступает.
Но у населения Украины будет практический опыт свержения первого лица во время войны под давлением требования. Да, получится это не из-за «народного гнева», а ввиду того, что все это организовано теми же людьми, которые ранее посадили Зеленского на крючок, но само ощущение будет схожим. Опять же, попробовать поиграть в переворот могут и военные…
Наверное, самым благоприятным для России вариантом станет вооруженная защита власти. Та ситуация, от которой в свое время убежали Янукович и Зеленский, в случае развития третьего Майдана решится на силовой ответ — в идеале, если часть подразделений перейдет на сторону протестующих. Тогда единоначалие на фронте будет забыто. А значит, развитие специальной военной операции будет идти к совсем неприятному концу для киевский властей, а для остальных — просто к миру.
* террористическая организация, запрещенная в России
** внесен Росфинмониторингом в реестр организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.