Позиции участников встречи в РИА «Новости» были не противоборствующие, а скорее взаимодополняющие, так что ни о каком споре речи не шло Позиции участников встречи в РИА «Новости» были не противоборствующие, а скорее взаимодополняющие, так что ни о каком споре речи не шло Фото: © Pavel Kashaev / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Может быть, это последний шанс для нас…»

Круглый стол «Россия — центр православной цивилизации», который на днях собрал Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ, один из ключевых аналитических центров администрации президента РФ), сложно было назвать бурной дискуссией. Позиции участников встречи в РИА «Новости» были не противоборствующие, а скорее взаимодополняющие, так что ни о каком споре речи не шло. Спор был больше заочный.

Тон беседе, подключившись по видеосвязи, задал российский философ, директор учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Дугин. Ключевой вызов для России — это осознать себя не просто страной, а государством-цивилизацией.

В X веке, приняв христианство от Византии, Русь вошла в греко-римский мир как его культурная и религиозная периферия. Это подчеркивали и сами титулы русских правителей. «Великий князь не может быть властителем какой-то цивилизации. Он может быть лишь частью это цивилизации, представляя ее суверенный субъект», — констатировал философ.

Даже после монгольского нашествия, несмотря на политическую зависимость, духовная связь с Константинополем сохранялась. Перелом наступил в середине XV века, когда Византия пала под натиском османов, а Москва высвободилась от ордынского ига. Отвергнув Флорентийскую унию, Москва заявила о себе как о Третьем Риме.

Александр Дугин: «Великий князь не может быть властителем какой-то цивилизации. Он может быть лишь частью это цивилизации, представляю ее суверенный субъект» Александр Дугин: «Великий князь не может быть властителем какой-то цивилизации. Он может быть лишь частью это цивилизации, представляя ее суверенный субъект» Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«Мы стали государством-цивилизацией в середине XV века. И уже больше над нами никакого ни цивилизационного, ни суверенного, ни политического начала нет», — рассуждает философ. Иван Грозный, приняв титул царя, символически унаследовал миссию византийских императоров. Однако в последующие века это осознание то угасало, то возвращалось. Сначала Петровские реформы отбросили Россию в сторону Запада, а потом славянофилы XIX века пытались возродить «московскую идею».

Затем на долю нашей страны выпали новые культурно-цивилизационные испытания. «Дикая модернизация» и коммунизм в плане цивилизационного суверенного сознания откинули нашу страну на 100 лет назад, отметил спикер. И тем не менее стремление российского общества к поиску своего уникального пути проступает и сквозь коммунизм, кристаллизуясь в противостояние с Западом.

Однако после наступили 1990-е, ставшие временем катастрофического отречения от самих себя. Россия пыталась встроиться в западный мир на его условиях. «Фактически это был коллапс и отказ от самих себя», — поделился мнением Дугин. Теперь же, после отхода либеральной идеологии на второй план, мы вновь вспомнили, что Россия — государство-цивилизация. Сегодня, особенно после начала СВО, вопрос о цивилизационной идентичности встал с новой силой. «Мы пришли к тому, что мы государство-цивилизация. Опять вспомнили, — сказал Дугин. — Может быть, это последний шанс для нас им быть, отстоять этот статус».

Наша православная цивилизация, по мнению философа, постепенно возвращается к истокам Наша православная цивилизация, по мнению философа, постепенно возвращается к истокам Фото: «БИЗНЕС Online»

«Либерализм гораздо опаснее, токсичнее, вреднее»

Как отметил Дугин, западная цивилизация сейчас представляет себя универсальной, но на самом деле это не так. Это лишь одна из цивилизаций, причем деструктивная и токсичная. Потому так важна вестернология — относительно новая дисциплина, которая «ставит Запад на место», показывая его как локальный, а не всемирный феномен.

Отличительная черта западной цивилизации, по мнению философа, заключается в том, что та стремится отказаться от своих корней и постоянно от них отдаляется. Это одна из тенденций, которую и призвана показать вестернология. Напомним, курс «Вестернология», разработанный в рамках учебно-научного центра им. философа Ивана Ильина при РГГУ, философ впервые представил осенью 2024 года.

Наша же, православная цивилизация, напротив, постепенно возвращается к истокам. «Православная цивилизация не пошла по этому пути самопреодоления. Запад пошел через отрицание своих корней, а мы нет, — подчеркнул Дугин. — До сих пор, до XXI века, несмотря на то как нас шарахнуло в XX веке (мы пошли в коммунизм, а потом в либерализм), мы этого отрицания до конца не прошли. Все равно мы остаемся традиционным обществом и принимаем традиционные ценности».

Ближе к концу дискуссии Дугин пришел к выводу, что западная идеология либерализма даже опаснее сатанизма*, который на этой неделе запретил Верховный суд РФ. Сатанизм*, мол, как и другие экстремистские идеологии, открыто призывает творить зло, и очевидно, что его последователей надо «поймать, остановить и изолировать». А вот либерализм заявляет совершенно благие цели — освободить человека, раскрыть его внутренний потенциал. Но «эта идеология гораздо более преступна и опасна», предупредил философ.

«Внутри нашего общества — нашей политики, нашего образования, нашей культуры, нашего искусства, экспертного сообщества, везде просто — живет система взглядов, которая вообще не сопоставима ни с представлением о России как о государстве-цивилизации, ни с православием, ни с нашим народом. И с этим надо что-то делать, потому что либерализм гораздо опаснее, токсичнее, вреднее. Это более разрушительная и преступная идеология», — подытожил Дугин.

84% россиян считают, что государство должно уделять больше внимания вопросам социальной справедливости 84% россиян считают, что государство должно уделять больше внимания вопросам социальной справедливости Фото: «БИЗНЕС Online»

Молодежь возвращается в религию, но следует ей поверхностно

Эксперт департамента политических исследований ВЦИОМ Мария Григорьева представила свежие данные социологических исследований, раскрывающие настроения россиян в текущей геополитической ситуации. «Сегодня мы наблюдаем важный тренд — россияне демонстрируют высокий уровень консолидации вокруг ключевых национальных ценностей», — отмечает Григорьева. Как оказалось, 78% граждан считают сохранение суверенитета России абсолютным приоритетом.

Особый интерес представляют данные о восприятии экономической ситуации. Несмотря на внешнее давление, 62% опрошенных верят в способность страны сохранить экономическую стабильность. «Это не означает, что люди не видят проблем. Но они демонстрируют удивительную способность адаптироваться к новым условиям», — подметила эксперт.

Важным открытием стало изменение отношения к социальной политике. 84% россиян считают, что государство должно уделять больше внимания вопросам социальной справедливости. «Запрос на справедливость становится определяющим в общественных настроениях. Люди хотят видеть более прозрачную систему распределения национального богатства», — рассказала Григорьева.

Особое внимание эксперт уделила вопросу молодежной политики. Данные показывают, что 67% молодых россиян в возрасте 18–24 лет позитивно оценивают перспективы личного развития в стране. «Это важный сигнал. Молодежь сегодня более патриотично настроена, чем это было пять лет назад», — отмечает социолог.

Еще ВЦИОМ обнаружил, что молодежь возвращается к религии. Григорьева призналась, что наблюдает это и на личном опыте. Например, на Пасху в храм стало приходить больше представителей молодежи, чем раньше. Доля людей, считающих себя верующими, в России стабильно растет. Сейчас таковых в стране 83%. Это на 7 п. п. больше, чем было четыре года назад, причем основной прирост пришелся на долю православных. Среди молодежи 18–24 лет доля православных за последние годы выросла почти в 2 раза — с 25 до 45%. «Показательный индикатор, который говорит о том, что религия в нашем обществе становится все более значимым институтом», — констатировала эксперт.

Впрочем, следование той или иной религии во многом остается в нашем обществе довольно поверхностным, на уровне внешних признаков. В таинствах, требующих временного и эмоционального ресурсов, участвуют по-прежнему лишь 6–9% россиян. 72% россиян ходят в храмы, но лишь 18% делают это регулярно.

«Главный вывод наших исследований — российское общество демонстрирует зрелость и осознанный подход к вызовам времени. Люди готовы поддерживать курс страны, но ожидают большей социальной ориентированности политики», — подытожила спикер.

Александр Асафов: «Интерес к православию наблюдается не только среди Глобального Юга. Это не только страны Африки, Латинской Америки, но и Запад» Александр Асафов: «Интерес к православию наблюдается не только среди государств глобального Юга. Это не только страны Африки, Латинской Америки, но и Запад» Фото: © Pavel Kashaev / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Есть мода на русское, на православное»

Свое мнение по поводу роли православия в жизни российского общества высказал и политолог, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов. Он поставил под сомнение тезис о том, что в России религиозность находится в некоем зачаточном состоянии. «По изучению медиаполя мы видим подтверждение, что есть мода на русское, на православное, — сказал Асафов. — Здесь я вижу интерес к символам, символизму».

По его мнению, религиозность в общественном сознании является неотъемлемой составляющей некоего идеального человека. И даже если люди ходят в храм редко, они все равно стремятся к Богу, а значит, стремятся к идеалу.

Православная ценностная основа российского общества особенно проявляется в нынешнее непростое время, рассуждает Асафов и замечает, что интерес к православию растет во всем мире.

«Интерес к православию наблюдается не только среди государств глобального Юга. Это не только страны Африки, Латинской Америки, но и Запад. Среди западной молодежи православие представляется модным, интересным. И интересуются им не только ряд селебрити, наблюдается в целом движение в православные храмы на Западе», — указал специалист. Но оговорился, что конкретной статистики у него нет.

Современный кризис Запада Багдасарян рассматривает как закономерный итог многовекового отклонения от христианских основ Современный кризис Запада Багдасарян рассматривает как закономерный итог многовекового отклонения от христианских основ Фото: «БИЗНЕС Online»

Где же истоки противостояния с Западом?

«Чтобы понять Запад современный, надо понять суть расхождения, которое было исходно между западным и восточным христианством», — подчеркнул декан факультета истории, политологии и права ГУУ, профессор кафедры государственной политики МГУ им. Ломоносова Вардан Багдасарян. Ученый предложил взглянуть на природу нынешнего противостояния России с Западом через историческую призму.

Ключевое различие, по мнению профессора, кроется в понимании природы человека. Если католицизм рассматривает грехопадение как юридическую вину, породившую западный индивидуализм, то православие предлагает принципиально иной подход. «Православие апеллирует к общей ране. Надо исцелять человечество», — рассказал он. Эта разница в антропологии определила дальнейшие цивилизационные траектории.

Не менее важным оказалось расхождение в понимании зла. В православии зло — это активное состояние противостояния добру, это антидобро, и такой подход мобилизует на борьбу со злом. В то же время западная традиция склонна к его релятивизации. Т. е. речь не идет о том, что зло абсолютно, на него смотрят относительно, в сравнении.

Особое внимание профессор уделяет концепции предопределения, ставшей, по его мнению, основой западного элитаризма: «Истоки фашизма идут вот в этой идее — деление на богоизбранных и богоотверженных». Православное же учение о свободе воли создало иную социальную модель, отвергающую идею «избранности».

Различное понимание миссии государства также восходит к богословским расхождениям. «Главная функция государства не искать, не решить какие-то сервисные вопросы, а главное — это противостоять наступающему злу», — подчеркивает эксперт, указывая на православную концепцию Катехона (удерживающего).

Современный кризис Запада Багдасарян рассматривает как закономерный итог многовекового отклонения от христианских основ. «История Запада привела к тому состоянию расчеловечивания, которое мы наблюдаем сегодня», — отметил спикер. Современная же Россия, сохранившая связь с православной традицией, в этом контексте становится «бастионом» против наступления антихристианских ценностей.