Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обнаружила признаки картельного сговора 6 компаний при проведении торгов на ремонт электросетевых объектов в Татарстане и Краснодарском крае на общую сумму более 2,7 млрд рублей Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обнаружила признаки картельного сговора 6 компаний при проведении торгов на ремонт электросетевых объектов в Татарстане и Краснодарском крае на общую сумму более 2,7 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Картель из Татарстана

Те, кто смотрел фильм «Крестный отец», примерно представляют себе, что такое картель. Однако, для того чтобы его организовать, вовсе необязательно быть наркобароном. Сделать это могут и обычные электрики. С целью освоения крупных госзаказов компании неофициально договариваются о сферах влияния и ценообразовании. Таким образом, практически не роняя цену контрактов в ходе торгов, им удается доминировать на рынке и получить сверхприбыль.

Накануне стало известно, что федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обнаружила признаки картельного сговора 6 компаний при проведении торгов на ремонт электросетевых объектов в Татарстане и Краснодарском крае на общую сумму более 2,7 млрд рублей.

Служба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении 6 татарстанских компаний: ООО ПСК «ТатЭнергоСтрой», ООО «СВЭП», ООО «СВСЭСС», ООО «СмартИнжиниринг», ООО ИЦ «Энергоразвитие» и ООО «АвангардЭнерго». Данные компании подозреваются в заключении антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен на торгах по строительству, реконструкции и ремонту электросетевых объектов.

Как сообщили в ФАС, хозяйствующие субъекты подозреваются в заключении и реализации антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен на торгах на строительство, реконструкцию и ремонт электросетевых объектов. «Действия компаний привели к заключению договоров с минимальным снижением цены», — добавили там. При этом ни заказчика, ни закупок, которые стали причиной возбуждения дела, ФАС не озвучивает.

Что могло стать причиной столь серьезных претензий антимонопольщиков? Например, АО «Энергосервис Кубани», входящее в состав ПАО «Россети Кубани», в конце прошлого года объявила тендер на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство ПС 110/6 кВ Судоремонтный завод с установкой двух трансформаторов мощностью 25 МВА каждый и заходов ЛЭП 110 кВ». Начальная сумма контракта на момент размещения тендерной процедуры составляла 643 млн 56 тыс. рублей. Участие в торговой процедуре подтвердили четыре компании, две из которых в последующем были не допущены к торгам. В торгах остались участвовать две компании — это ООО «АвангардЭнерго» и ООО «Средневолжсксельэлектросетьстрой» (СВСЭСС). И если последняя предложила предоставить услуги копейка в копейку по изначальной цене, то «АвангардЭнерго» эти же работы готова была выполнить за сумму всего на 1 тыс. рублей меньше — 643 млн 55 тыс. рублей. В связи с чем и была признана победителем в данной закупке. Хотя победителем в этой закупке была признана компания «АвангардЭнерго», работами на этом участке занимается СВСЭСС, которая даже на своем официальном сайте публикует фотографии рабочего процесса с данного объекта.

Или другая закупка, согласно которой исполнитель обязуется выполнить комплекс работ по оформлению земельно-правовой, градостроительной документации, разработке проектной и рабочей документации, строительно-монтажных и пусконаладочных работ методом под ключ по объектам филиала ПАО «Россети Кубань». Сюда вошли такие объекты, как строительство ПС 110 кВ Екатерининская с установкой двух силовых, строительство Екатерининская-РП 10 кВ, строительство 4ЛЭП-10 кВ ПС110 кВ. Общая сумма контракта по данной закупке составила почти 846 млн рублей. Участников здесь также было двое — это «Средневолжскэлектропроект» (СВЭП) и уже знакомая нам СВСЭСС.

Эти организации по удивительному стечению обстоятельств, как правило, принимают участие в одних и тех же конкурсных процедурах и в определенный промежуток времени, выступая комфортными спойлерами друг для друга (цена в закупках почти не падает) и одновременно обеспечивают конкурентность (по факту только ее видимость). Было ли это результатом картельного сговора, сотрудникам антимонопольного ведомства еще предстоит доказать, но, судя по возбужденному делу, у ФАС появились весомые аргументы об этом заявлять. Антимонопольное законодательство прямо запрещает субъектам, которые осуществляют деятельность на однородном товарном рынке, заключать подобного рода соглашения.

Несмотря на то что все компании «раскиданы» по всей республике, собственником или директором всех этих компаний выступает одно лицо — Раиль Газетдинов Несмотря на то что все компании «раскиданы» по всей республике, собственником или директором всех этих компаний выступает одно лицо — Раиль Газетдинов Фото: kzn.ru

Все дороги идут к Фардиеву?

Но одно дело, если на торгах участвуют абсолютно не связанные друг с другом компании, тогда вопросов у антимонопольщиков может и не возникнуть. Другое дело — когда компании связаны друг с другом через общих руководителей или учредителей. Да что там учредителем, представители УФАС могут придраться к закупке, даже если заявки для участия в торгах подавались вроде бы разными организациями, но с компьютера с одинаковым IP-адресом! И такие примеры в Татарстане были. Например, в 2021-м УФАС по РТ заподозрило татарстанские ООО «Эдем» и СПОСПК «Эдем» в картельном сговоре по госконтрактам на 50 млн рублей, касающимся поставки школьных обедов. Тогда заявки на участие от этих двух компаний выставлялись с одного IP-адреса, т. е. с одного рабочего места.

Рассмотрим более подробно участников «электросетевого сговора». Проектно-строительная компания «ТатЭнергоСтрой» была зарегистрирована в Актанышском районе еще в 2004 году. Предприятие специализируется на строительстве объектов энергетической отрасли под ключ. ООО ПСК «ТатЭнергоСтрой» выполняет не только строительно-монтажные работы, несущие капитальный характер, но и работы по ремонту и техническому обслуживанию действующих электроустановок. По итогам 2024 года компания отобразила выручку в размере 2 млрд рублей.

Следующая компания — «Средневолжсксельэлектросетьстрой» (СВСЭСС) с оборотом 2,5 млрд рублей. Она зарегистрирована в Кукморе и подчиняется ПСК «ТатЭнергоСтрой». Как указано на сайте компании, СВСЭСС берет начало в 1944 году, когда по приказу Наркомата земледелия СССР Татарской республиканской конторы была создана компания по электрификации сельского хозяйства под названием «Татсельэлектро». «Средневолжскэлектропроект» (СВЭП) «прописана» в Казани и предлагает услуги в области проектирования электроснабжения, архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях. По итогам 2024 года выручка компании составила 1,6 млрд рублей.

Еще один строитель линий электропередачи, «Смартинжиниринг», имеет зеленодольские корни и выручку в размере 1,4 млрд рублей. Казанская «Авангардэнерго», занятое строительно-монтажными и пусконаладочными работами в сфере электроэнергетики, в прошлом году сгенерировала 667 млн рублей в виде дохода от своей деятельности.

Что же объединяет все компании, кроме того, что они заняты в одной сфере — энергетической. Несмотря на то что все компании «раскиданы» по всей республике, собственником или директором всех этих компаний выступает одно лицо — Раиль Газетдинов. Это сын заместителя генерального директора холдинга «Агросила» по вопросам деятельности АО «Набережночелнинский элеватор» Фаниса Газетдинова. Как известно, холдинг «Агросила» принадлежит Ильшату Фардиеву — генеральному директору АО «Сетевая компания» (СК).

Газетдинов — сын заместителя генерального директора холдинга «Агросила» по вопросам деятельности АО «Набережночелнинский элеватор» Фаниса Газетдинова. Как известно, холдинг «Агросила» принадлежит Ильшату Фардиеву Газетдинов — сын заместителя генерального директора холдинга «Агросила» по вопросам деятельности АО «Набережночелнинский элеватор» Фаниса Газетдинова. Как известно, холдинг «Агросила» принадлежит Ильшату Фардиеву Фото: «БИЗНЕС Online»

Основным заказчиком в рамках государственных контрактов у всех этих компаний выступает Сетевая компания. За весь период их плодотворного сотрудничества последняя перечислила, например, фирме ПСК «ТатЭнергоСтрой» — 2,2 млрд рублей, СВСЭСС — 7,4 млрд рублей, ООО ИЦ «Энергоразвитие» — 827 млн рублей. Причем это суммы официальных контрактов, прошедших через торги. В последние годы Сетевая компания стала «умнее», и теперь все ее тендеры проходят по №223-ФЗ, в рамках которого публикация исполнителя необязательна. Но, судя по сайтам этих компаний, они продолжают трудится на благо СК.

Газетдинов, до которого «БИЗНЕС Online» дозвонился по телефону, услышав тему вопроса, бросил трубку и далее перестал отвечать на звонки. В Сетевой компании на вопросы издания на момент публикации также не ответили, равно как и в компаниях ООО ИЦ «Энергоразвитие», ООО «АвангардЭнерго», ООО ПСК «ТатЭнергоСтрой» и ООО «Средневолжсксельэлектросетьстрой», которым мы также отправили запросы.

Что грозит «заговорщикам»?

Ежегодно ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах в РФ составляет порядка 1,5–2% размера ВВП. В 2024 году картельные сговоры чаще всего выявлялись в сферах строительства и дорожных работ, фармацевтике, пассажирских перевозках, недвижимости и социальном питании. Всего за год ФАС России возбудила 315 дел о нарушениях антимонопольных правил, было принято 245 решений. Картельные сговоры обнаружили в 78 регионах страны, 4 369 закупок произошли с нарушениями. Общая сумма этих контрактов составила 122,4 млрд рублей.

«В федеральный бюджет поступил 1 миллиард рублей штрафов, назначенных за антиконкурентные соглашения», — отмечали в ФАС России. Таким образом, антимонопольными органами накоплен серьезный опыт по доказыванию достижения картельного соглашения хозяйствующими субъектами.

Что касается татарстанских компаний, то, как нам указали в ФАС РФ, в настоящее время служба рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства, изучает все фактические обстоятельства. В связи с этим ФАС пока не дает комментарии о ходе рассмотрения дела до момента принятия процессуального решения.

За заключение антиконкурентного соглашения (картеля) на торгах предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.32 КоАП в виде штрафа от 10% до 50% начальной стоимости предмета торгов, но не более 4% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Если брать суммарную выручку всех указанных выше компаний, то при максимальном штрафе в 4%, они будут обязаны заплатить в бюджет более 330 млн рублей в виде штрафа.

В случае извлечения дохода в крупном или особо крупном размере, а также причинения ущерба в крупном или особо крупном размере предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 178 УК, которая предусматривает предельный размер ответственности в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Так, например, в начале 2020-х 7 крупнейших металлотрейдеров заключили антиконкурентное соглашение с целью поддержания цен на торгах. В январе 2022 года ФАС признала АО «Сталепромышленная компания», ООО «Сервисный центр металлопроката», ООО «Предприятие Стройтехцентр», ООО «А Групп», ООО «Уралметаллстрой», ООО «Управление комплектации и снабжения», ООО «Металлоторговая компания Красо» нарушившими антимонопольное законодательство. Компании вступили в антиконкурентный сговор и, действуя согласованно в течение длительного времени, поддерживали цены на торгах с совокупной начальной ценой 2,7 млрд рублей. Тогда за заключение и реализацию картельного сговора на организации были наложены оборотные штрафы в суммарном размере 1,76 млрд рублей.

Что в итоге? Если вина компаний Газетдинова будет доказана, то им грозят оборотные штрафы в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, вероятно, ФАС направит материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Наличие родственных и корпоративных связей между участниками торгов является классическим «красным флагом» для ФАС, поскольку в подобных случаях повышается риск согласованных действий при распределении подрядов Наличие родственных и корпоративных связей между участниками торгов является классическим «красным флагом» для ФАС, поскольку в подобных случаях повышается риск согласованных действий при распределении подрядов Фото: «БИЗНЕС Online»

Как ФАС выявляет картели

Внимание ФАС к 6 татарстанским компаниям объясняется совокупностью факторов — значительным объемом закупок, повторяющимся кругом подрядчиков, их корпоративной взаимосвязанностью и высокой социальной значимостью отрасли. Такие признаки соответствуют типичной картине картельного сговора, поэтому возбуждение дела является стандартной практикой ФАС при наличии достаточных оснований, объясняет «БИЗНЕС Online» директор и владелец юридического агентства «АргументЪ» Елена Аношкина.

Предварительные признаки согласованных действий. Хотя вина компаний еще не установлена, ФАС, вероятно, выявила участие аффилированных компаний на торгах, исходные ценовые предложения или минимальные различия в заявках, что привело к определению победителя до завершения торгов и приобретению реализуемых лотов по заниженной и наиболее выгодной стоимости для приобретателя.

Высокий объем и системность закупок. Общая сумма контрактов превышает 2,7 млрд рублей, что является значительным объемом для регионального рынка подрядных услуг в электроэнергетике. Такой масштаб сам по себе повышает внимание антимонопольных органов, поскольку при крупных закупках последствия антиконкурентных соглашений особенно ощутимы.

Взаимосвязанность участников. Статья указывает на косвенную или прямую аффилированность компаний с Раилем Газетдиновым и опосредованно с АО «Сетевая компания». Наличие родственных и корпоративных связей между участниками торгов является классическим «красным флагом» для ФАС, поскольку в подобных случаях повышается риск согласованных действий при распределении подрядов.

Однородный заказчик и возможная координация. Судя по практике, картели и антиконкурентные соглашения являются достаточно распространенным явлением на российском энергетическом рынке.

Аношкина вспоминает, что в 2021 году ФАС России возбудила дело о картельном сговоре в отношении поставщиков электросетевого оборудования (ООО «Евро-Атлас», ООО «Техническая служба», ООО «Эверест-1», ООО «Инвестактивгрупп», ООО «ТД «Комплексная Энергопоставка», ООО «Телекоммуникационные комплексные системы»). Они подозревались в поддержании цен на торгах для нужд дочерних компаний «Россетей» на общую сумму 2 млрд рублей.

В 2019 году московское областное управление федеральной антимонопольной службы выявило картельный сговор на торгах на поставку оборудования для нужд сетевых компаний на территории Московской области. Московское областное УФАС установило, что в ходе торгов участники аукционов ООО «Электронприбор» и ООО «АбриКом» отказались от конкурентной борьбы и действовали в интересах друг друга. Компании обменивались информацией и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок и ценовых предложений с незначительным снижением цены. УФАС признало компании виновными в заключении устного картельного соглашения и выдало им предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Что касается наказания, то на компании могут не только наложить штраф и им может грозить риск уголовной ответственности. Они, в случае если их признают нарушившими антимонопольное законодательство, могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает запрет на участие в госзакупках на срок до 2 лет, поясняет Аношкина. Компании рискуют потерять доверие крупных заказчиков, банков (при выдаче гарантий), а также инвесторов.

Свои риски могут быть и для заказчика. «Если будет доказано, что заказчик знал или содействовал созданию картеля, ФАС может привлечь его к ответственности как соучастника антиконкурентного соглашения», — говорит директор юрагентства «АргументЪ».

Генеральный директор юридической компании «А2К Лигал» Александр Кольцов отмечает, что контракты, где присутствует государственное финансирование, всегда находятся под особым контролем ФАС. «Сама проверка могла быть проведена по инициативе других государственных органов, например прокуратуры, которая обнаружила признаки картельного сговора в ходе своей работы», — предположил наш собеседник.

«Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что компании действительно заключили антиконкурентное соглашение, они будут привлечены к ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ. Штраф по указанной статье определяется в зависимости от суммы выручки нарушителя и от стоимости предмета торгов и может доходить до нескольких десятков и сотен миллионов рублей», — указывает Кольцов.

Например, в 2018 году татарстанская антимонопольная служба наложила на ОАО «Каздорстрой» внушительный штраф на 52 млн рублей. Важно знать, что в статье содержится оговорка о том, что лицо, добровольно сообщившее в ФАС о заключении антиконкурентного соглашения, может быть освобождено от ответственности, если уплатит штраф.