Россияне в НХЛ — это не только 51 игрок, несколько тренеров и агенты, но и люди, работающие в клубах и структуре лиги. Их немного, один из них — Евгений Леонтьев, менеджер программы лояльности в «Эдмонтоне». Он начинал простым стюардом в России, но дорос до клуба – финалиста Национальной хоккейной лиги. В интервью «БИЗНЕС Online» Евгений рассказал о тонкостях работы в клубе НХЛ и жизни в Канаде.
Евгений Леонтьев — сотрудник «Эдмонтон Ойлерз»
«Финал Кубка Стэнли — это просто бомба»
— Евгений, вы провели первый сезон в «Эдмонтоне». Каким он запомнился?
— Очень насыщенный год. Когда я в концовке прошлого сезона приехал в Эдмонтон, то испытал культурный шок. Не думал, что тут все настолько будут больны хоккеем. В тот момент я получил свою должность, но больше на все смотрел со стороны — скажем, был зрителем. С межсезонья все для меня заработало быстрее — я начал входить в процесс.
Первое, чему я тогда удивился, — особенности летнего рабочего графика. В Канаде он стандартный: с девяти до пяти. При этом многие в разгар финала Кубка Стэнли уходили с работы в 15:30–16:00, что я никак не мог осознать. В клубах КХЛ люди стабильно остаются до 18:00–19:00, и неважно, сезон это или нет. А у нас в «Эдмонтоне» многие работают на удаленке, поэтому офис полупустой. Только спустя год я понял, что люди очень выжаты после плей-офф, поэтому летом они набираются сил.
В сентябре все поменялось. Начались игры, пошла реальная работа. Чаще всего матчи начинаются в 19:00, но в зависимости от трансляции их начало могут переносить на 20:00 или 20:30. Ты возвращаешься домой в 23:00 — это издержки нашей работы. Усталость давала о себе знать, но это был классный опыт. Мы сделали много проектов и реально шагнули вперед с точки зрения программы лояльности, которую я веду. В октябре даже выступил перед нашими сотрудниками, куда пришли человек 150. Не ожидал подобного, потому что у нас редко дают возможность выступления перед большой аудиторией.
«Выступил перед нашими сотрудниками, куда пришли человек 150»
Если быть честным, то небольшие падения по программе лояльности тоже были. В феврале мы отставали от плана — пошли встречи, как выйти из этого кризиса. Как только мы вышли в плей-офф, так сразу нагнали наш план. Мы специально делали заготовки под плей-офф, потому что это другая аудитория и другой интерес. В мае мы выполнили наш план, поэтому в полуфинале и финале я просто наслаждался хоккеем. Жаль, что не получилось выиграть, зато мы зашли в финал.
— «Эдмонтон» играл с «Флоридой». Сможете ли передать атмосферу финала?
— Это просто бомба. Тут важно понимать, что не только финал, но и в целом плей-офф — это отдельное событие. Неважно, какой это клуб, ведь для каждого это большой праздник. У нас в КХЛ заканчивается регулярка, начинается плей-офф — ты не сильно чувствуешь разницу. Например, «Ак Барс» в первом раунде попадает на «Нефтехимик» — какого-то азарта нет, ведь топ-клубы всегда проходят дальше. Атмосфера на арене остается примерно той же.
В НХЛ есть традиция, что на каждом матче плей-офф есть полотенца, трещотки, шейкеры, которые выдает клуб или его спонсоры. Полностью меняется атмосфера. В этом плей-офф у нас появился слоган Here we go, меняется маркетинговая стратегия, начинаются апгрейды на арене: лазерные шоу, браслеты, активности от спонсоров… Болельщики начинают украшать свои дома и машины, многие ходят на работу в джерси. Все это делается под плей-офф — разница между последним матчем регулярки и первым в Кубке Стэнли очень чувствуется.
«Плей-офф — это отдельное событие»
Также у нас был первый раунд с «Лос-Анджелесом», с которым мы играем четвертый год подряд. Мы думали, как снова продать билеты на того же соперника и как привлечь публику. Под плей-офф у нас сразу открылись две фан-зоны, которые в сумме вмещают 15 тысяч человек. На выездных матчах мы устраиваем watch party (просмотр матчей в фан-зонах на больших экранах — прим. ред.), когда люди приходят, следят за матчами и при этом покупают атрибутику, снеки и пиво.
Если команда доходит до финала, то все активности умножаются на три. Подключается лига, все СМИ США и Канады приезжают в твой город. За три часа до встречи на арене выступает музыкальный исполнитель или группа, что сильно напоминает фан-фест. Если в финал выходит канадский клуб, то идет давление со стороны всей страны.
— Почему?
— Канадские команды остаются без Кубка с 1993 года. Могу все это сравнить с ситуацией, когда поджигают фитиль и ты ждешь, когда это все взорвется. И вот в течение двух месяцев ты видишь и слышишь «взрывы», что очень круто.
Премьер-министр Канады Марк Карни (слева) смотрит финал Кубка Стэнли в компании с премьер-министром Великобритании Киром Стармером Фото: Justin Tang, globallookpress.com
Я сам болею за все канадские клубы, потому что там все до мозга костей фанаты этого вида спорта. Еще для лиги будет плюсом, если Кубок Стэнли возьмет канадская команда. Но тут важно понимать, что все канадские клубы в минусе из-за погоды, налогов и прочего. Когда в плей-офф остается одна канадская команда, то вся страна поддерживает именно ее. Новый премьер-министр Канады — болельщик «Эдмонтона». У многих наших партнеров даже реклама построена на победе кого-то из Канады. Например, есть слоган This is our year, что переводится как «Это наш год». Но пока каждый год одно и то же.
— Дорого ли было сходить на финал?
— Билеты стоили от тысячи долларов (78 тыс. рублей — прим. ред.). Вызвано это огромным интересом публики и активностями клуба. Продается эксклюзивный мерч, лига строит огромную пресс-зону, есть отдельный бренд Stanley Cup Final — это патчи на форме. Все это брендируется в городе — чувствуется ажиотаж. Кто билеты не купил, может просто прийти к арене, посмотреть матч в одной из фан-зон и узнать, как все устроено. Каждый раз мы бьем рекорды по продажам и конкретным показателям для лиги.
«Для болельщиков «Эдмонтона» Гретцки и Макдэвид уже на одной ступеньке»
— Вот уже много лет лидер «Ойлерз» — Конор Макдэвид. Также он один из лучших игроков лиги. Видите ли вы его культ в Эдмонтоне?
— Однозначно. Макдэвида здесь сравнивают только с Гретцки. Они уже на одной ступеньке, несмотря на еще не выигранный Кубок Стэнли у Коннора. Просто Макдэвид сейчас немного в тяжелом положении, потому что у него остался последний год по контракту. К сожалению, у нас не так много денег под потолком, чтобы предложить ему серьезный контракт. Если же мы дадим ему большой контракт, то что тогда останется другим игрокам? Он икона Эдмонтона, в городе продают его футболки в образе Иисуса Христа. Но как поведут себя болельщики, если он все же не сможет выиграть с командой Кубок? Он и дальше будет бить индивидуальные рекорды, но вернуть Кубок в город — это то, о чем мечтает каждый житель Эдмонтона.
«Вернуть Кубок в город — это то, о чем мечтает каждый житель Эдмонтона»
Тут вспоминают, как из «Эдмонтона» неожиданно обменяли Гретцки. Да, он ушел, но команда смогла взять еще один Кубок Стэнли. С точки зрения маркетинга и бизнеса Макдэвид сделал клуб таким, где он находится в новой эре. Без него не было бы прибыли и популярности.
— Дошли ли до Эдмонтона отголоски рекорда Овечкина?
— У нас в офисе есть коллеги, которые персонально болеют за Овечкина. Им очень нравится, как он играет и бьет рекорды. В самом Эдмонтоне ничего особенного не было, но игроки сделали отдельное видеопоздравление для Овечкина. В этом вопросе интересно, что был побит рекорд Гретцки — важного человека для «Эдмонтона». Это порадовало хейтеров, которые всегда найдутся.
Сейчас отношения США и Канады ухудшились на политическом уровне, а Гретцки многие критикуют из-за того, что он живет в Майами, почти не приезжает в Канаду, а у его детей американские паспорта. В Эдмонтон он может приехать только на финал Кубка Стэнли или на другое знаковое событие. К нему поменялось отношение, поэтому жители города, как и некоторые канадцы, немного обиделись на Гретцки. Многие задавались вопросом, почему на Турнире четырех наций он, перед тем как сделать символическое вбрасывание, дал «пять» игрокам США, а не Канады.
Мужчина со свитером Овечкина из московского «Динамо»
— Как, кстати, приняли Турнир четырех наций в Северной Америке?
— На матчи я не ходил, но большого ажиотажа не было. Думаю, что на предстоящей Олимпиаде будет больше всего интересного. Всего четыре сборные, притом турнир без России. Во время финала я был в канадском городке Виктории, где мы гуляли по городу. Макдэвид забил победный гол в овертайме — все покричали «гол!», на этом все закончилось. Никто не вышел гулять, никто не праздновал. Накал эмоций нельзя сравнить с матчами плей-офф в Эдмонтоне. После прохода очередного раунда в Кубке Стэнли в городе начинается безумие. Так что Турнир четырех наций молодой, ему нужно настояться и стать более престижным. Это что-то из серии клубного чемпионата мира по футболу. Создается впечатление, что за ним следят только по новостям, а трансляцию здесь особо никто и не смотрит.
«Средний возраст владельцев абонементов «Эдмонтона» — 45–47 лет»
— Ваша должность официально звучит как loyalty marketing manager. Чем вы занимаетесь?
— У нас есть программа лояльности для болельщиков. Суть проста: я веду продукт, состоящий из сайта и мобильного приложения. У каждого болельщика, вступающего в программу лояльности, появляется свой личный кабинет. Там упакована целая система бонусов, через которую мы мотивируем болельщиков ходить на матчи и совершать покупки. По сути, фанаты копят баллы, которые потом можно использовать. Делаем мы эту программу для того, чтобы они чаще покупали атрибутику, еду и напитки.
У нас даже получаешь баллы, если смотришь матч или слушаешь его по радио. Плюс мы сотрудничаем с партнерами: тратишь деньги у них — получаешь все те же баллы. Еще есть опция, что болельщики привязывают кредитную карту к нашей программе лояльности. Если они расплачиваются именно ей, то тоже получают бонусы. За два года в программу осознанно вступили 150 тысяч участников. Важно, чтобы они были не просто участниками, а активными участниками.
«Я веду продукт, состоящий из сайта и мобильного приложения»
— В прошлом году вы говорили, что система лояльности в некоторых клубах НХЛ не идеальна: например, клуб не знал возраст владельцев абонементов. Изменилось ли что-то за год?
— Да, мы добавили дату рождения — теперь это обязательное поле при регистрации или повторном входе в программу. Если ты хочешь вступить в программу, то обязан указать свой возраст. Так что теперь у нас три обязательных поля: имя, почта и дата рождения. У нас в Америке основная платформа для покупки билетов — Ticketmaster. Там болельщиков просят указать все что угодно, но только не дату рождения. Например, пользователь должен ввести адрес, но это устаревшая информация, которая не нужна клубу, кроме разве что города или индекса. Коллеги запрашивают полный адрес — это еще по инерции со времен, когда здесь отправляли билеты и абонементы по почте.
Сейчас у 86 процентов наших владельцев абонементов заполнена графа «дата рождения». Буквально на прошлой неделе мы исследовали, какая же у нас аудитория. Как оказалось, наша женская аудитория возрастом от 20 до 40 лет увеличилась на 13 процентов. Эту информацию можно предоставить спонсорам — для них она необходима. Плюс для нас самих важно, на какую аудиторию мы делаем наш продукт, чтобы мы могли его адаптировать.
— Каков средний возраст болельщиков?
— Зависит от сегмента. Если владелец абонемента, то это медианный возраст — 40–45 лет. Нужно понимать, что абонементы недешевые, поэтому их чаще покупают люди, которые оплатили ипотеку и учебу детей в колледже. Что касается разовых билетов, то это люди 25–35 лет.
«Абонементы чаще покупают люди, которые оплатили ипотеку и учебу детей в колледже»
— Приходится ли бороться за болельщиков с другими спортивными командами из Эдмонтона?
— К счастью, у нас нет ни клуба НБА, ни НФЛ, ни МЛБ. У нас есть бейсбольный клуб «Эдмонтон Риверхокс», но это Летняя лига для ребят из колледжей и университетов. То есть клуб суммарно работает два месяца в году — с июня по август. Есть 9 игр в году от команды в канадский футбол — это что-то типа американского футбола. Есть своя баскетбольная команда, но я ни разу не сходил на их игру. До 2022 года у нас был футбол — тот, что соккер, однако клуб закрылся. Есть студенческий спорт, но там билеты стоят 5–10 долларов. Так что каких-то конкурентов у нас нет.
— Какой второй самый популярный вид спорта в Канаде после хоккея?
— Американский футбол. За ним активно следят у нас на работе.
«Маленькие бейсбольные команды делают шоу лучше, чем некоторые клубы КХЛ»
— Есть ли формула завлечения болельщика на трибуны?
— Просто приведу пример. На той неделе ходил на бейсбол. Я вообще не знаю, кто играет в местной бейсбольной команде, и никогда не играл в этот вид спорта. Моя жена второй раз в жизни на игре, она не знает правил игры. Билеты стоили по 10 долларов, мы зашли на стадион и подумали, что сейчас будем смотреть бейсбол.
Оказалось, что мы пришли на тематическую игру, посвященную сотрудникам полиции и скорой помощи, а также пожарным и спасателям. Еще перед входом на стадион были припаркованы пожарные и полицейские машины, а также скорая помощь. Ты можешь сесть в их транспорт, посмотреть, что и как работает, узнать, какие есть шланги для тушения пожара, как выглядит переносная станция полиции. Если ты с ребенком, то они собирают картонные фигурки скорой помощи.
«Ты кайфуешь от атмосферы вокруг матча, а то, что происходит внутри, для тебя может быть не так важно»
Ты заходишь на стадион: нет очередей, пахнет попкорном, пиво продается в стаканах в виде бейсбольной биты. Много зон активности, первый бросок совершают маскоты полицейских, спасателей, скорой помощи и пожарных. На стадионе установлено несколько камер, идет съемка с дрона. По сути, играют никому не известные студенты, но для зрителей доступна масса всего.
В перерывах происходит перетягивание канатов между полицейскими и спасателями. Также показывают, как полицейские собаки догоняют и хватают преступников. По сюжету мужчина в специальном костюме украл базу, за ним погналась собака. Плюс идут активности от спонсоров.
К чему я все веду? Мы с женой не знали ни одного игрока, не были погружены в правила бейсбола, но мы оказались не просто на игре, а на шоу. И так происходит каждый раз. Ты кайфуешь от атмосферы вокруг матча, а то, что происходит внутри, для тебя может быть не так важно. Ты уходишь оттуда с приподнятым настроением, так и не зная всех игроков или даже не помня финального счета. Почему-то даже такие маленькие бейсбольные команды делают шоу лучше, чем некоторые клубы КХЛ.
— То есть вы можете представить ситуацию, когда команда идет на последнем месте, а трибуны заполняются?
— Абсолютно. Но тут важно понимать: если у вас продана вся арена, то все равно найдутся пустые места. Владельцы абонементов не будут ходить на каждый матч, потому что игр в сезоне много. У нас не футбольный клуб из второго дивизиона Англии, куда все будут приходить при любом раскладе. Наша же публика тоже может реагировать и критиковать игроков. Кстати, это сближает наших болельщиков с болельщиками из Канады. Единственное отличие: канадцы платят намного больше.
«Наша публика может реагировать и критиковать игроков»
— «Ак Барс» в последние сезоны сталкивался с проблемой, что владельцы абонементов не приходят на матчи регулярного чемпионата и подтягиваются только к плей-офф. Тогда клуб запустил систему: если ты знаешь, что не придешь на игру, то можешь уступить место и получить за это бонусы. Есть ли что-то подобное у «Эдмонтона»?
— Тут важно понимать, что в НХЛ продаются абонементы только на регулярку. Билеты на матчи плей-офф всегда продаются отдельно. Хоть ты владелец абонемента, хоть болельщик с 30-летним опытом, будь добр на первый матч первого раунда покупать билет. Единственная твоя привилегия: ты получаешь окно, которое открывается на час раньше, чем продажа остальных билетов. В этот промежуток ты можешь выкупить свое место. Не успел — оно уходит в массы.
В КХЛ часто продают абонементы вместе с плей-офф, поэтому кто-то из болельщиков просто забивает на регулярку. Когда я работал в «Авангарде», то в абонементе также был первый раунд, а вот дальше — нет. Самые кассовые матчи — это последние стадии Кубка Гагарина, а тут ты сам себе выстреливаешь в ногу, если заранее продаешь билеты на главные матчи сезона. Плюс никогда не знаешь, как далеко зайдет твоя команда. Да, если плей-офф будет внутри абонемента, то с выручкой окажется легче, ведь тебе неважно, в каких раундах станет играть команда. Вот и клубы стараются найти этот баланс.
Теперь отвечу на вопрос. На любом билетом портале, где ты покупал билет, ты сам можешь перепродать этот же билет. Все, что тебе нужно, — нажать два клика. Ты видишь, по какой цене продаются другие билеты, и исходя из этого ставишь цену на свой. Я сам пользовался этой историей, потому что сотрудники «Эдмонтона» тоже должны покупать билеты на матчи.
Чтобы было понятнее, приведу пример. За несколько дней до матча ты видишь на сайте номинальный билет за 500 долларов. Однако ты заплатишь 600, потому что всегда есть сервисные сборы и налоги. Через какое-то время ты понял, что не сможешь пойти на игру, и хочешь отбить свои деньги. Чтобы хотя бы выйти в ноль, ты должен продать билет за 750 долларов, потому что при перепродаже ты не получишь всю стоимость билета, а также заплатишь еще сервисные сборы и налоги. Плюс твоя цена будет ниже рыночной, чтобы именно твой билет был продан. Так что чаще всего ты уходишь в минус, хотя есть те, кто пытается так заработать. Даже у нас есть люди, которые покупают абонемент, а после перепродают свои места на матчи.
«Даже у нас есть люди, которые покупают абонемент, а после перепродают свои места на матчи»
— Клубы КХЛ продают билеты по самолетной системе: за неделю до матча билет стоит дешевле, чем в день игры. В НХЛ эта система есть?
— У нас тоже есть динамическое ценообразование, но я не знаю, это ручная система или автоматическая. Хотя эта история больше зависит от других факторов: соперник, плей-офф это или регулярный чемпионат, день недели и многое другое. Однозначно есть какая-то финансовая модель, которая подсчитывает цены. Но важно понимать, что в Эдмонтоне в день игры есть только 200–300 билетов, которые могут приобрести болельщики. Все остальное — это то, что продается на вторичном рынке.
«В Северной Америке готовы громко спеть гимн, но начинается матч и становится тихо»
— Можете описать свой обычный день в сезоне?
— Чаще всего встаю в семь утра, дорога до арены занимает 25–30 минут. Если это не день матча, то это простая работа в офисе. Проверяю почту, куда пишут наши клиенты, анализирую их сообщения. Если ты не делаешь это хотя бы пару дней, то можно упустить какую-то проблему. Плюс постоянно проходят какие-то встречи. Программа лояльности тесно взаимодействует и с билетным отделом, и с владельцами абонементов, и с мерчендайзингом, и с food and beverage (подразделение, отвечающее за работу ресторанов, баров и кафе, — прим. ред.), и с IT-отделом, и с менеджерами по найму сотрудников и многими-многими другими. Все время уходит на создание чего-то нового. Если встреч нет, то работаю внутри своей сферы. Акции, двойные бонусы, рекламные кампании — много онлайн- и офлайн-историй.
Если это день матча, то примерно к 16:00 ко мне приезжают наши сотрудники, которые работают в моей команде только в день матча. На матчах у нас есть своя зона, где к нам может подойти любой желающий и узнать определенный момент. Плюс там же есть атрибуты, на которые болельщики могут списать некоторые баллы. Я чаще всего остаюсь либо до конца первого, либо до конца второго периода, а после еду домой. Но в плей-офф я всегда до конца. Все же у нас 15 тысяч владельцев абонементов, то есть почти все места уходят под них. Этих людей нужно развлекать и чем-то «подкармливать».
«Что важно знать об «Эдмонтоне»: наш клуб — это третий с конца рынок в НХЛ»
— На ваш взгляд, в иерархии лучших арен клубов НХЛ на каком месте будет «Роджерс Плэйс» — домашняя арена «Эдмонтона»?
— По атмосфере и комьюнити болельщиков точно в топе. Что важно знать об «Эдмонтоне»: наш клуб — это третий с конца рынок в НХЛ, меньше нас только «Виннипег» и «Коламбус». Но у нас одни из самых вовлеченных болельщиков в лиге, которые готовы отдавать на хоккей треть зарплаты. Даже по телевизору НХЛ просто так не посмотришь — нужно покупать подписку. По количеству денег, которые болельщики приносят в клуб, по взаимодействию в соцсетях мы в топе.
Я не был на всех аренах клубов НХЛ, но примерно на 10 мне удалось побывать. Многие критикуют «Торонто» — второй рынок в лиге. У них очень дорогие билеты, которые чаще всего покупают туристы или корпоративные клиенты, а на матчах очень тихо. Это немного напоминает футбольную «Барселону»: к ним на «Камп Ноу» часто приходят туристы, которые просто хотят посмотреть там, что и как. Для клуба это кайф, потому что турист отдает деньги за билет, затем покупает много сувениров не только для себя, но и для друзей и родственников домой.
Также я бывал на домашнем стадионе «Рейнджерс»: там неплохая атмосфера, однако видно, что там очень много туристов из Манхэттена, которые пришли понаслаждаться «Мэдисон Сквер Гарден», но из игроков никого не назовут.
У нас в Эдмонтоне картинка другая: с туристическими целями туда никто не поедет. Но если вы откроете соцсети «Эдмонтона» и соцсети «Монреаля» — клуба с 24 Кубками Стэнли, то обратите внимание, сколько подписчиков у них и сколько у нас. При этом «Монреаль» — Мекка хоккея, за клуб болеет вся франкоязычная часть Канады, а у нас в Альберте половина провинции болеет за «Калгари». Плюс я читал интервью игроков других команд, которые на вопрос, где сложнее всего играть, отвечают: «В Эдмонтоне». Притом в Америке нет как таковых фан-секторов, а у зрителей — две кричалки на весь матч.
«Роджерс Плэйс»
— В КХЛ есть арены уровня «Роджерс Плэйс»?
— Все же в России они поменьше по вместимости. В НХЛ самая маленькая арена у «Виннипега» — 15,5 тысячи зрителей, тогда как в КХЛ таких арен почти нет. Поэтому тяжело сравнить досконально, ведь я еще не был на новых «СКА-Арене» и на «G-Drive Арене» в Омске, а они спроектированы с опытом строительства арен в НХЛ. Но замечу одно: если у нас забивается вся арена, и неважно, это 5 500 в Нижнекамске, 8 890 в Казани или 12 тысяч в Москве на «Динамо», то будет очень классно.
Но все же в НХЛ и КХЛ разная культура боления. В Северной Америке готовы громко спеть гимн, но начинается матч и становится тихо. В КХЛ есть культура с фан-секторами, баннерами и прочим. В НХЛ такого нет, но там тратятся куда большие деньги для похода на хоккей. Поэтому в Северной Америке больше важен доход, а в России — поддержка своей команды. Не просто так у КХЛ билеты в фан-сектор стоят намного дешевле, чем просто на трибуны.
«В «Авангарде» я мог спокойно спуститься к игрокам и попросить автограф. В Америке ничего подобного нет»
— Как часто вы контактируете с игроками?
— Ни разу. Лишь раз пересекался с Васей Подколзиным, и все. Тут серьезная грань между командой и всем остальным офисом. У игроков отдельная парковка, отдельные входы, которыми мы не пользуемся. Мы не можем фотографироваться с игроками, выкладывать в соцсети отдельные фотографии. Мы должны вести себя профессионально, то есть так, как это прописано в контракте.
В «Авангарде» я мог спокойно спуститься к игрокам, попросить автограф или сделать интервью. В Америке ничего подобного нет — ты должен в июле отправить список активностей на предстоящий сезон. И лишь один день в году нам дают, чтобы записать всевозможные интервью с игроками. Все остальное — это максимум из раздевалки после игры или тренировки.
«Лишь раз пересекался с Васей Подколзиным, и все»
— Есть ли в НХЛ еще россияне, которые работают в клубах, но это не игроки или тренеры?
— Знаю только троих человек, которые работают в офисе НХЛ в Нью-Йорке. В самих клубах, мне кажется, больше никого нет. 98 процентов сотрудников — это либо канадцы, либо американцы. В частности, в нашем клубе есть два русскоязычных человека. Одна девушка с Украины, которая 16 лет живет в Канаде, у нее есть канадский паспорт. Год назад пришла канадка, у которой мама русская, поэтому она знает наш язык. Вообще она из Монреаля, поэтому она говорит сразу на английском, французском и русском.
Также у нас есть один сотрудник из Чехии: в свое время он учился в Эдмонтоне. И кажется, на этом все. Дело в том, что очень сложно переехать в Северную Америку и сразу же найти работу. Это должен быть какой-то кейс, чтобы получить резидентство, грин-карту или рабочую визу. Многие переезжают в США с целью учебы в институте, а после получают работу. Но у меня другая история.
— В Эдмонтоне есть русские сообщества?
— Да, это актуально почти для всех крупных американских и канадских городов. У нас есть группа в «Фейсбуке»*, в которой 12 тысяч участников из стран бывшего СССР. Самих россиян тут немного, потому что они чаще едут в Торонто или Ванкувер. В нашем городе куда больше украинцев: есть те, кто переехал сюда более 100 лет, и это одни из первых поселенцев; есть те, кто приехал после 2022 года. Но я общаюсь только с одной девушкой, которая сейчас оканчивает Университет Альберты и работает на арене. У нас вообще около 1,5 тысячи сотрудников, которые находятся вне штата, но время от времени приходят на работу.
Евгений с женой
— Русскую еду можно попробовать в Эдмонтоне?
— Тут есть русскоязычный магазин, в который привозят консервы, закуски и квас. К сожалению, нет русского ресторана, но есть украинские. На мой взгляд, их местные блюда не сильно похожи на те, что едим мы или что едят на Украине. Например, я пробовал борщ, но здесь он подается без мяса. Однако в русский магазин мы частенько заезжаем. Все-таки в Америке все больше заточено на фаст-фуд, очень много жирной еды.
«Долететь из Канады в Россию, а затем обратно — 240 тысяч рублей»
— Сезон НХЛ подошел к концу. Чем сейчас занимаетесь?
— Около недели по завершении сезона мы еще активно работаем, потому что аудитория пристально следит за командой. С 1 июля открывается рынок свободных агентов, к которому у многих повышенный интерес. Поэтому спустя неделю по завершении сезона начинается более спокойная среда: одна половина офиса ушла в отпуск, другая перешла в замедленный режим работы.
1 июля в Канаде празднуют День Канады, поэтому нам дали выходные. Мы съездили в горы, успели разгрузиться. Сам отпуск у меня в двух частях: с 18 июля я уехал на полуостров Кейп-Код, это восточное побережье США, штат Массачусетс. В свое время проходил там бейсбольную стажировку, еще работал там по Work and Travel (студенческая летняя программа для работы и путешествий в США — прим. ред.), а после просто приезжал в это место. Затем съездим с женой в Бостон, Вашингтон и Нью-Йорк.
В августе я приеду в Россию на три недели. Обычно игроки уезжают уже в мае-июне — у меня будет поздний приезд. Соскучился по дому, поэтому буду рад вернуться в Россию. Еще у меня запланировано одно выступление в бизнес-школе RMA, где проходят переподготовку будущие спортивные менеджеры. Я сам выпустился из нее в 2018-м, теперь выступлю там сам примерно с той же темой, что в Казани на «ТАНЕКО Форуме».
«Соскучился по дому, поэтому буду рад вернуться в Россию»
— Сколько сейчас стоит перелет из Канады, США в Россию?
— Когда я прилетал в Казань, то слетал туда-обратно за 240 тысяч рублей. Сейчас очень сложная логистика, потому что нет прямых рейсов между Россией и Северной Америкой. Из Эдмонтона летел в Монреаль, оттуда — в Дубай, после — в Москву и, наконец, — в Казань. От порога до порога это в сумме занимает 30–36 часов в одну сторону. Поездка в Казань полностью заняла 6 дней: 2,5–3 дня я потратил исключительно на перелеты или пересадки. Плюс смена часовых поясов, разный климат — все это накладывается. Скажу честно, что перед выступлением не чувствовал себя свежим.
— Реально ли прилететь в Россию по ходу сезона?
— На форум я успел прилететь перед стартом предсезонки — как говорится, поймал окно. В прошлом сезоне было лишь одно окно — Турнир четырех наций (две недели) и следующая за ним серия выездных матчей (одна неделя). Можно было выбраться в Россию, но мы решили, что лучше будет это сделать летом. Решили исследовать Канаду: ездили в соседние города, горы, на озера. Пару раз летали в Ванкувер, были в штате Вашингтон.
В следующем году будет пауза на Олимпийские игры, но мы, скорее всего, отправимся в теплые края: Флорида, Мексика… Так отдыхают многие канадцы. В Эдмонтоне короткое лето — в мае – июне еще не жарко, только плюс 20, — поэтому все стараются его застать в своей стране. Когда же зимой начинаются холода, то многие улетают на Багамы, Карибы, Ямайку.
Еще через год у нас будет проводиться молодежный чемпионат мира, то есть снова образуется пауза. Может быть, получится съездить в Россию, но будем смотреть. Это дальний горизонт планирования, поэтому пока все в мыслях.
«В КХЛ ты под колпаком генерального спонсора, а в НХЛ такого нет»
— Вы называли свои планы на следующий год и на два года вперед. Как вы понимаете, сколько еще проработаете в клубе? У вас есть контракт?
— Здесь такой же бессрочный договор, что и в России. С другой стороны, есть риск, что ты можешь попасть под сокращение. В КХЛ ты под колпаком генерального спонсора, а в НХЛ такого нет. Наступает локаут — уходишь в отпуск за свой счет. Переезд из одной франшизы в другую — скорее всего, скажут «до свидания».
Плюс если ты не справляешься со своей работой, то с тобой тоже расторгают соглашение. Хотя в Северной Америке есть профсоюзы, которые тебя защищают. Если ты попадешь под увольнение, то в течение 6 месяцев тебе выплачивают ту зарплату, которая у тебя была. Ты находишь новую работу — выплаты прекращаются. Однако с каждой зарплаты ты платишь за страховку, поэтому в первые месяцы после увольнения без еды и крыши над головой не останешься.
Но вообще наши сотрудники работают давно. Наш президент на работе с 1989 года, есть сотрудники, которые шли по лестнице и дошли до должностей вице-президента за один-два десятка лет. Поэтому текучки как таковой нет.
«Центр города с 18:00 попросту вымирает — удивляемся, куда же пропадают люди»
— Поговорим об Эдмонтоне. По городу протекает река Норт-Саскачеван. В ней можно искупаться?
— В ней очень быстрое течение, особенно с апреля по август. Я не видел запрещающих знаков, что купаться нельзя, но это опасно. За минуту тебя может унести на 300 метров. Поэтому чаще на ней плавают на каяке, каноэ или сапборде. Видел даже людей на катамаранах, поэтому проще плыть по течению.
Виды Эдмонтона
В целом у канадцев принято жить в двухэтажных домах, где есть своя лужайка, огород и гриль. У тебя на своей территории есть все, что нужно, поэтому частых выездов у канадцев нет. Да, они могут выехать в горы или на озера, но чаще все остаются дома. И вообще канадцы ведут пассивный образ жизни. Чаще всего рабочий день заканчивается в 17:00, но в пятницу летом многие уходят с работы в 15:30–16:00. Центр города с 18:00 оказывается пустым, он попросту вымирает. Мы сами удивляемся, куда же пропадают люди.
— Вы тоже живете в двухэтажном доме?
— Почти год мы снимаем дом. Правда, не весь. Особенность канадских домов в том, что первый этаж у них на метр-полтора уходит вниз. Его тут называют basement (с англ. «подвал» — прим. ред.). Мы с женой как раз снимаем первый этаж, а на втором живут хозяева. У нас два отдельных входа, и мы не так часто пересекаемся. На нашем этаже у нас огромная гостиная, спальня, кухня и свой санузел. Точно такая же жилая площадь у наших канадских хозяев. Это пожилая пара, которой не нужен весь дом. Поэтому в Канаде распространена практика, когда хозяева в возрасте сдают свои первые этажи, а сами живут на вторых. Все, что есть на территории дома (лужайка, стулья и прочее), тоже, можно сказать, общее.
Хотя при переезде в Эдмонтон мы смотрели квартиры. Но все же решили попробовать дом, потому что осенью планируем покупать свое жилище. Тут, в Канаде, много вариантов с покупкой: полностью твой дом; дуплекс — дом, разделенный общей стеной на две половины и с двумя разными входами; таунхаус — технически один дом, который идет в длину, но у каждого свой гараж и вход. Мы склоняемся в сторону таунхауса. Да, аренда в Эдмонтоне недорогая, но, прожив год, ты понимаешь, что нет смысла ее больше платить. Можно взять свое жилье — смотрим в эту сторону.
Канадские пентхаусы
Хотя сейчас у меня есть преимущество в логистике. Добраться до арены — 25 минут на автобусе или велосипеде. Машины пока тоже нет — мы ее арендуем для поездок за город по специальному предложению от лиги. НХЛ сотрудничает с Enterprise — сетью по аренде автомобилей. Такого каршеринга, как у нас в России, в Эдмонтоне нет, потому что почти все имеют свои машины. А вот взять автомобиль на длительное пользование да еще с хорошей скидкой — это здорово.
— В Эдмонтоне жилье дороже, чем в вашей родной Москве?
— Начнем с того, что в Эдмонтоне жилье гораздо дешевле, чем в других канадских городах. У нас холодный климат, а еще наш город самый северный из всех канадских миллионников. Например, условный дом здесь стоит 300–400 тысяч американских долларов. Приезжаем в соседний Калгари, где жителей немногим больше, но тот же дом будет стоить 800 тысяч. Это более привлекательный город, где больше возможностей, там более интересный бизнес и более молодежная среда.
В Ванкувере или Торонто такой же дом выйдет в 1–1,5 миллиона. Цены сильно разнятся, так как в этих городах кризис жилья. Слава богу, что Эдмонтон — это провинциальный город, который не пошел за другими в ценах. Во времена ковида жилье в Канаде было на спаде. Когда открыли границы, то в страну хлынул поток мигрантов, после чего подскочили цены на недвижимость и процентные ставки. Если сравнивать с Россией, то Эдмонтон — это что-то среднее между нашими Омском, Красноярском или Новосибирском.
«Эдмонтон — это что-то среднее между нашими Омском, Красноярском или Новосибирском»
— Как вам американцы и канадцы?
— Многие наши хоккеисты в интервью отмечают, что это более приветливые и улыбчивые люди. У них очень понятный английский язык, в отличие от британцев. Мои коллеги — большие профессионалы, с чем мне повезло. Они всегда готовы помочь: когда я только приехал в Эдмонтон, то несколько человек дали мне свой номер и сказали: «Если вдруг что, то звони». Тут же дали много советов. Хотя сейчас картина в целом меняется. В Канаду и США прибывает все больше мигрантов, в Америке вообще кризис с латиноамериканцами. В Канаде много африканцев, индийцев и людей из Восточной Европы. Посмотрим, что будет через 50 лет.
— Что скажете о канадских водителях?
— Они соблюдают все правила, часто уступают на дороге. Но вот мигранты могут ездить по дорогам так, как это было в их странах: могут поднажать на газ и не уступить. Притом если включить новости из США, то там постоянно какие-то погони, пьяные за рулем. Хорошо, что ни с чем подобным пока не встречался.
Ситуация на дорогах в Канаде
«Две сложности при работе в НХЛ — стресс и ненормированный рабочий график»
— Как вы начинали свой путь в спортивной сфере?
— Я из Москвы, учился на спортивном менеджменте в РЭУ имени Плеханова. Сам никогда профессионально не занимался спортом, но спортивная индустрия всегда привлекала. В какой-то момент понял, что интересно было бы попасть в спорт через менеджмент. Когда учился в 10–11-х классах, то хотел работать на спортивных мероприятиях. Видел себя кем-то, кто работает с болельщиками. В России проходили крупные мировые события, что подогрело мой интерес. Во время учебы в университете я работал четыре года контролером-распорядителем (КРС), он же стюард. Зацепил ЧМ-2016 по хоккею в Москве, ЧМ-2018 по футболу и другие события мирового уровня.
Мое следующее место работы — мини-футбольный клуб КПРФ. Затем я четыре сезона провел в «Авангарде», следом поработал два года в ОАЭ, а после попал в «Эдмонтон». Может, дорога немного виляла, но так я пришел к тому, чего и хотел.
— Как стать loyalty marketing manager?
— По сути, это тот же маркетолог. Хорошо, если вы знаете спортивный маркетинг, потому что в этой сфере много своих нюансов. Первое — это высшее образование в сфере менеджмента, маркетинга или рекламы и PR. Все остальное — это курсы и стажировки. А дальше много путей, которые индивидуальны для каждого. Кто-то ищет себя именно в хоккее, кто-то хочет проявить себя в маркетинге, но ему неважно, спорт это или другая сфера. Главное — это желание, а затем можно подтянуть возможности за счет опыта работы.
«Ты всегда находишься под давлением, у тебя есть KPI»
— Можете рассказать, с чем придется мириться человеку, который хотел бы работать в схожей должности, что и вы?
— Два аспекта: первый — это стресс, второй — ненормированный рабочий график. Ты всегда находишься под давлением, у тебя есть KPI, поэтому нужно придумывать что-то новое и следить за трендами. Возможно, что ваш менеджмент будет очень требовательным, могут не сложиться отношения с коллегами. Все это требует адаптации, но так или иначе это всегда стресс. Что касается графика, то часто заняты вечера и выходные из-за матчей. У тебя есть дедлайны, которые ты не можешь сдвинуть, потому что игра проходит в этот же день. Но в целом к этому можно привыкнуть, поэтому не вижу здесь больших проблем.
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.