«Будем подавать апелляционную жалобу и настаивать на полном оправдании ввиду отсутствия события и состава в его действиях!» — заявила сегодня защита Сергея Миронова сразу после того, как суд отпустил его из стеклянного «аквариума». Экс-главе КирМоса назначили 2 года колонии-поселения, которые он уже фактически отбыл по формуле «день за два», будучи в СИЗО ровно 364 дня. О том, как это решение встретила его семья, почему суд смягчил тяжесть дела, по которому его судили, и какую «спецоперацию» провели по освобождению экс-чиновника, — в материале «БИЗНЕС Online».
Миронову впервые разрешили взять в «аквариум» костыли. Оказалось, не зря
Суд посчитал, что тяжких преступлений Миронов не совершал
Впервые с начала судебного процесса бывшему главе администрации Кировского и Московского районов Казани Сергею Миронову разрешили взять в «аквариум» костыли. Обычно они находились за стенами стеклянной клетки, рядом с конвоирами, а Миронов на все вопросы суда отвечал сидя. Видимо, из-за того что приговор положено слушать стоя, костыли сегодня были рядом с их владельцем. Оказалось, не зря — ведь покинул Миронов клетку уже своим ходом.
Кроме этого, ничего не предвещало, что сегодняшнее заседание для Миронова обернется освобождением. В зал его, как обычно, пришла поддержать семья — супруга, мать, теща и родная сестра. Женщины прятались от большого количества камер, так что едва успели зайти в зал суда до выхода председательствующей по делу судьи из совещательной комнаты.
В зал его, как обычно, пришла поддержать семья — супруга, мать, теща и родная сестра
Судья Ирина Сухова сообщила, что огласит только вводно-резолютивную часть приговора — закон это позволяет. Она зачитала, что судили Миронова по четырем эпизодам — по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение полномочий», три эпизода) и по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление полномочиями», один эпизод). Хотя сам Миронов на протяжении всего разбирательства не признавал свою вину, судья, как следует из оглашенного решения, посчитала, что виновность его доказана.
Однако с квалификацией трех эпизодов, предложенной следствием и обвинением, суд не согласился. Так, преступление по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») суд переквалифицировал с «тяжкой» ч. 3 на менее тяжкую ч. 1. Если в первом случае максимальное наказание, грозившее Миронову, было до 10 лет лишения свободы, то после переквалификации суд не мог назначить ему более 4 лет колонии. Так, собственно, и получилось. По каждому из трех эпизодов превышения полномочий Миронову назначили от 1 года и 3 месяцев до полутора лет лишения свободы.
«Мы не удовлетворены решением суда в той части, что он признан виновным, потому что его семья по сей день и всегда будет считать, что он невиновен в тех эпизодах, которые были ему вменены», — сказала родная сестра Миронова Ольга Копылова
Максимально до 4 лет колонии мог получить Миронов и по четвертому эпизоду со злоупотреблением полномочий. Но суд ограничился более мягким наказанием, назначив четверть от максимального — 1 год.
Женщины прятались от большого количества камер
Путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений суд назначил Миронову 2 года лишения свободы. Также экс-чиновнику назначили и дополнительное наказание — его лишили права занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, на 2,5 года. На фоне того, что прокуратура просила отправить Миронова за решетку на 8 лет, приговор выглядел довольно мягким.
«Меру пресечения в отношении Миронова в виде заключения под стражу отменить в связи с фактическим отбытием наказания, освободив из-под стражи в зале суда», — продолжала судья зачитывать уже под громкие всхлипывания из зала
Как экс-главу КирМоса отпустили на свободу
Но самое главное, что определил суд: отбывать наказание Миронов будет в колонии-поселении. А это значит, что время, которое он провел под стражей, будет засчитываться в срок отбытия наказания по формуле «два дня колонии-поселения за один день в СИЗО». В случае, например, с колонией общего режима эта формула строже: полтора дня в колонии засчитывается за день в СИЗО.
Судья напомнила, что срок ареста Миронова исчислялся с 1 августа 2024 года. Тогда, как писал «БИЗНЕС Online», его пригласили на допрос в СКР, после чего и задержали. Ночь он провел в ИВС, а 2 августа суд отправил его в следственный изолятор. Таким образом, под стражей экс-глава КирМоса провел ровно 364 дня. А с учетом формулы «день за два» фактически сегодня же отбыл отведенные судом 2 года в колонии-поселении.
«Освободить Миронова от отбывания назначенного наказания в виде лишения свободы в связи с фактическим его отбытием», — зачитала судья свое решение.
В этот момент супруга Миронова, стоявшая напротив «аквариума» и смотревшая на мужа, разрыдалась. Не сдержала эмоций и его мама.
«Меру пресечения в отношении Миронова в виде заключения под стражу отменить в связи с фактическим отбытием наказания, освободив из-под стражи в зале суда», — продолжала судья зачитывать уже под громкие всхлипывания из зала.
Арест, наложенный на два жилых помещения на ул. Заслонова, суд при этом сохранил.
«Миронов, вам приговор понятен?» — обратилась к уже юридически освобожденному экс-чиновнику судья.
«Да, ваша честь», — отвечал Миронов, вытирая кулаком слезы.
В этот момент конвоиры открыли «аквариум», и Миронов направился на свободу. Причем по его освобождению была проведена целая «спецоперация»: по данным «БИЗНЕС Online», уже в течение часа экс-чиновник самостоятельно (точнее, в сопровождении семьи) покинул стены суда, каким-то чудесным образом обойдя десятки журналистских камер.
«Мы не удовлетворены решением суда в той части, что он признан виновным, потому что его семья по сей день и всегда будет считать, что он невиновен в тех эпизодах, которые были ему вменены, — сказала „БИЗНЕС Online“ родная сестра Миронова Ольга Копылова после заседания, пока ее мама продолжала плакать. — Но мы безумно счастливы, что он наконец сможет лечиться, вернется домой к своим детям!»
Рамиль Ахметгалиев: «Сегодняшним приговором мы довольны в части изменения меры пресечения — то, что его освободили из-под стражи. С самим приговором <…> мы все равно не согласны, будем подавать апелляционную жалобу»
Почему суд смягчил квалификацию?
Об этом будет сказано в полном решении суда, которое пока никто из сторон не получил. Однако, как предположил адвокат Миронова Рамиль Ахметгалиев, суд, вероятно, учел доводы защиты относительно «обратной силы закона».
В частности, во время прений адвокаты объясняли: Миронову предъявили пункты «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ, которые появились в законе только 25 июля 2022 года. А преступление Миронов совершил, по версии обвинения, в феврале 2020-го, августе 2021-го и мае 2022-го, когда якобы давал указания директору МУП ДРЭУ Кировского района трудоустроить в организацию мертвые души.
Пункты «в» этой же статьи, указывала защита, применяются в том случае, если есть тяжкие последствия, которыми обвинение называло «крупный материальный ущерб». Но в прениях представители потерпевших — администрации КирМоса и ДРЭУ — заявили, что это не так. Первые и вовсе просили Миронова оправдать. Гражданский иск никто из них не заявлял, а мать и жена Миронова между тем погасили часть ущерба, выплатив 1,6 млн и 100 тыс. рублей соответственно (из общей суммы ущерба по делу в 2,6 млн рублей).
При этом, по мнению адвоката, если бы изначально в деле была именно такая квалификация, т. е. ч. 1, а не ч. 3 ст. 286 УК РФ, то Миронова, может, и не стали бы арестовывать. «По преступлениям средней тяжести (т. е. в этом случае по ч. 1 ст. 286 УК РФ — прим. ред.) мера в виде заключения под стражу по УПК ограничена», — сказал Ахметгалиев.
Впрочем, несмотря на освобождение, приговор они все равно намерены обжаловать. «Сегодняшним приговором мы довольны в части изменения меры пресечения — то, что его освободили из-под стражи, — подчеркнул Ахметгалиев. — С самим приговором <…> мы все равно не согласны, будем подавать апелляционную жалобу и настаивать на полном оправдании ввиду отсутствия события и состава в его действиях».
Верховный суд постановил изъять у Миронова и его семьи имущество на 437 млн рублей: 45 объектов недвижимости и 145 млн рублей кешем. Прокуратура считала, что фактическим владельцем имущества, которое было записано на членов пяти семей, был лично он
За что и как судили Миронова, пока другой суд изымал его имущество
Миронову на старте расследования уголовного дела вменяли, помимо двух вышеперечисленных статей УК РФ, еще и мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Однако от обвинений в нем позже следствие отказалось, и дело в этой части было прекращено, дойдя до суда с четырьмя эпизодами. Рассматривал дело Советский суд Казани — туда дело направили по ходатайству защиты, чтобы исключить сомнения в объективности — все-таки Миронов 8 лет руководил администрацией двух районов, где расположены Кировский и Московский суды, в один из которых и должны были изначально направить дело.
Судили Миронова за доплаты своим водителям из «кармана» МУП ДРЭУ. По версии следствия и обвинения, с которой, как следует из оглашенной части приговора, согласился суд, водителю Владиславу Златковскому, который работал с 2016 года, он обещал доплачивать за переработки по 15 тыс. рублей в месяц. Для этого он дал указание директору МУПа Юрию Карапузову фиктивно устроить в организацию жену Златковского, которая всю зарплату отдавала мужу. Так водителю Миронова «доплатили» 787 тыс. рублей.
Затем история повторилась со следующим водителем, Альбертом Шараповым, но немного по другой схеме. Зная, что на балансе администрации был Ford Mondeo, Миронов якобы дал указание Карапузову трудоустроить водителем на данный Ford брата Шарапова. За два года, с февраля 2020-го по апрель 2022-го, брат Шарапова получил на карту 348 тыс. рублей — это была зарплата за работу водителем Ford. Более того, МУП заплатило за него налоги еще на 106 тыс. рублей. Фактически брат Шарапова водителем не работал. Затем на смену ему устроили другого «водителя», Валерия Зайчикова, которому выплатили 506 тыс. рублей. Затем Шарапову якобы пообещали более высокую доплату за переработки, для чего в ДРЭУ по указанию Миронова фиктивно устроили отца водителя — он «заработал» 674 тыс. рублей (а еще МУП заплатило за него 205 тыс. рублей налогов). Соответствующие эпизоды следствие квалифицировало как превышение полномочий (ст. 286 УК РФ).
Кроме того, Миронова судили за злоупотребление полномочиями. По версии СКР и прокуратуры, в 2018 году мама экс-чиновника Ирина Миронова купила три помещения почти на 500 «квадратов» на первом этаже 24-этажного дома № 1 на Комсомольской улице, а затем сдала их в аренду ООО «Агроторг» под магазин «Пятерочка». В помещениях в тот же год провели перепланировку, но зарегистрировать их не успели — с 2019 года вступил в силу закон, по которому согласовывать переделку помещений надо с органом местного самоуправления, а если работы уже проведены, то только через суд. Несмотря на это, в 2020 году юрист Бородина от имени матери Миронова подала в администрацию КирМоса документы на согласование перепланировки, и Миронов, как глава района, их подписал. По версии прокуратуры, Миронов, желая помочь матери, «действовал с корыстными и личными мотивами», согласовывая перепланировку, которой нарушил права жильцов дома.
Процессы шли с марта 2025 года. За пять месяцев суд выслушал несколько десятков свидетелей — сотрудников администрации – бывших подчиненных Миронова, его водителей и их родственников, которые были фиктивно трудоустроены в МУП ДРЭУ, директора и сотрудников МУПа, а также жителей дома №1 на Комсомольской улице, где было переделано помещение его матери. Миронов свою вину не признавал. Он уверял, что доплачивал водителям из своего кармана по различным праздникам за их переработки. При этом отмечал, что по личным делам своих шоферов не отправлял — их график был неразрывно связан с его расписанием, которое было ненормированным. Что касается помещений матери, то Миронов уверял: не знал, по чьему помещению подписывает документы, которые в день ему приносили сотнями.
При задержании Миронов был на костылях — у него болезнь суставов, которая, как следует из медицинского заключения, представленного защитой, спрогрессировала. Этим летом его болезнь — остеонекроз, коксартроз — внесли в список заболеваний, с которыми нельзя находиться в СИЗО. Но документ с медосвидетельствованием, проведенным в середине июля, представить суду не успели — судья уже ушла в совещательную комнату. Так что из СИЗО Миронова не выпускали.
Параллельно с уголовным процессом Миронов и его семья были ответчиками по гражданскому иску прокуратуры Татарстана. Проходил он в секретном режиме в Верховном суде РТ, так что экс-чиновник, будучи под стражей, участвовать в нем не мог — конвой его туда не возил, а по ВКС участвовать в таком процессе невозможно.
В день, когда Миронов выступал в прениях по уголовному делу, Верховный суд постановил изъять у него и его семьи имущество на 437 млн рублей: 45 объектов недвижимости и 145 млн рублей кешем. Прокуратура считала, что фактическим владельцем имущества, которое было записано на членов пяти семей, был лично он. При этом его родственники это отрицали: в частности, мама экс-чиновника утверждала, что с советских времен занималась торговлей, а последние десятки лет — сферой недвижимости, так что все имущество приобретала лично, в том числе на деньги, которые занимала у свата. Это решение они тоже намерены обжаловать. Равно как и приговор — на это у сторон есть 15 суток.
Другой вопрос, будет ли обжаловать прокуратура приговор Миронову как слишком мягкий, ведь надзорное ведомство просило для него 8 лет колонии. В пресс-службе прокуратуры «БИЗНЕС Online» сообщили, что вопрос об обжаловании приговора «будет решен после получения итогового судебного решения».























Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.