Все предыдущие разы, когда экономика демонстрировала схожие показатели, срывало резьбу — курс доллара вырастал, ЦБ начинал продавать валюту, ещё более уменьшая рублёвую денежную массу, волатильность становилась первой в мире среди крупных стран, происходил всплеск инфляции и т. д. Все предыдущие разы, когда экономика демонстрировала схожие показатели, срывало резьбу — курс доллара вырастал, ЦБ начинал продавать валюту, ещё более уменьшая рублёвую денежную массу, волатильность становилась первой в мире среди крупных стран, происходил всплеск инфляции и т. д. Фото: «БИЗНЕС Online»

Это как наличие ядерной бомбы

В Москве эти требования и угрозы проигнорируют, разве что от Михаила Шуфутинского общественность начнёт требовать сделать версию песни с новой датой. У России свои цели, предыдущие 3,5 года США сделали практически всё, что им было доступно, но не запускали процесс неконтролируемой каскадной эскалации. Ничего нового не появилось. Улыбаемся и машем.

Основной целью США является усиление давления на крупнейших покупателей сырья из России — Китай и Индию, речь идёт о поводе, а не причине санкций. США продолжают последовательно продавливать остальные страны одну за другой, требуя с них дань, повод вторичен. С высокой вероятностью большая часть стран, включая Индию, но не Китай, пойдут на «договорённости», а после попробуют переложить часть расходов на Россию, требуя дисконт. К этому надо готовиться и не идти на поводу. Выпадение столь значимых объёмов с мирового рынка станет проблемой не России, а покупателей, после резкого роста цен — встречный шантаж.

Российская нефть и газ на мировом рынке мешают США примерно так же, как наличие ядерной бомбы у Ирана — неприятно, можно показать информационную победу, но решить вопрос не получится, но это нужно использовать для прикрытия истинных целей. Однако, внутри нашей страны есть очень специфический актор — ЦБ, который живёт в модели поддержания гомеостаза, опираясь на западные, либеральные монетарные учебники.

В ожидании недолларовых расчетов

Макроэкономическое положение в стране благодаря талантливым и паралогичным действиям данного института очень напряжённое. Вопрос не в размере ключевой ставки, а в недостаточной монетизации экономики, дефиците ликвидности. Все предыдущие разы, когда экономика демонстрировала схожие показатели, срывало резьбу — курс доллара вырастал, ЦБ начинал продавать валюту, ещё более уменьшая рублёвую денежную массу, волатильность становилась первой в мире среди крупных стран, происходил всплеск инфляции и т. д. В этот раз высок риск повторения ситуации: макроэкономические показатели схожи, принимающие решение люди так и продолжают сидеть на своих постах, глубокое понимание экономических процессов не появляется.

На этом фоне высок шанс, что руководство ЦБ использует ближайшие финансово-монетарные волнения для «корректировки» курса доллара выше 100 рублей, с пиковыми значениями около 120. В основе происходящего будут не реальные процессы, а разгоняемые истерия и паника, под которые будут массово списывать ошибки прошлых лет. К сожалению, риторика и действия монетарных властей не позволяют надеяться на улучшение понимания теории и практики, а посему… не улыбаемся, но машем.

И, да, одно успокаивает, существующая финансово-монетарная система России в любом случае пойдёт под слом, как только появится контур недолларовых международных расчётов, но зачем так издеваться…

Андрей Школьников