В Татарстане планируют построить 12 новых ледовых дворцов до 2030 года В Татарстане планируют построить 12 новых ледовых дворцов до 2030 года Фотоколлаж: «БИЗНЕС Online» (Фото: rais.tatarstan.ru; «БИЗНЕС Online»)

12 «обделенных» районов Татарстана

В каких районах Татарстана до сих пор нет ледовых дворцов спорта? По словам источников «БИЗНЕС Online», именно такой вопрос в середине июня Рустам Минниханов задал руководителям министерства спорта РТ. Оказалось, что в 12 (всего в республике 43 муниципальных района и 2 городских округа — Казань и Набережные Челны).

И вот уже в конце июля, полтора месяца спустя, было объявлено о запуске новой программы по строительству ледовых дворцов. Причем сделано это было как бы между делом на финансовом совещании в кабмине РТ, видимо, подготовить более громкий анонс просто не хватило времени.

По данным газеты, главная задача программы — до 2030 года построить по Ледовому дворцу в каждом из 12 «обойденных» районов республики. Точный бюджет назовут только по завершении всех работ, пока же на строительство закладывают сумму порядка 7–8 млрд рублей.

По прогнозам, первый Ледовый дворец обойдется примерно в 500 млн рублей, второй в очереди — уже в 700–750 миллионов. Стоимость зависит от выбранного участка, сложностей проведения коммуникаций, выравнивания территории и т. д. Сами участки успели подобрать еще не во всех районах, что опять же говорит о скорости принятия новой программы. Также важный элемент стоимости — актуальные цены на стройматериалы, которые порой стремятся в космос.

Важный момент — это новая программа, которая не затронет уже имеющиеся. Так, параллельным курсом в Татарстане продолжат строить небольшие футбольные манежи, ремонтировать спортобъекты, возводить центр Алины Загитовой, школу фехтования, центр развития футбола на базе «Рубина».

Каждый год будет сдаваться по два-три дворца Каждый год будет сдаваться по два-три дворца Фото: minsport.tatarstan.ru

Через год — на баланс районов

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в министерстве спорта РТ, строительство будет идти поэтапно. Каждый дворец будет возводиться по времени до одного года. В 2026-м построят три, в 2027-м — два, в 2028-м — три, в 2029-м и 2030-м — по два.

В каком порядке районы получат свои дворцы, определила федерация хоккея РТ. Она составила рейтинг из тех 12 районов: первые места заняли те, кому дворец необходимее. Где-то, например, может быть своя команда, но на тренировки она ездит в соседние районы. Или же все занятия ведутся на уличных катках.

Первые счастливчики — Аксубаевский, Новошешминский и Тукаевский районы. Они получат свои объекты по итогам 2026 года, а работы при удачном исходе начнутся уже под конец 2025-го. Затем настанет очередь Спасского и Верхнеуслонского районов (2027). Следом дворцы построят в Кайбицком, Алькеевском и Атнинском (2028), Тетюшском и Камско-Устьинском (2029) и, наконец, Муслюмовском и Ютазинском (2030).

Объекты будут типовыми. За пример возьмут Ледовый дворец, который построили в поселке Алексеевское в декабре 2022 года. Т. е. на арене будет ледовое поле размером 58×28 м, четыре раздевалки, а также зал для силовых тренировок.

Ледовый дворец в поселке Алексеевское будет взят как образец Ледовый дворец в поселке Алексеевское будет взят как образец Фото: minsport.tatarstan.ru

В первый год с содержанием новых дворцов районам будет помогать республика в формате «50 на 50». Это традиционная практика для подобных объектов. После они полностью перейдут на баланс муниципалитетов. Те будут распоряжаться ими по привычной схеме: дневное время — городским школам, вечернее — на коммерческое катание.

За чей счет праздник?

Отметим, что согласовали новый проект накануне выборов раиса Татарстана, намеченных на сентябрь 2025-го, так что его можно считать важной частью кандидатской программы Минниханова.

Программа появилась накануне выборов раиса РТ Программа появилась накануне выборов раиса РТ Фото: rais.tatarstan.ru

Аналогичным образом перед выборами 2020 года в Татарстане начали строить футбольные манежи. Как и сейчас, тогда раис РТ лично настоял на строительстве новых спортивных объектов и в рекордно короткие сроки выделил на это весьма крупные средства.

В случае с футболом, понимая значимость проекта, строительство одного из манежей профинансировал ТАИФ («Искандер» в Казани на улице Маршала Чуйкова). Подключится ли сейчас «Татнефть», вокруг которой выстроена вся хоккейная вертикаль в республике? По нашей информации, деньги на новые дворцы пойдут из республиканского бюджета. По крайней мере, на данный момент именно такой вариант является приоритетным. Привлечения каких-либо спонсоров не планируется.

В чем главная разница между футбольной и хоккейной историями? Тогда была задумка доверить новые объекты легенде «Рубина» Курбану Бердыеву, который контролировал бы тренировочный процесс. Сейчас же об аналогичных мерах разговор не идет. Видимо, расчет на то, что новые дворцы впишутся в организацию «Татнефти» с федерацией хоккея РТ и Академией хоккея «Ак Барс».

Впрочем, нефтяной гигант уже сделал свой решающий вклад в строительство ледовых дворцов в Татарстане. В 2004 году первый президент РТ Минтимер Шаймиев убедил «Татнефть», которая тогда только-только взялась за «Ак Барс», запустить масштабную программу застройки районов республики. «Через три-четыре года Татарстан должен стать самым конкурентоспособным регионом в российском хоккее», — говорил Шаймиев на открытии нового комплекса в Елабуге в 2005-м.

Сколько ледовых дворцов будет в Татарстане? Больше, чем в Москве?

До этого в Татарстане было лишь три ледовых дворца. При Шаймиеве прибавились еще 26, 24 уже были построены при Минниханове. К строительству ледовых дворцов стали подключать новые источники финансирования. Например, многие из них возвели по федеральной программе «Спорт — норма жизни». Что-то взял на себя тот же республиканский бюджет. «Татнефть», впрочем, тоже не пропала с радаров: в 2023-м нефтяники построили дворец в Лениногорске и «ТАНЕКО Арену» в Нижнекамске.

«ТАНЕКО Арена» — один из последних ледовых дворцов в РТ «ТАНЕКО Арена» — один из последних ледовых дворцов в РТ Фото: ak-bars.ru

Сейчас в республике 53 крытые ледовые арены, где размещаются 56 катков (т. е. в одном дворце может быть несколько катков). В эту цифру входят, как сообщили нам в минспорте РТ, как государственные, так и частные объекты. По завершении новой программы число ледовых арен составит, на минуточку, уже 65.

«Татарстан — это как Канада в миниатюре: то количество катков, которое построено в РТ, — хороший пример для всех регионов. Если каждый регион построит столько же катков, мы сможем воспитать больше хоккеистов и на международном уровне играть и обыгрывать все сильнейшие сборные», — говорил в апреле 2022 года вице-президент ФХР и теперь уже экс главный тренер СКА Роман Ротенберг.

Сегодня в Татарстане 53 ледовые арены (на фото — «Татнефть Арена») Сегодня в Татарстане 53 ледовые арены (на фото — «Татнефть Арена») Фото: ak-bars.ru

Если сравнивать с Москвой, то в столице сервис «2ГИС» выдает 45 результатов на запрос «Ледовая арена». Впрочем, непосредственно льда в городе на порядок больше — 113 катков. Что до Санкт-Петербурге, «2ГИС» нашел здесь 72 ледовых дворца и 81 каток.

Впрочем, давайте сравним Татарстан с таким хоккейным центром, как Торонто. В канадском городе 42 ледовых дворца — на 23 меньше, чем будет в республике. А что насчет хоккейных стран? Татарстан уже обогнал такие державы, как Норвегия (49), Казахстан (39), Дания (27) и Беларусь (26).

«Будем надеяться, что из районов появятся новые звездочки»

Наши эксперты поделились ожиданиями от реализации новой программы.

Данис Зарипов — Пятикратный обладатель Кубка Гагарина, депутат Госсовета РТ Данис Зарипов Пятикратный обладатель Кубка Гагарина, депутат Госсовета РТ
— Уровень хоккея в Татарстане всегда нужно повышать и привлекать в этот вид спорта как можно больше мальчишек. Глубинка нашей республики ограничена в этом: не в каждом районе есть лед не в холодное время года. Думаю, идея открыть там ледовые дворцы — это хороший шаг со стороны раиса нашей республики. Будем надеяться, что из районов, в которых будут открыты новые дворцы, появятся новые звездочки, которые будут прославлять Татарстан.

Всегда есть нюанс. Нашей главной структуре нужно больше посвящать времени просмотру мальчишек в районах. Тем самым у нас появится возможность воспитывать своих перспективных ребят, а не привлекать из других регионов. Мне кажется, что у нас достаточно своих ребят, которых нужно развивать, в том числе из глубинки.

Как выжать максимум из арен? Необходимо создать программу для тренеров, выработать меры поддержки и организовать условия, чтобы они могли выезжать в районы и там заниматься развитием игроков. Хотя у нас есть проблема, что не так много тренеров должного уровня. Плюс многие не хотят работать в районах, а это тоже сложность при подготовке ребят.
Александр Соколов — Экс-игрок СК им. Урицкого, бывший главный тренер «Нефтехимика» и «Челнов»: Александр Соколов Экс-игрок СК им. Урицкого, бывший главный тренер «Нефтехимика» и «Челнов»:
— Если будет большое количество дворцов, то можно представить ситуацию, что мальчик зайдет и станет хоккеистом. Если мы хотим игроков высокого качества, то должен быть широкий охват, нужна массовость. Представим пирамиду. На ее вершине стоят Овечкин, Малкин, Капризов, но ее основание составляет массовость. Ведь в чем была привилегия советского спорта? У нас почти не было дворцов и тренеров. Например, сейчас в Самаре есть профессиональная команда ЦСК ВВС, но в основном там одни любители. Во времена СССР там было 10 заводов, и каждый имел команды, состоящие из мальчиков, младших юношей, средних юношей и взрослых. То есть была массовость.

В чем особенность Татарстана? Республика впереди планеты всей. Здесь огромное число дворцов, не знаю, есть ли такое же количество, например, в Подмосковье. Если речь заходит о строительстве еще новых дворцов, то всегда нужно понимать, какие это дворцы: просто для развития игроков или многофункциональный дворец для болельщиков и первой команды.

Важен здесь и другой вопрос: сколько нужно России профессиональных хоккеистов? В КХЛ — 500 человек, в ВХЛ — 700. Нам на всю страну нужно 1,2 тысячи профессиональных игроков. Тренеров надо в 10 раз меньше. Думаю, совсем непросто попасть в этот список. Потому нужна массовость, а из этих ребят отбирались те, кто сможет попасть на вершину.

Хватает ли у нас тренеров? Когда я закончил играть в хоккей, то приступил к тренерской работе. В тот момент мне казалось, что я все знаю. Сейчас понимаю, что я вообще ничего не знал в тот момент. У меня на этот счет есть мнение: пока ты чего-то не придумал — не можешь называть себя тренером. Есть такое выражение в спорте: «Глаза горят». Оно характерно не только для игроков, но и для тренеров. Нужно стараться узнавать как можно больше. Будут желание и стремление — появятся и наши тренерские кадры.

Сейчас еще условия для тренерской работы стали лучше. Несколько лет назад наши детские тренеры получали 20 тысяч рублей — они только и думали, как прокормить семью. Сейчас, насколько я знаю, ситуация улучшилась.
Илья Суслопаров — Директор «ТАНЕКО Арены», 3-кратный обладатель Кубка Братины Илья Суслопаров Директор «ТАНЕКО Арены», трехкратный обладатель Кубка Братины
— Строительство дворцов — это хорошо, потому что в любом случае идет популяризация хоккея и фигурного катания. Плюс не стоит забывать о любителях и массовом катании. Как я вижу со стороны, проблема маленьких городов в том, что сложно набрать ребят. Даже в больших городах это сделать не так просто, а тут мы говорим о районах республики. Плюс важно понимать, что в небольших городах необходимо создавать инфраструктуру, подобрать надлежащее руководство и тренерский состав, который бы соответствовал уровню.

Существует ли проблема поиска детских тренеров в Татарстане? На мой взгляд, она все же есть. Да, у нас хорошие, квалифицированные специалисты, но всегда хочется видеть более качественный тренерский состав. Потому нехватка есть. Это можно сравнить с нехваткой учителей в школах. Тренер, как и учитель, — это такая профессия, где не только нужно желание, но и где должен быть талант. Поэтому хороших, качественных специалистов всегда будет не хватать.

В любом случае открытие нового дворца — это плюс для города, ведь дети будут заниматься спортом. Да, не все станут профессионалами, зато многие будут вести здоровый образ жизни и популяризировать спорт.