Что касается уровня жизни респондентов, то бедным среднего казанца не назовешь Что касается уровня жизни респондентов, то бедным среднего казанца не назовешь Фото: «БИЗНЕС Online»

Групповой портрет казанцев глазами социологов

Количественное исследование на тему «Изучение социального самочувствия жителей Казани» было проведено по заказу нашего издания агентством исследований и разработок в апреле – мае 2025 года. В телефонном опросе приняли участие свыше 1 тыс. казанцев в соответствии с квотами, позволяющими пропорционально представить мужчин и женщин всех возрастов, проживающих в разных районах столицы РТ. Еще 200 личных интервью было взято у респондентов в зонах частной застройки в разных районах Казани методом планшетного опроса. Таким образом, погрешность исследования не превышает 3%.

Массовый опрос был дополнен фокус-групповыми дискуссиями. Затронутые в исследовании темы на отдельных встречах обсуждали представители среднего класса, пенсионеры, молодежь и жители городских поселков — всего в фокус-группах приняли участие свыше 70 человек. Это позволило точнее интерпретировать ответы, полученные социологами в ходе количественного исследования.

На диаграммах представлен социально-демографический портрет опрошенных (пол, возраст, образование, национальность — в процентах от общего числа опрошенных).

Что касается уровня жизни респондентов, то бедным среднего казанца не назовешь. 42,7% опрошенных отметили, что им хватает денег на продукты и одежду, но более крупные покупки приходится откладывать на потом. Еще у 36,7% покупка товаров длительного пользования — таких как телевизор или холодильник — не вызывает трудностей, в отличие от приобретения дачи или автомобиля. 4,5% опрошенных могут ни в чем себе не отказывать — у них достаточно средств на покупку недвижимости или машины. Только 10,4% респондентов признались, что у них денег в обрез, хватает только на продукты питания. А 3,5% живут ниже прожиточного минимума — им не хватает денег даже на продукты.

Самой острой городской проблемой опрошенные дружно назвали стоимость и качество услуг ЖКХ Самой острой городской проблемой опрошенные дружно назвали стоимость и качество услуг ЖКХ Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Вполне ожидаемо, что мнения представителей нижнего и верхнего сегментов по уровню доходов по многим вопросам расходятся — чуть ниже мы это покажем.

Однако есть вопросы, по которым все согласны. Так, самой острой городской проблемой опрошенные дружно назвали стоимость и качество услуг ЖКХ. Она волнует 79,7% респондентов с доходом ниже среднего, 74% опрошенных со средним доходом и 63,8% — с высоким. Внушительные цифры в счетах-фактурах особенно болезненны для людей с небольшими доходами, для которых оплата ЖКУ съедает немалую долю личного бюджета, но, как показало исследование, обеспеченные казанцы тоже не в восторге от того, как работают управляющие организации в их новеньких ЖК.

Вторая больная тема у всех опрошенных — здравоохранение. И снова больше всего проблема волнует низкодоходную часть респондентов (77,3%), чаще всего сталкивающихся с недостатками страховой медицины. С ростом дохода и возможностью посещать платные медицинские центры острота проблемы снижается — среди опрошенных с доходом выше среднего на 22% меньше тех, кто недоволен городским здравоохранением. Однако и в этой группе больше половины респондентов (55,4%) поставили качество и доступность медицинских услуг на 2-е место в рейтинге проблем… «Здания поликлиник отремонтировали, внутри все красиво, но заходишь как в музей. Чтобы к специалисту попасть, надо записываться за несколько недель или даже месяцев», — говорили горожане на фокус-группах.

3-е место среди казанских проблем респонденты со средним доходом и выше отдали чистоте воды и воздуха. Экологическая повестка своего рода лакмусовая бумага для городов: как правило, такой запрос в благополучных регионах возникает тогда, когда большинство других проблем успешно решаются, а жители заинтересованы в устранении всех возможных рисков.

У опрошенных с доходом ниже среднего на 3-м месте — проблемы наркомании и алкоголизма. Но и тут разрыв не так велик, как может показаться. Топ-5 главных казанских проблем един для всех категорий опрошенных, разница лишь в том, какое место занимает та или иная проблема. Так, асфальтирование дорог, которое 15–20 лет назад возглавляло список больных вопросов, сейчас на 4–5-м месте для всех категорий респондентов.

По вопросу, какие проблемы администрация города решает успешно, тоже полное согласие. Большинство опрошенных вне зависимости от уровня дохода тут называют привлечение туристов, благоустройство парков и скверов, озеленение города, развитие массового спорта, благоустройство дворов (спасибо программе раиса РТ) и чистоту Казани.

Данные соцопроса вдвойне интересны — комплексные исследования социального самочувствия казанцев в эпоху специальной военной операции если ранее и проводились, то не предавались гласности.

Для 60,3% респондентов тема СВО отодвинула все другие проблемы Для 60,3% респондентов тема СВО отодвинула все другие проблемы Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

«Тема СВО вышла на первый план»

Яркая примета времени — тема СВО. Для 60,3% респондентов она отодвинула все другие проблемы полностью (для 28,4%) или частично (31,9%).

На фокус-группах многие говорили, что продолжают активно следить за происходящим в зоне конфликта. Наибольшая заинтересованность у тех, у кого на передовой кто-то из близких.

У части опрошенных объем внимания к теме СВО стал снижаться. Кто-то объясняет это эмоциональными проблемами, кто-то — расхождением между официальной информацией и рассказами очевидцев, кто-то перестал беспокоиться по поводу экономической стабильности и потери работы. 60,6% участников исследования не сомневаются, что страна движется по правильному пути.

Неожиданно много — 64,4% опрошенных! — казанцев отметили, что они участвуют в гуманитарных сборах. Половина респондентов помогает семьям участников СВО и участвует в сборах для помощи военнослужащим. 33,5% поддерживали жителей возвращенных территорий РФ и Курской области. Среди помогающих — и предприниматели, и бюджетники, и пенсионеры.

На фокус-группах участники активно рассказывали, как волонтерят по зову души, плетут маскировочные сетки, собирают грузы по заявкам знакомых с передовой. Все с большим уважением относятся к тем гуманитарщикам, которые сами доставляют необходимые вещи и продукты на линию фронта. Сборы по административной разнарядке вызывают раздражение: «Не надо искреннее желание поддержать наших превращать в оброк!»

Активисты отмечали, что им предпочтительнее работать с небольшими фондами, потому что в таком случае можно отследить конечный результат, увидеть эффект от помощи и в принципе быть уверенным, что она дойдет до адресата.

Самыми привлекательными словами для опрошенных стали «мир» (64,1%), «справедливость» (52,7%), «стабильность» (51,7%). Но, как подчеркивали участники фокус-групп, «мир должен быть на условиях России», «основная задача — победное завершение СВО, восстановление торговых и экономических связей со странами Запада». Слово «патриотизм» самым привлекательным назвали 31,3% респондентов. Воспитание патриотизма — важная задача, с этим согласны все. «Однако его не надо насаждать, не нужно фальшивить», — предупредили участники фокус-групп. Участники обсуждения не хотят становиться объектами информационной войны — как с российской, так и с противоположной стороны.

Казанский оптимизм

Собственной жизнью сегодня довольны 84% опрошенных казанцев, 33% из них полностью удовлетворены. Кстати, высокий уровень удовлетворенности жизнью характерен и для россиян в целом. Согласно недавнему исследованию всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в марте и апреле 2025 года индекс удовлетворенности жизнью держался на уровне 64 пункта, это максимум с ноября 2024-го. Авторы исследования объясняли это тем, что люди, несмотря на постоянные колебания и внешнюю неопределенность, «нашли личные стратегии поддержания жизненной стабильности».

Но вернемся к казанцам — давайте посмотрим, на чем строится их позитивный настрой, помимо уровня дохода.

91,2% опрошенных отметили, что Казань развивается. Настроение окружающих участники опроса оценили как доброжелательное (70,4%), оптимистичное (61,8%), жизнерадостное (58,9%). Как считают социологи, очень часто, говоря о чувствах окружающих, человек рисует свой портрет: это своего рода зеркало. Кстати, жители частного сектора чаще, чем остальные казанцы, отмечали агрессивное настроение окружающих (30,8% против 19,5%).

Свыше 35% респондентов констатировали, что за минувший год стали жить лучше, еще 35% — так же и только 27,7% — хуже. Интересно, что изменения к лучшему ощутили на себе 65,9% мужчин от 18 до 24 лет и только 25,7% женщин старше 55 лет.

Большие надежды связаны у казанцев и с ближайшим годом — число тех, кто надеется, что его жизнь изменится к лучшему, превысило 38%, а тех, кто боится изменений к худшему, — всего 14,4%. Главные оптимисты — девушки от 18 до 24 лет, свыше 77% из них верят в свою счастливую звезду в следующем году. Впрочем, не намного отстают от них в ожидании счастья и другие казанцы младше 34 лет.

На вопрос «Какие эмоции вы чаще всего испытываете, когда думаете о будущем?» 56,6% респондентов ответили: «Надежда» и еще 44,5% — «Оптимизм».

Несмотря на все сложности времени, 17,4% опрошенных совсем не тревожит будущее и 27,8% не очень тревожит. А вот 53,1% переживают по этому поводу. И тут чем старше респондент, чем хуже у него материальное положение, тем больше у него тревоги о будущем.

«Они врезались в соседний дом. Так мы почувствовали «запах» войны. Когда вышли — увидели, что ветки дымятся, стекла в доме вылетели… Это все не как на экране телевизора» «Они врезались в соседний дом. Так мы почувствовали «запах» войны. Когда вышли — увидели, что ветки дымятся, стекла в доме вылетели… Это все не как на экране телевизора» Фото: «БИЗНЕС Online»

Чем гордятся и чем недовольны казанцы?

Исследование показало, что негативно на самочувствии казанцев сказываются повышение цен и вызванное им снижение уровня жизни, последствия СВО. Во время фокус-групповых дискуссий респонденты, в частности, упоминали атаку БПЛА на Казань в декабре 2024 года. «Кроме всего прочего, я тут недалеко живу, к нам прилетали беспилотники. Они врезались в соседний дом. Так мы почувствовали „запах“ войны. Когда вышли — увидели, что ветки дымятся, стекла в доме вылетели… Это все не как на экране телевизора», — говорил один из респондентов в ходе опросов фокус-групп.

В числе факторов со знаком «минус» респонденты также указывали ухудшение качества дорог после зимы, расширение зоны платных парковок и плохую работу общественного транспорта. Что касается дорог, надо заметить, что исследование проводилось в апреле, когда улично-дорожная сеть после зимнего сезона была еще не в лучшем состоянии. Очевидно, если бы опрос прошел сейчас, с учетом летнего масштабного ремонта, в том числе в поселках, эта тема была бы менее актуальной.

Факторами со знаком «плюс» респонденты на фокус-группах называли саммит БРИКС в октябре 2024 года, реконструкцию Горьковского шоссе, строительство крупных объектов, в том числе парка «Елмай» и нового театра им. Камала, благоустройство дворов, парков, скверов и развитие объектов для массового спорта. При этом 57,3% опрошенных выразили желание участвовать в обсуждении планов развития и благоустройства города.

Факторами со знаком «плюс» респонденты на фокус-группах называли саммит БРИКС в октябре 2024 года, реконструкцию Горьковского шоссе, строительство крупных объектов, в том числе парка «Елмай» и нового театра им. Камала, благоустройство дворов, парков, скверов и развитие объектов для массового спорта Факторами со знаком «плюс» респонденты на фокус-группах называли саммит БРИКС в октябре 2024 года, реконструкцию Горьковского шоссе, строительство крупных объектов, в том числе парка «Елмай» и нового театра им. Камала, благоустройство дворов, парков, скверов и развитие объектов для массового спорта Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельный вопрос — экология и переработка мусора. С одной стороны, участники фокус-групп соглашаются, что в городе стало чище. С другой — на фоне обычно чистых улиц бросаются в глаза неубранные участки после массовых городских мероприятий. Заметны для горожан и кадровые проблемы в сфере городского благоустройства (не хватает дворников, водителей спецтехники), и несвоевременное очищение мусорных урн и контейнеров на городских улицах и во дворах.

Большинство респондентов подтвердили необходимость раздельного сбора и переработки мусора, но при этом признали, что сами сортировку отходов не практикуют. Горожане, с одной стороны, сожалеют, но, с другой, оправдываются ленью и сложностью процесса. Тем не менее 45,7% заявили, что ситуацию с недостаточной сортировкой мусора в жилищах надо исправлять.

Несмотря на существующий набор проблем, в массовом сознании горожан Казань — третья столица. Такое позиционирование воспринимается без иронии в первую очередь за счет международных событий, которые позволяют ассоциировать столицу Татарстана с «дверью на Восток» и в исламский мир. Респонденты также отмечают «наслышанность» о Казани в других регионах и за рубежом, расцвет туризма. Традиционно люди хвалят чистоту на улицах и развитие городской инфраструктуры.

Однако «резервы» для развития остаются. Чтобы сравняться с Москвой, необходимо работать над повышением зарплат и деловой активности, увеличивать количество клубов и концертных залов, говорили участники исследования. Также, по мнению казанцев, надо продолжать работу над туристической привлекательностью, перенести в город федеральные органы власти и больше тратить на развитие инфраструктуры. Например, на метрополитен.

Не устраивает людей запаздывание развития инфраструктуры, появление жилых «муравейников» и «реновация» городской среды без оглядки на мнение жителей. В качестве примера, символа проявленного неуважения, казанцы чаще всего вспоминали недобрым словом установку шумозащитных экранов на мосту «Миллениум». Не рады горожане застройке берегов Казанки и отсутствию съездов на Вознесенском тракте. Никуда не деваются и опасения по поводу ухудшения экологии (горожане упоминали планы по созданию мегасвалок и запуску мусоросжигательного завода).

По ответам можно также проследить «конфликт поколений», когда молодежь ожидает большей столичности, а люди среднего возраста и пожилые — сохранения неспешного ритма жизни провинциального города. Неоднозначно воспринимаются и перспективы роста Казани до города-двухмиллионника: для кого-то это гордость и шанс для ускоренного решения инфраструктурных проблем, а кому-то новые соседи не нужны.

Молодые семьи зачастую выбирают частный дом, понимая, что им придется столкнуться с нехваткой инфраструктуры и неудобной логистикой Молодые семьи зачастую выбирают частный дом, понимая, что им придется столкнуться с нехваткой инфраструктуры и неудобной логистикой Фото: «БИЗНЕС Online»

Жизнь в поселке как осознанный выбор молодых семей

Загородная жизнь становится осознанным выбором, а не просто способом сэкономить на недвижимости, показало исследование. Оказалось, молодые семьи зачастую выбирают частный дом, понимая, что им придется столкнуться с нехваткой инфраструктуры и неудобной логистикой. В таких условиях жители поселков Казани оказываются более приспособлены к социальной кооперации. Покупатели такой недвижимости относятся к экономически и социально активной части населения, которой свойственно регулярное преодоление трудностей.

«Мы тоже с соседями вместе свет провели, газ, воду. Дорогу асфальтировали за свои деньги. Это все до самой большой улицы было сделано своими руками. Соседи собрались деньгами и все это проделали», — рассказывали жители частных окраин.

Самоорганизация — необходимое условие комфортной жизни в поселках. Люди часто покупают участок без асфальтированного подъезда, централизованного водо- или газоснабжения, где в зимнее время не очищается снег. Так что организация поселкового территориального общественного самоуправления или как минимум сплочение вокруг группы инициативных жителей — вполне распространенное явление. Люди отмечают, что многие положительные локальные изменения оказываются результатом совместных усилий самих жителей, наиболее инициативной и платежеспособной их части.

Более сплоченными и готовыми к сотрудничеству оказываются жители молодых поселков, которые столкнулись с общими для всех трудностями. Причем в коттеджных поселках собственные не только сложности, но и подходы к их решению. Жители МКД привыкли жаловаться в сервисы вроде «Народного контроля» и писать запросы в органы госвласти. В поселках же наиболее действенный способ — коллективное письмо с привлечением профильного эксперта.

Еще, отмечали респонденты из поселков, важно выстроить контакт с местной администрацией, участвовать в госпрограммах с софинансированием. При этом казанцы, имевшие опыт участия в таких программах, подчеркивали, что мало получить грант, нужен и строгий механизм отчетности, чтобы использование средств было прозрачным.

Несмотря на сложности, жители поселков в целом настроены оптимистично и отмечали множество позитивных преобразований, открытие новых социальных объектов. «Сделали очень серьезную транспортную развязку на выезде из Мирного в сторону Борисково. И сейчас напрямую в РКБ можно ехать по „южке“. Вот это серьезная дорога прямо, очень удобно», — привел пример житель одного из поселков.

При этом и в частном секторе нет единства в понимании «правильно устроенной» жизни. Для кого-то это обязательно аккуратный газон, а для кого-то регулярная стрижка травы даже в парках — насилие над природой.

Уровень доверия президенту России Владимиру Путину у казанцев — 80,4% Уровень доверия президенту России Владимиру Путину у казанцев — 80,4% Фото: © Максим Богодвид / Фотохост-агентство brics-russia2024.ru

Больше всех Минниханову, Путину и Шаймиеву доверяет… молодежь

Перевес бытовых проблем над политической активностью и позитивное социальное самочувствие граждан отметил по итогам исследования в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель АИР Алексей Коннов.

«Население города продолжает жить в рутинном темпе. Цифры показывают, что разные городские проблемы все так же составляют топ приоритетов для жителей и какие-то внешние воздействия очень слабо влияют на эти житейские дела», — говорит эксперт.

В контексте мировых событий ожидаемо сохраняется запрос на стабильность в политической сфере. Менее всего, судя по результатам опросов, казанцам симпатично слово «перемены» (менее 15%).

Неслучайно уровень доверия президенту России Владимиру Путину у казанцев — 80,4%, а раису РТ Рустаму Минниханову — 76,7%.

По мнению исследователей, рейтинг доверия к федеральным персонам в Татарстане традиционно выше. И причина простая — хорошее социальное самочувствие горожан. «То есть если ты живешь неплохо в своем регионе, то оцениваешь хорошо не только главу региона, но и в целом федеральную власть», — отметил Коннов.

Чуть выбивается из общего ряда премьер-министр РФ Михаил Мишустин с показателем в 66,8%. Такой уровень, вероятно, объясняется тем, что глава правительства страны реже появляется в СМИ с привязкой к городу и республике. В целом показатели доверия к первым лицам среди казанцев аналогичны результатам опросов всех россиян. Например, согласно июньскому исследованию ВЦИОМ, Путину доверяют 79,9% россиян, а Мишустину — 61,8%.

Мэру Казани Ильсуру Метшину доверяют 63,9%. Его называют сильным мэром, активным, деятельным, демократичным. Для политика, находящегося у руля города с 2005 года и стоящего на «переднем крае», цифры достаточно высокие. Да, ниже, чем у главы региона, но социологи объясняют это просто. Как правило, местную власть, тех, кто «ближе к народу», чаще всего судят по действиям и в городе, и в республике в целом. Жители не разделяют негативные поводы между уровнями власти. Даже если какая-то проблема возникнет из-за проволочки на федеральном уровне, крайней все равно окажется городская администрация. Просто потому, что она доступнее для критики. Такая тенденция прослеживается и в других регионах России.

Первому президенту и госсоветнику республики Минтимеру Шаймиеву доверяют 72,9% респондентов. Причем если разбить этот показатель по возрастным категориям, то больше всего Бабаю доверяет… поколение зумеров. Среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет Шаймиев пользуется доверием у 80,8%. Для сравнения: у тех, кто застал первого президента на пике политической карьеры, доверие к нему ниже. У категории 55 лет и старше доверие к Шаймиеву на отметке в 69,9%.

Минниханову и Путину молодежь доверяет больше всего: 90,4% и 83,5% соответственно. Похоже, мантра о том, что самые лояльные и надежные избиратели — пенсионеры, на глазах уходит в прошлое.

Каких-то серьезных изменений в политических предпочтениях казанцев исследователи не заметили. «После коронавируса все вернулось на круги своя. Участники фокус-группы говорили о том, что кандидатов в депутаты люди судят по поступкам. Особенно тех, кто находится ближе. Местную власть судят по действиям внутри республики, а федеральную — по проведению внешней политики», — говорит Коннов.

Предпочтения казанцев среди политических партий предсказуемы. В условиях специальной военной операции символом «сплочения вокруг флага» выступает «Единая Россия», которую поддерживают 34,6% опрошенных. Что характерно, наибольшей симпатией партия власти пользуется у женской аудитории, особенно у девушек. В возрасте от 18 до 24 лет таких 45,7%. Респонденты со средним и высоким доходом чаще поддерживают «Единую Россию», чем люди с доходом ниже среднего. А вот неожиданный поворот: жители Авиастроительного района, судя по результатам исследования, поддерживают ЕР в 2 с лишним раза горячее, чем избиратели Вахитовского района (45,9% против 21,5%). Возможно, тут сыграл свою роль экономический подъем Авиастроя, связанный с новым уровнем загрузки его предприятий в последние годы, а следовательно, с заметным ростом зарплат.

Остальные места в сердцах казанцев с незначительной разницей делят между собой представители системной оппозиции. Если до и во время пандемии КПРФ, пользуясь непопулярными решениями властей, уверенно шла второй и набирала 13–14% голосов, то с течением времени эффект пенсионной реформы и коронавируса ушел. Теперь у коммунистов всего 6,2% поддержки — почти в 6 раз ниже, чем у ЕР. На 3-м месте расположилась ЛДПР (5,7%), но ей дышат в спину «Новые люди» (4,9%). В аутсайдерах — «Справедливая Россия — За правду» (2,3%) и непарламентское «Яблоко» (1,8%).

При этом к сентябрьским выборам Татарстан подходит с высокой долей колеблющихся избирателей и тех, кто не доверяет существующим участникам политического поля. С выбором подходящей для себя политической силы затруднились сразу 26,3% опрошенных. Еще 17,6% ответили, что такой партии, которая им нравится, нет в принципе.

«Да, во время пандемии сильно упало доверие ко всем политическим партиям и лидерам, в том числе и к партии власти. Цифры были очень невысокие. Сейчас мы опять видим, что доверие к „Единой России“ возвращается, остальные же партии все растеряли. Сторонников системной оппозиции, по опросам, становится меньше. Здесь мы можем говорить как об аполитичности, так и о том, что в целом представленные партии не находят своего избирателя», — добавил Коннов.

Уровень удовлетворения жизнью и оптимизм, о котором говорилось ранее, сказываются на протестном потенциале казанцев. Так, доля считающих возможными массовые протесты в Казани едва превышает 5%. В то же время уровень тех, кто заявляет о невозможности протестных акций, составляет 55%.

Среди интернет-изданий наибольшей популярностью пользуется «БИЗНЕС Online». Деловую электронную газету в качестве главного источника информации назвали 36,2% жителей Казани Среди интернет-изданий наибольшей популярностью пользуется «БИЗНЕС Online». Деловую электронную газету в качестве главного источника информации назвали 36,2% жителей Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Медиапредпочтения казанцев

Для получения информации о событиях в городе и стране казанцы со средним доходом и выше чаще всего прибегают к телеграм-каналам и социальным сетям. Телевизор выбирают люди с доходом ниже среднего.

Таким образом, наиболее востребованные сегодня источники информации — это ТГ-каналы (62,3%) и соцсети (51,3). Замыкает тройку популярных источников информирования Первый канал (46%). Среди интернет-изданий наибольшей популярностью пользуется «БИЗНЕС Online». Деловую электронную газету в качестве главного источника информации назвали 36,2% жителей Казани. Примечательно, однако, что среди мужчин в возрасте 35–44 года наша газета выходит на 2-е место в списке источников с результатом 54,5% — большей популярностью у них пользуются только телеграм-каналы (68,4%).

Почему мета-СМИ пользуются популярностью (надо иметь в виду, что сюда относятся также ТГ-каналы и известных традиционных СМИ)? По мнению участников фокус-групп, в первую очередь благодаря скорости обработки информации и ее доступности: телефон всегда под рукой, push-уведомления сообщают о самых важных событиях, телеграм-каналы работают без VPN. Также это оперативность. «У меня сын летом был в перевернутом поезде Казань – Адлер. То есть, естественно, мы об этом узнали через 3–4 минуты. По телевидению так не получится», — говорят участники исследования.