Король Малайзии султан Ибрагим стал первым монархом Малайзии, посетившим Россию с государственным визитом с момента установления дипломатических отношений между двумя странами в 1967 году Король Малайзии султан Ибрагим стал первым монархом Малайзии, посетившим Россию с государственным визитом с момента установления дипломатических отношений между двумя странами в 1967 году Фото: rais.tatarstan.ru

Золотой самолет, чак-чак и шутка от раиса

«Это чак-чак, наше национальное блюдо. Мед и жареное тесто», — приветствовал сегодня в аэропорту короля Малайзии султана Ибрагима раис республики Рустам Минниханов.

Высокий гость стал первым монархом Малайзии, посетившим Россию с государственным визитом с момента установления дипломатических отношений между двумя странами в 1967 году. Словно подчеркивая важность события, монарх прибыл на золотом самолете.

Дегустации чак-чака на красной дорожке в казанском аэропорту предшествовала обширная программа, которая началась с приема у российского президента Владимира Путина в Москве. Стороны обсудили товарооборот между странами, участие Малайзии в саммите БРИКС и получение страной статуса страны – партнера объединения. Особенно российский лидер отметил работу малайзийских коллег в группе стратегического видения «Россия – исламский мир», которую возглавляет Минниханов. Переговоры продлились около двух часов, а закончился прием демонстрацией Андреевского зала Большого Кремлевского дворца и императорским троном.

Словно подчеркивая важность события, монарх прибыл на золотом самолете Словно подчеркивая важность события, монарх прибыл на золотом самолете Фото: rais.tatarstan.ru

Посетил султан и научный центр НАМИ, где совершил тестовую поездку на автомобиле Aurus. Автомобилем король остался доволен, назвав его «машиной мечты». И видимо, действительно впечатлившись заездом, выбрал Aurus и для передвижения по Казани.

«У меня состоялась очень дружеская, конструктивная встреча. Он очень высоко отзывался о Республике Татарстан. Говорил о природной красоте и достижениях вашего региона в технологиях и инновациях», — рассказал король о прошедшем разговоре Минниханову. Раис оценил теплые слова в адрес региона и пошутил: «Чтобы наконец приехать к нам, вам пришлось стать королем».

Такая атмосфера во многом была обусловлена давними отношениями между республикой и Малайзией, что подчеркнул и сам Минниханов. «В прошлом году мы трижды встречались с премьер-министром Малайзии Анваром Ибрагимом. Благодарны ему за личное внимание к вопросам сотрудничества с Татарстаном», — подчеркнул он. В мае этого года премьер-министр восточной страны стал почетным гостем на 16-м экономическом форуме «Россия – исламский мир: KazanForum» и заседании группы стратегического видения «Россия – исламский мир».

Дегустации чак-чака на красной дорожке в казанском аэропорту предшествовала обширная программа, которая началась с приема у российского президента Владимира Путина в Москве Дегустации чак-чака на красной дорожке в казанском аэропорту предшествовала обширная программа, которая началась с приема у российского президента Владимира Путина в Москве Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Также Минниханов отметил, что опыт Малайзии во многих сферах, ее развитый рынок исламских финансов, халяльных продуктов и услуг вызывают большой интерес во всем мире, в том числе и в России. Он подчеркнул, что по итогам прошлого года зафиксирован рост взаимного товарооборота, продолжается совместная работа в нефтегазовой и нефтехимической сферах.

Завершилось теплое общение прогулкой по Казанскому кремлю, которая вызвала повышенное внимание туристов. «Как вам Казань, нормально?» — спросил между делом Минниханов у окружившей делегацию толпы. «Здорово!» — послышалось в ответ. Остался доволен столицей Татарстана и малазийский монарх. «Я здесь чувствую себя как дома», — отметил султан Ибрагим.

Его визит в Россию, как ожидается, завершится 10 августа. По словам источника «БИЗНЕС Online», специально для короля Малайзии министерство промышленности и торговли РТ на Казанском вертолетном заводе организовало выставку продукции промышленных предприятий. Предположительно, она ориентирована на экспорт в Малайзию.

Минниханов отметил, что опыт Малайзии во многих сферах, ее развитый рынок исламских финансов, халяльных продуктов и услуг вызывают большой интерес во всем мире, в том числе и в России Минниханов отметил, что опыт Малайзии во многих сферах, ее развитый рынок исламских финансов, халяльных продуктов и услуг вызывают большой интерес во всем мире, в том числе и в России Фото: rais.tatarstan.ru

«Совместный интерес есть, но проектов нет. Мы друг к другу ходим в гости»

Президент фонда развития исламского бизнеса и финансов, президент ассоциации региональных инвестиционных агентств Линар Якупов рассказал «БИЗНЕС Online», что в начале июля ездил поздравлять экс-премьер-министра страны Махатхира Мохамада с 100-летием. В ходе визита стороны обсудили разные варианты взаимодействия. Поскольку Малайзия в этом году председательствует в АСЕАН, а Россия входит в Большой Каспийский регион (БКР), страны могли бы поработать над торговыми отношениями. Государство в Юго-Восточной Азии потребляет большое количество сельхозпродукции, что могло бы стать благодатной почвой для татарстанских фермеров, особенно с сертификацией халяль.

Камень преткновения — логистика. Малайзия находится слишком далеко, в эту страну из России даже нет прямых рейсов. Разве что лететь с многочасовыми пересадками в Ташкенте, Пхукете, Шардже или других городах. «Логистика все-таки играет сейчас большую роль, поэтому мы по многим позициям не являемся туда поставщиками. Они [малайцы] производят много электроники и микроэлектроники. Пианг и территории вокруг — это „электронная долина“, где производится передовая электронная продукция, но даже в этом направлении я не вижу большого взаимодействия. <…> Совместный интерес есть, но проектов нет, к сожалению. Мы друг к другу ходим в гости, как говорится», — сетовал собеседник. Также в Малайзии практически невозможно регистрировать российские компании, получать банковские счета и вид на жительство, что осложняет сотрудничество.

По словам Якупова, серьезных проектов с Малайзией у Татарстана нет, разве что обмен опытом по исламским финансам и халяль-индустрии.

Тем не менее, по ощущениям собеседника, страна отстала на 10–15 лет. Сами жители «релаксовые» и никуда не торопятся, а политика не может похвастаться стабильностью. Две недели назад более 15 тыс. человек вышли на улицы Куала-Лумпура на антиправительственные протесты, требуя отставки действующего премьер-министра Анвара Ибрагима. «Поэтому роль короля в неспокойные времена становится большой. Король сейчас и в государственных делах принимает активное участие. Он, как султан штата Джохор, один из самых богатых людей Малайзии», — заметил Якупов. Напомним, что верховного правителя Малайзии выбирают каждые пять лет из 9 султанов, которые возглавляют 9 штатов. Король выполняет церемониальные, представительские и ограниченные политические функции.

«Я люблю эту страну, я там обучался и знаю многих людей, но, к сожалению, после Махатхира пока что-то у них не получается сильно новое придумать. Они сдали позиции лидеров мусульманского мира, поэтому сейчас эстафету перехватила Саудовская Аравия», — подытожил спикер.