Анвар Аксанов — старший научный сотрудник центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Анвар Аксанов — старший научный сотрудник центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Фото: Альфред Мухаметрахимов

«После того как беки поклялись, что будут повиноваться, Улуга Мухаммада подняли на белой кошме»

— Анвар Васильевич, в этом году 620-летие первого хана Казанского ханства Улуга Мухаммада, которого также называют ханом Золотой Орды (1419–1423, 1426–1426, 1428), Крымского и Касимовского ханств. Что это был за человек, каково его происхождение, ведь все сведения о правителе весьма противоречивые?

— Вы правильно сказали, 1405 год — эта дата условная, в источниках четко не сказано, когда родился Улуг Мухаммад. Это предположение историков на основе того, что впервые он упоминается в 1419–1420-х: выступает довольно сильной политической фигурой, причем не просто одним из претендентов, а военачальником и опытным бойцом. Поэтому его и выбирают ханом. Это событие связано с противостоянием потомков Токтамыша (хан Золотой Орды в 1380–1398 годах прим. ред.) и Идегея (беклярбек Золотой Орды в конце XIV — начале XV века, основатель Мангытского юртаприм. ред.). В этой битве погибли два сильнейших предводителя, сын Токтамыша Кадыр-Бирди и Идегей, и нужно было выбрать хана. Тогда беки выдвинули Улуга Мухаммада ханом Золотой Орды как самого достойного.

— Не слишком ли он был молод для правителя?

— Если он родился в 1405 году, ему тогда было 1415 лет. Могли ли такого молодого парня посчитать авторитетным и выбрать ханом? Беки были властными людьми. Может, им казалось, что молодой Улуг Мухаммад будет находиться под их влиянием.

— Кто были его родители, ханы?

— Насчет этого идет дискуссия в историографии. Ризаитдин Фахретдин писал, что отцом Улуга Мухаммада был Мухаммад бен Тимур. Некоторые историки также поддерживали версию, что его отец был внуком Токтамыша, сыном Джелал ад-Дина. Но благодаря открытию других источников, таких как «Кара Таварих», «Умдет ал-ахбар» («Опора сообщений») и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» («Избранные истории из Книги побед»), мы знаем, что Улуг Мухаммад был сыном двоюродного или троюродного брата Токтамыша Ичкили Хасана. «Кара Таварих» — источник, который был переведен и опубликован благодаря стараниям сотрудников Института истории имени Марджани. И что интересно, его нашел сам Фахретдин: возможно, рукописи ценнейшего источника татарской летописи середины XVI начала XVII века ему прислал один из читателей журнала «Шура». Но ученый из-за занятости не успел его изучить и отправил Заки Валиди Тогану в Турцию. Тот изучал источники и обещал их вернуть, но по каким-то причинам не смог этого сделать. И Фахретдин, видимо, когда писал свой труд об Улуге Мухаммаде, не располагал данными этого источника.

— То есть такой источник, как «Кара Таварих», все-таки сохранился?

— Он сохранился у потомков Заки Валиди. Миркасым Усманов пытался его вернуть на родину и опубликовать, но не получилось. А вот руководителю центра исследований Золотой Орды и татарских ханств имени Усманова Института истории имени Марджани АН РТ Ильнуру Миргалееву удалось это сделать. Он заполучил копию, потом несколько лет шла большая кропотливая работа по переводу источника. Документ оказался довольно сложным: были не только тюркские слова, но и китайские, например. Это говорит о том, автор был разносторонне развитым человеком, причем пользовался достоверными историческими источниками: он сам ездил к ханам записывать их биографии, в частности общался с астраханским ханом Ак-Кубеком. И его данные коррелируются с данными других источников, в том числе археологических.

Анвар Васильевич Аксанов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова Института истории им. Марджани Академии наук РТ.

Родился 15 ноября 1985 года в городе Лесосибирске Красноярского края. Окончил Тюменский государственный университет. В 2011-м защитил диссертацию по теме «Московско-казанские отношения (1445–1552)». В мае 2012 года высшей аттестационной комиссией (ВАК) Аксанову присуждена ученая степень «кандидат исторических наук».

С 2011 по 2013 год работал в должности старшего преподавателя кафедры отечественной истории ТюмГУ. В ноябре 2013-го был избран на должность доцента кафедры отечественной истории ТюмГУ.

В 2015 году перевелся на работу в Институт истории им. Марджани, где занял должность старшего научного сотрудника центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова.

Область научных интересов: история татарских ханств и Московской Руси XV–XVI веков, источниковедение, татарские исторические источники, древнерусское летописание, ислам в России, этническая история российских татар, татарская идентичность, проблемы соотношения истории и исторической памяти.

— На основании этого источника что нам известно о Улуге Мухаммаде?

— По этому источнику мы знаем, что Улуг Мухаммад был сыном Ичкили Хасана, был в лагере Токтамыша и после смерти сына Токтамыша его избрали на престол хана Золотой Орды. Он понимал, насколько это большая ответственность и, судя по «Кара Таравих», усомнился в решении беков. Он сказал: «Вы правда меня хотите избрать ханом? Разве будете меня слушаться?» Поскольку его отец и дед не являлись ханами, то авторитета рода было недостаточно. И времена были смутные. Когда даже больших ханов свергали, он понимал, что время сложное и бремя правления нелегкое. Поэтому попытался отказаться от ханства. Только после того как беки поклялись, что будут повиноваться, Улуга Мухаммада подняли на белой кошме.

— Что-то вроде современной инаугурации?

— Да, интронизация, или воцарение. Он стал ханом и по законам тех лет оставался с этим титулом, даже когда лишался трона и владений. Неважно, что будет потом с человеком, но если его один раз подняли на белой кошме, то он уже навсегда считается ханом. Улуг Мухаммад, по всей видимости, понимал эту ответственность. Не зря в источниках говорится об этом. Его ждали большие и тяжелые испытания: правление пришлось на период децентрализации, когда Орда трещала по швам, постоянно появлялись новые претенденты на власть, и он несколько раз лишался престола. Но, следуя клятве, принятой в 1419–1420 годах, он возвращался и пытался сохранить ханское достоинство. По его ярлыкам и печатям видно, что его лозунгом была справедливость. На его печатях и монетах было написано «Султан адел» — справедливый правитель. Его девизом было «Тиран погибнет, а справедливый будет править».

— Это может быть сказано лишь для собственного пиара?

— С одной стороны, можно усомниться в его искренности, но есть и другая сторона медали. Русские летописи пишут о нем как о справедливом правителе, хотя это была фигура не всегда дружелюбная для Руси. По крайней мере, думаю, он стремился соблюдать договор. У него были дружеские отношения с великим князем литовским Витовтом (1392–1430). Это был традиционный союз со времен хана Токтамыша, а Витовт тогда был очень авторитетным и сильным правителем. Когда возник спор за власть на Руси, Улуг Мухаммад выступил на стороне внука князя Витовта Василия II Темного. Московский князь Василий I был женат на дочери Витовта Софье. Когда возник спор за правление на Руси, против Василия Темного выступил его дядя Юрий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского. Хан мог отдать ярлык на великое княжение ему, более авторитетному и старшему по возрасту, но передал его Василию Темному. Так он следовал договору с Витовтом, потом, судя по всему, с отцом Василия Темного Василием Дмитриевичем.

«Русские унаследовали лучшие черты империи Чингисхана»: спор о Золотой Орде взорвал политический «Телеграм»

Причины прихода Улуга Мухаммада в Поволжье

— Какое было первое ханство, которое возглавил Улуг Мухаммад?

— Это была Золотая Орда, которая не была единой: раскололась на две части, и восточная часть, левое крыло, жила самостоятельной жизнью. В основном это из-за активного противостояния Идегея и его сторонников, которые собрали вокруг себя значительную силу и ставили ханов-марионеток. Но Токтамыш и его потомки долгое время успешно противостояли им, поэтому Орда раскололась на две части. Улуг Мухаммад хоть и был провозглашен правителем Золотой Орды, но правил в основном западной ее частью — Поволжьем и крымским землями.

Ситуация была очень сложная, и, несмотря на старания, распад Орды продолжился. В восточной ее части сосредоточились его противники, потомки Идегея. В Великом княжестве Литовском после смерти Витовта тоже началась междоусобица, и некоторые противники Улуга Мухаммада выдвигали своих претендентов на престол.

Первый конфликт, судя по источникам, у него произошел с ханом Золотой Орды в 1423–1426-х и в 1427–1428-х годах с Барак-ханом, который пришел вместе со старшим сыном Идегея беком Мансуром с востока. Улуг Мухаммад на короткое время власть потерял, но смог вернуть трон. Барак был побежден.

«Улуг Мухаммад хоть и был провозглашен правителем Золотой Орды, но правил в основном западной ее частью — Поволжьем и крымским землями» «Улуг Мухаммад хоть и был провозглашен правителем Золотой Орды, но правил в основном западной ее частью — Поволжьем и крымским землями» Фото: Авторство: Неизвестные русские миниатюристы, 1560–1570-е годы (Царский скрипторий в Александровской слободе) Лицевой Летописный свод (в 10 томах: pdf, pdf с переводом) Общественное достояние, commons.wikimedia.org

— После этого он овладел Крымом?

— Так как долгое время о «Кара Таварих» не было известно, наша задача — фрагменты этой истории переписать на основе уже новых данных. Первая попытка уже произошла — вышла книга «Золотая Орда в мировой истории». Были и другие издания, отдельные статьи, но обобщающей работы еще нет. В нашем центре мы сейчас занимаемся созданием большой истории Казанского ханства, которую хотим начать с эпохи Улуга Мухаммада. Это большой пласт истории — переход от Золотой Орды к Казанскому, Крымскому и другим ханствам после распада Орды. Обычно все упрощается к тому, что пришел Кичи Мухаммад (последний хан Золотой Орды в 1428-м и 1432–1459-х годах, сын Тимур-хана, — прим. ред.) с Востока, поддерживаемый потомками Идегея, и выгнал с сарайского престола Улуга Мухаммада. Но не все так просто было.

Кичи Мухаммад был очень молодым ханом, но за ним стояли авторитетные представители восточного крыла. И с ним было очень тяжелое для Улуга Мухаммада и его беков столкновение в районе современной Астрахани. Противостояние затянулось на несколько месяцев. И в конце концов, в «Кара Таварих» сказано, что беки решили заключить мир и поделили Орду: Нижнее Поволжье и вся восточная часть достались Кичи Мухаммаду, а Крым и прилегающие территории (современный Крымский полуостров и степи, которые находились между Крымом и практически до южной части будущего Казанского ханства) отошли Улугу Мухаммаду. Но он не был сразу изгнан из Сарая, а оставался ханом меньшей территории.

А основателем Казанского ханства он стал в результате других событий — с приходом Сейида Ахмада, который был одним из претендентов на престол. То есть Улуг Мухаммад не из-за противостояния с Кичи Мухаммадом вынужден был покинуть степи и прийти в Среднее Поволжье, а из-за противостояния с другим претендентом на престол.

— Как все-таки появилось Казанское ханство? Для чего ему было еще одно государственное образование, ведь он и так владел огромной территорией?

— Это произошло из-за политической борьбы — процесса децентрализации, распада. Практически в одно время появились Казанское и Крымское ханства.

— То есть сепаратизм имел место?

— Это был распад западной части Улуса Джучи. Важно то, что современники не осознавали, что идет процесс формирования новых государств. У Улуга Мухаммада титул хана был пожизненным, и он все равно стремился к власти. И Кичи Мухаммад был ханом, и Сейид Ахмад. Ханов стало много, и ханств должно быть в достатке. Но все они боролись за то, чтобы объединить все под своей властью. И Улуг Мухаммад, скорее всего, не оставлял мыслей вернуть себе всю власть.

— Почему Улуг Мухаммад покинул престол и отправился в Среднее Поволжье?

— Его предали. В источниках говорится, что это были кунграты (один из правящих татарских кланов в поздней Золотой Ордеприм. ред.) во главе с беком Хайдаром (Айдаром). Кстати, предательство беков связано с избранием Василия Темного на престол. Дело в том, что часть беков были, видимо, подкуплены Юрием Дмитриевичем и выступали за то, чтобы ярлык на великое княжение отдать именно ему. А Улуг Мухаммад, следуя системе передачи власти от отца к сыну, и, возможно, чтобы следовать договору с Витовтом, настоял на том, чтобы Василий Темный был правителем. Конечно, в такой ситуации беки обозлились на Улуга Мухаммада, и началась смута. Недовольство копилось, и в самый неудобный момент, когда ханское войско было обескровлено в борьбе с Кичи Мухаммадом, Хайдар провозгласил нового хана. И с теми, кто остался верен, Улуг Мухаммад покинул Крым.

— Где была его ставка?

— Это точно неизвестно. По его ярлыкам мы видим, что он писал из кочевой ставки. Для политических реалий того времени там, где находится хан, — это и есть столица.

Он покинул крымские степи, и территорию занял другой хан, и он в надежде набрать силы отправился к границам владений своего вассала Василия Темного. Он думал, что московский князь — его союзник. А Василий, узнав о том, что хан лишился престола и идет к его границам, направил против него войско. Было столкновение, которое даже русские летописцы называют несправедливым по отношению к Улугу Мухаммаду. В битве при Белёве было разбито большое русское войско, около 40 тысяч человек.

Улу-Мухаммед отдает великое княжение Василию II Темному Улу-Мухаммед отдает великое княжение Василию II Темному Фото: Авторство: Неизвестные русские миниатюристы, 1560–1570-е годы (Царский скрипторий в Александровской слободе) Лицевой Летописный свод (в 10 томах: pdf, pdf с переводом), Общественное достояние, commons.wikimedia.org

— Василий Темный опасался, что на его место будет претендовать?

— Я думаю, Василий Темный поспешил проявить лояльность к новому хану. Он, видимо, понял, что, раз этот человек лишился власти, дальше его поддерживать опасно — автоматически вступает в конфликт с действующим ханом. Но его войско потерпело поражение. Улуг Мухаммад не остался в Белёве и отправился в Казань. Этот вопрос, скажут некоторые, дискуссионный. Но в «Кара Таравих» об этом четко сказано. Об этом пишет и Абдулгаффар Кырыми (крымско-татарский кади, поэт, историк XVIII векаприм. ред.), и другие источники, которые позволяют говорить о том, что здесь он не только находился какое-то время, а была ставка, здесь был похоронен.

— Казань тогда уже была большим административным центром?

— Казань тогда была крепостью, но после прихода Улуга Мухаммада, примерно в середине XV века, она резко увеличивается, по данным археологии. К тому моменту Казань стала важным политическим центром, потому что значительная часть мусульманского населения Булгарского улуса с конца XIV века из-за постоянных смут и похода Тамерлана стала покидать территорию и переселяться в Заказанье и на правобережье Средней Волги. Закамье — лесостепная и степная прилегающая территория, где было опасно находиться.

В ходе междоусобных противостояний мирное население подвергалось разграблению. Потом, когда эта смута началась в Орде, этим воспользовались еще и, например, речные пираты-ушкуйники (новгородские пираты, которые далеко проникали на север и восток, тем самым содействуя расширению разбойничьей торговли и колоний Новгорода,прим. ред.) совершили несколько походов на Булгар. Нужно было уходить в более защищенные отдаленные места. Заказанье стало этим местом с конца XIV века. В районе Камаева городища (Иске Казан) была найдена монетка Болгар аль-Джадид 20-х годов XV века. Видимо, там был центр чеканки монет.

«Почему булгары, 300 лет имея государственность как часть мусульманского мира, вдруг стали татарами?»

«Объединить Орду мог и Улуг Мухаммад, и его сын Махмуд, и крымский хан Сахиб-Гирей. В принципе, у каждого был шанс»

— Резиденция хана была все-таки в Иске Казан?

— Это вопрос тоже интересный — в какую Казань он пришел. Если брать татарские предания, то там довольно четко указано, что он пришел в Иске Казан. Но по источнику «Казанская история» (историческая повесть, созданная в 1564–1566 годах и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552-м,прим. ред.), Улуг Мухаммад пришел именно в эту Казань. Тогда здесь жили выходцы из Булгара, которые страдали от набегов речных пиратов-ушкуйников и попросили у него защиты. Хотя некоторые считают этот источник беллетристикой, но все-таки его многие данные подтверждаются другими источниками.

— А население Булгарского улуса массово переселялось сюда или только элита?

— Массово. Есть неопровержимые доказательства в виде эпиграфических памятников: много мусульманских могильных камней в это время появляется в Заказанье еще до прихода Улуга Мухаммада. Много поселений возникло уже в конце XIV века, а пик миграции приходится на середину XV века, когда Улуг Мухаммад появился со своей ордой.

Хан построил новую крепость. У него воинов только было около 4 тысяч, а в общей сложности до 20 тысяч человек пришли вместе с ним. Тогда многие татары из Крыма, Азова, Астрахани и других орд стали сюда переселяться, сказано в письменных источниках. Некоторые данные через топонимику и родословные подтверждаются. Есть работы, например, ученого из Башкортостана Марата Ахунова, где он сравнивает топонимические данные, и многое указывает на то, что переселение было из Крыма, Азова и Северного Причерноморья. Конечно, пришли не сразу в Приуралье, это был путь довольно сложный: сначала Среднее Поволжье, а потом Приуралье. В некоторых родовых преданиях так и говорится — «Улуг Мухаммад вакытында» (во времена Улуга Мухаммада).

— Что изменилось в Казани после прихода Улуга Мухаммада?

— Орда — это и есть государство: есть беки, писцы, казначеи, монетный двор, который с ним перемещается. Другое дело, что не просто переместился, но продолжил борьбу за потерянные земли. Через несколько лет, в 1442–1443 годах, в итальянских источниках появляются данные о том, что Улуг Мухаммад был ханом Крыма. Видимо, к концу жизни смог вернуть власть над частью территорий. Хотя политическим центром его владений стала Казань.

Какая точная дата создания Казанского ханства?

— Условной датой считается 1438 год. Почему? Потому что в 1436–1437-х произошла смута, из-за которой Улуг Мухаммад вынужден был прийти в Среднее Поволжье и, скорее всего, именно к началу 1438 года здесь обосновался. Он сам-то, может быть, не осознавал и не стремился к этому, но фактически стал основателем нового ханства. Хотя даже его сын Махмуд (Махмутек) не провозглашал себя казанским ханом. Мы видим, что в русских источниках, в послании митрополита к Махмуду он назван татарским ханом и ханом Орды, хотя послание было адресовано в Казань.

Казань стала одним из политических центров, вокруг которого пытались возродить единство всей Орды. Но ситуация так сложилась, что все претенденты разделили земли между собой на отдельные ханства. А ведь могло бы сложиться и по-другому.

— Как по-другому?

— Посмотрите на европейские государства, которые тоже переживали период политической раздробленности, но потом смогли объединиться. В Улусе Джучи объединение тоже произошло, но позже и с другим политическим центром.

— Московия?

— Да. Хотя объединить Орду мог и Улуг Мухаммад, и его сын Махмуд, и крымский хан Сахиб-Гирей. В принципе, у каждого был шанс.

«Фактически же Улуг Мухаммад считается основателем нового государства» «Фактически же Улуг Мухаммад считается основателем нового государства» Фото: Авторство: Неизвестные русские миниатюристы, 1560–1570-е годы (Царский скрипторий в Александровской слободе) Лицевой Летописный свод (в 10 томах: pdf, pdf с переводом), Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Сумел защитить местное население, наступил период стабильности, начался расцвет в экономике и культуре

— Что пишут источники о личностных качествах первого хана Казани, каким он был правителем? Вы уже сказали о его справедливости…

— Об этом информации очень мало. В этот период разгорается конфликт с Русью, в результате которого он подчинил Василия Темного. Этот конфликт завершился только в 1445 году, когда Василий Темный в битве под Суздалем попал в плен к сыновьям Улуга Мухаммада.

— Он тогда был еще жив?

— Да. Это, можно сказать, одни из последних упоминаний о нем. Однако мы не знаем точно, был ли он еще жив до 1447-го, поскольку в этом году появляются первые сведения о хане Махмуде. Если же обратиться к летописям XVI века, то там говорится, что уже в 1445 году Махмуд стал казанским ханом. В летописях он назван Махмутек, а в мусульманских источниках, например в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», его именуют Махмудом. Если взять, например, «Сборник летописей» Кадыра Али-бека (татарский летописец, хронист, политический деятель, живший в XVI–XVII веках, придворный сибирского и касимовского ханов, визирь Касимовского ханстваприм. ред.), то эта недавно опубликованная нашим центром летопись также содержит сведения о Махмутеке. Скорее всего, его имя происходит от имени Махмуд.

— Обычно о правителях сохраняются легенды, есть ли они об Улуге Мухаммаде?

— В русских летописях этот период подробно описан. В «Казанской истории» говорится: когда Улуг Мухаммад пришел сюда ханом, то построил новую крепость, вокруг него начали собираться люди, он сумел защитить местное население и при нем наступил период стабильности, начался расцвет в экономике и культуре. Однако, если смотреть шире, его деятельность не ограничивалась только региональной политикой. По латинским источникам известно, что его сыновья в 1443 году были отправлены в Крым как правители, что свидетельствует о продолжении борьбы за Крым и определенных успехах. Таким образом, он вновь вернулся к власти.

Даже египетские историки отмечают его масштабную фигуру — это не просто региональный хан, а хан всей Золотой Орды, хан Дашт-и Кыпчак, хан татар. Он остался в памяти летописцев как одна из ключевых фигур. Многие русские летописцы начинают историю Казанского ханства с его сына, что говорит о том, что он воспринимался как правитель всей Орды. Фактически же Улуг Мухаммад считается основателем нового государства. Важно отметить, что до этого в Казани не существовало развитых институтов власти, Казань не могла быть самостоятельным политическим центром. С приходом Улуга Мухаммада и его орды в регионе возникла государственность. Поэтому кого, как не его, можно считать основателем Казанского ханства? Правда, сам он этого мог и не осознавать (смеется).

Улуг Мухаммад был талантливым воином и полководцем. В битве при Белёве он сумел дать отпор 40-тысячной русской рати, имея в 10 раз меньшие силы. Для достижения такого результата нужно обладать высоким военным мастерством и стратегическим мышлением: предпринял несколько хитрых маневров, использовал тактики обороны и построил укрепления. В летописях говорится, что он искренне помолился Богу, и это, по их мнению, помогло ему одержать победу. Конечно, любая победа от Всевышнего, но также очевидно, что его стратегия, тактика и полководческие таланты сыграли ключевую роль.

— Какое внимание Улуг Мухаммад уделял религии?

— В его посланиях и грамотах все лозунги и девизы основаны на хадисах посланника Аллаха. Это свидетельствует о его стремлении к справедливости: мы знаем, что в исламе есть хадисы о том, что правитель должен быть справедливым и что тирания — это зло. Русские летописцы отмечают, что он был очень набожным человеком, перед каждой битвой молился. В «Кара Таварих» говорится, что он отказывается от власти, но беки присягнули ему и подняли на ханство — это соответствует поведению богобоязненных людей. Если взглянуть на историю праведных халифов, то многие из них тоже отказывались от власти, но их выдвигали имамы и правители. Конечно, кто-то может считать это литературной аллюзией, но его политическая деятельность подтверждает, что он был именно таким человеком.

Также стоит отметить, что в то время религиозность у элиты уже была распространена. Еще со времен хана Узбека она утверждается на формальном уровне: некоторые были вынуждены принять ислам из-за власти. Однако в эпоху смут и войн, когда любой хан мог потерять не только власть, но и жизнь, религиозность усиливалась. У ханов были свои имамы и духовные наставники — шейхи и предводители духовенства, как в истории с Османами или Джучидами. Без этого было бы невозможно управлять государством в условиях постоянных конфликтов. Я считаю, что он был религиозным человеком, иначе он не вошел бы в историю с такой положительной стороны. В целом о нем практически нет отрицательных сведений ни в каких источниках. Бо́льшая часть информации о нем сохранилась в русских летописях, где ханов обычно не жалуют и о них пишут не всегда хорошо.

— История с Василием Темным тоже показательна: хан простил его, не стал его убивать и мстить.

— Об этом, кстати, даже через 100 лет писали крымские ханы в Москву, когда начался конфликт с Казанью. Они пишут: «Надо примириться вам, не воюйте, посмотрите, что сделал Улуг Мухаммад: взял в плен вашего деда Василия и мог его убить, но пощадил его, примирился, отдал ему его владения, и вы тоже примиритесь».

— Это было великодушием или расчетом?

— Думаю, и то и другое. Он мог, конечно, воспользоваться этим в своих интересах, возможно, на первый взгляд это казалось политически эффективным. В русских источниках не указано конкретно, за какой выкуп его освободили. Однако в годы междоусобной войны его сыновья помогали Василию Темному удержать власть. Например, двоюродный брат захватил власть и ослепил его, в результате чего он получил прозвище Темный. Брат поступил с ним гораздо жестче, чем татарский хан. Эти факты заставляют нас задуматься о том, насколько он был выше мелких обид, интриг и всего остального. То есть он понимал, что эту ситуацию лучше использовать во благо народа, чтобы была стабильность.

Радик Салихов: «Территория, на которой существовала Золотая Орда, называется Татарстаном»

На каком языке говорили в Казанском ханстве?

— Кстати, какой язык был родным у Улуга Мухаммада?

— Татарский.

— Это был чагатайский язык?

— Нет, это была западная часть Золотой Орды, это далеко от Чагатайского улуса. Это был язык, более близкий к современному татарскому. В принципе, о его языке мы можем судить только по косвенным источникам: сохранились его битики (послания), которые полны арабизмов, но в целом очень близки к ярлыкам казанских ханов.

— Что сохранилось?

— Его послания к мамлюкам в 1428 году, свидетельствующие о его стремлении возродить единство Орды. Он также отправлял сообщения и османам, что говорит о его попытках наладить дипломатические связи. По формуляру и элементам документооборота эти послания очень близки к другим более поздним ярлыкам казанских ханов, которые сохранились до наших дней. Можно сказать, что это пример древнетатарского или тюрко-татарского языка.

В лингвистике существует понятие «зонтичный термин», охватывающий разные тюркские диалекты и наречия, в том числе чагатайский язык. Даже если взять ярлыки крымских и казанских ханов, между ними есть отличия: в казанских ярлыках больше арабизмов и фарсизмов, что свидетельствует о более высоком уровне развития исламской культуры, уходящем корнями еще в булгарские времена. В то время как ярлыки, составленные в Сарае или Крыму, более тюркские по языковому стилю и могут даже быть ближе к современному татарскому языку.

— По версии покойного академика Мирфатыха Закиева, в те времена было два языка, причем очень похожих друг на друга: булгарский и казанский-кусанский. Считалось, что это два разных этноса. Булгарский — это современный мишарский, а кусанский — современный татарский. Как относитесь к такой теории?

— Вообще, исторический процесс очень сложный и многогранный, и языковые процессы — это лишь одна из его граней, причем очень тонкая. Почему? Потому что источники, особенно татарские средневековые, недостаточно полно отражают этот языковой процесс. Хотя сохранились эпиграфические памятники и некоторые документы политической истории, но они дают лишь ограниченное представление.

Когда мы говорим о возникновении Казанского ханства, наше мышление стремится все разложить по полочкам: вот Золотая Орда, вот Казанское ханство. Но сам исторический процесс гораздо сложнее. Он не возник сразу и однозначно. Даже при Махмуде еще не было четкого понятия о таком государстве. Что касается языков, то ситуация еще более запутанная, потому что в источниках зафиксировано очень мало данных. Существуют разные теории по этому поводу. Например, историк Юлай Шамилоглу высказал мнение о так называемом R-языке, который зафиксирован на могильных плитах Булгарского улуса Золотой Орды. К концу XIV века количество R-языковых эпитафий уменьшается и начинают преобладать Z-языковые надписи, что, по мнению этого историка, свидетельствует о вымирании носителей R-языка в результате пандемии черной смерти.

— На R-язык претендует и чувашский язык.

— То, что этот язык относится к чувашскому, — это гипотеза ученика известного ученого Шигабутдина Марджани Хусаина Фаизханова, который первым расшифровал эти могильные надписи. Однако существует множество противоречий. Во-первых, могильных камней с этим языком не было обнаружено в булгарский период, они появились только в эпоху Золотой Орды. Во-вторых, параллельно с могильными плитами на R-языке существовали и Z-языковые могильные плиты. Z-язык ближе к современному татарскому языку. Таким образом, в XIV веке количество могильных плит с R-языком постепенно сокращается, а преобладание Z-языка увеличивается.

Есть также теория, что эти R-языковые надписи могут быть рудиментами булгарского языка, и некоторые ученые, например Искандер Измайлов, предполагают, что этот язык связан не столько с основным населением, сколько с определенными ремесленными традициями. Прежде чем делать глобальные выводы о том, что был сначала булгарский язык, а затем появился татарский, еще требуются дополнительные исследования, поскольку вопрос очень сложный.

— Булгарский язык — это проязык чувашского?

— Очень спорная теория, так как есть нестыковки с их претендентством на булгарское наследие. Самый главный вопрос — это ислам. То есть мы знаем, что булгары были мусульманами, причем, по археологическим данным, почти на 100 процентов эта территория была мусульманизированной. До XV века по отношению к населению данной территории в русских источниках употребляют термин «булгары».

Айрат Ситдиков: «Вся история Евразии находится в слоях Болгара»

Что скрывают могилы возле башни Сююмбике?

— Когда появился термин «татар», во времена Улуга Мухаммада?

— Термин «татар» появился именно в этот период и пришел на замену «булгарам». В «Казанской истории» мы видим, что с приходом Улуга Мухаммада вокруг него собираются орды — татары из Астрахани, Азова и Крыма. Это свидетельствует о смене ситуации. Хотя, понятно, что сам по себе термин «булгар» уже в эпоху Орды скорее носит территориальный характер, а не этнический. Я считаю, что он стал таковым как минимум с XIII века. Впоследствии многие ученые XIX века использовали термин «аль-Булгари», что не означало этническую принадлежность. В арабском мире эта территория уже давно называлась Булгарией, и даже в источниках XIX века наши ученые писали «Я пишу тебе из Булгара», хотя находились, например, в Агрызе.

Это усложняет этнополитическую картину региона. Мы видим появление новых типов могильных захоронений — каменных надгробий, которых не было в булгарский период. Археологи могут однозначно сказать, что это свидетельство прихода новой культуры или даже демографических и этнических сдвигов. Также наблюдается усиление влияния культур Хорезма и Анатолии. Однако то, насколько эти изменения связаны с этническими вопросами, требует дальнейших исследований. Культура, язык, этнос, гены и политика — это разные измерения. Не стоит все смешивать: их нужно анализировать отдельно и по возможности разложить по своим местам.

«Особенность источников в том, что повседневные регулярные связи и дипломатические контакты, которые не выходят за рамки нормы, зачастую остаются вне внимания» «Особенность источников в том, что повседневные регулярные связи и дипломатические контакты, которые не выходят за рамки нормы, зачастую остаются вне внимания» Фото: Альфред Мухаметрахимов

— Насколько Улуг Мухаммад, будучи во главе Казанского ханства, обладал реальной властью, влиянием?

— Есть источники, которые свидетельствуют, что к 1443 году он возвращает власть над степной территорией Крыма: Северное Причерноморье, Западный Дешт и до Поволжья, примерно до современной Саратовской области. Потом там возникла Большая Орда.

— Несмотря на то что хан был справедлив, у него, наверное, тоже была своя внутренняя оппозиция, шла борьба за власть?

— Интересно отметить, что в сообщениях говорится о предательстве кунгратов. После этого мы не видим их в клановой системе Казанского ханства. В казанской и крымской элитах существовали такие роды, как ширины (крымскотатарский род, один из четырех сильнейших бейских родов Крымского и Казанского ханств прим. ред.), барыны (тюркский род, также один из четырех сильнейших бейских родов Крыма, карачи-беков, которые могли утверждать крымских ханов на престоле и входили в государственный совет, решавший внешнюю политику Крыма,прим. ред.), аргыны, кыпчаки, а кунгратов среди них не было.

— Ширины разве были только внутри Казанского ханства?

— Здесь тоже довольно сложно. Ширины были не только в Казани, но и в Крыму, и в Касимове. Это говорит о том, что ширины могли играть важную роль как объединяющий фактор на всей территории, охватываемой этими ханствами. Возможно, именно амбиции этих кланов, а также влияние Чингисидов создавали надежду на возрождение единства этой территории. По крайней мере, до Сахиб-Гирея существовали идеи о восстановлении единства Орды.

— В чем заключается роль Улуга Мухаммада в объединении татарских племен и народов региона? И какова была его политика по отношению к соседним государствам и ордынским ханствам?

Он не пытался завоевывать чужие территории, а возвращал свои. По отношению к местным народам, я считаю, он выполнял консолидирующую роль. Благодаря этому возникла стабильность, которая способствовала развитию Казани. Археологические данные это подтверждают: за короткий период начиная с эпохи Улуга Мухаммада и до Махмуда Казань из небольшой крепости превратилась в крупнейший торгово-ремесленный центр всей Восточной Европы. Казань стала не только политическим центром, но и центром объединения народов Улуса Джучи.

Кроме того, сюда приходили люди из разных мест. Можно сказать, что это пример региональной модели золотоордынской политической системы — централизованной, объединяющей различные народы и территории.

— Как часто хан «сталкивался» с Москвой?

Понимаете, особенность источников в том, что повседневные регулярные связи и дипломатические контакты, которые не выходят за рамки нормы, зачастую остаются вне внимания. Как и в современной журналистике: на первую полосу попадают яркие события, такие как войны и конфликты. Если оценить его правление начиная с 1420-го и до 1445 года, то война была лишь в конце его правления. И то завершилась долгим и стабильным миром, который сохранялся и во времена правления его сыновей. И он все-таки выдал ярлык Василию Темному, закрепив традицию передачи власти от отца к сыну. Он видел в Руси скорее союзника или хотя бы стратегического партнера. Даже после смерти Улуга Мухаммада Василий II не воевал с его потомками, а, наоборот, уважительно относился к их владениям и поддерживал мирные отношения. Поэтому в основном политика Улуга Мухаммада строилась на союзнических и мирных отношениях. Однако в конце его правления произошел крупный конфликт, который тоже завершился долгим и относительно стабильным миром.

— По распространенной информации, Улуг Мухаммад прожил примерно до 40 лет. Пишут даже, что его родной сын умертвил.

— Прожил около 40–50 лет. В основном источники молчат об этом, за исключением «Казанской истории». Там говорится, что сын Махмуд убил его, но это не подтверждается никакими другими источниками. При этом у автора «Казанской истории» была яркая литературная модель, которую он пытался реализовать в своем произведении. Он хотел показать, что история Казани началась («зачалась») и закончилась на крови. Мы знаем, чем закончилась история Казанского ханства, но автору было важно показать, что и начало было связано с кровопролитием.

Первый хан, по его версии, умер от рук собственного сына. При этом здесь он допускает очень серьезную фактологическую ошибку: утверждает, что Махмуд убил еще и младшего брата Якуба. Однако в других источниках Якуб не был убит и ему были пожалованы земли Касимова. Это уже говорит о том, что данная версия — литературный прием или художественный вымысел.

— Вы сказали, что требуется переосмысление истории. Какие дальнейшие исследования связаны с личностью Улуга Мухаммеда и его правлением?

Наша задача — ввести в научный оборот источники, о которых я упомянул: «Кара Таварих» и «Джами ат-Таварих» Кадыр Али-бека. В них отражены генеалогические данные и важные политические события. На основе этих источников, учитывая уже сложившийся опыт в историографии, мы работаем над написанием полноценной истории Казанского ханства. В частности, периодом правления Улуга Мухаммеда занимается Ильнур Миргалеев. Он активно работает с османскими источниками. Мы знаем, что дипломатические отношения между Казанью и Османской империей были установлены, ярлыки сохранились. Думаю, в османских архивах можно найти дополнительные источники, которые помогут более полно реконструировать этот период.

— Считается, что Улуга Мухаммада похоронили в Казани, возле башни Сююмбике. В подтверждение этого были ли какие-то ДНК-исследования?

— Я тоже этот вопрос хочу задать археологам. Они дважды проводили там раскопки, вскрывали могилы ханов. Установлено, что там было 6 ханских могил (захоронения выделялись надгробиями пирамидальной формы), также ребенка и женщины. Может быть, это были члены ханской семьи. Из этих 6 археологи вскрыли четыре в 1977 году и еще две через 20 лет. Мы знаем, что черепа двух ханов были реконструированы по методу Герасимова. Есть предположение, что это Махмуд и его внук Мухаммад-Амин. Скорее всего, и Улуг Мухаммад там похоронен. По письменным источникам мы достоверно знаем, что в Казани было похоронено пять ханов, а ханских могил 6. При этом довольно много сведений, указывающих на то, что здесь правил Улуг Мухаммад. 6-м ханом никто, кроме него, не может быть. Найденные останки принадлежат людям среднего возраста — 40–50 лет. Примерно столько прожил и Улуг Мухаммад. Одна из могил принадлежит ему. Какая — вопрос. Потому что две могилы до конца не изучены.