«Видимо, Ренат о чем-то думал. Просто как-то пришел домой, положил завещание на стол и сказал: «Тебе это пригодится». В завещании было написано, что все, что останется после смерти, принадлежит мне», — вспоминает один из вечеров в 2015 году Светлана Ибрагимова, вдова народного артиста РСФСР Рената Ибрагимова. Три года после смерти певца она не могла вступить в наследство, т. к. старшая дочь артиста от первого брака Надежда Ибрагимова пыталась оспорить завещание отца. О том, почему Ибрагимов не общался с дочерью и что осталось от легендарного певца после его кончины, — в материале «БИЗНЕС Online».
14 мая 2022-го на 75-м году жизни остановилось сердце «русского Паваротти» Рената Ибрагимова. У него осталась молодая вдова Светлана Ибрагимова (на фото справа) с четырьмя малолетними детьми на руках
«В завещании было написано, что все, что останется после смерти, принадлежит мне»
14 мая 2022-го на 75-м году жизни остановилось сердце «русского Паваротти» Рената Ибрагимова. У него осталась молодая вдова Светлана Ибрагимова с четырьмя малолетними детьми на руках — Асылбикой, Аишей, Атиллой и Марьям. И три последних года, как выяснил «БИЗНЕС Online», ей пришлось участвовать в судебных баталиях со старшей дочерью супруга от первого брака Надеждой.
Знаменитый певец из Казани был женат трижды. С первой избранницей Тамарой познакомился на танцах и уже в 20 лет женился. Та была простым бухгалтером и родила ему двух дочерей — Надежду и Веру. Брак просуществовал только 14 лет, но Ренат Исламович увлекся студенткой, соседкой по лестничной клетке Альбиной, ради которой бросил семью. Как писала пресса, Тамаре и дочерям он оставил 4-комнатную квартиру, машину, гараж и дачу.
Во втором браке у Ибрагимова родилось еще двое детей — Айя и Султан. Певец, который был на пике популярности, быстро обзавелся новой недвижимостью, да еще и виллой на Кипре. Семейное счастье пары продлилось 25 лет. В 2009 году в прессе обсуждался громкий бракоразводный процесс, как и полагается, с дележкой совместно нажитого имущества и обвинениями со стороны бывшей супруги в том, что звездный отец отказывается платить алименты на сына.
Третья супруга оказалась на 40 лет моложе Ибрагимова. Они познакомились в ресторане, где Светлана подрабатывала официанткой. Год именитый певец присматривался к ней, даже подыскивал для нее женихов, которых она регулярно отвергала. В конце концов, как признавался сам Ибрагимов, решил, что «такая корова нужна самому». Хотел сначала взять Светлану второй женой, к этому моменту артист пришел к исламу, но Альбина была категорически против. Поэтому артист решился на второй развод.
Вторая жена Рената Ибрагимова Альбина и сын Султан
Общественность обвиняла молодую избранницу «татарского соловья» в том, что та позарилась на богатства Ибрагимова. Но, как уверяет сама Светлана, певец после каждого развода оставлял предыдущей семье все нажитое имущество. «Ренат спокойно относился к материальному, все оставлял и начинал жизнь заново. Несмотря на то что по решению суда все имущество делилось пополам, он оставил Альбине бо́льшую часть. Они продали дом на Кипре, он взял из суммы небольшую часть, остальное оставил на учебу Султану», — рассказала вдова нашему корреспонденту.
Так что молодоженам тоже пришлось все начинать заново. «У нас ничего не было. Сначала снимали старый домик, платили за него символическую сумму. Там протекала крыша, дом был летним, поэтому зимой снимали жилье в городе. Но Ренату нравилось на природе, поэтому он в рассрочку выкупил этот домик и участок у своего знакомого», — вспоминала Светлана. Супруги решили на этом месте строить новый комфортный дом. Сам Ренат Исламович его проектировал, в том числе интерьеры, а папа Светланы (ее родители к тому времени переехали к ним) воплощал замыслы артиста. Дом строили целых 10 лет. Заработанные на концертах деньги Ибрагимов вкладывал в стройку.
Тем временем число наследников артиста увеличивалось. В 2015 году у пары было уже трое детей. Но тему завещания до этого супруги никогда не поднимали. «Видимо, Ренат о чем-то думал. Просто как-то пришел домой, положил завещание на стол и сказал: „Тебе это пригодится“. В завещании было написано, что все, что останется после смерти, принадлежит мне», — рассказала Светлана.
«В завещании было написано, что все, что останется после смерти, принадлежит мне», — рассказала Светлана
«Она все время хотела квартиры, дома, чтобы папа что-то переписал на нее»
В мае 2022 года Ибрагимов скончался. Светлана уже была готова вступить в наследство, как в сентябре в Троицком районном суде Москвы зарегистрировали иск о признании завещания Ибрагимова недействительным. Оспорить последнюю волю отца решилась старшая дочь Надежда Ибрагимова. В иске она утверждала, что при общении с ней отец не высказывал желания оставлять в пользу кого-либо завещание, а хотел все свое имущество разделить между всеми наследниками поровну. По мнению Надежды, последняя жена повлияла на ее престарелого отца и силой (возможно, угрозами), а также запрещенными в России медпрепаратами заставила именитого певца написать завещание в свою пользу. Также дочь усомнилась в подлинности подписи на завещании.
Отметим, Надежда еще в 2009 году, выйдя замуж, уехала во Францию. Но на этом общение дочери с отцом не прекратилось. Как пояснила Светлана, певец перестал с ней поддерживать связь только в последние годы. «Это было невыносимо. От Надежды все время были оскорбления, обвинения, упреки, претензии, обиды. Она все время хотела квартиры, дома, чтобы папа что-то переписал на нее», — вспоминает вдова.
О том, что с дочкой натянутые отношения, в начале 2022 года говорил и сам Ренат Исламович. «Года три назад последний раз с ней встречался. Но я в курсе всего, что происходит в ее жизни… У нее есть просто некоторые проблемы со здоровьем. У нее обострения сезонные. В это время я стараюсь с ней поменьше общаться. Она неадекватной становится», — признавался певец. Надежда тем временем через СМИ требовала от него квартиру в Москве. «Папа! Помоги нам, детям от первого брака, купить жилье в Москве. Ты всем купил дома и виллы, даже брату Альбины подарил трехкомнатную квартиру! А своим дочерям не можешь купить?» — обращалась она.
Но, по словам Светланы, старшая дочка лукавила: давным-давно отец купил ей однокомнатную квартиру в районе ВДНХ в Москве, которую она продолжает сдавать. Также ей досталось все имущество после смерти матери Тамары, которым Надежда, как отметила вдова, не поделилась со своей сестрой Верой. К слову, вторую дочку от первого брака Ибрагимов тоже не забывал: сначала помог с покупкой квартиры в столице, а потом и с домом в Подмосковье. «Наверное, человеческой жадности нет предела…» — считает Светлана.
Дочерям от первого брака Ренат Ибрагимов купил недвижимость в столице
«Эксперты пришли к выводу, что Ренат Исламович отдавал себе отчет в своих действиях»
Но вернемся к судебным разбирательствам. Троицкий суд приступил к рассмотрению иска только в феврале 2023 года. Но и то судья Елена Ежова провела перед этим 8 предварительных заседаний. Это, как отметил управляющий партнер адвокатского бюро «Вест Гарант» Ришат Абдулгазин, представлявший в суде интересы вдовы, нетипично для судебных процессов. По его словам, за время разбирательства истица и ее адвокаты несколько раз меняли свою позицию. «Первоначально в иске было два основания. Первое — завещание поддельное, а подпись не принадлежит Ренату Исламовичу. Второе — он составил завещание, будучи не в адекватном состоянии, не отдавал отчета своим действиям», — рассказал он. Но в первом случае выходило, что тогда придется к делу привлекать еще и нотариуса, у которого Ибрагимов в 2015 году написал завещание. «Затем истцы поменяли позицию. В конечном итоге они заявили, что, скорее всего, подпись была его, но якобы Светлана спаивала его запрещенными веществами», — указал адвокат.
Более того, по словам Абдулгазина, сторона истца была готова пойти и на более крайние меры, чтобы доказать влияние Светланы на психическое здоровье Ибрагимова. «В ходе судебной дискуссии они даже не исключали вариант эксгумации тела умершего, — указал адвокат. — Но это маловероятный сценарий, потому что эксгумацию проводят в двух случаях — криминал (возбужденное уголовное дело) или перезахоронение. Во всех остальных случаях вероятность одобрения проведения такой процедуры в гражданском деле ничтожна мала. С юридической точки зрения это был выстрел в никуда, а с моральной — это было очень плохо».
«В тот момент я была благодарна тем, кто уговорил меня провести вскрытие Рената после смерти, — добавила Светлана. — Люди, которые были в тот момент со мной, предполагали, что могут возникнуть подобные ситуации, когда придется эксгумировать тело».
В итоге 10 ноября 2023 года Троицкий районный суд постановил отказать в удовлетворении требований Надежды Ибрагимовой. Но она попыталась оспорить решение в Мосгорсуде, и процесс затянулся еще более чем на год. Как рассказал Абдулгазин, апелляционная инстанция запросила все медицинские карты умершего, которые были направлены на посмертную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в центр психиатрии и наркологии им. Сербского. «Поскольку там большая очередь на экспертизу материалов со всей России, то рассмотрение дела было приостановлено на несколько месяцев, — уточнил адвокат. — Но в итоге эксперты пришли к выводу, что Ренат Исламович отдавал себе отчет в своих действиях в 2015 году и был во вменяемом состоянии». Поэтому Мосгорсуд узаконил решение Троицкого районного суда и отказался признавать завещание Ибрагимова недействительным.
Надежда Ибрагимова лично ни на одно заседание не приехала, хотя, как отметил Абдулгазин, судья неоднократно приглашала ее в суд для разъяснения позиции. Также старшая дочь Рената Исламовича, по словам вдовы, не пыталась урегулировать спор в досудебном порядке.
Надежда Ибрагимова лично ни на одно заседание не приехала, хотя, как отметил Абдулгазин, судья неоднократно приглашала ее в суд для разъяснения позиции
«Как и в любом бизнесе, нужна правильная оценка творческого наследия Рената Ибрагимова»
За что же все-таки Надежда Ибрагимова развернула такую долгую борьбу в судах? «Наверное, она думала, что у папы есть еще квартиры, дома», — предположила Светлана. По ее словам, к моменту смерти супруга ему принадлежал только дом, который они вместе так долго строили и в котором она продолжает жить со своими детьми.
Согласно «Контур.Фокусу», Ибрагимов до сих пор значится директором двух юрлиц — Театра песни Рената Ибрагимова и АНО дополнительного образования «Школа искусств Рената Ибрагимова». Но обе компании в последние годы не ведут никакой деятельности. По первой из них в 2021-м была нулевая отчетность, а вторая завершила тот год с убытком в 96 тыс. рублей.
Еще один проект артиста был в Ялте — там он совместно с бизнес-партнерами в 2019 году создал свою частную школу гармоничного развития, в которой дошкольное, школьное и дополнительное образование шло на английском языке и по двум образовательным системам — Кембриджской и российской в соответствии со ФГОС. Но уже после смерти Ибрагимова, в 2023-м, школа перешла в управление образовательному холдингу «Мирополис».
Также интерес представляет творческое наследие народного артиста РСФСР и Татарстана. По словам Светланы, осталось множество песен, более 500 записей, аранжировок, даже альбом на немецком языке, который певец не успел выпустить, и его книга. «Думаю над тем, как правильно воспользоваться творческим наследием мужа», — призналась Светлана. По сути, семья могла бы зарабатывать на авторских правах, в том числе выкладывая записи на музыкальных платформах, которые платят авторам за прослушивание их треков. «Как и в любом бизнесе, нужна правильная оценка творческого наследия Рената Ибрагимова и его правильная реализация», — уверен Абдулгазин. Сама Светлана надеется на поддержку в этом вопросе, в том числе правительства Татарстана, поскольку Ибрагимов «у татар был такой один».
До сих пор вдова не могла вступить в наследство, т. к. тянулось судебное разбирательство. «Я живу на пенсию по потере кормильца, плюс московская доплата до прожиточного минимума. Слава Богу, укладываюсь в эти средства. Бывает, что помогают друзья Рената. Так я по воле Творца держусь на плаву», — призналась Светлана. Также у нее есть домашнее хозяйство — вместе с родителями держат кур, выращивают овощи и фрукты.
Единственное, с чем она точно определилась, — дом, который строили вместе с супругом, продавать не будет. «Я это сделать не смогу. Ренат слишком много вложил в него в духовном и философском плане. Поэтому я не рассматриваю продажу дома», — добавила Светлана.
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.