Культовый режиссер Юрий Бутусов скончался на 64-м году жизни, утонув во время отдыха в Болгарии Культовый режиссер Юрий Бутусов скончался на 64-м году жизни, утонув во время отдыха в Болгарии Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press / www.globallookpress.com

Райкин: «Для меня в последние 20 лет не было в профессии человека значимее и любимее тебя»

«Для меня в последние 20 лет не было в профессии человека значимее и любимее тебя. Никто не доставлял мне столько боли и столько счастья», — цитирует телеграм-канал театра «Сатирикон» своего художественного руководителя Константина Райкина. Так знаменитый артист отреагировал на вчерашнюю новость о неожиданной и трагической смерти 63-летнего режиссера Юрия Бутусова, у которого он сыграл шекспировских Короля Лира и Ричарда III. И слова Райкина — это одно из многих признаний в любви к Бутусову (абсолютно культовому герою для современного отечественного театра), которые можно было встретить накануне на просторах сети.

О его смерти стало известно утром в воскресенье. Режиссер утонул во время отдыха с семьей в Болгарии. Эксперты ТАСС предполагают, что причиной могло стать мертвое волнение — явление, когда пловец не может выбраться на берег из-за встречного течения, быстро теряет силы и тонет.

По последней информации, Бутусова кремируют здесь же, в Болгарии, после чего церемония прощания состоится в Москве, а прах захоронят в Санкт-Петербурге.

Так театральная суперзвезда обеих российских столиц вернется на родину, с которой уехал несколько лет назад. «Я убежден: главной, роковой жизненной ошибкой режиссера, философа, мыслителя — и сейчас я говорю о Юрии Николаевиче Бутусове — стало его решение в 2022 году покинуть Россию», — написал в своем телеграм-канале директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок, где до недавнего времени Бутусов был главным режиссером и где и сегодня с непременными аншлагами идут его «Бег» и «Король Лир». «Все знали и ценили в нем главное — он строил свой театр, свою особую территорию искусства, которое порой было непонятно всем, но так и должно быть в подлинном искусстве, — продолжает Крок. — Он был человеком сложным, противоречивым, мыслил совершенно иначе, чем мы с вами, но он был Художником с большой буквы».

При этом, уехав на Запад, Бутусов там не нашел себя в полной мере. Режиссер, каждый спектакль которого на родине становился огромным событием, сделал лишь несколько постановок в Прибалтике и Норвегии, но в памяти театралов этот период скорее останется благодаря так и не выпущенному в театре им. Вахтангова «Идиоту», который репетировался много месяцев, но так и не дошел до премьеры по причине отъезда постановщика.

В Казань в разные годы привозили несколько спектаклей Бутусова. В нулевые — «Гамлета» из МХТ им. Чехова, позднее «Город. Женитьба. Гоголь» из питерского театра им. Ленсовета и одну из главных работ режиссера — брехтовского «Доброго человека из Сезуана» столичного театра им. Пушкина с блестящей Александрой Урсуляк, финальный монолог ее Шен Те о том, что «выполнить божественные планы мне, просто человеку, не под силу», не мог оставить равнодушным никого. В 2018 году на Качаловский фестиваль в столицу РТ приезжал и сам Бутусов, правда, антураж творческой встречи с ним — днем в будний день в малом зале театра им. Качалова — не слишком соответствовал статусу гостя.

Бутусов был одним из педагогов в ГИТИСе у новоиспеченного главрежа Тинчуринского театра Айдара Заббарова. А главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев так говорил о нем в одном из интервью «БИЗНЕС Online»: «Юрий Николаевич в этом отношении такой серьезный ворошитель. Я видел несколько его работ, которые смотреть было невозможно. Но заставляет думать!» Интересно и неожиданно для Бикчантаева, обычно очень скупого на публичные оценки чужого творчества.

Бутусов — один из редких современных российских режиссеров, к которому корректно применять определение «культовый» Бутусов — один из редких современных российских режиссеров, к которому корректно применять определение «культовый» Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Делание театра из себя, из своего сердца»

Бутусов — один из редких современных российских режиссеров, к которому корректно применять определение «культовый». Один из авторов этого текста как-то наблюдал на аплодисментах после очередного его спектакля, как пара соседок по партеру, интеллигентного вида девушек, вдруг вскочили с мест и истошно завопили, когда к публике вышел сам постановщик — уже не очень молодой человек и отнюдь не писаный красавец. Это почти напоминало старую кинохронику с реакцией фанаток на The Beatles.

За годы работы у Бутусова сложилась настоящая фан-база из зрителей, которые по многу раз смотрели его спектакли. Например, корреспондент «БИЗНЕС Online» только булгаковский «Бег» в театре им. Вахтанова смотрел 6 раз, причем между пятым и шестым был приличный перерыв, поскольку в роли Голубкова Леонид Бичевин заменил Сергея Епишева и было много переживаний о том, как в связи с этим изменится спектакль. А еще была специальная поездка на последний показ в театре им. Ленсовета знаменитого «Кабаре Брехт». Причем обратный билет на самолет был куплен с прицелом на то, чтобы успеть в аэропорт сразу по окончании, но, конечно, прощание затянулось, а уйти с такого спектакля было решительно невозможно.

Музыкальное оформление тоже было важнейшим элементом облика спектаклей режиссера. Сам Бутусов слыл меломаном, молодые зрители часто включали прямо во время действа Shazam, приложение для распознавания треков, а фанаты в соцсетях собирали саундтреки его постановок.

Культовой фигурой был Бутусов и для коллег по цеху, во многих российских театрах сегодня можно найти постановки «под Бутусова» от молодых и не очень режиссеров.

За годы работы у Бутусова сложилась настоящая фан-база из зрителей, которые по многу раз смотрели его спектакли За годы работы у Бутусова сложилась настоящая фан-база из зрителей, которые по многу раз смотрели его спектакли Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Его особенность — в сочетании гиперреализма с метафорическим смыслом, у него был собственный язык, — сказал „БИЗНЕС Online“ театральный критик Нияз Игламов. — Не очень понятно вообще, из чего, как это все складывается, из каких печей, кирпичиков, из каких элементов. Но он взял в себя очень многие элементы разных театральных стилей, но, перемешивая, создавал новый, абсолютно новый театральный язык».

По словам Игламова, на него самое сильное впечатление произвел спектакль «Макбет. Кино» в театре им. Ленсовета. «Мы даже спорили с одной коллегой. Она говорила: „Вы добавляете туда свои собственные смыслы, Юра интеллектуально не такой продвинутый человек“. Но если такой эффект создается, значит, это заложено, необязательно осознанно, — продолжает Игламов. — Очень редкий режиссер может меня удивить. Но Бутусов всегда удивлял. Удивлял, потому что ты не знал, что будет в следующей сцене».

Театровед и педагог Павел Руднев рассказал нашему корреспонденту, что, набирая очередной курс артистов, критиков или продюсеров, он выяснял: на вопрос о том, кто для вас кумир и образец, «не каждый второй называл имя Бутусова, а каждый первый».

О Бутусове говорят, что в его спектаклях всегда прекрасно играют актеры О Бутусове говорят, что в его спектаклях всегда прекрасно играют актеры Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Его режиссура прежде всего строилась на энергообмене, — говорит Руднев. — Ты действительно чувствовал, что ты часть спектакля. Иногда у Бутусова была рок-музыка в качестве звукового оформления, но его спектакли часто воспринимались как такой рок-концерт. В них артисты точно так же выкладывались, как выкладывается рок-фронтмен, который делает спектакль, делает концерт из себя, из своей телесности, из собственного человеческого опыта. Это невероятный энергообмен, мы даем что-то зрителям, а зрители отдают нам эту энергию. Такое почти телесное взаимодействие, в спектакле Бутусова „Чайка“ возникала замечательная хореография Николая Реутова, которая предполагала бешеную пляску, экстатическую, почти ритуальную пляску. Это было невероятно мощно, карнавально, сильно».

«Никогда не забуду, в сатириконовской „Чайке“ он выходил иногда сам и танцевал такой данс макабр, да, это было, конечно! И вообще, он очень любил появляться так, мимолетом, в своих спектаклях», — напоминает Игламов. «Еще одно новшество, которое Бутусов придумывает не то чтобы впервые в истории театра, но в истории театра российского точно. Он входил в тело спектакля, — продолжает Руднев. — Режиссер обычно — это фигура, которая как бы за пределами сцены, когда спектакль играется. А со спектакля „Чайка“ Бутусов входил как режиссер в тело спектакля и существовал там на правах неловкого хозяина, которому немножко стыдно за то, что он сделал. И вот это делание театра из себя, своего сердца... Он вообще был человеком, который невероятно тратился».

В сентябре 2020 года Бутусов набрал впервые самостоятельный режиссерский курс в ГИТИСе, и уже сегодня молодые «бутусовцы» нарасхват в российских театрах В сентябре 2020 года Бутусов набрал впервые самостоятельный режиссерский курс в ГИТИСе, и уже сегодня молодые «бутусовцы» нарасхват в российских театрах Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Это такая редкая фигура, которая уничтожила конфликт между Москвой и Петербургом»

А еще о Бутусове говорят, что в его спектаклях всегда прекрасно играют актеры. «Для него артист был всем, он не был режиссером-тираном. Он невероятно работал с артистами. То, что он сделал с Константином Райкиным, как он его трансформировал, преобразовал, — он никогда так не играл. Он открыл, разумеется, эту знаменитую петербургскую троицу — Хабенский, Пореченков, Трухин, а еще Дмитрия Лысенкова, также Александру Урсуляк и Александра Матросова в Москве. В РАМТе после его спектакля „Сын“, который до сих пор идет, Александр Девятьяров стал главным артистом этого театра», — считает театровед Руднев.

Любопытно, что режиссер поздно пришел в профессию, лишь в 35 лет окончив СПбГАТИ. Но сразу же стал звездой. «Он появился в Москве в один год сразу с двумя спектаклями, они приехали на „Золотую маску“: „В ожидании Годо“ и „Сторож“. Произвели невероятную сенсацию, собственно, вот с этого момента он почти закрепляется как такой „первач“», — продолжает Руднев.

Причем «В ожидании Годо» по Беккету был дипломным проектом Бутусова, а играли в нем питерские студенты-актеры Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин. Режиссер с ними сделал еще несколько работ, а уже позднее укорял, что артисты, уже будучи звездами, отдавали предпочтение сериалам, а не большому искусству.

«Когда карьера началась со студенческих времен, это совершенно невероятный результат. И все остальные шаги были звездными в этом смысле, — продолжает Руднев. — Причем поскольку тогда Петербург не производил вакансий, то Бутусова сразу взяли в Москву. Это такая редкая фигура, которая уничтожила конфликт между Москвой и Петербургом, он в одинаковой степени реализовался на территории нескольких театров, в общем несколько театров духовно окормлял. Это очень редкая ситуация, потому что обычно Москва и Петербург в конфликте в этом отношении».

В сентябре 2020 года Бутусов набрал впервые самостоятельный режиссерский курс в ГИТИСе, и уже сегодня молодые «бутусовцы» нарасхват в российских театрах.

«Мы делали лабораторию с „бутусовцами“, — рассказывает директор театра „Мастеровые“ из Набережных Челнов Армандо Диамантэ. — К нам приезжали его ученики и делали эскизы, и так как авторитет мастера был достаточно велик, то большинство из них работали как раз в том особом, уникальном стиле, во всяком случае, ученики пытались воспроизвести то, что делал мастер. В итоге Ван Шэнь, один из учеников Бутусова, поставил у нас спектакль „Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем“. В нем очень много бутусовского. Пусть будет как память о таком замечательном мастере. Очень жаль, я хотел его пригласить к нам в театр, но различные обстоятельства все время этому мешали, и мы с ним лично не познакомились, о чем я очень сожалею. У человека был свой уникальный язык, таких режиссеров по пальцам одной руки можно пересчитать. Бутусов, безусловно, одна из непререкаемых величин».