Министр спорта РФ Михаил Дегтярев анонсировал очередные реформы в российском футболе. В дополнение к изменению лимита на легионеров чиновник допустил появление потолка зарплат. Для реализации этой идеи он предлагает обратиться к опыту КХЛ, где потолок зарплат есть и весьма успешно функционирует, ограничивая клубы-олигархи от безудержного растранжиривания денег на игроков. О том, что натолкнуло министра на идею, как это работает в КХЛ и что об этом думают эксперты, — в материале «БИЗНЕС Online».
Михаил Дегтярев наводит шорох в российском футболе. Сначала он объявил об изменении лимита на легионеров в РПЛ, а теперь заговорил об идее потолка зарплат для клубов
«Нужно освоить денежки вместе с агентами, все поделить, расписать»
Вторую неделю подряд министр спорта РФ Михаил Дегтярев наводит шорох в российском футболе. Сначала он объявил об изменении лимита на легионеров в Российской премьер-лиге (РПЛ), а теперь заговорил об идее потолка зарплат для клубов. Все это проходит в рамках его реформ в самом популярном виде спорта. Своими действиями министр показывает, что главенствующее место в спорте будет занимать именно его ведомство, а не клубные боссы или лиги.
Разговоры о потолке понятны. Странно смотреть на то, как «Спартак» и «Зенит» привозят себе дорогих, пусть и качественных легионеров. Клубы тратят чуть ли не 30 млн евро на одного игрока и дают ему большую зарплату, подъемные агенту, да еще и прописывают большие бонусы. Никому не понятно, для чего платить такие деньги в условиях отсутствия еврокубков. К тому же, судя по всему, наши клубы и сборная не близки к возвращению на международную арену. Так зачем платить больше, если можно обратить внимание на российских игроков?
Полузащитник «Зенита» Жерсон будет зарабатывать в «Зените» 3,5 млн евро в год — это фиксированная часть. При этом в его контракте прописаны различные бонусы. Клуб заплатил «Фламенго» за трансфер Жерсона 25 млн евро
«Потолок зарплат — в хоккее он есть, в КХЛ есть, я сам возглавлял хоккейный клуб „Амур“, я знаю, что есть зарплатные ведомости. Вот и распределяй — можешь игрока подороже взять, можешь подешевле. А то некоторые договорились до того, что наши российские футболисты из-за ужесточения лимита будут требовать больше зарплаты. Что вы несете? С какого перепугу? Если у вас, конечно, бюджет не ограничен, нужно освоить денежки вместе с агентами, все поделить, расписать — пожалуйста», — заявил Дегтярев в эфире телеканала «Россия-24».
Более конкретно министр не высказывался и точных деталей проекта не рассказал. Чуть больше ясности внес инсайдер Иван Карпов. По его словам, реализация идеи не так далека и, что называется, находится на столе в высоких кабинетах. По прогнозам журналиста, потолок могут ввести уже в 2026 году. Правда, он допустил, что клубы будут пользоваться лазейками. Например, зарплату укажут поменьше, а все остальное покроют покупкой квартиры, машины или передадут деньги в конверте. Но потом, мол, все это сойдет на нет и все привыкнут работать с тем, что есть, а может быть, даже по правилам.
«Новый лимит — лишь начало закручивания гаек, сообщают источники в РФС (российский футбольный союз — прим. ред.). Минспорт дал понять топ-менеджменту клубов, что как раньше не будет. Первым пострадавшим стал футбольный агент Роман Орещук. 8 августа он был уволен с должности советника правления „Урала“. Причина — переход на личности в СМИ относительно нового лимита. „Никто не запрещает высказывать мнение, но некоторые функционеры в последнее время откровенно перестали следить за языком“, утверждает мой источник в минспорте», — написал Карпов в своем телеграм-канале.
О повышении верхней границы просили топ-клубы: первыми высказались «Авангард» и ЦСКА. Идея была такова: цены на все растут, а платежки клубов остаются на том же уровне. Привозить качественных игроков в таких условиях сложно — нужны перемены
Как устроен потолок зарплат в КХЛ?
Идея введения потолка зарплат в России берет свои корни из КХЛ. Сама же хоккейная лига подсмотрела потолок за океаном. В КХЛ уже пятый год действуют жесткие финансовые ограничения для клубов. Отправная точка — 2020-й, когда КХЛ утвердила ограничения по общей заработной плате игрокам в 900 млн рублей. Инициировали нововведение председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко и бывший президент лиги Дмитрий Чернышенко. С их подачи появилось правило: если платишь своим игрокам более положенной суммы, то пропускаешь следующие один-три сезона.
Интересно, что потолок зарплат существовал еще с 2009 года, однако тогда он имел несколько иной вид. Назывался он мягким и на момент создания лиги составлял 620 млн рублей. После он начал расти и спустя четыре года достиг пика — 1,3 миллиарда. Все колебания связаны с курсом рубля к доллару — по-другому клубам КХЛ было бы сложно соперничать за топовых легионеров. К слову, штрафы за превышение потолка тоже были, но не такие болезненные, как сейчас. Клубы платили налоги, составляющие сумму, равную трехкратному превышению. Т. е. платишь игрокам на 100 млн больше положенного — будь добр отдать в казну лиги 300 миллионов.
Однако те времена позади. Вот уже пять лет потолок составляет 900 млн, хотя с сезона 2027/28 достигнет планки в 1 миллиард. О повышении верхней границы просили топ-клубы: первыми высказались «Авангард» и ЦСКА. Идея была такова: цены на все растут, а платежки клубов остаются на том же уровне. Привозить качественных игроков в таких условиях сложно — нужны перемены.
Были и другие причины обратить внимание на потолок. Не секрет, что в последние годы клубы пытаются обойти потолок зарплат и ищут лазейки в регламенте. Вот главные из них:
1. Бонусы. Игроку необязательно прописывать всю сумму в контракте — можно дать бонусы, которые не учитываются в платежке. При этом лига борется с контрактами, в которых оклад составляет минимальную часть. Например, год назад было введено правило, что премиальные учитываются в потолке полностью, а бонусы, если они превышают 10% зарплаты игрока для контрактов, подписанных после 13 апреля 2023 года, и 20% — в случае подписания до указанной даты. Но клубы все равно прописывают бонусы в контрактах — похоже, от этого никуда не деться.
Клуб и игрок могут договориться о переподписании контракта с понижением зарплаты. Активнее всех этим пользовался СКА Романа Ротенберга
2. Переподписание контрактов. Это одна из наболевших тем в последние годы. Клуб и игрок могут договориться о переподписании контракта с понижением зарплаты. Активнее всех этим пользовался СКА Романа Ротенберга. Доходило до того, что лучший защитник лиги Александр Никишин получал 20 млн за сезон, а форвард Арсений Грицюк (ныне игрок «Нью-Джерси») — 12 миллионов. Лига немедленно отреагировала и ввела правило о максимальном количестве переподписанных контрактов с понижением зарплаты. Теперь эту схему можно проворачивать лишь трижды за сезон.
3. Расторжение по обоюдному согласию. Не понравился тренеру или руководству — всегда можно расторгнуть контракт. Клубы до последнего ждут, что игрок согласится на расторжение по обоюдному согласию. Последний пример — «Ак Барс» после прихода Анвара Гатиятулина. Тем летом казанцы расторгли Вадима Шипачева, Евгения Свечникова и Вячеслава Войнова, которые не понадобились новой команде. Все трое согласились на обоюдное расторжение, чем помогли клубу.
В противном случае «Ак Барсу» пришлось бы расторгать контракты в одностороннем порядке. В таком случае часть суммы идет под потолок зарплат (20, 50 или 100% в зависимости от момента расторжения). Еще один вариант — расторжение через другие клубы. Если игрок ни в какую не соглашается на «обоюдку», то клуб обменивает хоккеиста в другую команду, которая не имеет проблем с потолком. Она получает от другого клуба деньги и расторгает контракт. Например, так СКА отправил в «Сочи» форварда Николая Прохоркина, а клуб с юга России, получив необходимую сумму, избавился от контракта с хоккеистом.
4. Бонусы за победу в Кубке Гагарина. Пункт, который из года в год доступен лишь одному клубу КХЛ, т. е. победителю. «Локомотив» в этом сезоне столкнулся с проблемой: после выигранного Кубка Гагарина у ряда лидеров заканчивались контракты. Что сделало руководство ярославского клуба? Выплатило большие бонусы за победу в Кубке Гагарина, а саму зарплату заметно сократило. Так что «Локомотив» в следующем сезоне воспользуется чемпионской привилегией.
«Нужно заниматься не потолком или лимитом, а больше уделять внимание детскому спорту»
Идею введения потолка зарплат «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать футбольных экспертов.
Борис Игнатьев: «Мотивировать можно только финансово. Но при этом все-таки трата средств должна быть разумной»
Борис Игнатьев — экс главный тренер сборной России:
— Все-таки какие-то условия в любой большой команде должны быть выше. Как подровнять всех под одну гребенку? Как выделять чемпионов и тех, кто стал последним? Мотивировать можно только финансово. Но при этом все-таки трата средств должна быть разумной. Надо уйти от того, чтобы одни были сильно богатыми, а другие совсем бедными. Над этим стоит подумать. Меня больше волнует вопрос присутствия большого числа легионеров. Это касается как тренеров, так и игроков. Например, почему у нас должен работать тренер из Беларуси, когда есть свои тренеры и довольно-таки способные? Конечно, в футболе надо что-то пересматривать и нужно выбрать направление, которое поможет развиваться этой игре.
Поможет ли потолок развитию молодых игроков? Тяжело сказать. Например, в советское время был более правильный подход к зарплатам. Тогда были игроки трех разных категорий и зарплата у них была разная. В этом была мотивация: если игрок хотел больше получать, то играл лучше, соответственно, ему меняли категорию и зарплата увеличивалась. А все остальное он зарабатывал за счет побед, и победители получали больше, чем проигравшие. Но вообще, надо начинать с детского футбола и тренеров. Внимание к ним позволит не привозить сюда слабых легионеров. Это должно стать фундаментом, а пока мы им похвастаться не можем.
Валерий Непомнящий: «В нашем футболе не помешало бы ввести потолок зарплат»
Валерий Непомнящий — экс главный тренер «Томи» и сборной Камеруна:
— Я считаю, что в нашем футболе не помешало бы ввести потолок зарплат. Но не знаю, каким образом это будет делаться. Думаю, что решение будет приниматься внутри лиги. Неплохо было бы подровнять зарплаты, тем более что опыт других уже есть. В целом это понятная идея, и для нашей страны она подходящая. Очевидно, что потолок зарплат вводится с целью помочь развитию молодых российских футболистов. Плюс это делается, чтобы было легче содержать команды. Возможно, они станут больше тратить на молодых футболистов. При этом не думаю, что у нас упадет качество легионеров. Все-таки потолок зарплат есть в НХЛ и КХЛ, там потолок направлен на команду, а не на конкретных игроков. Следовательно, клубы могут распределять средства на хороших футболистов, давая им бо́льшую зарплату.
Алексей Попов — экс-игрок «Рубина» и «Амкара»:
— Потолок зарплат или лимит на легионеров не помогут развитию детского спорта в российском футболе. Это утопия. Нужно растить детских тренеров, платить им достойные деньги, закончить с призами в детском спорте и покончить со стремлением быть лучшим футболистом в возрасте 12–14 лет. Детский спорт — это 10 лет. Потом человек инвалид, травмирован психологически и так далее. Как ему еще жить следующие 50 лет?! Поэтому нужно заниматься не потолком или лимитом, а больше уделять внимание именно детскому спорту: игрокам, тренерам, спортшколам.
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.