«WhatsApp* — мессенджер кибертеррористов, через него обкрадывают население России кол-центры Украины на миллиарды рублей в год «WhatsApp* — мессенджер кибертеррористов, через него обкрадывают население России кол-центры Украины на миллиарды рублей в год Фото: «БИЗНЕС Online»

Операторы просят заблокировать мессенджеры?

Новостная лента толсто намекает россиянам на новые блокировки — на этот раз иностранных мессенджеров «Телеграм» и WhatsApp*. Впрочем, некоторые с этими самыми блокировками уже столкнулись, а события в информационной повестке развиваются стремительно.

Утром в понедельник журналистка, основательница журнала Daily Storm и веб-портала This is Media Анастасия Кашеварова сообщила, что блокировка мессенджеров уже началась, а пользователи по всей стране сообщают о сбоях при использовании приложения. Причина блокировки — борьба с кибермошенничеством.

«WhatsApp* — мессенджер кибертеррористов, через него обкрадывают население России кол-центры Украины на миллиарды рублей в год. Номера кол-центрам, которые курируют СБУ и ГУР, сдают за деньги российские подростки. Также WhatsApp* отслеживает наших военных и передает данные иностранным спецслужбам, — написала Кашеварова. — Российские мобильные операторы высказались за запрет звонков во вражеском WhatsApp* и в „Телеграме“. Немного приоткрою завесу тайны, скоро будут у пользователей проблемы со звонками в WhatsApp* и „Телеграме“».

И уже через три часа в Forbes со ссылкой на источник в правительстве сообщил, что, действительно, МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2 якобы попросили заблокировать звонки в зарубежных мессенджерах. Сообщается, что с таким предложением они выступили на стратегической сессии по развитию связи в конце мая. Об этой же сессии в субботу также со ссылкой на источник в правительстве писала Ксения Собчак. Причина в том, что операторам нужны дополнительные доходы для поддержания существующей инфраструктуры, а блокировка вернет из мессенджеров трафик в обычные голосовые вызовы, что позитивно скажется на их экономике. «По их данным, из-за подорожания базовых станций из-за санкций и в связи с резким ростом трафика мобильного интернета прогнозируется снижение темпов развития их сетей. В связи с этим ожидается уменьшение скорости доступа в интернет — прежде всего в мегаполисах. При этом сценарий кратного роста тарифов для абонентов не был поддержан антимонопольной службой», — писала Собчак.

Сами операторы просьбу о блокировке не подтвердили. Более того, новость о том, что об ограничениях просили ведущие операторы, стала для самих компаний неожиданностью, пишет телеграм-канал «Осторожно, новости». «Поэтому пока никто официально не хочет говорить о ситуации со звонками, называя это „политическим вопросом“. Никто из основных игроков также не хочет „выступать пионерами“ и ждет заявлений от государственных ведомств», — сообщил канал.

«Ноу-хау и мастер-класс от чиновников о том, как переводить стрелки. У вас есть решение, что точно вызовет ярость у людей. От своего имени выдвигать такое решение никто не хочет, уж больно градус в обществе высок, могут и взорваться, а там неясно, куда все это вывезет», — написал у себя в телеграм-канале владелец Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

«Та вкинутая информация, что якобы операторы просят заблокировать голосовые звонки, полностью противоречит тому, что операторы делали все последние годы. А именно: расширяли стыки с „Телеграмом“, инвестировали деньги в качестве сервиса, потому что абонентам это нужно. — прокомментировал он новость для „БИЗНЕС Online“. — У операторов нет какой-то политической позиции, операторы — про бизнес. А бизнес — штука простая: если у нас люди пользуются „Телеграмом“, он не запрещен в России, значит, мы будем расширять стыки каналов связи с „Телеграмом“, чтобы ходили картинки лучше, видео, голосовые звонки были и прочее, потому что это важно для людей.

И чем более довольными будут люди, тем более лояльными будут к оператору и тем больше денег они оставят, заплатят и не уйдут к другому. И сегодня невозможно представить себе, что у операторов биполярка вдруг случилась: они инвестировали миллионы долларов в это и вдруг они говорят: „Не, ну давайте запретим вообще“. Запреты — это к чиновникам. Операторы ничего не запрещают никогда».

Екатерина Мизулина не упустила при этом возможности прорекламировать национальный мессенджер Max Екатерина Мизулина не упустила при этом возможности прорекламировать национальный мессенджер Max Фото: «БИЗНЕС Online»

Сбоить уже начало

Некоторые пользователи уже сообщают о сбоях. По данным сервиса мониторинга сбоев Downdetector, жалобы на сбои в работе WhatsApp* резко выросли сегодня с 9 часов утра. В «Телеграме», судя по данным сервиса, проблемы наблюдаются как минимум второй день. Причем при включенном VPN у некоторых пользователей связь работает.

На сбой в работе рассказала даже глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, правда, не упустила при этом возможности прорекламировать национальный мессенджер Max. «У меня в Перми не работают вообще звонки в WhatsApp* и „Телеграме“. Поэтому сегодня утром с Ярославом (Shaman) сначала общались по обычной связи, а потом затестили видеозвонок в Мах. Очень даже, качеством ничем не уступает», — написала она.

«Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника на телеком-рынке сообщил, что проблемы со вызовами в мессенджерах могут быть связаны с выборочными блокировками звонков в «Телеграме» и WhatsApp, тестирования которых начались еще 1 августа. Кашеварова писала, что блокировку вообще должны были сделать 1 июля, но она не состоялась по техническим причинам. В Госдуме слухи о возможной блокировке WhatsApp* опровергли.

«На сегодняшний день мы видим повторение ситуации, которая была с YouTube — он деградировал в августе прошлого года, хотя это были блокировки, и позднее это признали. И до этого ряд депутатов, в частности тогда глава по информационному комитету Госдумы, заявил, что будут блокировки. Потом он отказался от своих слов, но мы увидели реальные блокировки YouTube. В августе 2025 года для того, чтобы расчистить место для национального мессенджера Мах, у нас ломают голосовые видеозвонки через WhatsApp* и Telegram», — считает Муртазин.

«С одной стороны, давайте будем честными, операторы на этом заработают. С другой стороны, также будем честными, что ни одна компания из зарубежных мессенджеров никаким образом не представлена в России. На сегодняшний момент у государства отсутствуют рычаги взаимодействия с этими компаниями, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. — Любая структура, компания, работающая на территории Российской Федерации, должна, на мой взгляд, быть официально представлена в России, исполнять действующее законодательство, платить налоги и так далее. Сейчас, если что-то происходит не очень хорошее, Роскомнадзор посылает в черную дыру свои письма, оттуда ничего не прилетает обратно».

В Госдуме слухи о возможной блокировке WhatsApp* опровергли В Госдуме слухи о возможной блокировке WhatsApp* опровергли Фото: «БИЗНЕС Online»

Что дальше?

Блокировка WhatsApp* в сентябре, кажется, это решенный вопрос, — предполагает Муртазин. Посмотрим на предполагаемые последствия.

Гипотеза 1 — поможет защититься от мошенников. «Государство у нас не всегда очень последовательно в своих требованиях к игрокам рынка, но, думаю, если мессенджеры не будут сотрудничать, государство прекратит доступ их анонимных звонков к нашим гражданам, — считает руководитель компании LiveInternet, совета Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко. — Потому что последствия здесь, к сожалению, очень печальны, и государство, если я правильно понял, настроено достаточно радикально. Блокировка звонков, их отключение либо иная какая-то конструкция, ограничивающая анонимные звонки, безусловно, снизит количество мошенничества в интернете. Его бесконечно много, и здесь это один из элементов. Он не спасет полностью, но упростит ситуацию».

По данным Сбера, ущерб от мошенников в России в прошлом году достиг почти 300 млрд рублей, напомнил эксперт. В этом году россияне могут потерять 340–350 млрд рублей. «И проблема не в „Телеграме“, проблема не WhatsApp*! Проблема в том, что в августе прошлого года, сломав Рунет и защиту, которую мы сами за свои деньги налоговые строили, мы вытолкнули за защитный периметр наших граждан. Сегодня в России доля использования VPN уже 50 процентов. То есть каждый второй пользуется VPN, — отмечает Муртазин. — Из этого количества 30 процентов его вообще никогда не выключают: зачем переключать туда-сюда? И на сегодняшний день большинство этих людей пользуются бесплатными VPN, которые из недружественных стран, которые следят, которые воруют данные, которые делают много нехороших вещей. И из этого вытекает, собственно говоря, рост мошенничеств. 295 миллиардов рублей в прошлом году мы потеряли как страна, как экономика, в этом году мы потеряем 340–350 миллиардов. Знаете, с такими инициативами врагов никаких не нужно!»

Гипотеза 2 — мотивирует людей пользоваться Мах. «Учитывая все ресурсы, которые были вложены в продвижение Мах (а они огромные, и это ресурсы государства), это пропаганда. В Мах есть регистрация, но там нет жизни, там нет общения. На сегодняшний день у меня в Мах три сотни контактов. Я сегодня как раз посмотрел. Видно: человек зарегистрировался, несколько раз заходил и дальше больше не пользовался им. Ну вот из трех сотен людей у меня в Мах написал только один человек, который, собственно, занимается продвижением этого Мах. Он написал: „Ты не прав, статистика у нас очень даже хорошая“. Но, как по мне, так это мертвый продукт достаточно. Да, можно нас заставить всех не пользоваться „Телеграмом“ попытаться. Но мне кажется, скорее вот этот подход вызывает очень большое раздражение», — отметил Муртазин в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Он тоже уверен, что блокировками привлечь аудиторию в Мах не удастся: тот же YouTube до сих пор остается одним из популярнейших сервисов у россиян, просто трафик теперь идет через VPN. «Для того чтобы продвинуть какое-то количество решений российских госкорпораций, там, VK, например, мы ломаем весь Рунет, ломаем качество жизни для всех. Мы строили цифровое государство, а сейчас выталкиваем людей использовать VPN. Откройте, к примеру, PlayStore: из первой двадцатки приложений минимум половина — это VPN-клиенты того или иного толка», — обращает внимание он.

Гипотеза 3 — расходы на связь граждан вырастут. Звонить за границу через Max нельзя, напоминает Муртазин. «Я сейчас нахожусь в роуминге, например. Сегодня я не мог позвонить нескольким людям просто потому, что в России сломали „Телеграм“. Им надо включать VPN, чтобы он заработал. И я думаю, что эта проблема будет нарастать, нарастать очень сильно», — отметил он.

О будущих проблемах со связью в роуминге говорит и Алексей Бойко, автор профильного канала о телекоме abloud62. «Административные запреты видеосвязи и голосовой связи через мессенджеры, если они последуют, — это попытка вернуть людей в прошлый век, ограничить возможности внутрисемейных и социальных взаимодействий, а также это может повысить расходы потребителей на услуги связи, например, из-за границы», — пишет он.

«Для простых абонентов, я надеюсь, что это как-то уравновесится. Положительного так первоначально особо нет, потому что, по сути, мы должны будем увеличивать свои тарифные планы на звонки. То есть если сейчас у вас в тарифном плане, допустим, 200 минут и 30 гигабайт, то вам надо будет уже иметь не 200 минут, а тысячу. Естественно, это будет дороже, — отмечает Кусков. — С другой стороны, они обосновывают это тем, что сейчас надо будет покупать российские базовые станции, которые в реальности в 2 раза дороже, чем импортные аналоги, которые сейчас уже недоступны в России. На мой взгляд, очень важно, чтобы государство каким-то образом субсидировало эту тематику, потому что если этого не будет происходить, то тарифы поднимутся не на 10–12 процентов, как ежегодно происходит, а на гораздо большую сумму».