Алексей Клюкин: «Мусин находится дома, периодически получает необходимое лечение, прописанное лечащим врачом» Алексей Клюкин: «Мусин находится дома, периодически получает необходимое лечение, прописанное лечащим врачом» Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему Роберт Мусин не пришел на процесс

Ровно два месяца прошло с момента освобождения экс-главы Татфондбанка Роберта Мусина по болезни. Операцию по замене суставов, в которой он нуждался, за это время ему так и не сделали. Об этом стало известно сегодня на заседании суда, где прокуратура и представитель потерпевшего — банка — обжаловали решение о вольной для бывшего банкира. Сам Мусин, несмотря на то что находится на свободе, на процесс не пришел. «Прошу рассмотреть [жалобы на освобождение] в мое отсутствие. Моя явка в судебное заседание невозможна по состоянию здоровья», — прислал он письмо в суд. Его адвокат Алексей Клюкин объяснил: «Мусин находится дома, периодически получает необходимое лечение, прописанное лечащим врачом». Председательствующий по делу судья Максим Беляев решил, что процесс можно провести и без участия Мусина.

Бывшего главу обанкротившегося ТФБ отпустили по состоянию здоровья по окончании «эпопеи», растянувшейся на 8 лет. Еще в 2017-м Мусина арестовали за аферы в банке: сначала поместили в СИЗО, через год отправили под домашний арест, где он находился до осени 2021-го, пока ему не вынесли приговор. Тогда суд назначил ему 12 лет колонии за злоупотребления полномочиями в банке на 23 млрд рублей, а Верховный суд РТ впоследствии снизил срок наказания до 11 лет. Мусина взяли под стражу в зале суда и снова отправили в следственный изолятор, но в колонию не этапировали, потому что в отношении него возбудили второе уголовное дело. В прошлом году банкир снова был признан виновным в злоупотреблении полномочиями, но уже по другим эпизодам — на 8,6 млрд рублей. Ему назначили 6,5 года колонии, а по совокупности два приговора в сумме потянули на 12,5 года «отсидки». К моменту, когда приговор вступил в силу, Мусин уже отбыл бо́льшую часть наказания с учетом пересчета сроков, проведенных под стражей и под «домашкой». Как было оглашено сегодня в Верховном суде Татарстана, он должен был выйти на свободу 11 августа 2027-го. Получается, что Мусин не досидел 2 года и 2 месяца.

Защита Мусина: «За доведение банка до отзыва лицензии, как и за убийство, нельзя наказывать дважды!»

Два года назад он перестал появляться на судебных процессах. Оказалось, что в июне 2023-го его срочно вывезли из СИЗО в горбольницу №16, где после осмотра поставили диагноз — «двусторонний артроз». Спустя пару недель ему заменили сустав. После этого экс-главу ТФБ даже не привозили в суд на заседания — после операции его вернули в СИЗО, но он участвовал в заседаниях по ВКС, а на экране появлялся на костылях. Когда второй приговор вступил в законную силу, Мусин попросил отпустить его на свободу. Суд его ходатайство удовлетворил.

Как указали в прокуратуре, в сентябре 2024-го комиссия медсанчасти провела Мусину медосвидетельствование и не выявила заболеваний, которые препятствовали бы отбыванию наказания Как указали в прокуратуре, в сентябре 2024-го комиссия медсанчасти провела Мусину медосвидетельствование и не выявила заболеваний, которые препятствовали бы отбыванию наказания Фото: «БИЗНЕС Online»

Прокуратура посчитала, что Мусин «намеренно» ухудшает свое здоровье

Надзорное ведомство с освобождением экс-банкира не согласилось. У прокуратуры было несколько аргументов.

Во-первых, по мнению прокуратуры, суд первой инстанции проигнорировал постановления пленума ВС РФ и ориентировался только на медицинское заключение, выданное в конце 2024 года, «не входя в обсуждение обстоятельств». Между тем в заключении сказано, что Мусин не нуждается в постоянном уходе и «по состоянию здоровья может содержаться в исправительном учреждении на общих основаниях». Более того, представители СИЗО во время заседания сказали, что никаких препятствий для лечения Мусина в изоляторе нет. Представитель медсанчасти добавил, что, если Мусину нужно лечение, его без проблем вывозят в «гражданские» больницы. Например, так в 2023 году его вывозили на операцию. Более того, в ноябре 2023-го его осмотрел ортопед, который рекомендовал провести тотальное эндопротезирование левого тазобедренного и левого коленного сустава «в плановом порядке». В апреле 2024-го ему предложили провести эту операцию, «от чего осужденный отказался». «В настоящее время Мусин согласие на проведение эндопротезирования не давал, что, по мнению прокурора, свидетельствует о намеренном ухудшении им состояния здоровья», — говорится в представлении прокуратуры.

Во-вторых, указали в прокуратуре, в сентябре 2024-го комиссия медсанчасти провела Мусину медосвидетельствование и не выявила заболеваний, которые препятствовали бы отбыванию наказания. Но в заключении, которое было выдано в декабре 2024-го, оно уже обнаружилось, точнее, вторая степень заболевания прогрессировала в третью. Прокуратура просила провести дополнительную экспертизу и пригласить в суд врача, который давал заключение. Но во всем этом суд отказал. «[Между двумя экспертизами] у осужденного не наблюдалось клинического изменения здоровья, — указали в прокуратуре. — Указанное обстоятельство [ухудшение здоровья] вызывает сомнения».

В-третьих, отметили в надзорном ведомстве, Мусин был осужден за преступление, которое имело большой общественный резонанс, и не отбыл достаточно большую часть наказания, а значит, это «противоречит принципу справедливости». Представление, которое подал прокурор отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры РТ Раис Гумеров, участвовавшая в процессе представитель надзорного ведомства поддержала. Она попросила отменить освобождение Мусина, направить материал на новое рассмотрение, а самого Мусина вернуть в СИЗО.

Представитель ТФБ Константин Головко тоже не согласился с вольной для банкира. Он также указал, что суд почему-то освободил его и от дополнительных наказаний — например, от лишения госнаград и запрета занимать управленческие должности.

Мусин пока останется на свободе — возвращать в СИЗО его не будут Мусин пока останется на свободе — возвращать в СИЗО его не будут Фото: «БИЗНЕС Online»

Защита Мусина: он хочет пойти на операцию, но не позволяет давление

Защитник Мусина в качестве контраргумента приложил две больничные справки от своего клиента. Первая — о том, что Мусин обратился в больницу с жалобами на сильные боли в суставах и отеки ног. Он рассказал врачу, что последние несколько месяцев постоянно принимает обезболивающее, а интенсивность боли оценивает на 80 баллов (видимо, из 100). «В период ожидания операции — минимизация самостоятельной ходьбы», — зачитал судья рекомендации врача Мусину. Кроме того, врач вовсе посоветовал ему передвигаться на коляске, чтобы не травмировать и без того поврежденные суставы. Вторая справка — от хирурга из той же ГКБ №16, где Мусину прописали лекарства. Выписаны они были через неделю после освобождения экс-банкира из СИЗО.

Клюкин подтвердил, что Мусину до сих пор не провели операцию. И именно из-за этого, по его словам, его нельзя обратно возвращать в изолятор. Ведь «обстоятельства», из-за которых Мусина опустили на волю, «не отпали».

По его словам, наличие нескольких заключений никак друг другу не противоречат, потому что, как объяснил эксперт, которого вызывали в суд первой инстанции, болезнь такая, что с течением времени она может прогрессировать. В последнем заключении как раз было сказано, что «функциональная недостаточность третьей степени требует постоянного ухода». Более того, указал адвокат, председатель медкомиссии подтвердил, что болезнь Мусина «при отсутствии дальнейшего лечения» будет прогрессировать и дальше. «При таких обстоятельствах у суда не было основания для назначения повторного освидетельствования», — развел руками защитник.

При этом адвокат заявил, что утверждения прокуратуры о том, что Мусин «отказывается» от операции, «не соответствуют действительности». По словам Клюкина, ему попросту не позволяет здоровье — вот такой замкнутый круг. «Во время первой операции по замене правого тазобедренного сустава [врач] столкнулся со сложностями, которые препятствуют дальнейшему оперативному вмешательству, — высокое давление, большая кровопотеря, ослабленный иммунитет», — рассказал адвокат. По его словам, в справке от 18 июня 2025 года (т. е. выданной через неделю после освобождения экс-банкира) говорится: «Пациенту показано тотальное эндопротезирование, которое в настоящее время невозможно в связи с ухудшением состояния пациента». «То есть вопрос не в нежелании Мусина провести операцию и, так сказать, намеренно ухудшить здоровье, а в отсутствии возможности ее проводить по медицинским показаниям!» — заявил защитник.

Судья Беляев, выслушав мнения сторон, постановил: представление прокуратуры и жалобу потерпевшей стороны удовлетворить. Но не полностью, а частично. Так, дело направлено на новое рассмотрение, но Мусин при этом пока останется на свободе — возвращать в СИЗО его не будут.

Чем занимается Роберт Ренатович после освобождения? «Лечится, — кратко сказал его адвокат корреспонденту „БИЗНЕС Online“, уходя из суда. — То на дому [получает лечение], то в больнице…»