«Жизнь на Сахалине очень дорогая. На острове есть все блага цивилизации. Но ключевое во всем сахалинском изобилии — то, что это все по факту привозное. А оттого и ценник на изобилие кусачий», — констатирует корреспондент «БИЗНЕС Online» Максим Кирилов, недавно побывавший в одной из самых восточных точек России. О том, почему никто не ездит полюбоваться Татарским проливом, как живется в городе моряков и где на Сахалине можно найти танки, — во второй части его материала.
На Сахалине, кажется, нечего делать без колес. Сели в машину и решили поехать в сторону Охотского — это населенный пункт на побережье Охотского моря
О сахалинской кухне, поездке в Охотское и городе моряков
Конечно, пробовали местные блюда: жареные кальмары, хемультан с креветками, мидиями, рыбой и еще какими-то морскими гадами, пян-се (паровые пирожки) — все это корейская кухня. На Сахалине, кажется, и блюдо не блюдо, если в него не добавляют кимчи (остро приправленная ферментированная пекинская капуста). Покупали краба, но не целиком, а чисто мясо. За 1 кг чистого крабового мяса из-под полы отдали 2,8 тыс. рублей. Целого краба брать не советовали: сейчас не сезон, они только растут, линяют — высок риск покупки «пустого» экземпляра. А стоил он немало.
После гастрономического тура по заведениям Южно-Сахалинска, уже под вечер, сели в машину и решили поехать на море. На Сахалине, кажется, нечего делать без колес. Поехали в сторону Охотского — это населенный пункт на побережье Охотского моря. Вода там почему-то намного холоднее, чем в заливе Терпения или Аниве. И в целом море там какое-то другое, совсем иной пляж и природа вокруг — много теплых озер по берегу (Хазарское, Русское и т. д.) с рыбой. И соответственно, много мишек, которые любят этой рыбкой полакомиться. Нам они не повстречались.
По берегу от Охотского тянется дорога до мыса Свободный. Там стоит маяк, тоже старинный, аутентичный. Но до него пешком 5 км — из-за мишек не стали рисковать.
Через день поехали на западную сторону острова, в город моряков Холмск. Ехали через серпантины, огибая сопки, буквально через весь остров. По пути остановились на смотровой площадке и у памятника павшим воинам, погибшим во время освобождения острова от японцев.
Холмск — некрасивый город. Это ты понимаешь еще на подъезде за счет огромной городской свалки. По идее, это город-порт, одна из основных гаваней Сахалина. Он маленький — не больше 25 тыс. человек. Советские уставшие панельки, куча заброшенных зданий… Город сам протяженный, тянется вдоль побережья и частично занимает склоны сопок, пространства для жизни там мало. В Холмске мы не останавливались, поехали дальше на север по трассе вдоль побережья.
Мыс Слепиковского — безумно красивый, длинный, чистый пляж
А это уже, можно сказать, Татарский пролив — по крайней мере, его акватория, сам-то он выше. Доехали до поселка Пионеры, оттуда свернули налево и поехали по грунтовой дороге. Путь держали на мыс Слепиковского, просто в интернете прочитали, что там красиво. Проехать прямо до побережья не смогли, помешали песчаные барханы, пошли пешком, по-прежнему оглядываясь по сторонам, боясь все тех же медведей. Идти было трудно: покусывали слепни, было душно и ноги утопали в песке. Спустя примерно 20 минут все-таки вышли к цели нашего назначения — маяку Слепиковского.
Маяк Слепиковского потрепан временем
Это старый японский маяк 1943 года постройки (бывшее название — маяк Коноторо), но действующий. Там есть свой смотритель, который, правда, к нашему приходу оказался в море, проверял сети. Маяк не такой живописный, тоже потрепан временем, но не было в нем какой-то магической романтики и чувства отрешенности. Обычный маяк в необычном месте.
Мыс Слепиковского — безумно красивый, длинный, чистый пляж. Вода в море кристально чистая, на дне — ни одного камушка, чистый песок (правда, поглядывали под ноги, чтобы не наступить случайно на морского ежа). И было достаточно тепло, несмотря на пасмурную погоду. Море со стороны Татарского пролива явно теплее, чем холодные течения Охотского.
Танковые башни на пляже в Стародубском
Забытая история острова
А еще ждали погодного окна, чтобы отправиться на хребет Жданко. Но регулярно шли дожди. На Сахалине очень нестабильная погода: либо слишком жарко, либо слишком холодно. Чтобы как-то себя развлечь в эту непогоду, решили съездить в Стародубское, здесь есть танковые укрепления.
Найти сами танковые башни не составляет труда. Они на пляже в Стародубском, даже отмечены на всех картах. Это башни от списанных Т-54 в бетонных укреплениях. Их поставили в 70-е годы, когда произошло обострение советско-японских отношений. Советские власти всерьез боялись высадки японского десанта и по всему острову выстраивали линию обороны. Одно из немногих мест, где остались элементы этой обороны, — Стародубское и вот эти башни, растущие прямо из-под земли. Они, кстати, все пристрелянные, но не действующие — все разбомбили то ли вандалы, то ли туристы, устроившие из танковых башен помойку.
Нашли и полноценные танки. В поселке надо свернуть направо, в сторону пляжа Янтарный, где добывают сахалинит (я тоже попробовал, но так ничего и не выловил). Там первая же сопка — на ней стоит заброшенное здание с белыми стенами. Надо забраться на сопку и выйти к нему, от развалин нужно идти по верху прямо метров 200–250. Проблема в том, что сопка, вся заросшая лопухом и репейником вперемешку с крапивой высотой под метр-два. И тропы никакой нет. Нам пришлось пробиваться сквозь эти заросли на ощупь. Как оказалось, не прогадали и нашли-таки эти потерянные танки ИС-2. Точнее, то, что от них осталось. Это тоже была своего рода линия обороны от японского вторжения. Но теперь местная достопримечательность и частица истории острова никому не нужна.




Южно-Сахалинск — современный российский город
За почти две недели путешествия по Сахалину накатали 2 тыс. километров. По сути, объездили остров вдоль и поперек, по факту — только всю его южную часть. Удалось посмотреть как дикую природу, так и познакомиться с местным укладом жизни.
Это динамично развивающаяся территория. Южно-Сахалинск как столица области активно отстраивается. В этом году там очень много строек. Но в архитектуре, несмотря на стройки, все равно преобладают советские панельки, хрущевки. В пригородах есть новые ЖК, они в основном невысокие — остров периодически затрагивают землетрясения с Камчатки, Курил или из Японии. Ну и шторм с океана, конечно.
Дороги на Сахалине довольно хорошие — не Татарстан, конечно, но и не так, чтобы вместо дорог были одни только направления. Правда, есть несколько вопросов — например, о странных кольцевых движениях на тех перекрестках, где они, по логике, не нужны, об умных светофорах, которые включаются, когда им самим вздумается, и пробках. В час пик в Южно-Сахалинске легко попасть в заторы. Регулярно пробки происходят вечерами на выездах из города: многие приезжают на работу из пригородов и близлежащих населенных пунктов, а в пятницу все едут на море, за которым на острове далеко и ходить не надо.



Южно-Сахалинск — город художников. Там почти каждый жилой дом украшен каким-нибудь муралом, городскими властями это только поощряется. И город сам по себе очень красивый, спокойный. Хотя однажды в 6 утра на центральной площади встретили каких-то оголтелых самокатчиков, но таких везде полно. Удивительно, но известные бренды городских самокатов, такси добрались и до Сахалина. А вот российские торговые сети не добрались.
Вопрос, а где у вас тут «Пятерочка» или «Магнит», удивляет местных. Таких у них нет, зато есть «Верный», КБ, «Бристоль», FixPrice зашел недавно, а другого «знакомого» с Большой земли встретить не удалось. В основном какие-то свои местные магазинчики. Сложилось ощущение, что куда стремительнее на Сахалине развиваются социальные магазины — там такого добра прямо навалом. Связано это в первую очередь с ценами.






На Сахалине жить трудно
Жизнь на острове очень дорогая. На острове есть все блага цивилизации. Но ключевое во всем сахалинском изобилии — то, что это все по факту привозное. А оттого и ценник на изобилие кусачий.
Взять, например, продуктовую корзину. Хлеб стоит дорого. Самая дешевая буханка обойдется в 100 рублей. Макаронные изделия привозные — упаковка будет стоить тоже рублей 100. На фрукты также кусачие цены: мандарины от 600 рублей за кило, виноград — 700–1000 рублей (в зависимости от сорта), персики — 600–700 рублей за кило и т. д. Алкоголь тоже привозной, дорогой. Но все есть.
Свое сахалинское на острове тоже имеется. Например, есть в пригороде свой крупный тепличный совхоз (наподобие нашего «Майского»): огурцы, помидоры — свои, но дорогие. Вокруг совхоза действует какая-то своя «перепродажная» мафия. Овощи, капуста, свекла — с местных полей. Картошка идет по 90 рублей за кило. Свое на Сахалине все мясное и рыбное, птицефабрика только хромает — частенько птички заболевают гриппом (из Китая, видимо, надувает), отчего яйца подлетают часто до 200 рублей за десяток.
Непонятно, почему, но на Сахалине очень дорогие морепродукты. «Мы вроде живем у моря и океана, но рыба стоит просто бешеных денег каких-то. Понятно, что свежая, без консервантов, какая отправляется на материк обычно. Но тем не менее 8 тысяч рублей за литр икры…» — рассказывает мой брат. В высоких ценниках убедился и сам. В рыбе особо не разбираюсь, но на рынке 7 тыс. рублей за литр икры (примерно столько она стоит и на материке) и правда не найти, если речь вести о свежей (не прошлогодней икре). Причем, скорее всего, она будет браконьерской. В середине-конце июля только начинался сезон — возможно, поэтому дорого. В официальных магазинах, не на рынках и не у частников, ценник еще выше. В аэропорту, обратил внимание, просили 3,5 тыс. рублей за маленькую баночку икры в 250 миллилитров. Считайте сами.
За пять блюд отдали почти 4 тыс. рублей
То же самое касается и морских ежей, кальмаров, осьминогов, креветок, гребешков — все, чем так славен Сахалин, и все то, что ловят в его окрестностях, дорого. Для понимания: ходили в одно из заведений (даже не ресторанного типа, а в простое кафе) попробовать местной кухни — за пять блюд отдали почти 4 тыс. рублей.
По классике жанра, вроде нефть и газ у сахалинцев свои, но переработка их происходит не на острове. Потом готовое топливо привозят на Сахалин, оттого оно и дорогое. Скажем, если заправляться у ННК (местный оплот «Роснефти»), то литр 92-го бензина обойдется в 62 рубля, 95-го — 65 рублей, ДТ — 93 рубля. У частных заправщиков дороже: литр 92-го — около 80 рублей, 95-го — 85 рублей, 98-го — 100 рублей, ДТ — 98–110 рублей…
Ах, да, кстати, о грузовиках. На острове есть дилерский центр КАМАЗа. По соседству с ним — дилер SHACMAN. И что вы думаете? На Сахалине за две недели я не увидел ни одного нашего грузовика, все китайское. То же самое касается и общественного транспорта — это не «краснобусы», а новенькие приличные китайские автобусы.
Легковой автопром в основном японский и очень старый (лет 20–30), как правило, с высокой проходимостью. Как будто на остров привозят все списанное из других стран. Есть и новые машины, но и это уже в основном все Китай. Отечественных машин мало. А если посмотреть на номера — много из других регионов. Показатель того, что там много приезжих (номера присваиваются по месту прописки), но демографии острову это почему-то не добавляет — с 90-х она плавно снижается.
Жизнь на острове на окраине России и Тихого океана никогда не была сахаром, но при Лимаренко впервые вроде зажили
Несколько слов о местной власти, жилье и зарплатах
К местной власти в лице губернатора Валерия Лимаренко население испытывает, как мне показалось, особую симпатию. Прошлых своих губернаторов тут вообще не вспоминают и не сравнивают. Везде только одно: «Это вот Лимаренко сделал…», «Лимаренко построил», «Лимаренко выбил деньги».
Жизнь на острове на окраине России и Тихого океана никогда не была сахаром, но при Лимаренко впервые вроде зажили. Причем почти как в Москве или Казани зажили, если судить по стоимости недвижимости. Например, трехкомнатная старенькая хрущевка обойдется в 8–10 млн рублей в ипотеку. Студия в новостройке этого года — от 8 млн до 12 млн рублей, двушка — от 13 млн до 16 млн рублей.
Аренда жилья тоже почти казанская. Снять однушку через знакомых — от 30 тыс. рублей в месяц, трешку — 40–45 тыс. рублей, если через знакомых и без счетчиков. Если с туристическими целями ехать на Сахалин, то хостел обойдется в 2,5–3 тыс. рублей за сутки, гостиница — от 7 тыс. до 15 тыс. рублей. Если искать жилье по объявлению у частников, скажем, на 1–2 недели — готовьтесь выложить от 7 тыс. рублей за сутки.
Местных выручают высокие зарплаты и северные коэффициенты, которые имеют место. Вообще, на Сахалине одни из самых больших средних зарплат в России — что-то около 110 тыс. рублей. Для госслужащих и бюджетников полно разных льгот.
Много институтов и колледжей — получить можно любое образование, не выезжая с острова на Большую землю. Сейчас у местного аналога КФУ строят большой кампус наподобие «Деревни Универсиады». Работы на острове полно самой разной. Наиболее прибыльная из них — выход в море и рыбный промысел. Но это сезонная история, а еще и опасная. Зато за несколько месяцев можно спокойно накопить себе, скажем, на первый взнос по ипотеке. Многие так и делают, кстати: зимой работают где-нибудь в городе, а на лето берут неоплачиваемый отпуск и нанимаются на какой-нибудь траулер, уходя в море.
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.