Главным событием последних дней в бывших советских республиках Центральной Азии стали концерты американской поп-дивы Дженнифер Лопес. Для неизбалованных визитами знаменитостей мирового масштаба Ташкента и Алматы это стало поводом говорить о новом месте Узбекистана и Казахстана в глобальной индустрии развлечений. Кроме того, выступления Лопес принесли солидные экономические дивиденды как государственной казне, так и местному бизнесу. Подробности — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online», востоковеда Азата Ахунова.
«Поп-дива Дженнифер Лопес включила в свой тур такие города, как Астана, Ташкент и Алматы, а также Ереван. Во всех этих бывших советских республиках она выступает впервые»
«Альтернативная культурная площадка»
Август 2025 года принес Центральной Азии неожиданный повод для гордости: мировая поп-дива, 56-летняя Дженнифер Лопес, включила в свой тур Up All Night: Live in 2025 такие города, как Астана, Ташкент и Алматы, а также Ереван. Во всех этих бывших советских республиках она выступает впервые. Концертов звезд такого уровня здесь не помнят давно, поэтому событие по праву можно считать историческим для всего региона.
Но главный сюжет не музыкальный, а символический. Москва, традиционно обязательная для звезд первой величины, в этот раз осталась за рамками тура. Причина не техническая, а политическая: якобы команда Джей Ло открыто сослалась на «репутационные риски» из-за специальной военной операции на Украине. В итоге российский этап (по слухам, уже согласованный, с датой и гонораром в $1 млн) был отменен, а Центральная Азия неожиданно оказалась в роли «альтернативной культурной площадки».
Регион воспринял это как знак признания. Власти Казахстана тут же заявили о «вхождении Астаны и Алматы в маршрутную карту звезд класса А», а узбекские чиновники — о «новом этапе открытости».
Фактически теперь жизнь Казахстана и Узбекистана можно охарактеризовать как до и после Лопес, мир уже не будет прежним.
«Моральный облик» певицы устроил Узбекистан и Казахстан
Эта новость примечательна еще тем, что концерты селебрити планетарного масштаба впервые прошли в мусульманских странах. До Казахстана и Узбекистана Лопес выступала в Египте, ОАЭ и Турции (хотя тур начался в Испании и закончился в Италии). По слухам, изначально тур был рассчитан на американский континент, но затем был переориентирован на Восток — в пользу «быстро развивающихся рынков». При этом якобы плохой старт продаж билетов на «диком Западе» сыграл немаловажную роль в этом решении.
Однако Лопес решила не учитывать необходимость адаптации концертной программы к особенностям мусульманской аудитории. Особенно ярко этот контраст и несоответствие проявились в Узбекистане, где по-прежнему действуют строгие культурные и религиозные нормы.
Судя по многочисленным видеозаписям, размещенным пользователями в социальных сетях, певица выступала в крайне откровенных костюмах, регулярно меняя их. Местами ее визуальный образ и пластика скорее напоминали стриптиз, нежели классический эстрадный концерт.
На этом фоне характерна реакция — точнее, ее полное отсутствие со стороны министерства культуры Узбекистана, которое никак не отреагировало на подобный «срам». Между тем хорошо помнится, как за те же «оголенные плечи» и «вырезы на платьях» ведомство делало резкие заявления в адрес местных артистов и нередко добивалось запрета концертов.
На этот раз ни скандалов, ни громких заявлений. Абсолютная тишина. Единственной «официальной реакцией» на концерт Джей Ло стали комментарии в соцсетях, где местная, преимущественно мужская аудитория обсуждала вовсе не «моральный облик» певицы, а ее физическую форму. В 56 лет — подтянутая, энергичная, без намека на возраст. И что характерно: никто не возмущался «излишней откровенностью» нарядов. Напротив — восхищались.
Что это, если не смена парадигмы? Ташкент больше не хочет быть «восточной столицей» в классическом понимании?
«Столица Узбекистана предстала как глобальный мультикультурный город, объединивший людей разных рас, национальностей и вероисповеданий», — пишет одно из местных изданий, как бы подкрепляя эту мысль.
Да, ситуация явно меняется: вместе с концертами звезды в Ташкенте прошли два летних пивных фестиваля, один из которых сопровождался массовыми столкновениями и потасовками. Местная публика с любопытством, а где-то даже с азартом примеряет западные тренды — от масштабных концертов до пивных фестивалей с их не всегда предсказуемым финалом. Очевидно, что Ташкент и в целом Узбекистан находятся в процессе отказа от восточной идентичности как доминирующей. Вместо этого страна демонстрирует готовность к принятию западных ценностей, образа жизни и моделей поведения.
Об экономическом эффекте
Нравственность и духовные ценности безусловно важны, но, как говорится, одним святым духом сыт не будешь. В регионе уже считают финансовую прибыль от концертов западной поп-дивы, а заодно имиджевые дивиденды. Это не только о доходах от билетов, туристах, гостиницах и ресторанах, но и о символическом капиталe: «мы в глобальной повестке», «к нам едут мировые звезды», «инфраструктура работает под международные стандарты».
Организаторы концерта Лопес в Алматы подвели итоги. Масштабное шоу на Центральном стадионе собрало 27 тыс. зрителей, среди которых около 7 тыс. приехали из 35 стран — от соседей по СНГ до США, Канады, Турции, Японии, Китая, Германии, Великобритании и Франции, сообщает городской акимат.
Билеты стоили от 40 180 тыс. тенге, т. е. приблизительно от 6 тыс. до 27 тыс. рублей. По предварительной оценке, сумма уплаченных налогов по итогам концерта составит около 600 млн тенге — это порядка 90 млн рублей.
Экономический эффект для города оказался еще значительнее. Иностранные туристы в среднем проводят в Алматы 3,5 дня и тратят около $440 в сутки на проживание, питание, транспорт, экскурсии и покупки. Только расходы иностранных гостей в дни концерта принесли Алматы более 5 млрд тенге, или около 750 млн рублей.
Дополнительные доходы получили рестораны, кофейни, гостиницы и транспортные компании. Только фуд-корт на территории стадиона заработал в день концерта около 15 млн тенге, около 2,5 млн рублей.
В сумме с учетом трат зрителей и косвенных поступлений общий финансовый эффект от концерта, по оценке управления туризма, превысил 10 млрд тенге (более 1,7 млрд рублей).
По словам министра финансов Казахстана Мади Такиева, концерты Лопес, которые прошли в Алматы и Астане, в целом привлекли в страну более 12 тыс. туристов. Каждый из них оставил около $1 тыс., сообщил он.
В Ташкенте считают не только прибыль от концерта, но и расходы, связанные с порчей газона стадиона «Бунёдкор». После выступления знаменитости травяное покрытие признано непригодным — потребовался демонтаж и пересев травы, на что уйдет примерно 6–8 недель, это может повлиять на расписание матчей. Представители футбольного сообщества напоминают, что стоимость газона составила около $1 млн — сумму, подвергавшуюся критике за завышение из-за ошибок в проектировании.
Концерт Лопес стал первым в истории Узбекистана выступлением артиста категории A — международного рейтинга самых известных исполнителей. Ранее концерты «глобального уровня» проходили лишь эпизодически и в особых, ограниченных форматах. Самый известный пример — выступление Стинга в Ташкенте в октябре 2009 года.
Организаторы отмечают, что такие шоу требуют сложной технической подготовки. На концерт было продано 25 тыс. билетов, а общая посещаемость вместе с персоналом достигла 31 тыс. человек. Около 67% билетов приобрели иностранцы — примерно 15 тыс., среди которых лидировали россияне и гости из Казахстана. Диапазон цен колебался от 1 млн до 4,2 млн сумов (примерно от 6,5 тыс. до 26 тыс. рублей), что сформировало потенциальную валовую выручку от 25 млрд до 105 млрд сумов (около 159–700 млн рублей) только по билетам.
Местные власти зафиксировали рост налоговых поступлений более чем на 42,5 млрд сумов (около 270 млн рублей) и увеличение загрузки отелей на 25,7%. В день концерта пассажиропоток на линии Чиланзарского метро вырос на 16,5 тыс. человек. При этом правительство подчеркнуло, что мероприятие финансировалось частным образом, без использования бюджетных средств.
«Дженнифер Лопес, вероятно, даже не осознала, что оказала странам Центральной Азии услугу, стоимость которой намного превышает размер ее гонорара»
Помогла вступить в ВТО
Гастроли Джей Ло в Ташкенте, Астане и Алматы стали для региона не только культурным, но и имиджевым прорывом. Центральная Азия впервые задала новый стандарт: здесь формируется устойчивый рынок мировых событий, готовый принимать десятки тысяч гостей из разных стран и обеспечивать качественную инфраструктуру.
Для Казахстана эти концерты стали подтверждением статуса регионального ивент-хаба. Уникальный формат «Астана + Алматы» с совокупной аудиторией в 50 тыс. зрителей, из которых треть — иностранцы, доказал, что страна готова принимать масштабные международные туры.
Узбекистан сделал ставку на пиар страны. Визит Лопес в Ташкент — первый концерт такого уровня в истории страны — совпал с процессом подготовки к вступлению в ВТО. Активная промокампания в соцсетях самой певицы (в отличие от более сдержанных публикаций в Казахстане) усилила вау-эффект, транслируя Западу образ обновляющегося «Нового Узбекистана».
При этом сама мировая знаменитость, вероятно, даже не осознала, что оказала этим странам услугу, стоимость которой намного превышает размер ее гонорара.
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.