В конце прошлой недели в «Сколково» прошел двухдневный форум «Беспилотные системы: технологии будущего» В конце прошлой недели в «Сколково» прошел двухдневный форум «Беспилотные системы: технологии будущего» Фото: Андрей Берец

«У нас ничего не ездит, ничего не летает»

В конце прошлой недели в «Сколково» прошел двухдневный форум «Беспилотные системы: технологии будущего». Мероприятие касалось не только дронов, которые могут быть полезны на СВО, а в более широком смысле беспилотных и роботизированных систем. Тему обсуждали не только в ходе обширной деловой программы, но и на выставке, где свои достижения представили разные производители и регионы. Естественно, на мероприятии собралось огромное количество профессионалов, экспертов, топ-менеджеров и представителей власти. Но если чиновники старательно рисовали радужную картину в отрасли, то специалисты старались подсветить острые вопросы, которые отрицательно сказываются на развитии беспилотных систем.

Например, на сессии «Автономный пульс России: от грузовика до трамвая» руководитель и основатель компании Cognitive Technologies Ольга Ускова решила добавить дискуссии остроты. Отметим, что ее компания еще в 2015 году начинала совместно с КАМАЗом создавать беспилотный грузовик. Ускова обратила внимание на то, что беспилотные системы важно развивать в России не от хорошей жизни. Государственный бюджет в стране в последние годы не профицитный, следовательно, важно переходить от режима постоянных экспериментов к промышленному производству. «10 лет уже беспилотный грузовик бороздит пространства нашей Родины. Из года в год минпромторг и другие министерства финансируют компании, которые делают эксперименты по беспилотному грузовику. Ну два-три года — это нормально, а 10 лет — это уже много», — уверена Ускова.

То же самое касается и беспилотного такси. «Яндекс» уже около 10 лет гоняет по Москве беспилотники, обклеенные дорогостоящими лидарами. Стоимость такого оборудования делает его непригодным для массового использования в сфере такси. Получается, что испытываемые годами образцы на практике оказываются просто бесполезными, подчеркнула Ускова.

По ее словам, для развития серийного производства беспилотных систем необходимо налаживать соответствующие заводы, выстраивать цепочки поставок, оценить объем передаваемых с них данных, а также создать специальные нормативные режимы для их применения. Кроме того, необходимо просчитать объемы спроса на беспилотники для того, чтобы заводы могли заниматься планированием. Для этого у заводов должны быть четкие требования по качеству и параметрам продукции от министерств и ведомств. А государственные органы в свою очередь будут брать на себя обязательства по покупке беспилотных систем в том или ином объеме.

Есть и позитивные новости. По словам Усковой, при поддержке спикера Совфеда Валентины Матвиенко уже прорабатывается государственная программа, в рамках которой крупные предприятия, которые захотят заниматься беспилотниками, смогут получать кредиты на развитие производства на льготных условиях. «То есть сейчас это некий такой эксперимент, чтобы сшить всю цепочку — от производства винтика до получения конечного изделия, и это конечное изделие приходит к заказчику, и все это связано и юридически, и финансово», — сказала она.

Ускова подчеркнула, что, для того чтобы производство беспилотных систем в России действительно развивалось, а не оставалось на уровне единичных образцов и победных лозунгов, профессиональному сообществу надо честно вести дискуссию и не замалчивать существующие проблемы. «Надо заканчивать эту витрину про то, что у нас все ездит, все летает. У нас ничего не ездит, ничего не летает. Это не происходит в серийном производстве, это происходит в опытных режимах. От опытных режимов надо перейти к промышленному производству. Сейчас есть шанс это сделать», — подчеркнула она.

Если этим заняться, то отрасль сможет сделать качественный рывок и не просто перестать быть дотационной, но даже начать хорошо зарабатывать как на внутреннем, так на международном рынках. Аудитория встретила эмоциональное выступление Усковой бурными аплодисментами.

Генеральный директор компании Natcar (транспортная компания КАМАЗа) Илья Саттаров обратил внимание, что само по себе развитие беспилотных грузоперевозок может и не дать нужного экономического импульса. Проблема должна решаться более комплексно, чем просто производство грузовых беспилотных систем. Зато, уверен он, беспилотность может решить проблемы дефицита кадров. Напомним, сейчас в России наблюдается старение водителей большегрузного транспорта. Поскольку профессия дальнобойщика не слишком престижна, в отрасль трудно привлекать молодежь. Однако для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые предлагает беспилотный транспорт, необходимо отладить работу все логистической цепочки. Саттаров заверил, что грузовики Natcar научились преодолевать дальние расстояния в 2 раза быстрее, чем пилотируемые большегрузы. Однако, уже доехав до точки, они могут, например, простоять несколько часов в ожидании разгрузки.

Для развития отрасли, по мнению Саттарова, необходимо решить ряд вопросов нормативного характера. В первую очередь надо отрегулировать использование цифрового рубля и скорость оплат. Для этого необходима совместная работа государства с логистами, производителями и продавцами, в частности сетями ретейла. Совместная работа всех участников рынка позволит продемонстрировать государству экономическую целесообразность проектов беспилотных систем. «Спрос на беспилотные системы точно есть. Все вы пользуетесь электронными приложениями, электронными магазинами — Wildberries, Ozon. И конечно, побеждает тот, кто быстрее выполняет заказы и удовлетворяет потребности», — сказал Саттаров.

Глава Академии наук РТ Рифкат Минниханов вспоминал, что всего 10 лет назад разговоры о беспилотном транспорте казались чем-то из области фантастики Глава Академии наук РТ Рифкат Минниханов вспоминал, что всего 10 лет назад разговоры о беспилотном транспорте казались чем-то из области фантастики Фото: Андрей Берец

Любой аспирант должен иметь собственный стартап

На следующей дискуссии «Цифровой реестр кадров: рекрутинг, компетенции, статус пилота БАС, цифровые сервисы для дроносферы» глава Академии наук РТ Рифкат Минниханов вспоминал, что всего 10 лет назад разговоры о беспилотном транспорте казались чем-то из области фантастики. «10 лет назад, когда мы занимались беспилотными транспортными средствами, мы говорили, что под беспилотники нужно будет менять все — и воду, и воздух», — указал он. Однако прогресс не стоял на месте, и сегодня беспилотные системы — это не только автомобили, но и дроны, перевозящие грузы, пассажирские такси-коптеры, а также морские и подводные аппараты.

По словам Минниханова, несмотря на стремительное развитие, сохраняется проблема разрозненности понятий и подходов. «Умный транспорт» и «беспилотные системы» зачастую рассматриваются отдельно, что затрудняет формирование единой стратегии. По мнению главы АН РТ, ключевым становится междисциплинарный подход: будущие специалисты должны разбираться не только в авиации, но и в мехатронике, электронике, программировании и функциональных решениях.

Особое внимание Минниханов уделил теме подготовки кадров. Сегодня, по его словам, любой аспирант должен иметь собственный стартап — это показатель его готовности к реальной инженерной или научной работе. «Это нужно, чтобы было видно, подготовлен ли он технологически к тому, чтобы стать инженером или научным исследователем», — считает глава АН РТ.

Отдельно Минниханов отметил роль искусственного интеллекта (ИИ), который пронизывает все сферы беспилотных технологий. Центры ИИ уже сейчас активно используют свои ресурсы, но потенциал этой области еще далеко не исчерпан. В заключение спикер выразил уверенность, что при правильном подходе Татарстан сможет добиться значительных успехов в развитии беспилотных систем. Главное — не упустить момент и готовить специалистов, способных работать на стыке технологий будущего.

Заместитель директора университета Иннополис Мария Образцова в своем выступлении затронула ключевые вопросы формирования цифрового реестра кадров и расширения сфер применения беспилотных технологий. «Несколько лет мы были исследовательским центром по цифровым кадрам», — начала она, отметив, что в рамках данной работы особое внимание уделялось автономным транспортным средствам. По ее словам, современный подход к оценке специалистов должен основываться не на формальных документах, а на реальных навыках. «Мы можем действительно не по сертификату, не по диплому, не по корочке отобрать человека, а по реальным компетенциям, которые можно измерить», — подчеркнула Образцова.

Одним из ключевых инструментов для этого станет цифровой реестр кадров, разработка которого близится к завершению. «Реестр кадров завершает разработку. И я думаю, что мы в начале сентября обязаны его выпустить», — заявила она. Этот ресурс позволит компаниям подбирать сотрудников, ориентируясь не только на базовые квалификации, но и на конкретные технологические профили, включая работу с беспилотными системами. Особый интерес вызывает проект «Университет-2035», в рамках которого уже второй год реализуются программы по беспилотным авиационным системам.

Применение дронов, по словам Образцовой, давно вышло за рамки чисто инженерных задач — сегодня они используются для мониторинга экологических угроз, контроля инфраструктуры и даже в неожиданных сферах. «Например, в Индии — поимка змей, распугивание змей при использовании беспилотных судов каждый вечер», — привела она яркий пример.

В заключение Образцова подчеркнула, что потенциал беспилотных технологий гораздо шире привычных представлений. «Мы привыкли: БАСы и БАСы, с пилотированием и с пилотированием, а на самом деле антология самого понятия гораздо шире и богаче», — резюмировала она. По ее мнению, цифровой реестр кадров станет важным инструментом для диалога между образовательными учреждениями, разработчиками и бизнесом, что ускорит развитие отрасли в России.

Потенциал беспилотных технологий гораздо шире привычных представлений Потенциал беспилотных технологий гораздо шире привычных представлений Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Приезжайте, летайте у нас. Только не падайте, пожалуйста…»

Завершался форум пленарной сессией, на которой презентовали рейтинг дронификации регионов. Авторы исследования — федеральный национальный центр беспилотных авиационных систем. Там на основе 25 параметров ранжировали российские регионы с точки зрения развития беспилотной отрасли. «Было пять категорий, а в каждой из них пять параметров. Мы со своей стороны результаты, которые мы считали, направили каждому региону для того, чтобы они видели, что у них получилось, что — нет, и понимали, что ему можно улучшить для улучшения места в рейтинге», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель федерального национального центра БАС Максим Авдеев.

Методологически критерии оценки были разделены на две категории. Первая касается административно-правового регулирования отрасли: как власти субъекта поддерживают беспилотие, какие есть программы для обучения кадров и поддержки производителей, как часто регион закрывает небо. Вторая часть касается широты применения дронов и экономического эффекта от этого. Для лидеров рейтинга прорабатываются меры экономического поощрения, для проигравших — методички и дорожные карты, которые позволят преодолеть отставание.

Татарстан, увы, в текущей редакции рейтинга занял лишь 19-е место. Победителями стали коллеги из Башкортостана.

В итоге пленарная сессия превратилась в презентацию достижений регионов. Например, Республика Саха (Якутия) с ее просторами и сложными климатическими условиями превращается в уникальную площадку для тестирования и внедрения передовых транспортных решений. Заместитель председателя правительства региона Анатолий Семенов уверенно заявил: «Якутия открыта для всех. Пожалуйста, вэлкам, приезжайте, летайте у нас».

В этот момент где-то на задних рядах упал стул. «Только не падайте, пожалуйста», — моментально отреагировал вице-премьер Якутии, рассмешив зал.

С учетом того, что Якутия занимает территорию, сопоставимую по площади с Индией, а транспортная связанность составляет лишь 30%, местные власти активно развивают все виды транспорта — от традиционных до самых инновационных. «У нас есть рейс Якутск – Черский — мы летим три часа внутри республики», — привел пример чиновник, подчеркивая масштабы региона.

Особое внимание там уделяется беспилотным технологиям, которые начали применять еще в 2010 году. Сегодня дроны используются для поиска людей, мониторинга пожаров и паводков, наблюдения за сельхозживотными и контроля линейных объектов. С 2022 года в Якутии даже научились вызывать осадки с помощью беспилотников. «Это работает!» — заверил Семенов. Экономическая целесообразность таких решений очевидна. Как отметил спикер, «летный час вертолета Ми-8 стоит 500 тысяч рублей», тогда как использование дронов позволяет значительно сократить эти расходы.

Наиболее ярким примером коммерческого применения технологий стал проект «Воздушная переправа», запущенный 14 июля. Уже выполнено 250 рейсов, в ходе которых доставлено 580 кг грузов. Особенность проекта в том, что заказать доставку можно через местный маркетплейс «Бунмаркет». «Дети заказывают пиццу и KFC», — с улыбкой отметил представитель правительства. Хотя проект пока не выходит на самоокупаемость (стоимость доставки составляет 200 рублей), власти настроены оптимистично. Уже в этом году планируют запустить 6 новых рейсов, а в следующем — около 20. Параллельно ведется подготовка кадров — два местных колледжа уже выпускают операторов БПЛА.

«Мир интересный у нас в Якутии», — заключил Семенов, намекая на уникальные возможности региона, где технологии проходят испытания в экстремальных условиях при температурах до минус 50 градусов.

Системный подход к внедрению беспилотных технологий во все сферы жизни демонстрирует и Сахалинская область. Как отметил заместитель председателя правительства области Вячеслав Аленьков, в регионе сделана модель управления полетами, согласованная с авиацией и со всеми службами. Эта система позволяет безопасно интегрировать беспилотники в общее воздушное пространство вместе с малой авиацией.

Особое внимание в регионе уделяется подготовке кадров. «Уже несколько лет у нас в 100 процентах школ идет преподавание беспилотников с 2-го по 11-й класс», — подчеркнул Аленьков. Такой масштабный образовательный проект создает прочную основу для будущего развития отрасли. При этом акцент делается не только на подготовке операторов, но и на воспитании грамотных заказчиков. «Без заказчика ничего не будет происходить», — считает спикер. Поэтому каждый региональный министр имеет конкретные задачи по внедрению беспилотных решений в своей отрасли.

На сегодня в области реализуется более 70 сценариев применения БПЛА, 22 из которых уже имеют коммерческую основу. Представитель власти пояснил: «Сам полет — это всего 10 процентов жизненного цикла задачи». Гораздо важнее уметь правильно поставить задачу, обработать данные и принять управленческие решения. Именно такой комплексный подход, по словам Аленькова, дает реальный экономический эффект.

Ярким примером успешного внедрения технологий стала система мониторинга пожаров. «За три года у нас площадь пожаров сократилась в 40 раз», — констатировал спикер. Благодаря оперативному обнаружению с помощью дронов и искусственного интеллекта ни один пожар не выходит за нормативные сроки ликвидации. Аналогичные результаты достигнуты и в борьбе с наводнениями — система мониторинга рек позволяет своевременно выявлять и устранять завалы, предотвращая подтопления территорий.

Интересен опыт использования дронов для мониторинга дорожного покрытия. «Мы мониторим 100 процентов дорог, все ямы наносятся на цифровую карту», — рассказал Аленьков. Это позволило не только оптимизировать объемы ремонтных работ, но и сократить сроки их выполнения на два месяца. Примечателен и психологический эффект: сам факт наблюдения с воздуха дисциплинирует дорожные службы и улучшает качество их работы.

Сахалин стал одним из первых регионов, осуществивших межрегиональный перелет беспилотника через Татарский пролив по стандартным авиационным правилам. «Наш беспилотник поставили в эшелон, он вертелся вокруг аэропорта, пока садился гражданский борт», — поделился Аленьков. В ближайших планах региона — развитие морских беспилотных систем. «Безэкипажная морская логистика имеет огромные перспективы», — уверен он.