«Корпоративные похороны — это не просто ритуал, а сложный процесс, где пересекаются человеческие эмоции, деловой протокол и бюрократия», — рассказывает Станислав Зарубин, основатель и генеральный директор казанского предприятия «Ритуал PRO». В эпоху, когда бизнес активно привлекает «серебряных» специалистов, вопрос достойных проводов становится частью кадровой политики. Как компании разрабатывают похоронные протоколы? Почему нужны «ответственные за цветы»? И зачем топ-менеджеры репетируют траурные церемонии? Об этом Станислав Зарубин пишет в своем блоге для нашего издания.
Станислав Зарубин: «Каждая организация устанавливает свои правила и процедуры в случае внезапной кончины сотрудников. Во многих странах, особенно в крупных компаниях, распространена практика выплат посмертных пособий семьям умерших работников»
«Последний расход» как часть соцпакета
Однажды в крупной компании случилось печальное событие — ушел из жизни ветеран предприятия, отдавший сфере много лет. Руководство, соблюдая корпоративную этику и просто из сострадания к семье, пришло проститься. Но оказалось, что, кроме пары растерянных пожилых родственниц, провожать в последний путь усопшего некому. Гендиректору с заместителем пришлось самим спускать из квартиры гроб по узкой лестнице, искать соседей в помощь, сопровождать катафалк, а на кладбище — даже взяться за лопаты. После этого случая в компании появилась новая должностная обязанность — ответственный за похороны. Теперь, если подобное повторится, этот человек сразу подключится к процессу организации и все пройдет по четкому регламенту.
Я вспомнил эту историю, наблюдая, как на фоне острого кадрового голода в России меняются представления о возрастных границах идеального кандидата. Работодатели все активнее привлекают людей «серебряного» возраста, от 50 до 65 лет, отмечая их профессиональный багаж, дисциплину, высокий уровень ответственности. Но есть и вторая сторона медали, о которой говорить пока как-то не принято. Если человек готов даже в преклонном возрасте трудиться на благо общества и бизнеса, то он вправе ожидать, что его ценить будут не только до того момента, как он приносит пользу и создает добавленную стоимость. Частью мотивации могут стать корпоративные пенсии, которые зависят от стажа работы на одном месте, социальный пакет с уклоном в возрастную медицину и в том числе «последний расход», как деликатно называют мои зарубежные коллеги траты на ритуальные услуги.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO*». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность — «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность — «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
«Работодатели все активнее привлекают людей «серебряного» возраста, от 50 до 65 лет, отмечая их профессиональный багаж, дисциплину, высокий уровень ответственности»
Каждая организация устанавливает свои правила и процедуры в случае внезапной кончины сотрудников. Во многих странах, особенно в крупных компаниях, распространена практика выплат посмертных пособий семьям умерших работников. Варианты финансовой поддержки бывают разными: разовые выплаты, организация сбора средств среди сотрудников, оплата услуг похоронного агентства, а также помощь в оформлении государственных пособий и компенсаций.
В России с 1 января 2025 года работодатель не выплачивает пособие на погребение. За этой выплатой физическим лицам нужно обращаться в Социальный фонд самостоятельно. Однако компании вправе выплачивать сотрудникам материальную помощь в связи с гибелью близкого родственника. Оговорюсь, что это право, а не обязанность работодателя. Размер и порядок возмещения расходов на похороны можно определить в локальном акте, коллективном или трудовом договоре. Но во многих компаниях (особенно с долгой историей) просто существуют негласные правила: если умирает заслуженный работник или ветеран, организация помогает с похоронами. Например, оформляется авансовый отчет для возмещения затрат генерального директора или директора по персоналу на погребение бывшего сотрудника, и средства проводят по статье «прочие расходы».
«Компания, как правило, сотрудничает с проверенным ритуальным агентством — профессионалы знают, как организовать проводы скромно, но достойно или, если того требует статус усопшего, с почестями и церемонией»
Для особо важных похорон проводятся репетиции
Такая практика — наследие советской эпохи, когда люди работали на одном месте всю активную жизнь, а предприятия брали на себя заботу о сотрудниках «от трудоустройства до могилы». Но есть и более современный, структурированный подход.
В компании появляется человек, которого можно условно назвать «ответственным за грустные вопросы». Обычно это представитель профсоюза или сотрудник административно-хозяйственного блока. Его задача — скоординировать процесс, чтобы все прошло четко и без лишнего стресса.
Компания, как правило, сотрудничает с проверенным ритуальным агентством — профессионалы знают, как организовать проводы скромно, но достойно или, если того требует статус усопшего, с почестями и церемонией.
Чем корпоративные похороны отличаются от частных?
Во-первых, разрабатывается протокол. В частном порядке решения принимают родственники, а здесь добавляется корпоративная логистика: кто из руководства будет говорить прощальные слова, как расставить венки, кто встречает делегации.
Во-вторых, масштаб. Если уходит из жизни топ-менеджер или ветеран компании, возможен приезд первых лиц, чиновников, а иногда даже прессы и блогеров. И профессионализм ритуальной компании проявляется в том, чтобы «картинка», которая потом разлетится по интернету, была респектабельной и не затрагивала ничьи чувства или не нарушала privacy*. Например, у нас есть специальный человек, который следит за количеством букетов на столике возле гроба, и вовремя уносит часть из них в соседнюю комнату. Цветов не должно быть слишком много, чтобы не превращать путь к телу в свалку, но и несколько сиротливых гвоздик вызовут ненужные пересуды.
Поэтому никакой самодеятельности — все по регламенту, чинно и благородно. Для особо важных событий проводят репетиции: кто где стоит, кто несет венки, как движется процессия. Как правило, мы предлагаем обязательно на входе поставить церемониймейстера — человека с траурной повязкой на рукаве, которого знают все в компании и который знает всех. Он поможет сориентироваться растерянным коллегам и, если это необходимо, не допустит в зал «персон нон грата».
«Корпоративные похороны — это не просто ритуал, а сложный процесс, где пересекаются человеческие эмоции, деловой протокол и бюрократия»
Организация многолюдных прощальных церемоний — всегда непросто. Но когда речь заходит о высокопоставленных сотрудниках, может начаться хаос. Приезжают помощники, охранники, бывшие коллеги — и у каждого свое видение, как должно быть: «А давайте переставим гроб!», «допускать фотографов строго запрещено!», «заместитель хочет сказать речь?». Иногда в последний момент кто-то требует изменить порядок церемонии. Но опытные организаторы стоят на своем: если протокол утвержден, то никаких импровизаций. Иногда я советую своим сотрудникам, образно говоря, «сделать три шага назад» — подождать, пока все желающие выскажутся, поспорят, страсти утихнут — и продолжать делать свою работу.
Потому что корпоративные похороны — это не просто ритуал, а сложный процесс, где пересекаются человеческие эмоции, деловой протокол и бюрократия. Главное правило: если берешься организовывать — делай это профессионально. Чтобы не получилось, как в той истории, где гендиректору пришлось браться за лопату.
А в вашей компании есть «ответственный за похороны»? Делитесь в комментариях.
Сайт: kzn-ritual.ru
ВК: vk.com/ritualpro
Читайте также:
- Последний подарок в камне: как надгробия становятся искусством
- Какой должна быть ваша могила? Станислав Зарубин о том, что кладбища говорят о живых
- «Бабайлар, что делать? Мусульманина просят в костюме похоронить!»
- «В православии нет понятия автоматического рая, как в исламе, где воин становится шахидом»
- «Образ авторитета из 90-х для меня был идеальным. Но как я ошибался!»
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете
- Ицхак Горелик: «Царь Соломон говорил, что полезно быть на похоронах»
- «Зеленые» похороны по-европейски: а вы готовы хоронить в картонной коробке?
- «Не спи спокойно, товарищ!»: Станислав Зарубин о том, как переосмыслил ритуальный бизнес
* (англ.) — приватность, частная жизнь
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.