«Я здесь находился исключительно по работе. Никаких личных отношений, тем более дружеских, с судьями нет», — говорил бывший начальник отдела следственного комитета России по Приволжскому району Эдуард Закиров, которому, можно сказать, сорвали старт процесса. Прокурор Татарстана Альберт Суяргулов выступил против рассмотрения дела в Приволжском райсуде Казани. Почему? Что сейчас будет? И как адвокаты оценивают предъявленное обвинение? Ответы на эти вопросы — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Экс-начальник отдела следственного комитета России по Приволжскому району Эдуард Закиров
«Обстоятельства, способные поставить под сомнение объективность и беспристрастность Приволжского райсуда»
Накануне в Приволжском районном суде Казани планировался старт процесса по уголовному делу экс-начальника отдела следственного комитета России по Приволжскому району Эдуарда Закирова и его бывшего подчиненного, следователя Евгения Скрипникова. Перед заседанием у зала суда (уже по традиции) собрались республиканские издания и родственники фигурантов. Начала пришлось ждать около часа, вероятно, из-за нехватки конвоя, в какой-то момент один из фотокорреспондентов вовсе покинул суд, заявив, что едет «встречать» Михаила Мишустина. Вчера премьер-министр РФ прилетел в Казань выступить на пленарной сессии всероссийского форума «Развитие малых городов и исторических поселений».
Через несколько минут по коридору суда конвой провел подсудимых, расположились они в «аквариуме» и, не скрываясь от камер прессы, ожидали начала процесса. Комментировать предстоящее рассмотрение дела по существу корреспонденту «БИЗНЕС Online» Закиров не стал, лишь отрицательно покачал головой.
Заседание началось с установления личности подсудимых. Бывший начальник отдела СКР по Приволжскому району пояснил суду, что имеет высшее образование, женат, есть двое детей. «В настоящее время не работаю, нахожусь на пенсии», — отметил он следом. Действительно, Закиров написал рапорт об уходе со службы. Скрипников также уточнил, что в настоящее время не работает, женат, детей нет.
Эдуард Закиров и Евгений Скрипников оказались в поле зрения ФСБ в апреле этого года, после задержания их поместили в СИЗО. Бывших коллег обвиняют в превышении должностных полномочий (п. «в», «г», «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ). История разворачивалась прошлым летом, тогда бенефициар татарстанского нефтетрейдера «Татэко» Марат Сахапов вступил в гражданский спор с одним из своих контрагентов — альметьевским бизнесменом, директором ООО «Таскшеринг Рус» Радиком Губаевым. Спор этот возник из-за поставок «Татэко» нефтепродуктов для «Таскшеринга». Сахапов утверждал: Губаев недоплатил ему 48,1 млн рублей, должен и неустойку, а это еще 21,1 млн рублей. Сначала спор рассматривался в Арбитражном суде Татарстана, Сахапов его даже выиграл, но так ни копейки и не получил. Силовики уверены, что коллектором во всей этой ситуации выступил именно Закиров. 15 августа 2024-го Скрипников возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Заявление формально написал не Сахапов, а директор «Татэко» Ринат Рафиков, указывая, что у его предприятия похитили 48,1 млн рублей, «злоупотребив доверием». Губаева в этот же день задержали. Там, уверены сейчас силовики, напуганный предприниматель поклялся, что вернет деньги «Татэко». Губаева в итоге отпускают, а спустя некоторое время дело прекращают с формулировкой «за примирением сторон».
Оказавшись на свободе, Губаев направился в органы госбезопасности и дал там обширные показания, к делу подключились оперативники УФСБ РФ по РТ. Дело в отношении Закирова возбудил СКР по Татарстану.
Перед запланированным стартом процесса федеральный судья Сергей Ширяев уточнил, что в суд поступило ходатайство прокурора РТ об изменении территориальной подсудности уголовного дела. Этого потребовал прокурор республики Альберт Суяргулов, который считает, что подсудность должен определить Верховный суд Татарстана.
Московский адвокат Тамара Цаболова уточнила: «Прокурором Республики Татарстан Суяргуловым заявлено ходатайство об изменении территориальной подсудности уголовного дела, мотивированное предположением о наличии обстоятельств, якобы способных поставить под сомнение объективность и беспристрастность Приволжского районного суда при рассмотрении дела по существу. В качестве обстоятельств прокурор Суяргулов указывает прежнее место работы Закирова и Скрипникова в следственном отделе следственного комитета по Приволжскому району города Казани, что, по его мнению, создает широкие связи среди сотрудников суда».
Следователь Евгений Скрипников, подчиненный Закирова
Сторона защиты единогласно выступила против заявленного. «Оснований не вижу. Я не понимаю, с чем оно связано, оно носит предположительный характер, — отметил Закиров. — Я ознакомился, там сказано о том, что у меня имеются дружеские отношения с Приволжским судом. Это предположение, неправда. Нужно рассматривать дело по существу. В Приволжском суде я был всего лишь один раз».
«Ваша честь, дополню, что я здесь находился исключительно по работе. Никаких личных отношений, тем более дружеских, с судьями нет, — добавил Скрипников. — Думаю, что и здесь можно рассмотреть уголовное дело».
Цаболова же отметила, что изменение территориальной подсудности является исключительной мерой, допустимой только при наличии подтвержденных обстоятельств. «Прокурор Суяргулов обязан был обосновать свое ходатайство конкретными доказательствами — например, сведениями о прямых связях с судьями, фактах их заинтересованности. По данному делу не приведены обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность Приволжского районного суда», — заявила защитница. Кроме того, адвокат напомнила закон РФ о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции России и закону.
Адвокат Эдуард Гайнуллин также не согласился с ходатайством, задаваясь вопросом: «Как другие уголовные дела, расследованные в следственном отделе по Приволжскому району, ранее рассматривались в Приволжском суде, если руководитель отдела находится в дружеских отношениях с судьями?» «Тогда все такие уголовные дела нужно изымать из Приволжского суда и отдавать в другие районные и городские суды», — добавил он.
Старший помощник прокурора Приволжского района Анна Буканина попросила удовлетворить ходатайство Суяргулова и следом потребовала продлить содержание под стражей фигурантам
«На первоначальном этапе сказано, что будет куча эпизодов о коррупционной, корыстной деятельности Закирова»
В качестве гособвинителя по делу выступила старший помощник прокурора Приволжского района Анна Буканина. Она попросила удовлетворить ходатайство Суяргулова и следом потребовала продлить содержание под стражей фигурантам.
Защита попросила изменить меру пресечения с заключения под стражу на домашний арест либо на запрет определенных действий.
Первым делом Цаболова попросила приобщить к материалам дела справки о состоянии здоровья детей и родителей Закирова. Кроме того, в папке адвоката находились награды экс-силовику: награда, полученная от главы СК РФ Александра Бастрыкина, благодарственные письма и дипломы от благотворительного фонда, которому Закиров периодически помогал. Суд приобщил к делу представленные бумаги.
«Прошу суд меру пресечения в виде заключения под стражу не продлевать, — следом добавил Гайнуллин. — Отсутствует необходимость в какой-либо мере пресечения. Если суд посчитает необходимым избрание меры пресечения, то более чем достаточным будут меры пресечения в виде запрета определенных действий или домашнего ареста».
Цаболова подчеркнула, что Закиров обладает многолетним стажем работы в правоохранительных органах, имеет положительные характеристики, многочисленные государственные и ведомственные награды, в том числе награду от раиса РТ, а также занимается благотворительной деятельностью много лет и оказывает материальную поддержку участникам СВО. «Мне кажется, что все ожидали, что дело окажется громким с точки зрения коррупционной составляющей, что будут представлены суду такие факты, от которых у всех волосы встанут дыбом и все поймут, что произошло что-то экстраординарное», — следом заявил адвокат Айрат Уразманов.
Адвокаты
Он добавил, что после того, как «туман вокруг дела осел», все пришло к очень оценочному состоянию: «Это дело представляет собой спорную конструкцию. Я уверен, что все юридическое сообщество, особенно следователи, оперативники и прокуроры, в замочную скважину этого дела будет подсматривать, куда оно в конце концов зайдет. У всех возникло непонимание, что можно, что нельзя. Суть дела — можно ли возбудить уголовное дело…» — продолжал сокрушаться защитник, несмотря на замечания судьи. В конечном итоге адвокат поддержал мнение коллег.
«Мне предъявляется обвинение в том, что мой следователь Скрипников возбудил уголовное дело, а я его по этому поводу контролировал, — отметил Закиров в своем выступлении. — Ранее в продлении было сказано, что вина Закирова и Скрипникова подтверждается показаниями двух свидетелей, но в списке вызова в суд данных свидетелей нет, потому уголовное дело строится на предположениях и домыслах. Я считаю, что этого не должно быть».
Затем экс-следователь напомнил, что в органах он работает 19 лет и скрываться не намерен. «Есть 6 мер пресечения, мне избрали самую тяжкую. На первоначальном этапе сказано, что будет куча эпизодов о коррупционной, корыстной деятельности Закирова. Не Закирова и Скрипникова, там на Закирове делался акцент, — продолжал экс-руководитель районного СК в своем выступлении. — Я ознакомился с материалами: истребовали все уголовные дела и все обратно вернули. Есть рапорт сотрудника ФСБ, который говорит о том, что нет дополнительных эпизодов. В обвинительном заключении сказано, что потерпевший по моему делу не желает знакомиться с моим делом. Суд должен быть беспристрастным и объективным — это все, чего я прошу».
Пока судья находился в совещательной комнате, Закиров с улыбкой упомянул, с кем он находится в СИЗО: «Все вместе сидим: и Сахапов, и „7 озер“ Гильманов». К слову, в Приволжском райсуде в этот же день было запланировано предварительное слушание по делу Аделя Гильманова, Марата Сахапова и Азата Нугманова.
Ширяев же постановил: продлить фигурантам содержание под стражей до 12 ноября, а дело для определения территориальной подсудности направить в Верховный суд РТ.
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.