26 августа на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая представит свою недавнюю масштабную премьеру — национальную оперу «Хан Султан» 26 августа на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая представит свою недавнюю масштабную премьеру — национальную оперу «Хан Султан» Фото предоставлено пресс-службой Казахского национального театра оперы и балета им. Абая

Казань — третий город после Алма-Аты и Стамбула

В будущий вторник в Казани вновь напомнят об общей тюрко-татарской истории, касающейся многих народов. Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая 26 августа на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля представит свою недавнюю масштабную премьеру — национальную оперу «Хан Султан. Алтын Орда», премьера которой состоялась в ноябре 2024 года и стала настоящим событием. Символично также, что столица Татарстана станет третьим городом, где покажут этот спектакль, вслед за Алма-Атой и Стамбулом, кроме того, в планах театра гастроли в Ташкенте.

В центре оперы, музыку к которой написал казахский композитор Хамит Шангалиев, фигура Хан Султан — третьей жены Джучи, старшего сына Чингисхана, и матери хана Берке, первого из монгольских правителей, принявшего ислам.

«Хан Султан. Алтын Орда» — это масштабный спектакль, в котором одновременно на сцене появляется более сотни человек из числа солистов, представителей хора и балета. Интересно, что поставил современную казахскую оперу в Алма-Ате известный итальянский режиссер Давид Ливерморе, спектакли которого не раз открывали сезон в миланском Ла Скала. Например, сезон 2021/2022 открывала его версия «Макбета» Верди с участием Анны Нетребко и Ильдара Абдразакова. А в Большом театре идет другой вердиевский спектакль Ливерморе — «Бал-маскарад».

В центре оперы фигура Хан Султан — третьей жены Джучи, старшего сына Чингисхана, и матери хана Берке, первого из монгольских правителей, принявшего ислам В центре оперы фигура Хан Султан — третьей жены Джучи, старшего сына Чингисхана, и матери хана Берке, первого из монгольских правителей, принявшего ислам

Выбор режиссера объясняли тем, что итальянец уже работал в Казахстане — в «Астана-опере» и музыкально-драматическом театре Туркестана, а также имеет опыт постановок опер на сюжеты, связанные с давней историей, в частности, «Аттилы» Верди и «Тамерлана» Генделя. Кстати, в 2021 году новый Туркестанский музыкально-драматический театр открывался спектаклем Ливерморе «Борте» по пьесе Дулата Исабекова о старшей жене Чингисхана. Тогда этот театр возглавляла Айнур Копбасарова, нынешний директор Казахской национальной оперы им. Абая.

Кроме того, «Хан Султан» посвящена 800-летию Золотой Орды, или Улуса Джучи. Напомним, что в Казахстане сегодня большое значение уделяют этому историческому периоду, называя себя наследниками Золотой Орды. Впрочем, и в Татарстане также претендуют на подобный неофициальный статус.

«Наследие Золотой Орды является духовным сокровищем, объединяющим тюркские народы, поэтому в постановку оперы внесли значительный вклад научные центры и ученые тюркоязычных стран», — указано в официальном пресс-релизе театра им. Абая. У спектакля сразу три научных консультанта-историка — Нурлан Атыгаев из Казахстана, Ильяс Кемалогу из Турции и Ильнур Миргалеев из Татарстана.

Кроме того, «Хан Султан» посвящена 800-летию Золотой Орды, или Улуса Джучи Кроме того, «Хан Султан» посвящена 800-летию Золотой Орды, или Улуса Джучи Фото предоставлено пресс-службой Казахского национального театра оперы и балета им. Абая

На премьере был весь культурно-политический истеблишмент Казахстана

Руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани АН РТ Миргалеев рассказал «БИЗНЕС Online», как приложил руку к развитию современного казахского оперного искусства.

— С директором Казахского национального театра оперы и балета имени Абая Айнур Копбасаровой меня познакомил мой коллега и друг — известный казахский историк Нурлан Атыгаев. Айнур-ханым искала новые идеи и хотела поставить оперу, посвященную сильной женщине Средневековья и связанную с тюркским миром. Мы с ней встретились в конце апреля 2024 года в городе Туркестане, когда я участвовал в работе конференции, посвященной Золотой Орде и ее наследию, и я ей предложил тему Хан Султан. На конференцию приехал и мой друг из университета Мармара, известный турецкий исследователь Ильяс Кемалогу, кстати, родом из Ульяновской области. Я, Нурлан Атыгаев и Ильяс Кемалоглу и стали консультантами этого произведения.

— Как выстраивалась ваша работа?

— Мы несколько раз встречались и обсуждали «скелет» будущего произведения, сюжетную линию. С нами работали и режиссер-постановщик, и сценарист, и специалисты по костюмам и так далее. Потом было несколько онлайн-обсуждений, мы писали справки. Работа была активная. Айнур-ханым сама все контролировала и вникала во все детали.

Работать с Айнур-ханым было очень интересно и ответственно. Она каждую деталь обсуждала, глубоко погружаясь в тематику. Меня поразило то, что они обсуждали с нами даже то, у кого из героев какой должен быть какой тембр голоса, у кого более брутальный, у кого нет, как сюжеты преподнести. У нее очень серьезный подход, поэтому все очень грандиозно и получилось. Уже в конце ноября 2024 года мы были на премьере. В течение трех дней представление собирало аншлаг, кажется, весь культурно-политический истеблишмент Казахстана там присутствовал.

— Что вообще мы знаем о Хан Султан?

— О Хан Султан, к сожалению, не так много информации, но она является важной фигурой времен становления династии Джучидов. Вопрос ранней исламизации Золотой Орды точно связан с фигурой Хан Султан. Она была дочерью Хорезмшаха Ала-ад-Дина Мухаммада ІІ, который воевал с Чингисханом и потерпел поражение, а его семья попала в плен к монголам. Хан Султан выросла во дворце, получила прекрасное образование.

— Как она стала женой Джучи?

— Потому что другие сыновья Чингисхана, возможно, тоже хотели заполучить такую принцессу из знаменитого рода. Известную историю соперничества сыновей Чингисхана мы также показали в этом произведении через борьбу за Хан Султан. В нашем случае за Хан Султан в произведении борются Джучи и Чагатай. В дальнейшем Хан Султан стала женой Джучи и родила ему троих сыновей, про дочерей мы не знаем.

Историки считают, что, вполне возможно, знаменитый хан Золотой Орды, первый Чингисид-мусульманин, знаменитый правитель Золотой Орды Берке как раз был ее старшим сыном. Хотя есть и несогласные с этой версией, но так как Берке был первым исламизатором Золотой Орды, по дошедшим сведениям, он был искренне верующим мусульманином, то связь Берке-хана с Хан Султан, безусловно, имеется. Хан Султан принесла ислам в семью Джучи. Она обучала своих сыновей Корану, исламу, о чем сообщала своему брату Джалалу ад-дину Манкбурны. Это достаточно серьезная история для Средних веков, а Хан Султан, безусловно, находится в списке сильных женщин Средневековья, это важная фигура в тюрко-татарской истории.

— Символично, что именно этот спектакль везут для показа в Казани.

— Да, отрадно, что это представление увидят и казанцы, потому что Казань, Татарстан также связаны с этой историей, с Золотой Ордой, и, конечно, Казанским ханством правили Джучиды, чьи кости лежат в Казанском кремле, их предки как раз и получили воспитание от Хан Султан.

Я надеюсь, татарским, казанским, российским зрителям постановка тоже понравится. Это наша общая тюркская история. Спасибо братьям-казахам за то, что они взялись за такую сложную и очень интересную тему. Я считаю, что постановка удалась и выполнена на высоком художественном уровне. С исторической точки зрения это большой вклад в тематику продвижения и популяризации темы сильной женщины в Средние века, истории зарождения Золотой Орды, династии Джучидов через историю Хан Султан.

Музыка «Хан Султан» строится на контрастах, где присутствует переплетение древних степных мелодий с симфоническим размахом, а музыка оживляет хронику Золотой Орды Музыка «Хан Султан» строится на контрастах, где присутствует переплетение древних степных мелодий с симфоническим размахом, а музыка оживляет хронику Золотой Орды Фото предоставлено пресс-службой Казахского национального театра оперы и балета им. Абая

«Я очень рад, что два народа объединяются в этой опере»

Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая из Алма-Аты был учрежден еще в 1934 году, с 1937-го он назывался Казахским театром оперы и балета. В годы войны здесь танцевала Галина Уланова, а в середине 1950-х в Алма-Ате ставили собственную версию татарского балета «Шурале» Фарида Яруллина. В 2020 году театру указом президента Казахстана присвоен статус национального.

С Казанью спектакль «Хан Султан» связывает и имя дирижера-постановщика 46-летнего Нуржана Байбусинова, который и займет место за дирижерским пультом в будущий вторник. Дело в том, что Байбусинов уже 18 лет сотрудничает с театром им. Джалиля.

Как рассказал нашему корреспонденту сам дирижер, ему было интересно и комфортно работать с именитым итальянским постановщиком Ливерморе, к тому же последний уже работал в Казахстане. «Это режиссер, который уже знаком с нашей культурой, традициями, обрядами, — напоминает Байбусинов. — Он сам рассказывал, что очень тщательно относится к истории, все изучает, много читает, интересуется, много материалов находит в архивах. Очень скрупулезный, одним словом, большой профессионал. В каждой картине у него неожиданные эффекты, которые воздействуют на зрителя».

Что касается работы композитора Шангалиева, то, по словам собеседника «БИЗНЕС Online», музыка «Хан Султан» строится на контрастах, где присутствует переплетение древних степных мелодий с симфоническим размахом, а музыка оживляет хронику Золотой Орды. «Композитор создал полотно, в котором классическая оперная форма переплетена с национальными казахскими интонациями», — указывает Байбусинов.

Дирижер говорит, что его переполняет чувство гордости от того, что родной театр впервые приезжает с гастролями в столицу Татарстана. «Я знаю, что при создании оперы и либретто были привлечены специалисты и из Татарстана, и из Казахстана — это объединяет наши народы. Это замечательный культурный обмен! Я очень рад, что два народа объединяются в этой опере», — резюмирует музыкант.

Ренат Салаватов: «Господин директор боится, что талантливые татары помешают ему сохранить власть!»

Пикантности гастролям Казахской национальной оперы им. Абая в Казани добавляет и тот факт, что в Алма-Ате сейчас работает главный дирижер театра им. Джалиля Ренат Салаватов, чьим учеником является Байбусинов. Напомним, что Салаватов этим летом дал громкое интервью «БИЗНЕС Online», где раскритиковал репертуарную и организационную политику директора Казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова, а также сообщил, что доволен своей работой в театре им. Абая и не намерен в нынешних условиях возвращаться в ТАГТОиБ, где был главным дирижером на протяжении 22 лет. Сам театр им. Джалиля, а также его учредитель в лице министерства культуры Татарстана по этому поводу предпочитают хранить молчание, а имя Салаватова по-прежнему фигурирует на сайте Казанской оперы в качестве главного дирижера.

Говорят, что в Алма-Ате Салаватову даже предлагают стать худруком Казахской национальной оперы, все-таки татарин по национальности на родине является настоящей звездой мира классического искусства, но сам опытнейший дирижер не готов взвалить на себя этот организационный груз, предпочитая заниматься творчеством.