Александр Асафов: «Динамика, с которой развивается Татарстан, впечатляет. И если говорить об общероссийском контексте, то по множеству направлений Татарстан представляет собой хороший инновационный пример» Александр Асафов: «Динамика, с которой развивается Татарстан, впечатляет. И если говорить об общероссийском контексте, то по множеству направлений Татарстан представляет собой хороший инновационный пример» Фото предоставлено АМК «Теория Дарвина»

«Татарстан обогащает другие регионы кадрами благодаря выверенной и эффективной кадровой политике»

— Александр Николаевич, в преддверии выборов главы республики мы анализируем прошедший электоральный цикл. Как политолог и федеральный эксперт, как вы оцениваете стратегию развития Татарстана в последние годы? Можно ли говорить об уникальной «татарстанской модели» или республика развивалась в общероссийском тренде?

— В нынешних условиях есть общий тренд, закрепленный в стратегических документах, в том числе в указе президента №809, который содержит национальные цели. И в этом смысле, конечно, можно порассуждать в логике по каждой цели. Здесь, безусловно, у Татарстана особое место. Например, почему в Казани на днях проводился Всероссийский форум «Развитие малых городов и исторических поселений»? Потому что у Татарстана своя большая история, она передовая. Многие решения, которые возникают здесь, потом в том или ином виде реализуются в других регионах. Это, конечно, история инноваций: и по созданию среды, и по работе с обществом. Но в центре всех решений находится благо человека. То есть Татарстан в реализации своих решений человекоцентричен. Это во многом отличает его от других регионов.

Динамика, с которой развивается Татарстан, впечатляет. И если говорить об общероссийском контексте, то по множеству направлений Татарстан представляет собой хороший инновационный пример. Мы видим, что другие субъекты эти решения берут на вооружение. Пусть не в такой масштабности, не в такой системности. Я думаю, те сотни мэров, которые приезжали на форум, относятся к Татарстану как к носителю передового опыта.

— Многие говорят, что Татарстану повезло с сильными связями в федеральном центре, мол, земляки, став крупными чиновниками, повлияли на развитие республики. Вы как считаете?

— Конечно, люди, которые выросли здесь, получили серьезный административный опыт, опыт управления, опыт реализации смелых идей — не каждый регион может себе позволить такое пространство для эксперимента. Результатом являются те самые передовые инновационные находки. И здесь, конечно, связанность с родным регионом, обмен опытом усиливает этот арсенал.

Но в целом я бы говорил о правильной кадровой политике. Появление таких лидеров, а это, безусловно, лидеры в своей отрасли, благодаря продуманной многолетней кадровой политике, которая существует не один-два года. Человек набирает опыт, возможность для реализации довольно долгий период своей жизни. Я встречал выходцев из Татарстана не только в федеральном центре, но и, например, в Мордовии, есть много специалистов, которые прошли эту школу. Конечно, связанность усиливает Татарстан. Но зависит ли он от этого? Нет. Скорее Татарстан сам обогащает другие регионы кадрами благодаря выверенной и эффективной кадровой политике.

— Кадровая политика — один из ключевых вызовов для регионов. Как вы оцениваете эффективность управленческой команды республики? Насколько ей удалось омолодить кадровый резерв, интегрировать новые лица и при этом сохранить преемственность курса?

— Это предмет глубокого анализа. Я могу основываться на впечатлениях. Те высококомпетентные люди, которые показывают хорошие результаты в своих субъектах (речь не только о федеральном уровне, но и о горизонтальном развитии), довольно молоды. Я думаю, что кадровая система, подход к обучению, к получению опыта «на земле» сам по себе подразумевает постоянное обновление, рост в духе федеральной кадровой стратегии, которую иногда называют меритократией — власть достойных. Поэтому я думаю, что обновление есть.

Реализация кадровой политики всегда зависит от первого лица, потому что он задает вектор. Но то, что главу республики окружают сильные управленцы, специалисты, которые в его команде много лет, говорит о серьезной командной работе.

«Когда мы жили в досанкционную эпоху, мы рассчитывали на чужие технологии, и эта модель оказалась неустойчивой. Поэтому мы наверстываем, и Татарстан здесь показывает флагманскую роль в десятках направлений» «Когда мы жили в досанкционную эпоху, мы рассчитывали на чужие технологии, и эта модель оказалась неустойчивой. Поэтому мы наверстываем, и Татарстан здесь показывает флагманскую роль в десятках направлений» Фото предоставлено АМК «Теория Дарвина»

От нефтехимии к ИИ: точки роста в новых реалиях

— В экономике Татарстана традиционно сильны нефтехимический и промышленный сектора. Однако в последние годы активно делается ставка на IT и импортозамещение. На ваш взгляд, насколько сбалансированной была эта политика? Не приведет ли диверсификация к потере традиционных конкурентных преимуществ?

— Без диверсификации, без поиска новых направлений нет будущего. Это не только ответ на вызовы, но и вопрос стратегического развития. Мы видим, что появляются направления, которые невозможно было предположить 10 лет назад. IT — это технологии будущего. Поиск решений в области ИИ, развитие промышленной базы с учетом санкций, международное взаимодействие, например в рамках БРИКС. Там, где есть правильная кадровая политика и баланс в экономике, есть пространство для нового. Если регион живет только в понятном направлении, поле для поиска сужается.

— Какие точки роста можно назвать уже сегодня?

— Если говорить сухим языком цифр Росстата, в будущее не посмотришь. Но в логике национальных целей это, конечно, цифровизация, неразрывно связанная с IT и производством кадров. Развитие авиапромышленной отрасли, новые подходы к переработке отходов, инновации в сельском хозяйстве, биотехнологии. Это наукоемкие отрасли. Когда мы жили в досанкционную эпоху, мы рассчитывали на чужие технологии, и эта модель оказалась неустойчивой. Поэтому мы наверстываем, и Татарстан здесь показывает флагманскую роль в десятках направлений.

«Социальный климат находится на высоком уровне, и Татарстан здесь еще и пример дружного взаимодействия многих народов, что является нашей традиционной ценностью» «Социальный климат находится на высоком уровне, и Татарстан здесь еще и пример дружного взаимодействия многих народов, что является нашей традиционной ценностью» Фото: «БИЗНЕС Online»

От цен в магазинах до информационной войны: что волнует россиян?

— В рамках работы в Общественной палате Москвы вы занимаетесь изучением социального самочувствия населения. Какое оно сегодня?

— По тем исследованиям, которые доступны, социальное самочувствие избирателя находится на высоком уровне, потому что он разделяет цели развития, солидарен с ними.

Любое новое воспринимается через инерцию, это вызывает определенное недовольство, но мы видим, что его немного. Общество всегда так относится к новому. Социальный климат находится на высоком уровне, и Татарстан здесь еще и пример дружного взаимодействия многих народов, что является нашей традиционной ценностью.

— А что вызывает напряжение у людей? Что их волнует?

— Это довольно устойчивые вещи. Конечно, экономический фактор, инфляция, цены в магазинах. Это стабильно по всей стране. Также фактор геополитической неопределенности влияет на наше эмоциональное самочувствие, создает тревожность. Но выделить какие-то точки раскола, которые общество категорически не устраивает, я не могу. Это волнует всех. Погода влияет на настроение? Влияет. Является ли она фактором, на который мы можем повлиять? Нет.

В последние годы в Татарстане, да и в целом по стране, прошли крупные задержания чиновников — среди них и бывшие главы районов, и силовики. Как это влияет на информационную повестку и настроения, на ваш взгляд?

— Борьба с коррупцией — одна из основных задач государства. Коррупция будет всегда. Там, где есть оперативные решения, связанные с развитием или внешними вызовами, появляется пространство для коррупции. Чем больше развития, тем больше коррупции. И борьба с ней идет везде: в Ставропольском крае, Ростовской области, на Дальнем Востоке, на федеральном уровне. Поэтому я не вижу особой специфики Татарстана. Это процесс, который идет по всем направлениям. Более того, такие факты борьбы с коррупцией всегда позитивно влияют на настроение, так как это отвечает нашему цивилизационному запросу на справедливость.

— Вы отметили дружное взаимодействие многих народов в Татарстане — культурный и языковой вопрос остается важным для республики. А как вы оцениваете найденный за этот цикл баланс между сохранением национальной идентичности и интеграцией в общероссийское культурно-информационное пространство? Это достижение или зона перманентного напряжения?

— У этого вопроса много граней. У людей, мне кажется, все гармонично. Они прекрасно осознают свою локальную идентичность, но это не мешает им чувствовать себя гражданами великой страны. Это не противопоставление, это вопрос вложенности. Есть идентичность личная, семейная, с малой родиной, профессиональная, этническая, но это все уровни вложенности большой гражданской идентичности.

У каждого субъекта есть специфика, и каждый субъект ее хранит бережно. У Татарстана есть своя законодательная специфика, были дискуссии. Но, несмотря на возможную остроту, мне кажется, баланс найден.

— В информационной повестке было и много международных событий. Среди коллег по губернаторскому корпусу раис РТ Рустам Минниханов — безусловный лидер по количеству контактов с международными лидерами, что закрепляет за ним особый статус главы региона, вовлеченного в мировую повестку. А обычным рядовым избирателям это сегодня важно?

— Конечно, это очень важно. Наш геополитический противник пытается нас убедить, что весь мир против нас. А мы видим, что это не так. Как писал Дмитрий Медведев в своем телеграм-канале: «Против нас — 12% стран с 12% населения Земли, а все остальные с нами». То, что происходит в рамках того же БРИКС в Казани, говорит о том, что весь мир готов сотрудничать. Международные контакты важны для людей, потому что они в клочья разбивают эту искусственную пропагандистскую модель.

Для социального самочувствия жизненно важно понимать: мы идем в то будущее, которое сами видим и сами выбрали. Нас не загнали, не наказали и не диктуют нам условия. У нас есть собственное, понятное будущее и весьма амбициозные цели, и мы уже довольно активно движемся в этом направлении. Другого выбора у нас и нет. Либо мы консолидируемся и достигаем национальных целей, либо начинаем искать точки раскола.

«Я думаю, цифры по явке будут высоки. Люди доверяют власти, доверяют первому лицу и готовы это поддержать своим голосом» «Я думаю, цифры по явке будут высоки. Люди доверяют власти, доверяют первому лицу и готовы это поддержать своим голосом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы как избиратели повзрослели»

— Эксперты нашего издания ни раз отмечали, что в целом губернаторские кампании в этом году проходят с минимальными ресурсами и низкой активностью, так как партии экономят силы для выборов в Госдуму – 2026. Вы как оцениваете подготовку к выборам и предстоящую явку?

— Здесь эксперты смешивают теплое с мягким. Выборы главы субъекта и выборы в Госдуму — это разные истории, разный подход к избирателям. Выборы губернаторов на протяжении нескольких циклов выглядят иначе. Нет острой конкуренции по понятным причинам: составить конкуренцию человеку без опыта управления субъектом невозможно. Как правило, действующий глава не занимается избирательной кампанией как таковой, он занимается своей ежедневной работой. Именно по его делам избиратели оценивают и оказывают доверие.

Я думаю, цифры по явке будут высоки. Люди доверяют власти, доверяют первому лицу и готовы это поддержать своим голосом. Мы как избиратели повзрослели, мы лучше понимаем, что такое выборы и почему каждый голос важен.

И главный вопрос о предстоящих выборах. Какие основные политические риски и возможности вы видите для элиты и для будущего развития республики в новой электоральной пятилетке? Сможет ли Татарстан сохранить свою особую роль в политической системе России?

— Риски такие же, как и для страны. Мы находимся на пике исторических испытаний и должны выйти в то будущее, которое запланировали. Это солидарная задача для всех элит. Основной показатель эффективности власти по указу президента — это доверие. Если люди доверяют, власть способна на многое. Высокая явка означает высокое доверие и легитимность.

Говорить же о каких-то внутренних конфликтах элит — мне кажется, это устаревшая модель для досужих экспертных разговоров. История не оставила нам пространства для политических спекуляций. Поэтому будущее — за доверием и достижением общих национальных целей.