Анна Свирина: «Почему тысячи семей в нашей республике считают, что они организуют обучение детей лучше, чем это сделает школа?» Анна Свирина: «Почему тысячи семей в нашей республике считают, что они организуют обучение детей лучше, чем это сделает школа?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Школы, сленг и Google-карты

Лето всегда заканчивается быстро, за поворотом маячит новый учебный год, и в полумиллионе семей в Татарстане идет подготовка к школе. В это время хочется поговорить о тех, кто 1 сентября в школу не пойдет, и не по медицинским показаниям, а потому, что их родители сделали выбор в пользу семейного обучения. Почему тысячи семей в нашей республике считают, что они организуют обучение детей лучше, чем это сделает школа? Как утверждают ученые, только 10% родителей знают о такой возможности. Если они правы, ситуация с семейным образованием выглядит жутковато — получается, каждый 10-й родитель, который вообще знает о такой форме, решает, что отказаться от стандартной школы полезнее и для него, и для его ребенка. Подавляющее большинство таких родителей (85%) сами имеют высшее образование, а почти четверть — еще и ученую степень. Такую аудиторию трудно назвать асоциальной — так что же не нравится им в школе настолько, что они решаются стать «семейниками»?

Впервые громко о том, что в школах что-то не так, заявили не родители и не профильные ведомства, а…Google-карты. О том, что на них любой пользователь может переименовать что угодно, первыми, как обычно, узнала молодежь — и карты запестрели «гимназиями имени Смачной бебры» и «школами Дедов инсайдов». С карт это безобразие быстро убрали, и сигнал был пропущен, а ведь в этот момент школьники явно обозначили, что думают о своем «втором доме». «Бебра» — характеристика мягкая, означающая нечто бессмысленное. Зато «дед инсайд» никому не родственник, а написанное русскими буквами английское выражение «зомби внутри». И если первое еще можно посчитать забавным (бебра такой бывает), то множественные рассадники зомби на школьной карте вряд ли говорят о приятном месте.

«Список странных ограничений в разных школах отличается, но итог у них один — поскольку объяснить их невозможно, лучше запретить задавать вопросы» «Список странных ограничений в разных школах отличается, но итог у них один — поскольку объяснить их невозможно, лучше запретить задавать вопросы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не задавай вопросов» — негласный принцип во многих классах

Трудно спорить с тем, что школу средний школьник и раньше не любил, и все же интересно, с чем связан переход от обычной скуки к опасному соседству с зомби. Вероятно, немалую роль в этом сыграло то, что в регламентирующих работу школы документах красной нитью проходит мысль, что дети — это такие «туповатые взрослые». Поэтому им надо одно и то же повторить много раз, проконтролировать, поменьше объяснять и побольше запрещать.

«Не задавай вопросов» (негласный принцип во многих классах) появился не из ниоткуда. Это реакция учителей на то, что непонятно, не будет ли популярный учебник завтра признан нежелательным, как это было с учебниками Петерсон? Или пришлешь в чат понятный ролик о магнетизме из TikTok — и возникнет вопрос, откуда ролик, ведь на Rutube его нет. А как объяснить, почему вторая обувь должна быть одновременно и классической, и удобной? Или по какой причине нельзя использовать тетради на кольцах?

Список странных ограничений в разных школах отличается (справедливости ради, где-то их вообще нет), но итог у них один — поскольку объяснить их невозможно, лучше запретить задавать вопросы. Непонимание рождает недоверие, недоверие рождает страх — и пожалуйста, до свидания, милая бебра, здравствуй, дедушка инсайд.

«Последние десятилетия программу каждого предмета смотрят отдельно — и ничего не мешает поставить в учебник по физике за 7-й класс тему, математический аппарат для которой пройдут только в 9-м классе» «Последние десятилетия программу каждого предмета смотрят отдельно — и ничего не мешает поставить в учебник по физике за 7-й класс тему, математический аппарат для которой пройдут только в 9-м классе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Мероприятия или занятия?

На непонимание причин запретов начинают накладываться, почти как в фотошопе, и другие слои непонимания. Иногда сложно понять, что вообще главное в школе. Кажется, что это должны быть уроки, но не все так однозначно. Во-первых, если школа выбрана для проведения массового мероприятия, то в первую очередь отменяются уроки, и по косвенным признакам понятно, что это не инициатива учителей. В прошлом году продвинулись еще дальше — в связи с большим саммитом коротенькие осенние каникулы по команде извне растянулись почти на месяц. После таких перерывов сложно всерьез воспринимать рассуждения о том, как важно систематически учиться.

Во-вторых, саму методику обучения постоянно перекраивают. В советской школе темы разных предметов старались увязывать между собой. Сначала проходили метод на алгебре, решали задачи, а потом уже он появлялся на физике. Последние же десятилетия программу каждого предмета смотрят отдельно — и ничего не мешает поставить в учебник по физике за 7-й класс тему, математический аппарат для которой пройдут только в 9-м классе. А проблемы с тем, как такое ребенку объяснить, предлагается решать двумя способами. Первый — с детьми нужно больше играть! Тут уже и холдинг «Просвещение» подтянулся и диверсифицировался из учебников в настольные игры. Не помогает играть — давайте использовать новые технологии. Вот вам промпт для ИИ, отдельный ИИ — и он вам сгенерирует любые материалы. Не можете сгенерировать? Отправляйтесь на обучение по использованию ИИ в образовании и учитесь, пока не поймете, почему можно проходить сначала решение задач, а только через год — метод, которым они решаются.

«Как минимум половину сентября родители складывают пазл из собственного рабочего времени, плавающего расписания школы, расписания кружков, спортивных секций и репетиторов. Но часто эта хрупкая конструкция рушится, если увольняется кто-то из учителей или хоккейная секция решает сдвинуть тренировки» «Как минимум половину сентября родители складывают пазл из собственного рабочего времени, плавающего расписания школы, расписания кружков, спортивных секций и репетиторов. Но часто эта хрупкая конструкция рушится, если увольняется кто-то из учителей или хоккейная секция решает сдвинуть тренировки» Фото: «БИЗНЕС Online»

Причины ходить в школу только две — ОГЭ и ЕГЭ?

Верхним слоем, лакирующим непонимание происходящего, становится школьная инфраструктура. Редкий родитель вспомнит, когда он видел расписание уроков ребенка до 1 сентября, — секрет составления расписания в августе, кажется, утерян безвозвратно. Как минимум половину сентября родители складывают пазл из собственного рабочего времени, плавающего расписания школы, расписания кружков, спортивных секций и репетиторов. Но часто эта хрупкая конструкция рушится, если увольняется кто-то из учителей или хоккейная секция решает сдвинуть тренировки. Камень кое-как собранного расписания ребенка со свистом катится с горы, а Сизиф снова идет толкать его наверх.

Всем этим сложностям нужен серьезный противовес, и он кристаллизовался в виде экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ позволяют объяснить, для чего ребенок ходит в школу. Но и с этим аргументом не все гладко — то профильное министерство признает, что задания ОГЭ и ЕГЭ не очень связаны со школьной программой, то прочитаешь о четвертом ребенке Евгения Теплякова, который сдал ЕГЭ в 8 лет. Если Алиса Теплякова еще была феноменом, то четвертый подряд ребенок, сдающий ЕГЭ до окончания начальной школы, превращает подозрения образованного родителя в уверенность, что школа и ЕГЭ не очень-то связаны. Может, мой и не вундеркинд и в 9 лет ЕГЭ не сдаст, но в 16 сдаст, если с ним нормально заниматься. Ну и зачем тогда вставать в 6 часов каждое утро?

Поучайте лучше ваших паучат!

Последней каплей для многих родителей становится периодическое вторжение на территорию семьи. Трудно спорить с тем, что школу нужно держать ухоженной, а детям полезно ходить в театры и музеи и знакомиться с таким важным явлением, как благотворительность. Но непонятно, почему ценность коллективных походов в одни и те же музеи, флешмобов и сдачи макулатуры позволительно доносить взрослым людям пересланными сообщениями в стилистике «срочно, это на контроле у директора». Часто только из глубокого уважения к труду учителя, который каждый день занимается с любимым ребенком, родители не сообщают, что все, что они должны, написано в Налоговом кодексе, а что не должны — в Уголовном. Не имея возможности встретиться с автором все новых активностей, они молчат — и мечтают о дне, когда можно будет сбежать.

Россия — северная страна, в ней редко встретишь яркую демонстрацию эмоций. Здесь не принято спорить с тем, что кажется бессмысленным — лучше уйти туда, где до тебя не доберутся. Если ты родитель — то домой. Вместе с ребенком. А если учитель — то тоже домой…учить того самого ребенка, родители которого устали пытаться понять, для чего они водят его в школу.