Поиски останков «Титаника» в 1985 году были прикрытием для сверхсекретной миссии Военно-морских сил (ВМС) США. Как сообщил телеканалу CNN руководитель экспедиции Роберт Баллард, американские военные использовали операцию для обследования двух затонувших атомных субмарин — Thresher и Scorpion. Их точное местоположение скрывали от СССР.

 Фото: © United Archives / IFTN, via www. / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«В то время люди, по крайней мере многие, не знали, что поиски „Титаника“ были прикрытием для сверхсекретной военной операции, которую я проводил как офицер военно-морской разведки. Мы не хотели, чтобы СССР узнал, где находится субмарина», — рассказал Баллард.

Обе субмарины — USS Thresher (SSN-593) и USS Scorpion (SSN-589) — были американскими атомными подлодками, которые затонули в период холодной войны. Обе катастрофы стали крупнейшими трагедиями в истории подводного флота США.

Атомная субмарина USS Thresher (SSN-593) затонула 10 апреля 1963 года во время испытаний после ремонта у побережья Массачусетса, примерно в 350 километрах от мыса Код. На борту находились 129 человек, все они погибли. Расследование показало, что причиной стал отказ трубопровода с забортной водой, вызвавший затопление машинного отделения и потерю хода; конструктивные недостатки и проблемы с системой аварийного всплытия не позволили лодке подняться.

Пять лет спустя, 22 мая 1968 года, исчезла другая атомная подлодка — USS Scorpion (SSN-589), возвращавшаяся с боевого патрулирования. Ее обломки позже нашли на глубине около 3 тысяч метров к юго-западу от Азорских островов. Погибли 99 моряков. Точная причина гибели так и не установлена: официально речь идет о взрыве торпеды внутри корпуса, однако существуют и другие версии, включая технический отказ или столкновение. Обе трагедии привели к ужесточению стандартов безопасности в американском флоте.

По его словам, ВМС США поддержали разработку системы «Арго» — дистанционно управляемых подводных аппаратов, которые могли передавать видео на исследовательское судно. Военные рассчитывали использовать технологию для изучения причин катастрофы двух субмарин и сбора разведданных. Баллард же убедил «выделить время» на поиски «Титаника», превратив научный интерес в прикрытие военной миссии.

«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года на верфи Harland & Wolff в Белфасте, главным конструктором лайнера выступил ирландский кораблестроитель Томас Эндрюс, который погиб при крушении. Трагедия произошла в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда судно, находившееся в первом рейсе, столкнулось с айсбергом. Удар повредил как минимум пять носовых отсеков — больше, чем могла выдержать система водонепроницаемых переборок, и вода начала быстро переливаться между ними.

Расследования в США и Великобритании назвали среди причин катастрофы слишком высокую скорость в условиях ледового поля, нехватку спасательных шлюпок и их неполную загрузку, а также отмененную тренировку по эвакуации. По разным данным, из примерно 2200 человек на борту погибло около 1500: американская комиссия называла число 1517, британское расследование — 1503, при этом спастись удалось примерно 705 пассажирам и членам экипажа.

19 августа СМИ писали, что неизвестный миллиардер заплатит $10 млн, чтобы спуститься к обломкам затонувшего «Титаника» в Атлантическом океане. Это будет первая экспедиция к «Титанику» с момента трагедии с батискафом «Титан» в 2023 году.