Ильсур Метшин: «Сегодня дом не заканчивается у порога квартиры. В этом казане мы вместе и готовим наш завтрашний день. Для детей, внуков и правнуков» Ильсур Метшин: «Сегодня дом не заканчивается у порога квартиры. В этом казане мы вместе и готовим наш завтрашний день. Для детей, внуков и правнуков» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Казань выплеснулась за свои пределы, забор по границам города не поставишь»

Ильсур Раисович, на следующей неделе состоятся выборы в Казанскую городскую Думу, и вы как лидер местного отделения партии «Единая Россия» идете на них с программой «Большая Казань». А что это такое — «Большая Казань»?

— Наш город активно растет качественно и количественно. Мы все эти годы сохраняем лидерство по рождаемости в ПФО. С 2020 по 2024 год, по данным загса Казани, в городе родились 97 890 малышей — это сравнимо с населением целого Зеленодольска. По численности жителей мы переместились с 7-го на 5-е место среди всех городов, включая Москву и Санкт-Петербург.

С другой стороны, в Казань стремятся переехать активные люди из многих других регионов России. Сколько историй я слышал о том, как человек первый раз приехал в наш город как турист и принял решение связать с Казанью свою судьбу. И мы со своей стороны тоже активно перетягиваем к себе профессионалов из разных областей. К примеру, к нам за последние три года переехали работать 420 учителей из других регионов. Мы не можем этому не радоваться.

Но все это вместе привело к тому, что Казань в последние годы буквально выплеснулась за свои границы и стала катализатором масштабного строительства в пригородных районах. Недавно состоялся круглый стол по Казанской агломерации, в котором приняли участие и все наши соседи. Он показал, насколько назрели эти вопросы. Например, руководитель исполкома Высокогорского района Рамиль Хакимуллин рассказал, что официально в районе прописаны 63 тысячи жителей, а с учетом зарегистрированных домовладений реально проживают не менее 200 тысяч человек. Плюс к этому 150 тысяч дачников, из них половина живет в СНТ круглогодично. Очень похожая ситуация и в других граничащих с Казанью районах.

Больше 100 тысяч человек, по самым скромным подсчетам, ежедневно приезжают в наш город на работу. Многие привозят детей на учебу, на дополнительные занятия в кружках или спортшколах. В Казанской агломерации проживает 43 процента населения республики — это порядка 1,7 миллиона человек. По прогнозам, лет через 20 «Большая Казань» объединит порядка 2 миллионов жителей. Готовиться к этому нужно уже сегодня. Это объективная реальность.

«Сколько историй я слышал о том, как человек первый раз приехал в наш город как турист и принял решение связать с Казанью свою судьбу» «Сколько историй я слышал о том, как человек первый раз приехал в наш город как турист и принял решение связать с Казанью свою судьбу» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

— Неужели до сих пор эти проблемы не решались?

— Были отдельные крупные проекты, такие как реконструкция Горьковского шоссе. Вы знаете, что творилось на этом направлении раньше. Без расширения этой трассы, превращения ее в бессветофорную эта территория не имела бы перспектив развития. В два раза расширена и модернизирована дорога на аэропорт, челнинская трасса после реконструкции стала очень удобной.

Сейчас в Лаишевском районе развернулось масштабное строительство жилья, уже целый район многоэтажек появился. И конечно, сразу же замедлилось движение на Оренбургском тракте. Дело дошло до моратория на строительство, который объявил раис Татарстана. Более 10 лет назад мы ставили перед руководством республики вопрос о том, что нужно иметь общую градостроительную политику с близлежащими районами, единый генплан. Тогда мы не были услышаны. Это привело к тому, что Рустам Нургалиевич был вынужден лично вмешиваться и останавливать стройку на отдельных направлениях. Но, к сожалению, где-то уже было поздно. Чем быстрее будут приняты все решения, которые необходимы, тем меньше в будущем будет проблем у людей.

«За последние 5 лет в Казани построены 25 детских садов на 5 440 мест и 16 школ на 17 723 места, а за 20 лет — 146 детских садов и 41 школа» «За последние 5 лет в Казани построены 25 детских садов на 5 440 мест и 16 школ на 17 723 места, а за 20 лет — 146 детских садов и 41 школа» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Получается, главный вопрос растущей Казанской агломерации — это дороги?

— Проблема не только в дорожном трафике, но и в дефиците общественного транспорта, проблемах с коммунальными сетями. Большинство новых ЖК садилось на наши сети, и так работающие на пределе. У ряда пригородных районов огромные проблемы с водообеспечением, и у них одна надежда на Казань.

Отдельный вопрос — обеспеченность социальными и образовательными учреждениями.

Простой пример: в этом году в Казани за школьные парты 1 сентября сели свыше 180 тысяч учеников. Это на 30 тысяч детей больше, чем пять лет назад. Такая динамика заставляла нас большими скоростями строить социальные учреждения. За последние 5 лет в Казани построены 25 детских садов на 5 440 мест и 16 школ на 17 723 места, а за 20 лет — 146 детских садов и 41 школа. Казань — российский лидер по строительству и капремонту соцобъектов. Однако мы прекрасно знаем, что и этого недостаточно, и используем все возможности для строительства новых и расширения существующих образовательных учреждений.

В соседних районах, где сейчас множатся новые ЖК, нормативы по обеспеченности соцобъектами, как правило, помягче, чем у нас, а квартиры покупают в основном люди, которые каждый день приезжают в Казань на работу, привозят детей на учебу. К врачу едут тоже в Казань. Так что социальную инфраструктуру сегодня надо развивать вместе, это требование жизни. Забор по административным границам города не поставишь.

Проблемы испытываем не только мы, но и наши соседи. Координация программ развития Казани и соседних муниципалитетов, образующих «Большую Казань», — это не просто таблетка, а интенсивная терапия, с которой нельзя затягивать. Потребовалось время, чтобы осмыслить это явление.

В этом году появился мастер-план Казанской агломерации, он станет фундаментом для принятия решений о транспортном, экономическом развитии, строительстве и остальных аспектах жизни на этой территории.

Мы видим заинтересованность наших соседей, сами к ним относимся с большим уважением, поэтому верим, что «Большую Казань» ждет большое будущее.

— Как считаете, какие перспективы открываются для экономики в рамках «Большой Казани»?

— Столица республики достигла нового уровня зрелости, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Есть целый ряд исследований, которые говорят о том, что население порядка 2 миллионов человек — это идеальная цифра для мегаполиса. Это планка, после которой, например, в город приходят очень крупные инвесторы. Новые проекты и компании формируют спрос на рабочую силу, а значит, растет и зарплата, вследствие конкуренции улучшаются условия труда, у людей возникают большие возможности для карьерного роста.

Поэтому программа «Большая Казань» обозначает и новые риски, и одновременно новые возможности для каждого на этом важном этапе жизни города.

«Площадь казанских парков и скверов выросла в пять раз — на 500 га!» «Площадь казанских парков и скверов выросла в пять раз — на 500 га!» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

«И тогда мы посадили 822 тысячи деревьев»

— Скажите, а предыдущие программы местного отделения «Единой России» реализованы? Можете обрисовать, как от «Пятилетки здоровья» (программа 2010 года) вы пришли к сегодняшним целям?

— Каждая наша программа, каждый наш проект решали жизненно важные для города проблемы. Скажем, «Зеленый рекорд» появился потому, что мы поняли — легкие города завтра могут просто не справиться с темпами автомобилизации, машин в Казани на тот момент было уже больше, чем деревьев в парках и вдоль дорог. Денег не было, было только огромное желание изменить ситуацию. И появились такие проекты, как «100 скверов», которые мы реализовали вместе со студентами-архитекторами, началось масштабное озеленение города вместе с казанскими предприятиями, которые откликнулись на наш призыв, удалось преобразить парк Горького. И конечно, мы были очень рады, когда наши идеи были подхвачены на уровне республики и потом всей России, когда появились масштабные программы благоустройства общественных территорий.

С тех пор площадь казанских парков и скверов выросла в пять раз — на 500 га! Сбылись многие наши мечты — в городе появились красивые многокилометровые набережные, стал зеленым Булак, практически в каждом микрорайоне города созданы благоустроенные скверы, бульвары, зоны отдыха. Помню, на старте проекта мы привозили в Казань известного специалиста по озеленению из Италии. Он тогда сказал, что нам необходимо высадить 100 тысяч деревьев. Тогда это казалось просто фантастической цифрой. Но за эти годы мы посадили 822 тысячи деревьев — в 8 раз больше — и продолжаем эту работу.

Вот вы вспомнили «Пятилетку здоровья». Эта программа родилась тогда, когда средняя продолжительность жизни горожан была меньше 70 лет. Молодежь гуляла с пивными бутылками в руке, шприцы валялись в подъездах. Аварийность на дорогах зашкаливала. Наши больницы и поликлиники, за редким исключением, были в аховом состоянии. Помню, в кардиологическом отделении одной из казанских клиник были такие дыры в коридорном линолеуме, что больные падали и их увозили в соседнее отделение — с переломами. А тут еще экономический кризис. И не было волшебной палочки, чтобы взмахнуть и проснуться в городе, где все проблемы решены.

«В городе появились красивые многокилометровые набережные, стал зеленым Булак, практически в каждом микрорайоне города созданы благоустроенные скверы, бульвары, зоны отдыха» «В городе появились красивые многокилометровые набережные, стал зеленым Булак, практически в каждом микрорайоне города созданы благоустроенные скверы, бульвары, зоны отдыха» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

Универсиада стала не только хорошим антикризисным средством, притянув инвестиции и дав работу людям. Она изменила инфраструктуру города — именно тогда были построены десятки дорожных развязок, подземных и надземных переходов и десятки современных спортобъектов. Были умники, которые предрекали, что после проведения Всемирных студенческих игр они будут пустовать и лягут тяжелым бременем на бюджет. К счастью, получилось по-другому. Благодаря «Пятилетке здоровья» нам удалось привить любовь к спорту и здоровому образу жизни. Универсиада стала буксиром, который вытолкнул город на большую воду. Это сейчас люди распробовали выгоды проведения глобальных мероприятий, а тогда казанцы не соотносили себя с мировой повесткой. Где мы, а где какие-то Олимпиады, Универсиады?

Без успеха Универсиады в Казани не было бы следующих глобальных событий. И очень важный результат за эти 20 лет — изменившееся мышление и самоощущение казанцев. У людей появилось чувство гордости за родной город, появился казанский патриотизм. Чем больше у нас проводится масштабных мероприятий, тем благоустроеннее и комфортнее становится Казань. Вместе с ростом известности и популярности города увеличивается турпоток, в город приходят новые масштабные события.

Вот совсем свежий пример — фестиваль «Новая волна». Он не только приземлил в Казани на целую неделю огромное созвездие легендарных музыкантов и исполнителей. Он стал важным шагом в продвижении города на телеканале «Россия», на котором все любители популярной музыки следили за этим масштабным конкурсом и слышали комплименты казанской кухне, казанскому комфорту, казанскому гостеприимству. Телеаудитория только церемонии открытия — 17,5 миллиона. Уверен, что многие из зрителей уже решили, куда поедут в отпуск в следующий раз.

«Мы изменили репутацию Казани — она зазвучала совершенно по-новому» «Мы изменили репутацию Казани — она зазвучала совершенно по-новому» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Казанцы стали жить дольше на 8,6 года»

А еще этим летом в Казани состоялась церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Впервые за 30 с лишним лет своего существования она прошла не в Москве. Похоже, Казани уже тесно в привычном позиционировании города как спортивной столицы?

— Мы изменили репутацию Казани — она зазвучала совершенно по-новому. В прошлом году в нашем городе прошел саммит стран БРИКС. Казань принимала мировых лидеров, представляющих 60 процентов населения планеты. Первые лица России, Китая, Индии, ЮАР, Турции, Египта, Ирана, других стран. Выбор Казани как площадки для проведения саммита говорит о высоком доверии руководства страны. Прозвучавшая после этого события благодарность Владимира Владимировича Путина в адрес руководства Татарстана и мэрии Казани за гостеприимство и комфортные условия дорогого стоит. Венец всей многолетней работы по качественному изменению города.

А что касается спортивной столицы, этот статус мы подтверждаем ежегодно. Чего только стоят «Игры будущего» и Игры стран БРИКС в прошлом году! И мало кто знает, что, помимо этого, в 2025 году мы приняли 17 чемпионатов России и 18 Кубков России, не считая игр «Рубина», «Ак Барса», УНИКСа, «Зенита», «КОС-Синтеза» и других.

Наши спорткомплексы сегодня загружены с раннего утра и до позднего вечера — мы это четко видим по посещаемости. По обновленным паркам и набережным бегают спортсмены самых разных возрастов, люди занимаются йогой, скандинавской ходьбой, появилась мода на велосипеды. Многие задумались о роли спорта для своего здоровья. Сейчас жители тысячами выходят на беговые, лыжные старты. 11-й Казанский марафон стал самым масштабным беговым событием в России — в нем приняли участие 35 тысяч человек. 67 процентов казанцев регулярно занимаются спортом, а 20 лет назад физкультурников в городе было только 13 процентов.

Безусловно, есть спорт высоких достижений. Но для нас не менее важно, что сегодня в Казани 327 любительских команд по футболу, баскетболу, волейболу. И мы постоянно пополняем спортивную инфраструктуру — только с 2020 года она приросла 204 новыми объектами.

Средняя продолжительность жизни казанцев по итогам 2024 года достигла 76,6 года. Это на 3,3 года больше, чем пять лет назад. А если смотреть статистику за 20 лет, горожане в среднем стали жить дольше на 8,6 года.

— На одном желании такого не сделать.

— Конечно. Мы благодарны за постоянную системную поддержку наших усилий раису республики Рустаму Нургалиевичу Минниханову, федеральному правительству. В Казани только за последние пять лет 75,6 миллиарда рублей направлено в инфраструктуру города благодаря 12 нацпроектам. Многие актуальные проблемы города решаются в рамках 29 республиканских программ.

Отдельная история про нашу градостроительную политику. Полностью переосмысленные нормативные документы обеспечивают нам задел на многие годы вперед по современным, цивилизованным и человекоцентричным стандартам строительства. Создан Институт развития города, который, помимо рабочих проектов, разрабатывает стратегические концепции, такие как концепция водной инфраструктуры «Казань — город на воде». Мы строим «Новую Портовую», приводим в порядок бывшие промзоны. Налажен диалог с лучшими силами страны и мира в области градостроительства и урбанистики, и мы регулярно сверяем с ними часы на архитектурном форуме «Казаныш».

И конечно, мы постоянно «пробуем суп» — налажен контроль за всеми городскими проектами. Любая ошибка анализируется. Мне импонирует фраза Томаса Эдисона: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают». Чтобы справиться со слабостями, нужно для начала их признать.

«У нас ярко развиваются такие проекты, как «Добрая Казань» и «Жизнелюб» «У нас ярко развиваются такие проекты, как «Добрая Казань» и «Жизнелюб» Фото: «БИЗНЕС Online»

Последние пять лет были богаты на глобальные вызовы — сначала пандемия, потом СВО, санкции. Как Казань справилась с этим?

— Нашу жизнь и работу трудно назвать безоблачной, но то, с чем мы столкнулись в пандемию, никто не мог предугадать и постелить соломку. Инфекционная больница за 100 дней, «красные зоны» в больницах, «дистант» в школах и вузах, помощь одиноким заболевшим людям — никто никого не готовил заранее к этим вопросам повышенной сложности.

Стресс — хороший учитель. Наша команда показала высокую работоспособность, умение находить оптимальные решения и быстро действовать, не ожидая чьих-то указаний.

Важной программой в 2020 году была «Антивирусная стратегия». Тогда, в частности, пришло глубокое осознание важности цифровых инструментов для жизни города. И сегодня мы входим в топ «Умных городов». Разработан цифровой двойник, сейчас цифровые инструменты помогают отслеживать чистоту улиц, состояние дорог и освещения, а система контроля благоустройства снабжает информацией о фактическом состоянии городской среды. Камеры, датчики, искусственный интеллект — это не фантазии, а сегодняшний день городского хозяйства. Нам это колоссально помогает экономить человеческие ресурсы.

Нас порой спрашивают коллеги из других городов: как вам это удалось? Ответ заключается в целеполагании — в центре наших программ всегда стояла забота о людях. Огромный шаг мы сделали в развитии инклюзии в городе. У нас ярко развиваются такие проекты, как «Добрая Казань» и «Жизнелюб».

Мы собрали мощную волонтерскую команду, научились грамотно ее координировать. Это очень пригодилось с началом СВО, когда на поток был поставлен сбор гуманитарной помощи, системная работа по поддержке семей участников СВО.

У нас очень большой слой неравнодушных людей. В Казани сформировалось множество гуманитарных добровольческих организаций, оказывающих помощь бойцам в зоне СВО. По инициативе города создан координационный совет, чтобы скоординировать эту работу и усилить друг друга. Свыше 1,6 тысячи тонн гуманитарной помощи собрано в Казани для участников СВО и жителей вновь присоединенных регионов России. Как писала ваша газета, 64 процента казанцев сегодня участвует в гуманитарных сборах.

«У нас очень большой слой неравнодушных людей. В Казани сформировалось множество гуманитарных добровольческих организаций, оказывающих помощь бойцам в зоне СВО» «У нас очень большой слой неравнодушных людей. В Казани сформировалось множество гуманитарных добровольческих организаций, оказывающих помощь бойцам в зоне СВО» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему же о патриотизме заговорили только с началом СВО, это ведь важно всегда?

— Конечно, и в наших школах, ДК, библиотеках, детских лагерях всегда уделялось этому большое внимание. Просто СВО обострила этот вопрос и заставила людей всерьез задуматься об этом. Настал момент истины.

Одно дело — смотреть кино про героев, спасающих мир, а совсем другое, когда член твоей семьи или твой сосед становится этим героем. Разумеется, патриотизм начинается с любви к своему двору, своей улице и школе, с гордости за свою страну, знания своих корней, истории. А проявляется он по-разному — кто-то цветы сажает в общем палисаднике, а кто-то сигналит о проблемах на своей улице, участвует в общественных обсуждениях той или иной темы, важной для развития города. И это тоже форма заботы о городе вокруг себя.

У нас много толковых, умных людей, поэтому мы сейчас собираем в копилку народных идей предложения горожан, которые позволят улучшить работу нашей команды, сделать город еще комфортнее. На казанских улицах работают пикеты «Единой России». Не стесняйтесь, давайте свои предложения! Все обязательно рассмотрим, лучшие постараемся реализовать. Необязательно это должны быть глобальные задумки. Важны и какие-то локальные усовершенствования городской среды. Может, где-то необходимо скамейки поставить или светофор с кнопкой вызова — и комфорта будет больше. Ждем подсказок от горожан!

«Вопрос общественного транспорта мы ставим для себя на следующую пятилетку как один из приоритетов» «Вопрос общественного транспорта мы ставим для себя на следующую пятилетку как один из приоритетов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все новые трассы строим с велодорожками»

— Вопрос читателя: «Казань — один из лучших городов для автомобилистов. В городе, несмотря на большой поток машин, ездить достаточно комфортно. Но вот пешеходный и велосценарии пока не на уровне европейских городов. Или мы пойдем по пути Дубая, города для машин? С учетом того, что регион зимний, и содержание тротуаров — вопрос больной и непростой».

— Спасибо за оценку, что ездить комфортно, но напомню, что достичь этого тоже было непросто. Вспомните, какие пробки были в центре Казани лет 15 назад, на той же улице Карла Маркса или Пушкина. За это время была проведена гигантская работа. Введены муниципальные парковки, построены первые крытые многоуровневые паркинги.

С введением умных светофоров и запретом поворотов налево была изменена схема дорожного движения. На улицах города 242 светофора из 515 работают в адаптивном режиме и подключены к единому центру управления.

Было построено Большое казанское кольцо со строительством абсолютно новой трассы — 100-летия ТАССР. Построены новые дороги — проспект Универсиады, Вознесенский тракт, дублер Горьковского шоссе, расширено само Горьковское шоссе.

В результате средняя скорость движения автотранспорта в Казани за 10 лет повысилась на 7 процентов и составила 35 километров в час. А ведь уровень автомобилизации города постоянно растет. За последние 10 лет количество автомобилей в Казани выросло на 30 процентов и достигло 485 тысяч, и это не считая транзитного транспорта, в том числе связанного с растущим туристическим трафиком.

Что касается велодвижения, согласен — есть над чем работать. В Казани в разных районах города уже есть участки, где проложены велодорожки на 54 километра. Теперь необходимо их правильно связать, а для этого необходимо еще 65 километров велодорожек. А вообще Институт развития Казани разработал концепцию, которая предполагает 587 километров велодорожек. Не сразу, понятное дело, но к этому стремимся.

В центре исторического города по существующим стандартам сделать велодорожки на многих улицах просто невозможно. Для этого придется сужать проезжую часть или отказываться от тротуара, что нереально. Но все новые трассы мы уже строим с велодорожками. При реконструкции Горьковского шоссе и строительстве его дублера тоже заложили велодорожки, и сегодня видим, как много там велосипедистов. Если разрабатываем концепцию какой-либо территории, обязательно включаем велосвязи.

В этом году велодорожка появится на улице Товарищеской (от ул. Достоевского до ул. Вишневского), которая ремонтируется в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Там очень много студенческих общежитий, думаю, ребята оценят.

Что касается пешеходных связей, то за последние годы мы сделали большой рывок в этом направлении. Это касается и набережных Кабана, Булака, Казанки, и парковых зон, и таких территорий, как Ленинская дамба, где появилась пешеходная связь. Думаем, как их более четко увязать между собой. Но сегодня уже можно выстроить пешие маршруты через Казанку в разные районы города.

— Читатель спрашивает: «Почему в городе так много средств выделяется на автомобильную инфраструктуру и так мало на общественный транспорт? Казалось бы, должно быть наоборот, если мы боремся с пробками и загрязнением».

— Общественный транспорт — это такая же важная составляющая цивилизованного города, как освещение или чистота. Мы надеемся, что у нового состава правительства найдутся силы и финансы решить эту проблему на системном уровне. Общественный транспорт — это боль всей страны, а Татарстан не раз показывал пример того, как надо решать сложнейшие проблемы. Надеюсь, что в следующую пятилетку мы этот вопрос победим, как когда-то решили его в 2007 году. Тогда после проведенной нами транспортной реформы эта проблема из первой тройки злободневных тем спустилась на 10–15-е места.

Но ничего вечного не бывает. Мы приросли дорогами, новыми микрорайонами, населением, да и техника не вечна, а транспортная система остается 15-летней давности. Вопрос общественного транспорта мы ставим для себя на следующую пятилетку как один из приоритетов.

«Было построено Большое казанское кольцо со строительством абсолютно новой трассы — 100-летия ТАССР. Построены новые дороги — проспект Универсиады, Вознесенский тракт, дублер Горьковского шоссе, расширено само Горьковское шоссе» «Было построено Большое казанское кольцо со строительством абсолютно новой трассы — 100-летия ТАССР. Построены новые дороги — проспект Универсиады, Вознесенский тракт, дублер Горьковского шоссе, расширено само Горьковское шоссе» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Метро начали строить в сторону РКБ. Кто-то этому обрадовался, кто-то расстроился. Почему все-таки принято такое решение? И читатели спрашивают: нельзя ли строить больше и быстрее?

— Скорость строительства зависит от финансирования, а это недешевое удовольствие.

Что касается решения строить в сторону РБК, это вызвано было тем, что при активной застройке района мы видим там недостаток в транспортной инфраструктуре. Жители той части города, как и соседних районов, смогут пользоваться метро — и это существенно снизит нагрузку на дороги. И это тоже ответ на новые вызовы роста Казанской агломерации.

— И связанный с этим вопрос читателя: «Предусмотрена ли в будущем на станции Березовая роща пересадка на электричку Казань – аэропорт?»

— Да, там предусмотрено создание транспортно-пересадочного узла.

Был масштабный проект выноса путевого хозяйства РЖД за пределы Казани, получили предварительное одобрение главы РЖД. Что сегодня с этим проектом?

— Рано или поздно он будет реализован, это только вопрос времени. Для РЖД мы зарезервировали 11 га в одном из районов города.

— Наш читатель спрашивает: «Есть ли какие-то планы по строительству развязки на перекрестке П. Лумумбы и Ершова? На этой территории строят ЖК на месте ресторана „Акчарлак“, новый корпус на месте артиллерийского училища должны начать. Поток машин увеличится, как планируется разгрузить перекресток?»

— Развязка там действительно необходима, и по генплану она предусмотрена. Подготовлен предварительный проект, но все упирается в финансирование. Вы знаете — в последние годы в Казани было реализовано несколько крупных дорожных проектов. Все и сразу построить невозможно. Дойдет очередь и до этой развязки.

«Десятки километров коммуникаций на глубине 8 метров под землей — легкой задачей их ремонт не назовешь»

— Каким вы видите решение проблемы недоремонта инженерных сетей? Деньги в этом деле много значат, но еще нужны материалы, кадры и время. Уже есть программа со сроками и объемами?

— Еще одна наша цель на следующие 5 лет — коммунальный апгрейд. Как мы вытащили из пропасти жилой фонд, отремонтировав свыше 4 тысяч многоквартирных домов, так же системно и последовательно надо браться за дряхлую коммунальную инфраструктуру.

Износ инженерных сетей вследствие хронического недофинансирования этой отрасли достигает 70–80 процентов, темпы их модернизации не соответствуют необходимым.

Способ решения проблемы один — программа, подкрепленная финансированием. Республика нас слышит, до федерального центра удалось донести эту боль. Программа заявлена, значит, результат будет.

В городе разработан большой массив проектно-сметной документации для реконструкции самых аварийных участков сетей. Работа идет, но, безусловно, нужно двигаться быстрее. На следующую пятилетку поставили себе задачу ремонтировать не менее 7–8 процентов от общего объема сетей в год. Чтобы было понятно — это десятки километров коммуникаций, находящихся иногда на глубине 8 метров под землей. Легкой такую задачу не назовешь.

Впрочем, мы уже стали забывать (и это хорошо!), что после тысячелетия в Казани текла каждая пятая крыша и практически разом должны были остановиться до 2 тысяч лифтов. Я доложил об этом Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, и он поднял вопрос перед Владимиром Владимировичем Путиным на Госсовете. Это был 2007 год. Сегодня, спустя практически 15 лет реализации программы капремонта, у нас нет кричащих проблем в жилом фонде. Уверен, коль скоро правительство уже обратило внимание на проблему с недоремонтом инженерных сетей, будет и ее решение.

— Вопрос читателя: «Я рад фантастическому развитию нашего города в последние 20 лет и разделяю вашу озабоченность тем, что у этого прогресса есть и оборотная сторона в виде небывалого роста ТБО. Как превратить отходы в сырье — есть хорошие зарубежные примеры (Япония, Китай и др.), когда производится сортировка ТБО в местах их складирования у мусорных контейнеров на разные фракции. Потом это развозится или забирается самими переработчиками. Можно провести эксперимент, провести экономические расчеты этой модели по сравнению с существующими затратами обращения с ТБО».

— Честно могу сказать — пока такой модели нет, хотя она действительно очень нужна. Серьезные проблемы в сфере обращения с отходами — это наш вызов на следующую пятилетку. Первые подходы к снаряду уже сделали. Рекультивировали Самосыровскую свалку, потом полигон КЭК. Тут мы тоже одни из пионеров в стране. Регоператор строит в соседних районах мусоросортировочные станции.

За последние годы смогли реконструировать 28 объектов БОСК, благодаря чему все канализационные стоки полностью очищаются, из их остатка путем термосушки сегодня производится продукция, востребованная в разных отраслях экономики. Мы шли к этой победе много лет. Благодаря этому созданы условия для рекультивации старых иловых полей, которые были источником серьезной экологической угрозы.

Сегодня на первый план вышла необходимость уменьшить объем мусора, вывозимого на полигоны. Он с каждым годом растет, но бездумно засорять землю мусорными полигонами — это преступление перед будущими поколениями. Выход тут один: вводить сортировку мусора, налаживать переработку вторсырья, внедрять культуру разумного потребления и устойчивого развития.

Это отражено и в целях программы «Большая Казань», и в стратегии устойчивого развития Казани, принятой в этом году. Мы в ответе за то, какой оставим Казань нашим детям, внукам, следующим поколениям казанцев.

Стратегия касается фундаментальных вещей — укрепления экологического каркаса Казани и увеличения озелененности города до 39 процентов, сокращения доли неэкологичного общественного транспорта в два раза и увеличения количества площадок для раздельного сбора мусора. Сейчас 2 217 сеток для вторсырья установлено на контейнерных площадках города. Ключевая задача — наладить переработку разных фракций, завязать сотрудничество с переработчиками из других регионов.

Словом, дорога выбрана, но это одна сторона вопроса. Если каждый огурчик по-прежнему в неразлагающийся пакет складывать, то никакой переработки не хватит. Мы должны осознать, что, если не хотим жить в этом мусоре, нужно меняться. И тут молодежь — впереди, со своими шоперами вместо одноразовых пакетов, серьезным отношением к сортировке мусора.

«Сидеть у разбитого корыта — это не наш путь» «Сидеть у разбитого корыта — это не наш путь» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

— Казань обладает высоким лоббистским потенциалом. Здесь родилась программа капитального ремонта домов, теперь вы добились программы ремонта сетей. Как вам это удается?

— Объективная аналитика, поддержка коллег, которую мы имеем благодаря горизонтальным связям с муниципалитетами через различные ассоциации, и большое желание решить проблему.

Сидеть у разбитого корыта — это не наш путь, тратить на это время непродуктивно.

Но мы ставим перед собой задачу не только по сетям. У нас большая проблема с домами, оснащенными газовыми колонками. Газовики стали отключать их из-за обветшавших дымоходов и вентканалов. Плюс сами жители, поменяв окна на пластиковые, добавили себе проблем, ухудшив вентиляцию. Там, где уже отключили газ, мы восстанавливаем вентканалы через программу капремонта домов. Но у нас в зоне риска — 2 тысячи домов. Конечно, тут нужна отдельная федеральная программа.

Много вопросов ставят жители перед нами по работе управляющих компаний. УК недорабатывают, а вопросы ставят перед нами. И мы не можем отфутболить людей, ссылаясь на то, что это зона не наших полномочий, хоть это и правда. Есть вопросы к УК, к прозрачности их работы, к качеству оказываемых услуг. Значит, будем вместе работать над тем, чтобы решить эти вопросы.

— Наша читательница спрашивает: «В Казани вообще есть УК, на которые не жалуются жители? Может, город возьмет все дома под свое управление, как было в СССР?»

— Жилищный кодекс разрешает заниматься этой деятельностью только частникам. Хотя я в чем-то согласен с вашей читательницей: есть такой жилой фонд, за который добровольно не взялась бы ни одна управляющая организация. Это, например, двух-трехэтажные старые дома, в которых всего 20–30 квартир. Тех средств, которые они собирают, не хватает даже на зарплату дворника — не то что на текущий или капитальный ремонт. А содержать дома в порядке надо — там же люди живут…

И даже в такой ситуации многие управляющие компании неплохо справляются. Примерно к 20 процентам УК города мы больших претензий не имеем. Там и ответственные руководители, и сами жильцы активные, готовы включаться. А есть УК с таким настроением, что за них кто-то придет и все решит.

— Вопрос читателя: «Когда будут решены вопросы с ливневками в Казани? Проспект Победы плывет каждый дождь, уже начались гидроудары автомобилей».

— Мы все видели, как в этом году из-за ливней затапливало Москву, другие города России и Европы. Сильные ливни — это всегда сверхнагрузка. К тому же ливневки часто забиваются городским мелким мусором. Тут фантик, там пакет, здесь траву постригли — поток воды все собрал, и стоки в итоге забиты.

А летом еще накладывается активный сезон дорожных работ. Там технология такая — колодцы на дороге накрывают листом железа и укладывают асфальт, затем эти колодцы «пробивают». Если же ливень пошел до того, как «пробили», воде просто некуда уходить. Это тоже усугубляет ситуацию.

Поэтому сейчас у нас есть правило: начался дождь — дежурные бригады едут чистить ливневки. Кстати сказать, протяженность городской ливневой канализации немалая — по итогам 2024 года она составила почти 512 километров. Это на 85,6 километра больше, чем в 2020 году. Плюс 85 километров — это серьезный шаг в решении проблемы, как вы считаете? Безусловно, с обычными дождями ливневки должны справляться. Возьму на контроль ситуацию на проспекте Победы, спасибо читателю за подсказку.

«Для меня на первом месте — городская среда в целом» «Для меня на первом месте — городская среда в целом» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

«Помню, как активисты в лодках по дорогам плавали»

— Какими новыми городскими объектами вы гордитесь?

— Безусловно, это новое здание театра Камала, думаю, нас всех порадует здание бывшего ЦУМа после реконструкции. Конкуренция между застройщиками и существующие в городе четкие правила благоустройства однозначно способствуют росту качества архитектурных решений новых ЖК.

Но для меня на первом месте — городская среда в целом. 15 лет назад мы принялись системно приводить ее в порядок. Тогда не было еще нацпроектов, в разрухе были все наши парки, дороги, дома культуры, исторический центр стоял в руинах, в городе живого места не было из-за рекламы, ларьков и в два-три ряда припаркованных автомобилей… По чуть-чуть, по шажку мы начали это движение через множество сложностей.

И вот сегодняшняя Казань: отремонтировано свыше 4 тысяч многоквартирных домов, благоустроено 2 278 дворов. Молодежная инфраструктура обновлена на 80 процентов, культурная — на 95.

Важным нашим достижением стало преображение исторического центра. Помните, какими были улицы в Старо-Татарской слободе — Каюма Насыри, Тукая, Нариманова? Руина на руине. А теперь миллионы туристов едут к нам, любуются Казанью, фотографируются.

Помимо желания, нужно было актуализировать нормативную базу, разработать программы, разобраться в подрядчиках. Шишек набито немало, но через эти шишки мы наработали большой опыт, перенимать который к нам едут со всех уголков России.

Новое здание театра Камала Новое здание театра Камала Фото: «БИЗНЕС Online»

В этом году мы при поддержке раиса республики асфальтируем 90 дорог в поселках и считаем, что этого мало, а 15 лет назад радовались как дети, когда удавалось асфальтовый срез привезти на пять поселковых улиц с грунтовой дорогой. Помните, как активисты на лодках плавали по залитым водой ямам на дорогах? На Бутлерова — в самом центре города — белой краской обводили ямы. И мы эти ямы прекрасно знали, просто объем недоремонта за многие годы был катастрофическим.

А сейчас 85 процентов наших дорог приведено в нормативное состояние. Среди важнейших проектов последнего времени — строительство Вознесенского тракта и реконструкция Горьковского шоссе.

Знаковым стало возрождение архитектурного ансамбля Богородицкого монастыря. В этом году его посетил патриарх Кирилл. Ждем строительства Соборной мечети. Заложенный первым президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым принцип межконфессионального и межнационального баланса для нас всегда остается приоритетом.

Но не меньшую радость у меня как у мэра вызывает строительство новых теплиц «Горводзеленхоза». Теперь мы сможем удвоить объемы выращиваемых для городских улиц цветов. Новую базу строим для МУП «Городское благоустройство».

Важное значение имеет комплекс «Ярдэм». Нам удалось создать на улице Серова на месте гнилого болота масштабный инклюзивный кластер с мечетью, образовательным центром, спортивным комплексом, адаптированным для людей с инвалидностью бульваром. Строительство реабилитационного центра станет логической точкой в этом комплексе.

На стапелях, образно говоря, Дом учителя. Огромное учительское сообщество Казани заслуживает достойных условий для своих мероприятий. Казань занимает второе место в России после Москвы по числу победителей предметных олимпиад (на 1 тысячу жителей), 14,3 процента казанских выпускников — обладатели золотой или серебряной медали.

«Важным нашим достижением стало преображение исторического центра» «Важным нашим достижением стало преображение исторического центра» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Читатель интересуется: «Казань богата на исторические здания, но когда же в Казани появятся небоскребы?»

— Например, запланировано строительство высотного комплекса на месте бывшей «Ривьеры». Там собственник планирует здания в 30 этажей и более, это, строго говоря, не небоскребы, но и таких высотных зданий у нас немного.

— Опять решают вопрос с локацией Соборной мечети… А вам какой вариант больше импонирует?

— Мне импонирует вариант на «Новой Портовой», у воды. Наконец за всю историю Казани мы вышли к Волге, которая исторически была закрыта промзоной. Водный транспорт дешевый, и по реке сплавляли грузы, берег занимали пескобазы, гаражи, небольшие производства. Было бы символично построить мечеть в районе, который станет жемчужиной города.

— Почему Казань увлеклась темой раскрытия водной инфраструктуры?

— Наши главные архитекторы — сначала Татьяна Прокофьева, а теперь Ильсияр Тухватуллина — последовательно убеждали нас: неправильно, что Казань не имеет доступа к воде, связей с реками, это наше богатство, которое мы недооцениваем. И это чистая правда.

Потенциал концепции развития водной инфраструктуры, которую разработал Институт развития города, огромен. Мы сами ее внимательно изучили, показали экспертам с мировым авторитетом. Они в один голос подтвердили: это даст огромное преимущество городу.

И сейчас мы в стадии перехода, условно, от бумажной работы к практической. Мы уже встречались с несколькими владельцами водных объектов, другими будущими инвесторами. Они говорят только одно: «Разрешите!» Но мы долго запрягаем, потому что хотим быть уверены в том, что действия, которые будут предприняты, не нанесут вреда рекам, экологии, поэтому идет огромная подготовительная работа в части соответствия всем нормативам и требованиям. К сожалению, у человека только 24 часа в сутках — все успеть невозможно. Но это наш завтрашний день.

«Потенциал концепции развития водной инфраструктуры, которую разработал Институт развития города, огромен» «Потенциал концепции развития водной инфраструктуры, которую разработал Институт развития города, огромен» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

«Всевышний поднял нас и повел, помог вернуть верующим эту святыню»

— Казань строит горизонтальные связи не только внутри страны, но и за ее пределами. Вы стали инициатором Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ и ее почетным председателем. Как эта работа помогает Казани?

— Прямая связь с городами мира намного сокращает время на поиск нужных решений, ведь при всей кажущейся разнице задачи у муниципалитетов что в Бразилии, что в Китае, что в России во многом схожие — надо обеспечить жителей коммунальной и дорожной инфраструктурой, наладить работу общественного транспорта, организовать утилизацию отходов и уборку улиц, создать условия для учебы, работы, медпомощи. И всегда есть кто-то, кто уже прошел эту дорогу и научился это делать хорошо. Когда-то нас вдохновил пример Сингапура, но сейчас не менее мощно развиваются города в Китае — очень технологично построена у них работа. Мы у таких городов учимся, берем на вооружение их методы, тестируем их в своих условиях. Это первое. Второе — такое общение очень помогает наладить связи с ведущими мировыми экспертами в разных сферах жизни. Сторонняя квалифицированная оценка очень важна для своих проектов.

И потом совместная работа прямо расширяет возможности для горожан. Например, на последний форум «Казаныш» мы пригласили ректоров ведущих архитектурных вузов стран БРИКС. Это была первая такая встреча в истории. Были заключены соглашения о сотрудничестве, об обмене студентами. Мы сократили путь нашим казанским ребятам в эти вузы.

В сентябре проведем у себя Детский фестиваль стран БРИКС. Можно было бы прожить без такого фестиваля, спросите вы? Да, можно. Но это наша форма уважения и интереса к культуре других стран, проявления дружелюбия по отношению к ним. И важно передать это отношение нашим детям, показать им, как огромен и прекрасен мир, как важно уметь дружить.

— Бывали минуты отчаяния, когда хотелось все бросить? Что вы предпринимаете в такие моменты?

— Наверное, такие моменты в жизни бывают у каждого человека и у каждого руководителя. Особенно сильно врезались в память два случая.

Первый. После тысячелетия у города были огромные долги. Я тогда только стал мэром города, а у меня телефон уже разрывался от звонков руководителей банков, которые напоминали о кредитах. Ситуация была тяжелейшей. И тут мне рассказали, что до революции одну из основных статей дохода в городской казне формировали не пороховой завод, кожевенный или мыловаренный, а паломники со всей страны, которые ехали поклониться Казанской иконе Божией Матери. В мире есть всего лишь четыре места явления Девы Марии, которые признаются и православными, и католиками, — город Лурд во Франции, небольшая деревня Фатима в Португалии, Ченстохова в Польше и наша Казань, где Богородица явилась девочке Матроне. Сама Дева Мария одинаково почитается и мусульманами, и православными. Я съездил в Фатиму и посмотрел, как поселок, где проживают 5 тысяч жителей, принимает в год 16 миллионов туристов. Но это не просто туристы — это верующие, паломники. Они едут не для развлечений, они едут к иконе.

Вернувшись, я приехал в тогда еще небольшой храм, где хранилась недавно возвращенная городу Казанская икона Божией Матери. Постоял перед ней, помолился Всевышнему, поделился мысленно своими горестями. И как будто окно в небо открылось, начало все налаживаться.

Об этом мало кто помнит, но тогда вся территория храма принадлежала одному из коммерсантов. Мы вернули ее в муниципальную собственность, поменяв на другие объекты, и 13 лет до начала строительства содержали на этой земле охрану, понимая уникальное значение этого места. В тот момент не было ни охранной зоны Кремля, ни такого жесткого контроля со стороны органов власти за строительством в центре, как сейчас. Я очень рад, что удалось его сохранить. Вполне могли какие-нибудь проворные частники все снести и построить жилой комплекс. Я рад, что Всевышний поднял нас и повел, помог вернуть верующим эту святыню.

Второй случай — тоже в тяжелый период. Настолько было сложно — руки опускались, на работу идти не хотелось. Полное уныние. Зашел ко мне в тот момент один хазрат и говорит: «Уныние — это самый большой грех. Откуда ты знаешь, что тебе Всевышний приготовил?» И правда, если бы мне тогда показали сегодняшнюю Казань, я бы сказал, что это даже не сон — просто фантастика. Нереально просто — Чемпионат мира по футболу, лидеры стран БРИКС, строительство 40 школ… А тогда… Поехали с этим хазратом по его приглашению в поселок Левченко. Там в самом простом доме Ильдар-хазрат, переживающий тоже очень непростые времена, учил незрячих читать Коран по азбуке Брайля. Там были люди от млада до велика. И от них шел такой свет, такая радость, что невозможно было оставаться в унынии… Хотелось все для них сделать, чтобы эту радость ощутило как можно больше людей. Я себе дал слово, нәзер бирдем, что постараюсь, чтобы они переехали в более достойные условия. И в день закрытия Универсиады мы открыли мечеть «Ярдэм» с местом проживания для людей с ОВЗ. А потом из этого вырос проект «Добрая Казань», наши многочисленные инклюзивные проекты.

Сегодня, кстати, Ильдар-хазрат руководит мечетью «Ярдэм» и одноименным реабилитационным центром, где помощь получили уже более 40 тысяч инвалидов. Это одна из опорных точек «Доброй Казани».

«Вовлеченность в принятие решения, небезразличие — главный фундамент завтрашней Казани» «Вовлеченность в принятие решения, небезразличие — главный фундамент завтрашней Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Казань стала узнаваемой не только в стране, но и во всем мире. Наш город стал магнитом для туристов и желающих жить и работать здесь. А какой должна стать Казань в ваших планах и, может быть, даже в ваших мечтах?

— Мы всегда хотели видеть Казань городом нерядовым, верили в ее огромный потенциал, но и сил немало потратили на то, чтобы добиться сегодняшнего ее положения. За прошедшие 5 лет Казань посетили 16,8 миллиона туристов. В прошлом году объем туротрасли составил 31 миллиард рублей — сравнимо с бюджетом некоторых городов. У нас работают порядка 3 тысяч предприятий общественного питания и 235 отелей (перед Универсиадой в городе насчитывалось всего 38 гостиниц). Это полноценная сфера городской экономики, которую мы развили за 20 лет. По итогам Национальной гостиничной премии 2024 года Казань является «лучшим городом для ведения гостиничного бизнеса».

Глобально будущее Казани мы связываем с ее значением в диалоге между Россией, исламским миром и Азией, ее ролью в Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+ и других межмуниципальных институциях.

Нам очень быстро надо встроиться в матрицу цифрового мира по направлению движения технологического прогресса и при этом уравновесить это движение социальными проектами, направленными на народосбережение. Ведь люди — талантливые, трудолюбивые, амбициозные, гостеприимные казанцы — наше главное богатство.

Мы ориентированы на сохранение традиционных ценностей, на фундаменте которых построено наше общество. Вместе с тем намерены стать центром креативных кластеров. Уверен: большая Казань — это место для реализации больших возможностей для каждого.

«Мы ориентированы на сохранение традиционных ценностей, на фундаменте которых построено наше общество» «Мы ориентированы на сохранение традиционных ценностей, на фундаменте которых построено наше общество» Фото предоставлено пресс-службой исполкома Казани

Прошедшие за 20 лет события поменяли людей. «Моя хата с краю, ничего не знаю» — это точно не про казанцев. Любой двор, дом, школа — это всегда коллектив с разными мнениями и мировоззрением. Но всех объединяет одно — они чувствуют себя казанцами и все больше разделяют ответственность за то, что в городе происходит. Мы советуемся с жителями, где будет Соборная мечеть, каким сделать двор, парк, как отремонтировать подъезд, какой должна быть школа. Я чувствую, что мы одно целое. Это большое достижение.

Помните, какие в 90-х годах были подъезды? За железной дверью квартиры — чистота и красота, а подъезд — как общественный туалет, и всем наплевать. Сейчас это уже прошло. Сегодня дом не заканчивается у порога квартиры. В этом казане мы вместе и готовим наш завтрашний день. Для детей, внуков и правнуков. И каким этот город должен быть — решать всем вместе. Вовлеченность в принятие решения, небезразличие — главный фундамент завтрашней Казани.

Ильсур Раисович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам, вашей команде и всем казанцам!

Метшин Ильсур Раисович родился 24 апреля 1969 года в Нижнекамске. Окончил юридический факультет Казанского государственного университета (1992), аспирантуру юрфака КГУ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (1999). Кандидат юридических наук.

1988–1989 — служба в рядах Советской армии.

1993–1997 — работа в администрации Советского района Казани, последние три года — в должности руководителя аппарата администрации.

1997–1998 — первый заместитель главы администрации Вахитовского района – префект территории «Казанский посад».

1998–2005 — глава администрации Нижнекамского района и Нижнекамска.

2000–2004 — депутат Государственного Совета РТ второго созыва.

С 2005-го — глава администрации, руководитель исполкома Казани.

С 2006-го — депутат Казанской городской Думы, глава муниципального образования г. Казани.

С 2006-го возглавляет Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные города и местные власти».

2016–2022 — входил в число представителей России в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, являлся заместителем председателя Комитета по актуальным вопросам.

В 2019-м избран Президентом Консультативного комитета ООН по вопросам местного самоуправления (UNACLA), в 2022 году был переизбран на второй срок. В 2021–2022 годах являлся Президентом Всемирной организации «Объединенные города и местные власти».

С 2024-го — председатель Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+.

Является ассоциированным вице-президентом Союза российских городов и входит в состав Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан».

Избран в высший орган партийного управления — генеральный совет партии «Единая Россия».