Два года назад на Кукморском элеваторе произошла смена владельцев — в крупный комплекс зашла зерновая компания с пропиской в Марий Эл, потеснив местную «хозяйку кукморских закромов». После этого на элеваторе с большой историей и безукоризненной репутацией начались проблемы — от буквального силового захвата предприятия до начавшихся недосдач зерна как крупным, так и небольшим поклажедателям. В их числе оказались и казанские зерновые трейдеры, у которых на Кукморском элеваторе в юридической суматохе и при таинственных обстоятельствах одномоментно пропало свыше 600 т рапса. Его поиски продолжаются и по сей день, в том числе с привлечением опытных сыщиков из МВД по РТ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
С августа по октябрь 2023 года Алтынбаев и Моисеев, по их словам, завезли на элеватор под управлением «КукморЗерноТорга» более 600 т рапса
По следам уборочной кампании – 2023
Казанцы Махмут Алтынбаев и Александр Моисеев занимаются перепродажей зерна. Один работает под ИП, второй — бенефициар компании «Юман-Агро», оформленной на его сына Сергея. Предприниматели покупают у фермеров Татарстана и соседних регионов бобовые, масленичные, зерновые, а потом продают их перерабатывающим сельхозпроизводителям. Иногда и сами засеивают поля вместе с фермерами — такие совместные проекты у предпринимателей есть, например, в Самарской области, Чувашии.
В августе 2023 года по итогам уборочной кампании Алтынбаев и Моисеевы по традиции скупили зерно у разных хозяйств Чувашии, Марий Эл, Башкортостана и Татарстана. Все складировать решили на зерновом элеваторе в Кукморе. На тот момент хозяйственный комплекс элеватора, принадлежащий ООО «ЗерноЭкоПродукт», уже несколько лет находился в аренде у компании «КукморЗерноТорг» сроком до июля 2024 года. Эта компания на республиканском зерновом рынке, равно как и Кукморский элеватор, известна. Принадлежит она «хозяйке кукморских закромов», как ее однажды назвали местные журналисты, Гузелии Гизатуллиной — депутату совета Кукморского района. Ранее Алтынбаев и Моисеевы уже работали с «КукморЗерноТоргом» (например, в одно время у Алтынбаева там хранилось 119 т подсолнечника).
Предприятие образовано в июне 2018 года в Кукморе. Его единственный учредитель, она же генеральный директор, — Гузелия Гизатуллина. До «КукморЗерноТорга» она входила в состав соучредителей другой агрокомпании — ООО «Агромакс» (признано банкротом в декабре 2024-го).
В последние годы «КукморЗерноТорг» демонстрировал сдержанные финансовые показатели: выручка за 2020-й составила 303 млн рублей (чистая прибыль — 354 тыс. рублей), по итогам 2021 года — 308 млн рублей (чистая прибыль — 6,1 млн рублей). В 2022-м «КукморЗерноТорг» пытался пробиться в государственный заказ по формированию интервенционного фонда сельхозпродукции (речь шла о хранении государственного резерва зерна), но все оказалось тщетно. А потом наметился провал. Обороты компании резко упали до 176 млн рублей по итогам 2022 года. В 2023-м удалось немного «отбиться» с выручкой в 206 млн рублей, но потом снова кризис — до 21 млн рублей в 2024-м. Последний отчетный период был окончен с убылью. Не исключено, что «кризис» компании напрямую связан с данной историей.
Совсем недавно (10 февраля 2025 года) Гизатуллина учредила новую компанию — ООО «Зерноторг». Основной профиль деятельности предприятия — производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности.
С августа по октябрь 2023 года Алтынбаев и Моисеев, по их словам, завезли на элеватор под управлением «КукморЗерноТорга» более 600 т рапса: Алтынбаев к уже хранящемуся там подсолнечнику по договору от 5 августа завез 165 т рапса, а «Юман-Агро» по договору от 15 августа завезло еще 471,5 т рапса. И на тот момент предприниматели еще не знали, что на элеваторе вовсю менялась «власть». 18 августа у кукморского предприятия сменился собственник — элеватор приобрело АО ЗК «Хлебопродукт».
Компания торгует на зерновом рынке с 1998 года. Причем она «неместная», зарегистрирована в соседнем Волжске, Республика Марий Эл. Генеральный директор АО ЗК «Хлебопродукт» — Марат Галимов.
Оборот зерновой компании по итогам 2020 года составил 3,8 млрд рублей (чистая прибыль — 200 млн рублей). По результатам 2021-го выручка упала до 2,1 млрд рублей (прибыль — 80 млн рублей), 2022-го — 2,7 млрд рублей (109 млн соответственно), 2023-го — 3,8 млрд рублей (169 млн рублей), 2024-го — 2,6 млрд рублей (47 млн рублей).
«Хлебопродукт» не самый активный участник торгов при розыгрыше госконтрактов, но в 2014–2015 годы зерновая компания была одним из поставщиков ржи для «Татспиртпрома».
Группа компаний «Хлебопродукт», помимо Кукморского элеватора, также эксплуатирует еще и элеваторы в Спасском и Ютазинском районах. Также им принадлежат Клявлинское и Шеморданское хлебоприемные предприятия.
Но предпринимателей Алтынбаева и Моисеевых, равно как и остальных клиентов, в августе о смене собственника элеватора, по их словам, никто не уведомил. Об этом они узнали лишь в ноябре 2023 года…
18 августа у кукморского предприятия сменился собственник — элеватор приобрело АО ЗК «Хлебопродукт»
Смена собственника
Той холодной осенью 2023 года «Хлебопродукт» буквально «залетел» на элеватор со своим ЧОПом, выдавив охрану арендатора в лице «КукморЗерноТорга» и всех его сотрудников. Этот инцидент даже вылился в публичную плоскость — в начале 2024-го представители выставленного за порог «КукморЗерноТорга» ходили жаловаться к прокурору РТ Альберту Суяргулову на самоуправство нового собственника.
Так с ноября 2023 года инфраструктурой элеватора начинает владеть и управлять «Хлебопродукт». Для управления предприятием они создали новую собственную фирму-прокладку — ООО «Кукморский элеватор».
Предприятие, следует из данных сервиса «Контур.Фокус», создано 6 октября 2023 года. В составе учредителей трое: Марат и Тимур Галимовы, а также Эдуард Миякин. Они же фигурируют в числе соучредителей других дочерних компаний из орбиты АО «ЗК „Хлебопродукт“». Генеральным директором Кукморского элеватора выступает Ирек Хусаинов.
На момент создания компании в ней числился лишь один сотрудник — собственно Хусаинов. В 2024 году состав работников предприятия расширился до 25 человек.
По итогам 2023-го предприятие не продемонстрировало практически никаких финансовых результатов. Первый год Кукморский элеватор закрыл с убылью. Только в 2024-м пошла первая прибыль 9,1 млн рублей при обороте в 100 млн рублей.
Почти сразу после смены собственника и формального арендатора предпринимателям Алтынбаеву и Моисеевым приходят письма с «настоятельной просьбой» перезаключить договоры с новым собственником, т. е. с Кукморским элеватором. В этот момент предприниматели, по их словам, впервые официально узнали о смене власти на элеваторе, где хранилось их зерно, завезенное в августе.
Поначалу большой проблемы в смене собственника элеватора трейдеры не видели. При этом отдельным пунктом в договоре была прописана невозможность расторжения в одностороннем порядке, т. е. без согласия «КукморЗерноТорга». Тогда в ответ на «письма счастья» с Кукморского элеватора предприниматели ответили, что готовы перезаключить договор с новым собственником только в трехстороннем порядке: «Юман-Агро» и ИП Алтынбаев — с одной стороны, а с других — Кукморский элеватор и «КукморЗерноТорг» соответственно. Последние, видимо, обиженные на то, что их силой «выкинули», ничего подписывать, конечно, не хотели. Кукморский элеватор же со своей стороны принять обязательства перед предпринимателями согласился. Следовательно, он стал требовать и оплату за хранение зерна.
Так, к концу 2023 года складывается двоякая ситуация, когда предпринимателям выставляют счета за хранение зерна и от «КукморЗерноТорга», с которым формально отношения еще не были расторгнуты, и от Кукморского элеватора. Оба в этот момент начали еще и грызться между собой в арбитраже: «КукморЗерноТорг» спорил с «Хлебопродуктом» за непризнание одностороннего расторжения с ними договора по аренде. Причем кукморцы выиграли в первой инстанции, но с треском уступили потом «Хлебопродукту» в апелляции и кассации.
Что же до предпринимателей, то они решили пока не платить ни тем ни другим — пусть, мол, сначала между собой разберутся. И кто в итоге будет потом отгружать зерно при вывозе — вот тем и заплатим уже по всем счетам.
«Мы решили спросить, а что происходит с нашими 600 тоннами рапса. Там нам говорят: «Какой такой рапс? Мы же его уже продали», — рассказывает Моисеев
Таинственная пропажа рапса
После новогодних праздников, в январе 2024 года, предприниматели поехали на элеватор, чтобы проверить качество хранящегося там уже достаточно давно своего подсолнечника (те самые 119 т Алтынбаева). «К нам подходит завлабораторией и говорит: „Помните, вы нам завозили негостовский подсолнечник? Так вот, он стал хорошим. Мы усреднили качество“. Для нас это стало приятной новостью. Тогда мы решили спросить, а что происходит с нашими 600 тоннами рапса. Там нам говорят: „Какой такой рапс? Мы же его уже продали“. Нашему удивлению не было предела, ведь мы ничего не продавали. Наверное, что-то перепутали», — рассказывает Моисеев.
При этом в конце февраля 2024-го на «Юман-Агро» выходит «Август Агро», который хочет купить у них немного рапса. Крупный агрохолдинг отправляет своих специалистов в Кукмор брать пробы. Результаты потенциальных покупателей в лице «Август Агро» не устроили (анализы дали 9% примесей, хотя по ГОСТу должно быть не более 3%), и покупать у мелких трейдеров те ничего не стали. Но важен сам факт того, что в феврале 2024 года рапс еще был на месте — все зафиксировали.
В конце марта 2024-го Моисеевы договариваются о продаже рапса уже другим покупателям — одному хозяйству Кировской области и Чистопольскому заводу растительных масел. Схема продажи обкатана: запрашивают результаты анализа и ЗПП-13 (это документ, подтверждающий право собственности на зерно). Из Кукмора на запрос трейдеров ничего не приходит, гендиректор Кукморского элеватора Ирек Хусаинов отправил бизнесменов в центральный офис, расположенный в Казани. Моисеев и Ко покорно пошли в офис «Хлебопродукта», 4 апреля встретились с его учредителями — Маратом Галимовым и Эдуардом Миякиным. По словам Моисеева, на этой встрече Галимов заявил трейдерам, что их рапса больше нет…
Причем вообще никакого рапса нет на элеваторе. Ни того, что принадлежал Моисееву и Алтынбаеву, ни того, что хранили в Кукморе другие поклажедатели. Среди них, например, были ООО «ЭФКО Поволжье», ООО «СХП „Северный“», ООО «СХП „Молочное объединение „Вамин“» — по крайней мере, именно эти клиенты элеватора фигурировали далее в судебных решениях вокруг данного спора.
Все поклажедатели, к слову, довольно известные игроки на зерновом рынке. Первая компания родом из Нижнего Новгорода, это крупный федеральный переработчик масличных культур (бренды «Слобода», de Olio, Altero и т. д.) с оборотом почти в 19 млрд рублей. Вторая и третья компании — арские фирмы с оборотом в полмиллиарда — принадлежат Минтимеру Мингазову.
Моисеев и Ко в шоке от такого поворота событий: «КукморЗерноТорг» управлял элеватором только до 20 ноября, а дальше уже Кукморский элеватор (т. е. «Хлебопродукт»). «В конце февраля 2024 года рапс же еще был на месте, договор с „Хлебопродуктом“ был заключен. Значит, с них и спрос, — рассказывал нам Моисеев. — По-любому отвечают они. И что значит: „Ваше зерно украдено“? Когда они заходили на объект, должны были провести инвентаризацию». По словам Моисеева, Галимов ему сначала ответил, что никакой инвентаризации они якобы не проводили (что в общем-то не красит предприятие с почти 4-миллиардным оборотом), а потом все же признался, что проверка все-таки проводилась силами Шеморданского элеватора.
Что происходит дальше? Предприниматели идут в полицию и пишут заявление, которое принимают в работу, но далеко не сразу. Возбуждают дело по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»). По словам Моисеева, сумма ущерба превышает 27,3 млн рублей (собственно 20,7 млн рублей за рапс «Юман-Агро» и 6,6 млн рублей за рапс Алтынбаева). На такую же сумму предприниматели подали иски в Арбитражный суд РТ. А там уже хорошо знакомы с историей вокруг Кукморского элеватора — судебные тяжбы по нему ведутся еще с 2023 года.
Помимо этих споров, «КукморЗерноТорг» пытался в судебном порядке обжаловать свое выдворение с элеватора в Кукморе. При этом несколько раз споря еще и с «головным» АО «ЗК „Хлебопродукт“».
Потом «ЭФКО-Поволжье» требует взыскать с Кукморского элеватора 17 млн рублей за также (как и в случае с Алтынбаевым и Моисеевыми) пропавший рапс в объеме около 400 тонн. Это нижегородцы, к слову, отсудили у Галимова в центральном райсуде Воронежа. Но решение пока не вступило в законную силу.
Кому платить по счетам
Бизнес-конфликт продолжается. Основные «баталии» происходят в арбитраже. Там, если коротко, Кукморский элеватор указывает, что не имеет никакого отношения к пропаже зерна «Юман-Агро» и Алтынбаева и что их рапс якобы вывезло «ЭФКО-Поволжье» (те, к слову, наоборот, направляют встречные иски, что у них у самих пропало 400 т рапса на Кукморском элеваторе).
В суде представители Кукморского элеватора заявляли, что квитанции о действиях с зерном «ЭФКО-Поволжье» в журналах «КукморЗерноТорга» якобы были подделаны. Так это или не так — суд не стал выяснять, подчеркивая, что это в любом случае не имеет отношения к делу и только затянет процесс. Куда важнее было понять, при чьем именно «руководстве» пропало зерно. Если при «КукморЗерноТорге» — им и отвечать, а если при уже Кукморском элеваторе…
По всем представленным в суде документам получалось так, что пропажа зерна произошла именно в бытность на предприятии уже Кукморского элеватора. Те соглашались, что зерно «Юман-Агро» и Алтынбаева действительно завозилось, а кем оно дальше уже было вывезено с базы — непонятно. В суде заявляли, что Кукморский элеватор толком и не проверял, сколько он зерна получил во время своего захода на базу, не знали об этом вплоть до инвентаризации, которая прошла лишь через полгода, в апреле 2024-го. Получалось, что элеватор покупался «не глядя». По журналам учета службы охраны до 11 декабря 2023 года ничего не вывозилось с предприятия, а на тот момент вовсю там хозяйничал Кукморский элеватор. С них и спрос, рассудил суд.
По всем представленным в суде документам получалось так, что пропажа зерна произошла именно в бытность на предприятии уже Кукморского элеватора. Те соглашались, что зерно «Юман-Агро» и Алтынбаева действительно завозилось, а кем оно дальше уже было вывезено с базы — непонятно
Еще зимой Алтынбаев выиграл в арбитраже иск на 6,6 млн рублей. Через месяц выиграли суд и Моисеевы со своим «Юман-Агро» — в их пользу постановлено взыскать с Кукморского элеватора 20,7 млн рублей. Ответчик с таким исходом, конечно, был не согласен и обжаловал эти решения. Сначала в апелляции, а потерпев там поражение, Кукморский элеватор пошел в кассацию. По ней решения пока еще нет, равно как и выплат предпринимателям, что странно для предприятия, за которым стоит зерновая компания с миллиардными оборотами.
Предприниматели церемониться не стали, и раз положенные деньги не выплачиваются — это повод подозревать Кукморский элеватор в банкротстве. Соответствующий иск зарегистрировали в арбитраже от Алтынбаева в начале августа. По «Юман-Агро» же было достигнуто соглашение о реструктуризации долга — Кукморский элеватор согласился-таки начать выплачивать взысканное частями в течение полугода. Первый транш в 3,2 млн рублей должен поступить в сентябре.
***
Все это, впрочем, принципиально не отвечает на вопрос: куда же делось зерно? В этих обстоятельствах разбираются уже силовики. По информации «БИЗНЕС Online», было возбуждено уголовное дело по факту пропажи зерна. Сначала оно расследовалось в Кукморе, потом его забрали в Казань, в ГСУ. Расследование продолжается. По нашим данным, у следствия уже очерчен круг подозреваемых, допрошены потенциальные свидетели и уже даже готова судебная экспертиза. Она якобы полностью подтвердила факт того, что пропажа зерна произошла при хозяйствовании на объекте уже Кукморского элеватора.
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.