Голос «Императора», бескомпромиссная борьба, лирическое откровение и ода победе — все это можно было наблюдать в Концертном зале имени Чайковского. Благородная героика и страстная патетика осветили открытие нового, 104-го сезона Московской филармонии. Оно прошло под знаком 255-летия Людвига ван Бетховена — бесстрашного новатора и эксцентрика. Вероятно, поэтому музыку австрийского композитора в столице исполнили одни из самых харизматичных и прогрессивных российских артистов — пианист Денис Мацуев и Государственный академический симфонический оркестр РТ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Открытие сезона Московской филармонии сохраняет свой элитный статус. Регулярное участие ГАСО РТ в концертах-открытиях — показатель стабильного мастерства и высокой репутации коллектива
Праздничный блеск
В насыщенной столичной афише открытие сезона Московской филармонии сохраняет свой элитный статус. Оно по традиции объединяет звезд академической музыки, вызывает интерес меломанов и остается крупным событием в культурной жизни страны. Регулярное участие ГАСО РТ в концертах-открытиях — показатель стабильного мастерства и высокой репутации коллектива. В начале осени подопечные Александра Сладковского в третий раз подряд открыли сезон столичной филармонии в Концертном зале им. Чайковского, подтвердив и федеральный уровень оркестра, и свое умение исполнять сложнейшие, масштабные партитуры.
Минувший вечер-открытие оказался щедр на круглые даты. 255 лет со дня рождения Бетховена совпали со стартом 60-го концертного сезона «татарстанских симфоников». К этой дате легендарного казанского коллектива приурочены праздничные события — в частности, выход второго тома «Летописи» оркестра от музыкального критика Елены Черемных. Также музыканты продолжают работу над главным проектом последних лет, инициированным Сладковским, — записью всех симфоний Густава Малера. Об этом художественный руководитель оркестра в июне подробно рассказывал «БИЗНЕС Online».
В Московской филармонии коллектив выступил вместе с Денисом Мацуевым, давним творческим партнером и другом Сладковского
Еще один знак качества ГАСО РТ, который подтвердил концерт-открытие, — сотрудничество с мировыми солистами. В Московской филармонии коллектив выступил вместе с Денисом Мацуевым, давним творческим партнером и другом Сладковского (в прошлом году дирижер вспоминал, что их дружбе с Мацуевым уже четверть века). Также вечер украсили именитые российские певцы — меццо-сопрано Большого театра Агунда Кулаева, бас «Геликон-Оперы» Алексей Тихомиров, сопрано Михайловского театра Валентина Феденёва и тенор театра «Новая Опера» им. Колобова Алексей Татаринцев.
Мощный альянс
Духовное сотворчество артистов высветили шедевры Бетховена, заключенные в концептуальную программу. Две «глыбы» композитора — Пятый фортепианный концерт и Девятую симфонию, прозвучавшие в КЗЧ, — объединяет героическая борьба образов и желанный вкус победы. Для последнего венского классика победу знаменует всенародное единство — его олицетворяет патетический призыв «Обнимитесь, миллионы!», звучащий в финале симфонии. Ну а путь к всеобщему объединению по традиции долог — концерт-открытие в зале им. Чайковского длился больше двух часов.
Все это время артисты посвятили музыке. Место вступительных слов заняли торжественные аккорды оркестра и фиоритуры рояля в традиционной, экстатической манере Мацуева. Они очертили лицо Пятого концерта с броским названием «Император» (а посвящена партитура ученику и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу). Героика в последнем бетховенском концерте занимает ведущее место: в фанфарных интонациях крайних частей слышна эпоха Наполеоновских войн. При этом самый крупный фортепианный опус композитора требует эмоционального размаха — мощь блестящего Allegro сменяют проникновенная лирика Adagio un poco mosso и упругая энергия Rondo. Они сосуществуют в контрастной драматургии, типичной для Бетховена.
Эти контрасты рельефно подчеркнул и обогатил Мацуев. Чувственность пианист привнес уже в первую часть концерта, опоэтизировав техничные пассажи. Вторая часть, напоминающая ноктюрн, напротив, звучала необычно сдержанно. В обоих случаях солисту деликатно помог ГАСО РТ: в Allegro он давал простор для rubato (произвольное ускорение и замедление темпа), а соло рояля в Adagio предварил молитвенным хоралом струнных и деревянных духовых инструментов. Кульминацией альянса пианиста и оркестра стал финал: в калейдоскопе тем и тембровых перекличек артисты продемонстрировали точную координацию и бисерную технику.
Арабеска Роберта Шумана, исполненная Мацуевым на бис, послужила камерной интермедией и сольным откровением вечера
Камерный бис
Арабеска Роберта Шумана, исполненная Мацуевым на бис, послужила камерной интермедией и сольным откровением вечера. Концертный зал погрузился в интимный полумрак, а плотную оркестровую фактуру (фортепианная партия в концерте Бетховена по изложению близка оркестровой) сменила парящая фигурация рояля. Пианист не стал отходить от привычной трактовки миниатюры и воскресил в ней облик беспокойного шумановского Флорестана (один из выдуманных «двойников» композитора и герой его опусов). Но благодаря театральной фразировке со сдвигами темпа пьеса звучала свежо, а Мацуев по традиции удостоился искренних, отнюдь не камерных оваций.
Свет олицетворяет сдержанная лирика Adagio molto e cantabile и знаменитая тема радости на текст оды Фридриха Шиллера, которую провозглашают оркестр, солисты и хор (вместе с ГАСО РТ и оперными певцами в филармонии выступили «Мастера хорового пения» под патронажем Льва Конторовича)
Путь к победе
Грандиозным итогом вечера стала Девятая симфония Бетховена. Это еще один оммаж Госоркестра Татарстана юбиляру: героико-драматичная музыкальная фреска венчает все творчество композитора. Для любого коллектива исполнение Девятой симфонии — серьезная проверка и на выносливость (сочинение длится больше часа), и на мастерство, и на эмоциональный интеллект. Кроме того, замысел четырехчастной партитуры созвучен нынешним реалиям. В более объемном формате он воспроизводит концепцию Пятой симфонии Бетховена — «от мрака к свету через борьбу к победе».
Мрак олицетворяют первые затаенные зовы струнных, возвещающие о рождении мира, роковые тутти Allegro, предвещающие бескомпромиссную борьбу, и конфликтно-инфернальное скерцо. Свет — сдержанная лирика Adagio molto e cantabile и знаменитая тема радости на текст оды Фридриха Шиллера, которую провозглашают оркестр, солисты и хор (вместе с ГАСО РТ и оперными певцами в филармонии выступили «Мастера хорового пения» под патронажем Льва Конторовича).
Первую часть оркестр Сладковского отыграл в умеренно быстром темпе, высветив не только драматические взрывы, но и подходы к ним, важные для музыкальной драматургии симфонии
Любопытно, что артисты намеренно отказались от внешних эффектов в пользу внутренней логики действия. Первую часть оркестр Сладковского отыграл в умеренно быстром темпе, высветив не только драматические взрывы, но и подходы к ним, важные для музыкальной драматургии симфонии, а в скерцо он выступил не как отчаянный борец, а как расчетливый полководец, выпестовав каждый звук. Размышлением о будущей радости и победе послужило Adagio с эстетской кантиленой струнных и «дерева». Апофеозом стал финал, где элитарную трактовку ГАСО РТ подхватили солисты и хор.
Ликованию финальной части были созвучны звонкие, насыщенные тембры Феденевой и Кулаевой, а на идею альянса миллионов работало умение артистов быть в контакте с оркестром. Особенно преуспели в этом Татаринцев и Тихомиров, ловившие каждый взмах дирижерской палочки. Но и остальные певцы продемонстрировали единодушие: вокально-инструментальный состав в финале сплотился в слаженный организм, и его работа действительно впечатляет.
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.