«Я осознаю все проблемы, но не понимаю жалоб некоторых коллег. Если тебя не устраивает объем работы, характер работ, оплата за работу, то надо искать себя в другой сфере и отрасли!» — рассуждает директор УК «БРиОР+К» Каусария Матросова. В сферах городского хозяйства и ЖКХ она работает уже 30 лет. За это время кардинально менялась страна: перестройка, кризисы, приватизация жилья… Но оставалось неизменным одно — к сфере жилищного хозяйства всегда относились по остаточному принципу, считает наша собеседница. О том, как больше 50 домов единовременно перешли под крыло Матросовой, что надо менять в законодательстве и нужно ли повышать тарифы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Каусария Матросова, по оценкам экспертов, занимает 18-ю строчку в топе персон сферы ЖКХ по версии «БИЗНЕС Online»
Место действия
Во дворе на улице Зорге, куда когда-то на торжественное открытие заезжал раис РТ Рустам Минниханов, с прошлого года ничего особенно не поменялось. Футбольное поле, беседки с шахматными столиками, тренажерные зоны, цветы повсюду — все хранит чья-то большая невидимая рука. Здесь корреспонденты «БИЗНЕС Online» и познакомились в один из солнечных дней лета с директором компании ООО УК «БРиОР+К» Каусарией Матросовой. По оценкам экспертов, она занимает 18-ю строчку в топе персон сферы ЖКХ по версии «БИЗНЕС Online».
По меркам дня сегодняшнего может показаться удивительным, но большинство собственников жилья, которые возвращались домой, заходили в магазины, прогуливались по двору, с директором своей управляющей компании оказались знакомы. Никто не упускал возможности поздороваться с Каусарией Ильясовной, что, признаться, большая редкость в довольно консервативной сфере, которую многие воспринимают только с точки зрения негатива. «Я вас знаю!» — даже воскликнул неожиданно мальчик, игравший в мяч во дворе.
И директор «БРиОР+К» в стороне не оставалась и успевала все: пригласить ребят с футбольного поля на предстоящий праздник; тактично объяснить девочкам, почему не стоит кормить голубей; подобрать случайно оставленные бутылки и сразу сообщить о замеченном покосившемся деревце команде УК. Необычно выглядели и таблички над подъездами с указанием квартиры и суммы ее долга — своеобразные доски позора…
Мы решили понять, как устроено управление жильем в Казани со стороны старожила сферы: Матросова трудится в отрасли городского хозяйства и ЖКХ уже 30 лет. О том, как получается выстраивать диалог с собственниками, которые хотят получить больше по меньшим ценам, как нужно бороться с должниками и в чем проблемы управляющих компаний, — в нашем материале.
«Я 30 лет уже наблюдаю за сферой ЖКХ: менялись обстоятельства работы, менялась страна — перестройка, кризис, приватизация… Но оставалось неизменным одно — к жилищному хозяйству всегда относились по остаточному принципу»
«К жилищному хозяйству всегда относились по остаточному принципу»
— Каусария Ильясовна, для начала хотелось бы затронуть, наверное, самую болезненную и для жителей, и для управляющих компаний тему — это тарифы. Как раз их повышение дало о себе знать в августе — платежки подросли на несколько сотен рублей. Думается, что первыми гнев собственника принимает на себя УК. Так ли это?
— Когда растут коммунальные тарифы, всегда все помидоры летят в управляющие компании — это вы верно заметили. Хотя УК тарифы не устанавливают: ни на коммунальные, ни на жилищные услуги. В первом случае тарифы нам спускает комитет по тарифам РТ. А жилищные услуги, к сожалению или к счастью, отдали на откуп населению еще в 2005 году.
Собственники, как известно, хотят получать лучшие услуги по максимально низким ценам. А теперь представьте: те же самые люди иногда приходят работать в сферу ЖКХ, возмущаются уровнем зарплат, а потом возвращаются домой и ругаются на высокие платежки. Парадокс, да?
Жилищную отрасль все считают социальной — УК должны, должны и еще раз должны жителям. Отсюда тянется искусственное сдерживание тарифа, которое приводит к настоящим катаклизмам в диалоге с населением.

— Насколько мне известно, подорожали ведь только коммунальные платежи, а жилищные снова остались без изменений. Это около 38 рублей за квадратный метр — общий муниципальный тариф. Правильно ли понимаю, что этого не хватает?
— Чтобы управляющая компания на эти деньги существовала безубыточно, у нее должен быть миллион квадратных метров в управлении. В настоящее время у УК «БРиОР+К» 451 тысяча — в 2 раза меньше. Но мы стараемся, работаем.
Коммунальные ресурсы, как вам известно, становятся все дороже — это 22 процента повышения с июля этого года. И я прекрасно понимаю коллег: и налоги растут, и стоимость материалов, и цена газопотребления. У жилищников все то же самое с единственным нюансом: денег из года в год больше не становится. И такое положение тянется все-таки далеко не первый год.
Никто не упускал возможности поздороваться с Каусарией Ильясовной. «Я вас знаю!» — даже воскликнул неожиданно мальчик, игравший в мяч во дворе
— Жители, конечно, повышать тариф не соглашаются… Как считаете, почему сформировалось такое отношение к ЖКХ? А конкретнее, к жилищному хозяйству?
— Я пришла в ЖКХ в 1995 году. Все-таки 30 лет уже наблюдаю за сферой: менялись обстоятельства работы, менялась страна — перестройка, кризис, приватизация… Но оставалось неизменным одно — к жилищному хозяйству всегда относились по остаточному принципу. Для понимания: в 90-е годы государство субсидировало муниципальные предприятия и, естественно, бюджет имел привычку средства не доплачивать. Что за этим последовало? Ком проблем, связанных с недоремонтом старого жилого фонда.
В 1996-м прошла приватизация, но люди свою собственность осознали только на уровне обоев в квартирах. Никто понятия не имел, что такое общедомовое имущество. В то же время жители оплачивали 30 процентов от общей суммы потребности всей отрасли. С 2005 года законодательство в этой сфере развернулось на 180 градусов. Жители начали постепенно понимать, что они обязаны содержать свое имущество, и за пределами квартир в том числе. Но государство все еще продолжало толкать жилищников на задворки сферы ЖКХ. Это определенно повлияло на диалог между УК и собственниками — его приходится выстраивать годами.
— А получилось ли у вас выстроить диалог с жителями вашей территории?
— Я не могу с уверенностью сказать, что этот диалог получился. Но я могу гордиться нашей ежедневной, ежечасной, ежеминутной командной работой, которая позволяет держать связь с собственниками буквально 24 на 7. Всегда считала, что надо именно в таком режиме работать с населением, не лениться. И не надеяться, что все будет идеально.
Здесь я люблю приводить такой пример: в большой семье дети не могут быть похожи друг на друга, несмотря на то что ты даешь им одинаковую еду, одежду и внимание… Я точно понимаю, о чем говорю. Я родилась 9-м ребенком в семье, и у самой трое. Теперь представьте, что в этой большой семье 18 тысяч человек! Они не могут быть одинаково довольны или разочарованы работой управляющей компании. Люди разные: есть благодарные за труд, есть разочарованные, есть профессиональные жалобщики, злостные неплательщики, маргиналы, безработные — все живут в 67 домах под нашим управлением.
И представляете, такому количеству разных людей получается донести, как формируется доходы их домов, сколько средств в настоящий момент доступно на плановый ремонт. С ними решаем, какие виды работ будем проводить. Мы объясняем, в каком состоянии находятся элементы строительных конструкций их дома, инженерных коммуникаций, и приходим к общим решениям. Это дорогого стоит! И такой диалог помогает решать проблемы по содержанию общедомового имущества и обеспечению безопасного проживания.
«Люди разные: есть благодарные за труд, есть разочарованные, есть профессиональные жалобщики, злостные неплательщики, маргиналы, безработные — все живут в 67 домах под нашим управлением»
— Сегодня в управлении УК «БРиОР+К» 67 многоквартирных домов — это много или мало для рынка управляющих компаний? Какие это дома — мало- или многоэтажные, ветхий или новый фонд?
— В основном, конечно, фонд не молодой — домам по 43–45 лет. По этажности они распределяются таким образом:
- 12 домов — 5-этажные;
- 6 домов — 14-этажные;
- 1 дом — 16-этажный;
- остальные 54 дома — 9-этажные.
— Есть стереотип, что управление старым жилым фондом далеко от современных тенденций в сфере. Опровергнете это мнение?
— Ветхий фонд не равно плохое управление. Это довольно неприятный для нас стереотип. Как и в другие сферы ЖКХ, к нам тоже идут высокотехнологичные методы эксплуатации. К примеру, постепенно уже с 2013 года в домах применяются узлы погодного регулирования, а с 2017-го — индивидуальные тепловые пункты, в настоящее время активно устанавливаются умные домофоны. Последние здорово себя окупают за счет существенного снижения ежемесячных платежей. Вместе с узлами еще утепляем фасад, что тоже потом дает о себе знать в счетах за квартиру. У нас до этого было несколько особенно проблемных в этом вопросе домов — там уже падала плитка с фасадов, а обработка швов герметиком никакого эффекта не давала. Рады, что проектировщики, фонд по капитальному ремонту, ИКМО города Казани в лице комитета ЖКХ по капитальному ремонту услышали нас в этом вопросе.
«В управлении УК «БРиОР+К» 67 многоквартирных домов»
«Не понимаю жалоб коллег. Никто насильно никого в сфере ЖКХ не держит!»
— Вы сказали, что есть проблема недоремонта подъездов. Какие еще моменты страдают из-за недостатка финансов — может быть, уборка придомовой территории?
— В связи с тем что капитальный ремонт никак не затрагивает отделку в подъездах, есть дома, где ни разу не проводили эту работу. Особенно проблема чувствуется в пятиэтажных, небольших домах, где получается собрать 400–500 тысяч рублей на нужды текущего ремонта — это очень небольшая сумма. Такие же объекты не собирают достаточно на уборку придомовой территории.
Отдельный момент — это подготовка к зиме: промывка, опрессовка, запуск тепла, консервация. Это колоссальные затраты, которые приходится брать из других источников.
— Наверное, здесь бы серьезно помог дифференцированный тариф… Как считаете, нужно ли двигать отрасль к этому?
— Знаете, ко мне недавно приезжали коллеги из Башкортостана. Опытные в жилищной сфере ребята, хотят создавать свою управляющую компанию. Они говорят: «Будем рассчитывать, каким должен быть фактический тариф для каждого дома». А теперь представьте: если взять за основу расчетов дом, который не видел ни капитального, ни текущего ремонта, его расход может составить 70 миллионов рублей. Свежо в памяти — в этом году за столько отремонтировали 9-этажный четырехподъездный дом. Если бы наша республика не субсидировала эти расходы, честный тариф на капитальный ремонт оказался бы, сами понимаете, раза в 3 выше текущего. Это одна сторона медали.
Читала мнения коллег-экспертов в профильной статье «БИЗНЕС Online». И прекрасно понимаю, о чем они говорят: двух-, трехэтажные дома абсолютно убыточные для управляющей компании. Всем известно, что там живут пенсионеры. Повышать тариф вроде бы неправильно, но ведь у многих из них есть дети, которые должны заботиться о пожилых родителях. Поэтому я, конечно, поддерживаю общее мнение о том, что тариф должен быть дифференцированный. Или же муниципалитет должен принимать иные решения по вопросам управления жильем. Для примера: программа реновации в Москве, где на 15 снесенных домов строилось пять новых.
— Некоторые собеседники «БИЗНЕС Online» ранее отмечали, что управляющим компаниям приходится складировать деньги в так называемом общем котле. Иначе якобы никак — малогабаритные дома не могут обеспечить себя сами, поэтому приходится вытаскивать средства с других объектов. Имеет ли место такая практика на вашей территории?
— Котловой метод стараемся обходить. Он так или иначе в течение года имеет место, потому что плановые мероприятия проводим ежемесячно с каждым домом. А ни один дом, очевидно, свой годовой доход за месяц не собирает. Но в целом все живут по своим средствам. Для примера: дому не хватает средств на ремонт подъезда, стараемся сделать сначала хотя бы первый этаж, потому что там проходимость людей больше. В последующие годы продолжаем ремонт дальше, такой поэтапный ремонт происходит в основном в домах с небольшим доходом. В любом случае свои действия согласовываем с советами многоквартирных домов.
Я осознаю все проблемы, но не понимаю жалоб некоторых коллег. Если тебя не устраивает объем работы, характер работ, оплата за работу, то надо искать себя в другой сфере и отрасли.

— Но наверняка жаловаться все-таки есть на что? К примеру, на долги — их только в Казани 1 миллиард рублей! Предположу, что все они могли бы пойти на тот же ремонт подъездов или на покупку спецтехники.
— Долги, конечно, есть и в нашей управляющей компании. Но могу сказать, что на любом профессиональном форуме Татарстану прямо-таки завидуют с точки зрения текущей собираемости. 98 процентов — это хороший показатель. В работе с должниками до обращения в судебные инстанции по взысканию задолженности по квартплате мы проводим полный комплекс превентивных мероприятий, а именно рассылаем уведомления о наличии задолженности и о необходимости ее погашения, еженедельно обзваниваем и обходим должников, направляем должникам предложения о реструктуризации задолженности, отключаем электроэнергию, ограничиваем возможность пользоваться канализацией. Если данный комплекс мер не имеет воздействия, то мы обращаемся в судебные инстанции и дальше, получив исполнительный лист, направляем его в службу судебных приставов. Работаем! Взыскиваем!
В этом вопросе УК — заложники закона. Неплательщики, маргиналы защищены государством, особенно если у них есть несовершеннолетние дети. Сегодня есть только два способа как-то повлиять на человека, который отказывается платить: перекрыть канализацию, что, в общем-то, опасно для дома, и ограничить подачу электричества. Проводим обходы, используем общественное порицание в виде табличек над подъездами. Ну и, конечно, всегда предлагаем работу — дворником или дорожным рабочим.
Проблема в том, что ресурсники в любом случае свои деньги заберут. От этого же страдает качество жизни всех соседей: снова копится недоремонт. Вот сами представьте: дом в год собирает по статье текущего ремонта 500 тысяч рублей. В этом же доме есть квартира, по которой долг уже перевалил за 1,5 миллиона. С одной квартиры три года полных сборов этого дома!
— А какие способы, считаете, должны быть доступны для управляющих компаний по части взыскания долгов?
Жизненные ситуации, конечно, бывают разные. Но управы на злостных неплательщиков, которые либо пьют, либо мнят себя гражданами СССР, либо еще чего, на сегодняшний день у нас нет. При этом с растущими долгами растет и риск банкротства УК.

Сейчас закон изымать единственное жилье за долги, как вы знаете, не позволяет. Но можно пойти по другому пути. В некоторых случаях считаю правильным переселение должников в квартиры с наименьшими квадратными метрами, рыночная стоимость которых ниже их предыдущей. Последнюю продать, а разницу взыскать по долгам — почему бы не принять такую форму расчетов?
Еще необходимо оптимизировать и усилить работу судебных приставов, потому что у них в приоритете взыскание налогов, алиментов, штрафов, потому только в лучшем случае взыскивают задолженность по квартплате.
«У нас есть самое главное на этом рынке преимущество: мы к людям близко находимся, доступны для них круглые сутки»
«Заходила в подвалы, вода по колено стояла»: от дорожного хозяйства до управления непростым жилым фондом
— На сайте УК отмечается, что с 1991 года работало предприятие ООО «БРиОР». Вы стояли у его истоков? Что это было за предприятие? Чем оно занималось?
— Да, «БРиОР» создавался как раз в то время, когда муниципалитеты все чаще начали обращаться к бизнесу, потому что МУПы не справлялись. Организация занималась дорожным строительством, ремонтом и очисткой дорог по городу Казани. Я же пришла в компанию через некоторое время — в 1995-м. Это был тяжелый момент для «БРиОР». Предыдущие руководители надолго не задерживались, а я закрепилась. До 2001 года мы даже не смотрели в сторону жилья, концентрировались исключительно на дорогах, иногда берясь за заказы по благоустройству дворов.
— А как в итоге компания начала заниматься эксплуатацией жилья?
— Как раз в 2001 году Андреев Владимир Иванович — на тот момент он управлял первой частной УК в Ново-Савиновском районе Казани — проводил конкурсы на определение подрядной организации по управлению жильем в разных районах Казани. 16 человек вышли победителями, и я в том числе. Мне достался как раз 7-й микрорайон Приволжского района, 36 домов.
До этого, признаться, никогда не сталкивалась со сферой ЖКХ. По первому образованию я педагог, учитель татарского языка и литературы, затем получила образование по направлению управления персоналом. Только потом, в 58 лет, я защитила диплом Казанского архитектурно-строительного университета по направлению жилищно-коммунального хозяйства, систематизировав тем самым накопленные за годы работы знания. А изначально, конечно, попала в сферу больше по воле судьбы.
— Кажется, что подарок судьбы оказался непростым… В каком состоянии был жилой фонд на тот момент?
— Чтобы правильнее ответить на вопрос, лучше вспомню, в каком состоянии попал ко мне 6-й микрорайон. Это было в 2003 году. Мне тогда сказали: «Каусария, только ты можешь с этим справиться». И правда, предыдущие начальники тут долго не держались. Тот, что был до меня, уходил с работы в зимнее время в три часа дня. А ведь прямо здесь, в доме, где сегодня находится наш офис, в подвале вода стояла по колено! Как сейчас помню: это был февраль, мы с мужчинами спустились устранять аварию, затопления. В рабочих кабинетах валялись пьяные слесари, инженером работала женщина с судимостью — она в свое время работника какого-то избила.
Когда я пришла в этот район, стыки, кровли, подвалы — все текло! А сегодня за всю неделю страшных дождей всего лишь одна ливневка оторвалась. Ни одна квартира не пострадала. Поэтому всегда напоминаю, как было раньше.

Поэтому, конечно, работа здесь была проведена колоссальная. И это при условии, что управляющая компания серьезно нам недоплачивала за выполненные работы — до 40 процентов! Нам приходилось принимать участие в сторонних тендерах, выступали подрядчиком в программе капитального ремонта не только жилых, но и других объектов.
— А как ваша фирма все-таки стала управляющей компанией?
— По рекомендации Тимура Нагуманова, бывшего бизнес-омбудсмена Татарстана, я попала в лицензионную комиссию по отбору управляющих компаний. Смотрю: сначала один директор подрядной организации заходит, второй, третий… Пишу одному чиновнику: «А теперь я под каким „олухом“ буду работать и кем?»
И так и начался путь нашей организации в качестве управляющей компании. Естественно, возник конфликт интересов, и мне пришлось выйти из комиссии, чтобы самой выдвинуться на получение лицензии. Сразу же начали проводить собрания собственников. Доверие было большое, поэтому в тот же момент к нам перешло 57 из 68 домов, с которыми мы уже работали.
«Часто говорят, что на рынке управляющих компаний нет конкуренции. Я в корне с этим не согласна»
— А почему, как считаете, сразу приняли решение перейти к вам?
— У нас есть самое главное на этом рынке преимущество: мы к людям близко находимся, доступны для них круглые сутки. Еще когда были подрядной организацией, никогда не отказывали людям в приеме. Ко мне лично может прийти каждый житель с любым вопросом или жалобой. Лучше решить все сразу, на месте, а не откладывать все в долгий ящик, надеясь на то, что проблема сама как-нибудь рассосется. Люди, конечно, это чувствовали и шли за нами.
Сразу поняла, что буду совершать переворот, революцию на рынке — на своем участке работы.

Часто говорят, что на рынке управляющих компаний нет конкуренции. Я в корне с этим не согласна. Никто не хотел отдавать мне жилой фонд в свое время. Это конкуренция за доверие собственников, за обороты.
Поэтому всегда слушаю жалобы директоров других управляющих компаний с некоторым возмущением. Зарплата маленькая, денег не хватает? Почему же ты не поменял сферу деятельности, а, наоборот, квартиру и машину себе купил и продолжаешь конкурировать на рынке?
— Многие говорят, что сфера УК — это социальная нагрузка, но никак не бизнес. Получается, что вы не согласны с этим мнением?
— Тогда беспокоит вопрос: почему государство этой социальной сфере не выплачивает субсидии и не возмещает выпадающие расходы, например за долги малоимущего населения? Могу сказать, что у нас в целом государство социальное, понимаете?
Оно же оплачивает часть расходов за коммунальные платежи малообеспеченных семей. Им остается только вовремя платить, но ведь есть те, кто даже этого не делает! Живут в трехкомнатной квартире, считают, что на нее квартплата приходит слишком большая. Я так полагаю: если не справляешься — продавай и переезжай в однокомнатную. Поверьте, я бы сделала так же в плохом финансовом положении. А не копила бы миллионные долги…
— Ранее вы попали в топ-50 персон ЖКХ по версии «БИЗНЕС Online». Когда мы готовили этот материал, многие наши собеседники указывали на то, что вы близко знакомы с супругой раиса РТ Гульсиной Миннихановой. Так ли это?
— Видела этот материал. Могу сказать, что никого не должно волновать, с кем я общаюсь в свое личное время. Единственное, неприятно мнение о том, что достижения спустились мне на голову откуда-то сверху. Все, что я рассказывала вам выше, как раз доказательство того, что получилось это из-за преданности делу, но никак не по причине моих знакомств. Правда, могу добавить слова восхищения и сказать, что она является примером для подражания для многих женщин, в том числе и для меня.
— Многие люди считают сферу управляющих компаний довольно криминальной — мол, повсеместно распространены настоящие захваты территорий. Директора платят бандитам для безопасной работы… Так ли это?
— Ни в коем случае не верьте подобным слухам — это уже очень далеко от реального положения дел. Такое имело место в 90-е годы, со слов некоторых руководителей, когда вся страна в целом была криминализована. Сейчас даже воровать на рынке УК, о чем многие любят рассуждать, невозможно — это просто-напросто опасно.
«В жилищном хозяйстве каждый человек должен обладать очень высоким уровнем стрессоустойчивости»
«Женщина — хозяйка как в своем доме, так и на своей территории!»: о нехватке дворников и проблемах с устройством мигрантов
— Ни одна система управления невозможна без команды. Каким бы ни был руководитель, бо́льшая часть успеха — сотрудники, включенные в общее дело. Как это достигается в вашей компании?
— Многие работают со мной не первые 10 лет. Допустим, с главным бухгалтером мы уже 30 лет у одного руля — с 1995 года. И всех, кто здесь есть, я долго зарабатывала своим трудом. Заместитель по правовым и юридическим вопросам, первый заместитель, заместитель по экономике — все огромные профессионалы, которые мало того что поверили в меня в самом начале, так еще и остались со мной на долгие годы. Хочу сказать, что у меня сформировался в основном женский коллектив, и это не просто так.
А вот мужчин у нас мало, но зато какие они молодцы! Самые лучшие, технически грамотные, трудолюбивые, профессионалы!
Прошу прощения у мужчин, но мое главное кредо в работе: ЖКХ должно быть с женским лицом. Женщина идет по территории, видит каждый сорняк в клумбах, замечает, где плохо убрались и когда пора менять спецформу сотрудникам. Женщина — хозяйка как в своем доме, так и на своей территории!

— Но вопрос кадров стоит остро? По недавней информации, в штате УК числится всего 1,5 тысячи дворников при нормативе в 2,2 тысячи специалистов. Ситуация усугубляется тем, что к началу зимнего сезона количество уборщиков традиционно сокращается еще на 20 процентов. Каких сотрудников не хватает?
— С дворниками и правда беда! Было бы хорошо, если бы штат прибавился еще хотя бы человек на 10. Именно такое число даст возможность держать зарплату на уровне и исключить переработки. Но добирать сотрудников тяжело. Сейчас даже мигранта сложнее устроить, потому что серьезно усложнили экзамены по русскому языку. Из последнего: приезжала женщина с очень тяжелой жизненной ситуацией. Оставила детей в Узбекистане с больным мужем, искренне хотела работать, но так и не сдала экзамен…
Есть сложности с механизаторами, которые в свое время все единовременно ушли на стройку трассы М12. Зарплаты там, конечно, больше, поэтому управляющая компания осталась за бортом. В итоге техника стоит без дела, работает только арендная. А она, сами знаете, бывает просто непомерно дорогой — иногда от 3,5 тысячи и до 8 тысяч в час доходит в зимний период!
Поэтому мы, признаться, молимся на тех сотрудников, которые с нами сейчас работают. В прошлом году наш дворник Ольга Алмазова получила звание заслуженного работника жилищно-коммунального хозяйства РТ.
— Почему образовалась такая проблема с кадрами в ЖКХ, а точнее, в жилищном хозяйстве? Низкие зарплаты?
— Я не согласна, что в нашей сфере заработные платы недостойные. Средняя зарплата в нашей управляющей компании — 71 тысяча рублей. Это, может быть, и не сравнится с уровнем заработных плат, например, в строительной сфере, но мы всегда стараемся быть конкурентоспособными на рынке труда.
Есть одно но: в жилищном хозяйстве каждый человек должен обладать очень высоким уровнем стрессоустойчивости. Потому что порой кажется, что работа наполнена сплошным негативом: вроде стараешься работать правильно, оперативно реагировать на все обращения, грамотно решать разногласия, а на тебя все равно жалобы пишут. И мне поначалу было трудно к такому привыкнуть, я расстраивалась, плакала даже… Но надо все равно оставаться благодарными людям за то, что они доверяют нашей компании. И те, кто работает со мной, это понимают.
— Может быть, в плане есть открыть совершенно новые вакансии?
— Да, планировали вводить в штат садовода. У нас же отличное озеленение после программы «Наш двор», цветов много, поэтому видим в команде и такого специалиста.
«За благоустройством дворов подтягивался и ремонт входных групп — это же совершенно другой вид!»
«Это не помощь, а палки в колеса!»: что не так с новыми законами по деятельности УК
— Как вы относитесь к изменениям законодательства в сфере УК? Например, из последнего — единая форма отчетности. Действительно ли это надо рынку? Вы сами как отчитываетесь перед населением?
— По единой форме отчетности для нас ничего не изменилось. Мы и так ежегодно выгружаем в ГИС ЖКХ подробные отчеты, поэтому не вижу в этом нововведении серьезной проблемы для сферы управляющих компаний. Но я понимаю, на что вы намекаете. Многие принятые законодательные акты не обсуждаются «на земле» и принимаются в закрытых кабинетах, часто без участия реальных игроков рынка. Поэтому это не помощь, а палки в колеса.
Вот, например, закон о провайдерах — я бы назвала его ненавистным просто. Мы на всероссийском уровне боролись против такого нововведения, обсуждали этот закон на многих профессиональных площадках и форумах. Более того, мы направили письмо на имя председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина с просьбой сохранить участие собственников помещений в многоквартирных домах в вопросах владения, пользования, распоряжения общим имуществом при решении вопросов о размещении оборудования на общем имуществе, а также сохранить возмездный характер такого предоставления. Данный законопроект учитывает лишь права провайдеров, операторов связи и ограничивает в правах собственников помещений в многоквартирных домах.
Я даже говорила: «Уважаемые господа депутаты Госдумы! В свои коттеджи попробуйте запустить несколько провайдеров без вашего на это согласия». Почему нужно было пустить всех в многоквартирные дома? Это же не помойки, в конце концов… Ведь это же бардак!
Закон о провайдерах (№67-ФЗ) принят в апреле 2024 года. Он регулирует доступ операторов связи в многоквартирные дома, упрощает процедуру подключения к интернету, отменяя необходимость получения согласия всех собственников жилья на размещение сетей.
С самого начала своего существования закон столкнулся с критикой. И сегодня ведутся обсуждения по возможности его видоизменения. В планах ввести обязательное требование по количеству провайдеров в многоквартирных домах. Жители новостроек смогут выбирать из как минимум трех интернет-провайдеров прямо с момента заселения в квартиру. Но инициатива распространяется только на новые дома.
— Какие еще законодательные моменты требуют немедленного вмешательства?
— Больная тема — это нежилые помещения, которые имеются почти в каждом доме. Считаю несправедливым, что бизнес платит по тем же тарифам за содержание общедомового имущества, что и собственники квартир в МКД. А тарифы для них, очевидно, должны быть совершенно другими по одной простой причине: там бо́льшая проходимость людей. А они порой даже урны не чистят и говорят: «Это ваша обязанность!» Хотя эта самая «обязанность» оплачивается в том числе из карманов собственников того дома, где ведет свою работу предприниматель. Это должно иметь свое решение на законодательном уровне.
— Вы упоминали, что к жилищному хозяйству относятся по остаточному принципу. Эта тенденция сохраняется до сих пор?
— Ну замечу, что все-таки власть повернулась к нам лицом. Сами посмотрите: уже у логического завершения беспрецедентный проект «Наш двор». За благоустройством дворов подтягивался и ремонт входных групп — это же совершенно другой вид! Это первое. А второе — наш регион делает комплексный максимальный капремонт, где в худшем варианте не входит только ремонт подъездов. Да и то, напомню, что в этом году дополнительный миллиард на подъезды все-таки выделили. Когда выделяются государством средства, у нас немного, но освобождаются деньги на другие нужды.
«Важно не быть равнодушным, поэтому считаю, что я на своем месте. Когда приезжаю на работу, понимаю, как сильно люблю эти дома, своих людей»
«Моя работа — это не просто управление. Это люди, души, общение»
— Что дает вам силы в работе?
— Наверное, невероятная любовь к людям. Знаете, я долгое время боролась с онкологией. Когда попала во второй рецидив, поняла, что это произошло не просто так. Начала проверять коллектив за счет предприятия. Получилось обнаружить заболевания у 7 человек. Понимаете? Моя работа — это не просто управление. Это люди, души, общение.
Отмечу еще, что сейчас возглавляю общество инвалидов Приволжского района города Казани. Провожу очень много мероприятий, активно занимаюсь благотворительностью. Веду эту деятельность, можно сказать, не просто в свободное время, а постоянно.
Важно не быть равнодушным, поэтому считаю, что я на своем месте. Когда приезжаю на работу, понимаю, как сильно люблю эти дома, своих людей. Они мне и моему коллективу платят зарплату, за что я сильно им благодарна.
— Завершим наш разговор традиционным для издания вопросом. Каковы секреты успешного бизнеса?
— Уверена, что все идет от Всевышнего. Я верю в то, что он направляет нас на правильный путь. Главное — уметь прислушиваться к его зову, следовать миссии, и все получится. Кроме того, важно работать в рамках закона, трудиться честно. Заботиться о своем тыле. Команда для меня — это семья, единомышленники, которые идут к успеху бок о бок с тобой.
— Спасибо за такую преданность делу! Успехов в работе!
Визитная карточка компании:
ООО УК «БРИОР+К»
- Год создания — 2021
- Направление работы — управление жилым фондом
- Количество домов в управлении — 67
- Количество сотрудников — 25
- Учредитель — Матросова Каусария Ильясовна (90%)
- Выручка в 2024 году — 39,2 млн рублей
Визитная карточка руководителя:
Матросова Каусария Ильясовна — директор и учредитель.
Родилась в марте 1963 года в деревне Старый Байлар в Республике Татарстан.
Образование:
- Казанский государственный университет по специальности «преподаватель татарского языка и литературы».
- Казанский (Приволжский) федеральный университет по специальности «управление персоналом».
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет по направлению «жилищно-коммунальное хозяйство».
Трудовая деятельность:
- 1995–2017 — ООО «БРиОР», директор.
- С 2017 года — ООО УК «БРиОР+К», директор и учредитель.
Семейное положение: не замужем, трое детей и пятеро внуков.
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.