«Несмотря на все сложности, нами двигала идея. Мне повезло найти единомышленников, которые загорелись этой идеей и увидели уникальное время возможностей», — рассказывает генеральный директор ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина. Первый в Татарстане лифтовый завод в Зеленодольске уже выпустил тысячу лифтов, осуществил поставки на экспорт и теперь подумывает о локализации производства в странах Средней Азии. О конкурентных преимуществах татарстанских лифтов, создании Приволжского центра компетенций в лифтовой отрасли и стратегии компании до 2030 года — в интервью с руководителем.
Генеральный директор ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина: «Сейчас «Татлифт» — это первое в Татарстане предприятие полного цикла по производству лифтового оборудования. Мы уже выпустили тысячный лифт с момента запуска»
«Всегда мечтали открыть собственное производство в Татарстане»
— Гульшат Альбертовна, вся ваша трудовая деятельность связана с бизнесом в сфере лифтов. Как вы попали в эту сферу, чем она вас привлекла?
— В отрасли я работаю более 20 лет, а если точнее, в этом году исполнилось 23 года с того момента, когда я погрузилась в семейное дело. Мой отец — Альберт Нуриевич Загидуллин — всю свою жизнь посвятил лифтовой отрасли, более 50 лет занимался вопросами обслуживания и монтажа в лифтовом хозяйстве. В 2002 году мы приняли решение об основании монтажной компании. С этого момента начался новый этап в моей профессиональной карьере, мы занимались монтажом и обслуживанием лифтового оборудования. Но мы всегда мечтали открыть собственное производство в Татарстане.
В 2020 году мы защитили проект на инвестсовете республики под председательством раиса РТ Рустама Минниханова. Власти региона выделили нам 3 гектара земли в ТОСЭР «Зеленодольск». 24 сентября 2020 года была зарегистрирована наша компания — символично, что основание нашей компании состоялось в канун Дня машиностроителя.
— В этом году «Татлифт» отметит свой первый юбилей — пять лет. Какие главные достижения компании вы можете назвать?
— Мы прошли огромный путь, на строительство завода действительно ушло много сил и времени. Тем не менее 23 апреля 2024 года при участии Рустама Нургалиевича мы запустили предприятие. Нам удалось сформировать команду, создать с нуля свою конструкторско-технологическую документацию, получить необходимые сертификаты соответствия, отработать технологические процессы и наладить серийный выпуск лифтового оборудования, расширить географию продаж и даже осуществить первые поставки оборудования на экспорт. Сейчас «Татлифт» — это первое в Татарстане предприятие полного цикла по производству лифтового оборудования. Мы уже выпустили тысячный лифт с момента запуска.
— Вернемся к строительству завода. С какими сложностями столкнулись при реализации проекта?
— Это было настоящее время испытаний! В проект мы заходили в самый разгар пандемии, во время строительства началась СВО и были введены санкционные ограничения. На нас сказалось и увеличение курса доллара. В начале реализации проекта доллар стоил 54 рубля, потом курс повышался до 110 рублей, хотя сейчас ставка ниже. Было много моментов во время стройки, когда надо было тестировать силу своих намерений. Несмотря ни на что, мы шли к своей цели.
«Мощность предприятия составляет 1,5 тысячи единиц в год. Мы выпускаем пассажирские лифты грузоподъемностью 400–2500 килограммов и скоростью 1–2,5 метра в секунду»
— Сколько составили итоговые инвестиции в проект? Из каких источников он финансируется?
— Инвестиции в проект составили 950 миллионов рублей, хотя изначально речь шла о 350 миллионах. Использовали инвестиционный кредит на строительство, займы, лизинг на оборудование и собственные средства. В общем 80 процентов — заемные средства, 20 процентов — собственные.
— Какова мощность предприятия? Какие именно лифты вы выпускаете?
— Мощность предприятия составляет 1,5 тысячи единиц в год. Мы выпускаем пассажирские лифты грузоподъемностью 400–2500 килограммов и скоростью 1–2,5 метра в секунду. Модельный ряд обладает уникальным дизайном от стандартных до премиальных вариантов отделки и компоновки. В интерьере кабины могут применяться натуральный камень, стекло, трудногорючий МДФ, различные схемы подсветки. Работаем как по серийным заказам, так и по индивидуальным. У нас работает промышленный дизайнер, так что у заказчиков есть возможность заказать лифт любой компоновки и дизайна.
«В интерьере кабины могут применяться натуральный камень, стекло, трудногорючий МДФ, различные схемы подсветки»
— Насколько локализовано производство в Зеленодольске? Есть ли зависимость от импорта комплектующих?
— Важно отметить, что основное узлы и сборочные единицы мы локализовали у себя на производстве. На данный момент мы уже полностью локализовали металлообработку. В целом лифт состоит из 2 тысяч деталей. Основной компонент — станция управления. Она у нас российская, производится в Екатеринбурге. Уникальность станции в том, что есть возможность внедрить систему мониторинга жизненного цикла в режиме реального времени. В целом на 95 процентов кабина состоит из отечественных комплектующих. Частотный преобразователь и двигатель для лебедки поставляется из Китая.
Конечно, мы ставим себе задачу увеличить уровень локализации комплектующих. Сейчас у нас запущены экспериментальные участки по производству привода дверей. Основной тренд в России — использование безредукторных лебедок, которые служат более плавному ходу и экономят электроэнергию. Есть разработки по локализации сборки собственной станции управления.
«Мы можем реализовать самые сложные проекты»
— Вы упоминали, что завод выпустил тысячный лифт. Как выглядит ваша структура сбыта?
— Около 70 процентов продаж приходится на фонды капитального ремонта, 30 процентов — на коммерцию. Но мы видим потенциал к росту в коммерческом сегменте и ищем среди застройщиков якорного заказчика. Наибольшей популярностью пользуются лифты серии «классик» и «комфорт» в различных исполнениях. Кроме того, изготавливаем кабины по индивидуальному дизайн-проекту заказчика. Одними из лидеров продаж являются лифты грузоподъемностью в 1 тысячу килограммов без машинного помещения, а также лифты для замены устаревшего жилого фонда грузоподъемностью 400 килограммов.
— Что насчет географии продаж?
— Отмечу, что у нас уникальное местоположение — мы находимся на федеральной трассе М7 и можем поставлять оборудование в любой регион. Работаем по всей России: есть проекты в Пензе, Воронеже, Москве, Московской области.
Есть экспортные поставки. Так, по контракту с госкорпорацией «Росатом» мы отгрузили 16 единиц лифтового оборудования на АЭС Куданкулам в Индии. Этот заказ дал новый виток развития «Татлифта». Работали над этим проектом целый год! Промаркировали каждую деталь лифта. Приемка осуществлялась целый месяц. Это определенно интересный опыт. Но он доказал, что мы можем реализовать самые сложные проекты.
— Какие запросы чаще поступают от заказчиков?
— Девелоперы тоже борются за продажи своих квартир и, конечно, хотят более эксклюзивные модели и возможность осуществлять мониторинг жизненного цикла оборудования. Их интересует установка видеокамер, систем Face ID, управление лифтом через телефон. Ставятся высокие требования при производстве лифтов: бесшумность, плавность хода.
Мы первый завод в России, который ставит в лифтах детские кнопки. Когда дети заходят в лифт, они всегда хотят первыми нажать на кнопку и борются за это право. Но это не всегда безопасно, и лифт может уехать не в том направлении. Для наших главных любителей лифтов мы изготовили детские кнопки в разных вариациях — они устанавливаются в кабине чуть ниже основных кнопок, а при нажатии в лифте начинают играть всеми любимые детские песни. Так и ребенок отвлекается, и жильцы получают положительные эмоции.
«Мы первый завод в России, который ставит в лифтах детские кнопки»
Лифты в режиме единого окна и роботизация производства
— Как вы оцениваете свою долю на рынке?
— Наш завод совсем молодой, аналогичным предприятиям в России от 50 до 100 лет. Наша доля на рынке пока совсем небольшая. Но мы видим, что в стране растут объемы ввода жилья, в том числе объемы по замене устаревшего парка лифтов. Сейчас в России нужно заменить 120 тысяч лифтовых подъемников. Надеемся, что наши объемы будут расти и вместе с ними — наша доля на рынке.
— Много ли импорта на этом рынке в России? Как ситуация изменилась после 2022 года?
— В 2022 году с российского рынка ушли ведущие мировые производители, такие как Otis, Kone, Schindler, ThyssenKrupp и другие. Эти производители поставляли в Россию свыше 20 процентов всего объема лифтов. При этом отечественные бренды быстро смогли удовлетворить потребности рынка в лифтовом оборудовании. Сегодня сохраняется высокий темп борьбы за внутренний рынок.
Идет жесткая конкуренция за каждого заказчика. Видим, что на рынок заходят новые игроки — из Китая. Нам приходится бороться в таких непростых условиях. Но у нас есть конкурентное преимущество. «Татлифт» предлагает качественные решения по продуктам в режиме единого окна: проектирование, производство, продажа, установка, техническое руководство и послепродажное обслуживание лифтового оборудования. Кроме того, компания организует шефмонтаж оборудования. Данный тренд направлен на потребителя, он позволяет получить качественный комплекс услуг.
Как резиденты ТОСЭР мы получили снижение ставки налога на прибыль до 2029 года, освобождение от уплаты налога на имущество до конца 2027 года и снижение ставки ЕСН до 7,6 процента (вместо 30,2 процента).
— Что еще делаете для снижения себестоимости лифтов?
— Мы оптимизируем конструкцию, применяем унификацию деталей. Переходим на современные системы управления производством. На завершающем этапе — внедрение ERP-системы, это автоматизированная система управления предприятием, которая поможет контролировать весь цикл производства. Сейчас идет промышленная эксплуатация системы.
Постоянно работаем над увеличением производительности труда, внедряем элементы бережливого производства. Огромная работа проделана по вхождению в реестр российских производителей, что будет давать нам преференции на госзакупках. Важно автоматизировать производство. На данный момент мы рассматриваем автоматизацию на участке производства дверей. По программе минпромторга России планируем закупить робота именно на этот участок с помощью субсидии.
«У нас есть партнеры в Китае. С ними мы разрабатываем проект по частичной локализации производства эскалаторов в России»
О масштабной стратегии до 2030 года
— Какие долгосрочные цели ставит перед собой «Татлифт»?
— Руководство страны ставит перед предпринимателями глобальную цель — прийти к технологическому суверенитету. У нас получается идти в ногу со временем — такая же задача заложена в стратегии развития компании до 2030 года. На базе «Татлифта» мы предлагаем организовать приволжский центр компетенций по развитию лифтовой отрасли. Он предполагает строительство испытательной башни высотой 30 метров, организацию производства лифтовых комплектующих с проведением НИОКР (безредукторные лебедки, станции управления, приводы дверей, элементы безопасности). Напомню, что часть этих деталей уже локализована на существующих площадях. Также центр будет реализовывать пилотный проект по созданию системы мониторинга жизненного цикла лифтового оборудования.
Реализация второго этапа потребует еще 1 миллиарда рублей инвестиций. Это позволит нам увеличить годовой объем производства лифтов до 3 тысяч единиц в год и решить задачу по импортозамещению и локализации лифтовых комплектующих российского производства. Также мы намерены освоить новые виды продукции: высокоскоростные лифты (до 4 метров в секунду), траволаторы и эскалаторы.
— У вас есть партнеры по этим проектам?
— Да, у нас есть партнеры в Китае. С ними мы разрабатываем проект по частичной локализации производства эскалаторов в России. Например, здесь можно производить металлические каркасы, а ступени завозить из Китая (их у нас не производят). Кроме того, мы развиваем взаимоотношения со странами Ближнего Востока. В перспективе рассматриваем проекты по созданию лифтостроительного кластера в Центральной Азии и на Аравийском полуострове.
«Мне повезло найти единомышленников, которые загорелись этой идеей и увидели, помимо трудностей, уникальное время возможностей. В России много талантливых людей в технической сфере»
«Мне повезло найти единомышленников»
— Сколько у вас сотрудников? Какая средняя зарплата на предприятии?
— На данный момент на предприятии работают 170 человек. Средняя заработная плата — 120 тысяч рублей. Когда мы создавали «Татлифт», привлекали специалистов из других регионов: конструкторов, инженеров-технологов. Нам повезло найти специалистов, которые обладают большим опытом и уровнем компетенций в этой непростой отрасли.
Могу честно сказать, что главным достоянием любого завода являются люди. На их плечах держатся все уникальные разработки и наше дальнейшее развитие. Несмотря на все сложности, о которых я говорила вначале, нами двигала идея. Мне повезло найти единомышленников, которые загорелись этой идеей и увидели, помимо трудностей, уникальное время возможностей. В России много талантливых людей в технической сфере.
— Чем мотивируете сотрудников переезжать из других регионов?
— Мы развиваем инфраструктурные проекты. Наши сотрудники могут по льготной программе приобрести жилье. Это снимает для нас вопрос с кадрами.
— Не испытываете дефицита в кадрах?
— На текущий момент наше производство укомплектовано на 100 процентов. Но актуальной остается задача по подготовке специалистов в целом для лифтовой отрасли по следующим специальностям: электромеханики по лифтам, мастер вертикального транспорта, эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического транспорта, монтаж, техническое обслуживание, специалисты для диспетчерских служб.
Планируемый центр компетенций на базе «Татлифта» также будет заниматься профессиональной подготовкой специалистов для потребностей лифтовой отрасли.
«Нам повезло родиться в Татарстане»
— Расскажите о себе: где вы родились, учились, ступени карьеры.
— Я родилась и выросла в Казани. В 2002 году окончила Казанский государственный аграрный университет, в 2017 году прошла переподготовку в Приволжском федеральном университете по специальности «менеджмент». Моя предпринимательская деятельность началась в 14 лет. У меня было несколько направлений: от торговли до гостиничного и цветочного бизнеса. Но основным видом деятельности стали лифты. С 2020 года являюсь генеральным директором завода по производству лифтового оборудования ООО «Татлифт».
— Был ли у вас наставник в бизнесе?
— Мой первый наставник — это мой отец — Альберт Нуриевич. Ему, к сожалению, не удалось увидеть завершение проекта и запуск завода. Благодаря отцу я оказалась в отрасли, при его участии закалялся мой характер предпринимателя.
Еще одним из примеров для меня является раис Республики Татарстан Рустам Нургалиевич. Я вижу его динамичный темп работы и ощущаю созидательную энергетику. Нам повезло родиться в Татарстане и работать под руководством сильного лидера.
— Остается время на семью, хобби?
— У меня трое детей. Бóльшую часть жизни занимаюсь предпринимательской деятельностью. Работа занимает практически все время. Но стараюсь заниматься спортом, люблю путешествовать, рисовать. Главное — системность и самодисциплина.
— Традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса.
— Основой успеха нашего дела является поступательное движение вперед, целеустремленное преодоление всех препятствий, проявление ответственности за коллектив. Моя команда — моя опора! Это меня вдохновляет и придает мне силы в движении к новым вершинам.
Визитная карточка компании:
Год основания: 2020.
Основной вид деятельности: производство лифтов.
Выручка в 2024 году: 924,3 млн рублей.
Чистая прибыль: 7 млн рублей.
Количество сотрудников: 170.
Визитная карточка руководителя:
Загидуллина Гульшат Альбертовна — генеральный директор ООО «Татлифт».
День рождения: 10 августа.
Образование:
Казанская государственная сельскохозяйственная академия (бухгалтерский учет и аудит), 2002 год.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (менеджмент), 2017 год.
Этапы карьеры:
1995–2004 — индивидуальный предприниматель.
2004–2020 — руководящие должности группы компаний в лифтовой сфере.
С 24 сентября 2020 года и по настоящее время — генеральный директор ООО «Татлифт».





















Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.