Благодаря содействию сотрудников Института истории им. Марджани АН РТ могила Таначева была найдена на Ново-Татарском кладбище Благодаря содействию сотрудников Института истории им. Марджани АН РТ могила Валидхана Таначева была найдена на Ново-Татарском кладбище Фото: Альфред Мухаметрахимов

Как казахи поставили памятник Таначеву

Счастливым совпадением стало то, что имя казахского политического деятеля Валидхана Таначева (1887–1970) вновь оказалось на слуху благодаря статье, опубликованной в «БИЗНЕС Online» в 2021 году. Экс-депутат Госсовета РТ, писательница Сурия Усманова со страниц газеты рассказывала о написанной с кандидатом исторических наук Таминой Биктимировой книге «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник». В этой работе подробно освещается судьба в том числе председателя I всемирного форума татарских женщин и вдовы первого татарского большевика Хусаина Ямашева (1882–1912) Хадичи Ямашевой-Таначевой (1883–1950), которая после смерти мужа в 1913 году вышла замуж за помощника присяжного поверенного из Казани Таначева. Вместе с ним она пережила лагеря в годы «большого террора» и ссылку в деревню Стерлитамак Абанского района Красноярского края, где и была похоронена.

Эта публикация привлекла внимание экономиста из Алма-Аты Гульмиры Тащановой, чей супруг Асылбек Ибрагимов приходится племянником Таначева. Она написала Усмановой: «Благодаря статье мы узнали, где похоронена Хадича-җеңгей. Теперь ищем место захоронения Валидхана Таначева. Есть ли у вас какая-либо информация?» Благодаря содействию сотрудников Института истории им. Марджани АН РТ могила была найдена на Ново-Татарском кладбище. 

«Разбили на куски и вынесли»: что угрожает 1,5 тысячи артефактов на «главном кладбище татар»?

А в минувший вторник состоялась торжественная церемония открытия нового памятника при участии родственников Таначева из Казахстана, генконсула Казахстана в Казани Ерлана Искакова, замдиректора Института истории им. Марджани Марата Гибатдинова, а заммуфтия РТ по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей Мансур Джалялетдин прочитал Коран и вознес дуа за упокой усопшего.

В минувший вторник состоялась торжественная церемония открытия нового памятника Мансур Джалялетдин прочитал Коран и вознес дуа за упокой усопшего Фото: Альфред Мухаметрахимов

Главные достижения политического деятеля, которого забыли на родине

Во второй половине дня в институте истории прошел круглый стол под названием «Валидхан Таначев: жизнь между Волгой и Великой Степью». Перед началом мероприятия Искаков подчеркнул, что главной целью научного собрания является возвращение светлого имени Таначева в историческую память Казахстана. Интересно, что, несмотря на значимость его деятельности, на родине о нем известно крайне мало.

«Данные мероприятия позволяют вернуть его имя республике, — отметил генконсул. — Единственное, что мы знаем, — это то, что он участвовал в становлении казахской государственности: возглавлял министерство юстиции, где были вопросы определения границ Казахстана. В те годы каждый кусок земли приходилось отстаивать. Первая столица была в Оренбурге, потом в Кзыл-Орде, далее в Алма-Ате. Ему пришлось отстаивать интересы казахского народа».

Отметим, что после Октябрьской революции в ноябре 1917 года в Петрограде казахи, тогда официально именовавшиеся киргизами в составе Российской империи, пережили краткий период автономии, известный как Алаш-Орда (Алашская автономия), которая вскоре уступила власть большевикам. Декретом совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 10 июля 1919-го был учрежден Киргизский край. 

Уже 26 августа 1920 года была образована Киргизская АССР, включающая в себя территорию современного Казахстана. Административным центром Киргизской АССР стал преимущественно русский город Оренбург. В 1925 году центр управления республикой сместился в город Ак-Мечеть, тогда же Оренбургская губерния была исключена из состава Киргизской АССР и возвращена в РСФСР. В июне 1925-го название республики изменили на Казахскую АССР, а в июле столица Ак-Мечеть получила новое имя — Кзыл-Орда. Наконец, с апреля 1927 года административным центром стала Алма-Ата.

Перед началом мероприятия Искаков подчеркнул, что главной целью научного собрания является возвращение светлого имени Таначева в историческую память Казахстана Ерлан Искаков подчеркнул, что главной целью является возвращение светлого имени Таначева в историческую память Казахстана Фото: Альфред Мухаметрахимов

«В первые годы советской власти при образовании Казахской АССР в ее состав были включены обширные территории в границах, существовавших до 1917-го. Это земли бывших уездов Орал, Гурьев, Илбишин и Темир Оренбургской области. Кроме того, в состав республики вошли Мангышлакский уезд, 4-я и 5-я Адаевские волости Красноводского уезда Закаспийской области, волость Синеморье Астраханской губернии, Букеевская Орда, а также казахские земли 1-го и 2-го Приморских округов. Более того, с момента образования Казахской АССР в 1920 году казахстанско-российская граница несколько раз претерпевала изменения», — рассказала об исторических территориальных приобретениях Казахской АССР профессор Атырауского университета им. Досмухамедова Жамига Танатарова.

Главным достижением Таначева в глазах современного Казахстана считают то, что именно он, занимая пост наркома юстиции автономной республики, сумел успешно отстоять возвращение и присоединение этих земель к территории Казахской АССР.

В ходе круглого стола напомнили и о роли в обществе Хадичи Ямашевой-Таначевой, которая, помимо прочего, в 1917 году стала председателем президиума I съезда мусульманских женщин России В ходе круглого стола напомнили и о роли в обществе Хадичи Ямашевой-Таначевой, которая, помимо прочего, в 1917 году стала председателем президиума I съезда мусульманских женщин России Фото: Альфред Мухаметрахимов

«В период революции 1905–1907 годов первые программы казахов с требованием территориальной автономии появились на страницах татарского журнала „Аль-гаср аль-джадид“. В программе мусульманской фракции Госдумы утверждалось, что земельный фонд должен находиться под контролем областей, обладающих региональными органами управления. После Февральской революции 1917 года татарские политики поддержали создание Казахстана как субъекта Российской республики, — отметил профессор казанского филиала Российского государственного университета правосудия Айдар Хабутдинов. — Однако неприятие казахов встретила резолюция I всероссийского мусульманского съезда в Москве в мае 1917-го, по которой земля делилась поровну между всеми, кто ее обрабатывает. Однако уже в июле 1917 года на II съезде в Казани большинство вновь выступило за контроль регионов над своими земельными фондами. Татарские политики в 1918-м понимали, что без согласия центральной советской власти нельзя решить вопрос о территориальной автономии. К аналогичному выводу пришли лидеры Алаша».

В ходе круглого стола напомнили и о роли в обществе Ямашевой-Таначевой, которая, помимо прочего, в 1917 году стала председателем президиума I съезда мусульманских женщин России. «Если внимательно рассмотреть биографию Хадичи-ханым, становится очевидно, что во многих сферах она была первой, — начала доктор исторических наук Лилия Габдрафикова. — Например, она участвовала в первой публичной татарской театральной постановке в Уфе 16 апреля 1906 года. Также была одним из первых татарских стоматологов. Этим фактом очень гордились представители татарской интеллигенции той поры. Сохранились, например, записи писателя Фатиха Амирхана, где он пишет, что скоро у нас будет свой зубной врач».

После официальной части состоялся Коръән ашы, или, по-казахски, Кұдайы ас, который провел Мансур хазрат. Участники вспоминали предков, делились воспоминаниями и говорили о единстве казахского и татарского народов. Особенно трогательной стала история внучатой племянницы Таначева Дариги Мулдагалиевой. Она хорошо помнит визиты своего прадедушки в Алма-Ату, хотя тогда была еще ребенком. «Я запомнила его как очень светлого, спокойного и интеллигентного человека. Он говорил тихо, никогда не повышал голоса. Всегда ясно и четко выражал свои мысли. Вместе с тем мы понимали, что он непростой человек», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

С установлением советской власти Таначев продолжил свою деятельность в новом политическом контексте. В октябре 1920 года он избирается делегатом I учредительного съезда советов Казахской АССР и становится членом казахского ЦИКа С установлением советской власти Таначев продолжил свою деятельность в новом политическом контексте. В октябре 1920 года он избирается делегатом I учредительного съезда советов Казахской АССР и становится членом казахского ЦИКа Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Как Таначев связан с Казанью

Таначев родился в 1887-м, предположительно, в июле, на территории Букеевской Орды — казахского полуавтономного образования, существовавшего в составе Российской империи в междуречье рек Урал и Волга с 1801 по 1845 год. Получив образование в астраханской гимназии, он продолжил обучение на юридическом факультете Казанского Императорского университета, который окончил в 1912-м. Уже в юные годы он проявил активность в общественно-политической жизни: в 1906-м принял участие в II мусульманском съезде.

После получения диплома с 1912 по 1917 год Таначев работал помощником присяжного поверенного, а затем адвокатом в Казани. Также был соорганизатором комитета помощи беженцам-мусульманам, в частности польско-литовским татарам, оставшимся без крова из-за Первой мировой войны. В тот же период вместе с видным татарским общественным деятелем Габдуллой Апанаем был избран зампредседателя казанского мусульманского комитета под началом татарского политика Фуада Туктарова. С ним Таначева объединяла идея на­цио­наль­ной государственности и на­цио­наль­ных свобод.

В период Февральской революции 1917 года он становится председателем президиума съезда казахов Букеевской Орды и избирается делегатом на I всероссийский мусульманский съезд (май 1917-го, Москва). Особое место в его биографии занимает активное участие в I всеказахском съезде в Оренбурге, проходившем в 1917-м. Здесь были сформулированы идеи создания Казахской автономии и заложена концепция партии Алаш-Орда. После разгона учредительного собрания большевиками в 1918 году вместе с Гаязом Исхаки скрывался в Чистополе.

С установлением советской власти Таначев продолжил свою деятельность в новом политическом контексте. В октябре 1920-го он избирается делегатом I учредительного съезда советов Казахской АССР и становится членом казахского ЦИКа. В том же году занимает должность заместителя наркома юстиции КАССР, а в октябре — исполняющего обязанности наркома юстиции КАССР. В декабре того же года казобком переводит его в представительство КАССР при наркомземе РСФСР. Затем он становится членом коллегии казахского представительства в Москве, с ноября 1921 года — зампредседателя коллегии. С 31 декабря выполняет обязанности представителя КАССР в наркомате национальностей РСФСР.

В 1923-м Таначев освобождается от всех административных должностей. До 1937 года он трудится адвокатом в Верховном суде, входит в коллегию защитников при наркомюсте ТАССР. Однако в разгар «большого террора» с супругой был арестован и отправлен в ужтижимский лагерь Коми АССР. Несмотря на тяжелые испытания, им удалось выйти на свободу досрочно в 1943 году. Они поселились в Зеленодольске. Тем не менее в 1949-м их вновь арестовали и сослали в Красноярский край, где Таначев работал счетоводом в стерлитамакском колхозе. В Казань уже вернулся он один (во второй половине 1950-х), т. к. супруга скончалась в ссылке.

По некоторым данным, после смерти жены он не раз просился вернуться в Казахстан, но разрешения не давали. По словам Тащановой, Таначев не терял связи с родиной. Так, в 1959-м он побывал в Алма-Ате, где встречался с писателем Мухтаром Ауэзовым и композитором Ахметом Жубановым.

Таначев скончался 12 июля 1970 года. Его похоронили на Ново-Татарском кладбище, что символично отражает его связь с татарской общиной.