В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» в рамках первой Всероссийской биеннале частных коллекций проходит выставка «Голубцов. Остановка по требованию». На ней представлено 18 работ из собрания казанского коллекционера Сергея Лозицкого. Он считает художника третьим по значимости в истории Татарстана после Николая Фешина и мастеров казанского авангарда 1920-х, а его работы — готовым учебником постмодернизма и культурным мостом между Казанью и Европой, который может стать основой для развития современного искусства в регионе. В интервью «БИЗНЕС Online» Лозицкий рассказал, как познакомился с художником, почему Голубцов стал популярнее своих современников и может ли столица РТ стать новым центром современного искусства.
Сергей Лозицкий: «Покупка картин может быть хорошим вложением в будущее. Голубцов, например, будет востребован»
«Биеннале частных коллекций в галерее «БИЗОN» открыла для меня новое приятное ощущение…»
— Сергей, выставка «Голубцов. Остановка по требованию», на которой представлена ваша коллекция, проходит в галерее «БИЗON» в рамках первой Всероссийской биеннале частных коллекций. Есть мнение, что основной пул коллекционеров находится сейчас в Москве, где сосредоточено 80–90 процентов российского арт-рынка. Как развивать практику коллекционирования в регионах?
— Не нужно конкурировать со столицей, это контрпродуктивно. Надо развивать свое. Например, Казань может развивать собственную культурную среду, если здесь будет больше интересных событий. Это вопрос не одного дня, должна быть цепочка крупных мероприятий, они могут развить интерес к местному искусству.
Я вижу потенциал в фонде «Новые коллекционеры», который инициировал биеннале частных коллекций. Хотя в глубине души и до этого я воспринимал себя коллекционером, но биеннале, которую в эти дни принимает галерея «БИЗON» выставкой Голубцова, открыла мне новое приятное ощущение, что мое собрание, показанное в нашем городе, но на всю Россию, — это действительно вклад в культуру.
И конечно, радостно, что на биеннале представлены именно работы Евгения Георгиевича. Сейчас у нас есть возможность вывести Голубцова и его коллег на столичную арену, а для этого нужно договариваться с Русским музеем, например, о проведении выставок художника. Можно вести диалог и с петербургской «Эрартой», и в Москве важные институции задействовать.
Голубцов, кстати, своеобразный мост в Европу, который прервался, потому что художника с нами больше нет, но на его деятельность вполне можно опереться и построить новые связи. Такие проекты могут сработать, потому что в европейскую культурную среду Голубцов был интегрирован на протяжении многих лет. Если поискать в европейских городах тех, кто взаимодействовал с ним, обязательно найдутся партнеры.
— Финансовая состоятельность — это все еще основополагающий признак коллекционера или современный арт-рынок расширяет границы?
— Покупка картин может быть хорошим вложением в будущее. Голубцов, например, будет востребован. Он художник, работы которого могут расти в цене не потому, что это цель, а потому, что растет интерес к его творчеству. Его жизненный путь и наши культурные проекты — предпосылки к тому, что со временем его произведения будут стоить дороже. Кто-то успеет приобрести сейчас, кто-то будет покупать позже по более высоким ценам.
— Как вы познакомились с Евгением Георгиевичем?
— Мне нужно было согласовывать для ГИСУ некоторые конструкции, которые мы делали для программы парков Казани, и получить документ с подписями от художников, в том числе от Голубцова. Я пришел к Альберту Шиабиеву в мастерскую, где они трудились вместе с Евгением Георгиевичем. В гостях у них был художник Андрей Осипов. Я у него давным-давно занимался карате, благодаря этому знакомство с художниками прошло более комфортно, они меня тепло приняли.
Сначала я просто знал о художнике и восхищался его работами. Но после нескольких встреч в мастерской решил начать приобретать его картины. Позже меня представили как «почитателя его творчества». Евгений Георгиевич сказал, что ему очень приятно. Я периодически приезжал в мастерскую по этим же вопросам, и мы иногда там пересекались.
«Голубцов, кстати, своеобразный мост в Европу, который прервался, потому что художника с нами больше нет, но на его деятельность вполне можно опереться и построить новые связи»
— Есть ощущение, что Голубцов — самый популярный среди своего поколения казанских художников 90-х годов. Что такого уловил Голубцов, чего у других не проявилось? Особый дух времени?
— Его популярность связана с постоянной активностью. Он заставлял события происходить и постоянно придумывал что-то новое, чего не делали другие художники. Именно внутренние качества помогли ему стать популярным. Это художник, который соединил в себе художественно-проектную деятельность и классическую живопись. Он был лидером по заказам в области интерьерных решений 70-х и 80-х годов и отличался продвижением дизайна. Можно брать его в качестве примера для будущих компетенций, которых у нас в Казани не хватает.
Людям по силам придумать, как нарисовать красивую картинку, но правильный инженерный дизайн — это еще и про то, как ее потом реализовать, сделать простой и удобной в использовании. В Казани уже было движение с точки зрения дизайна, но впоследствии оно размылось. Город может развивать это направление. Здесь вполне может открыться институт высшего художественного образования, которого сейчас в общем-то нет.
Казань с ее колоритом могла бы стать важным центром современного искусства, чтобы больше людей знало казанских художников.
— Какое главное послание, на ваш взгляд, Голубцов транслирует через свои работы? И чем оно интересно современному зрителю?
— Я зачастую смотрю не на картины, а на его жизненный путь. Мое личное мнение: творчество — это часть ежедневных процессов, интереснее проследить всю цепочку — как он преподавал, почему поселился в Свияжске, почему однажды решил уехать в Европу и потом вернуться и так далее. В советское время, когда международные культурные обмены были ограничены и требовали особых усилий, он оформлял международные павильоны за границей для нашей республики. Сумел найти способ показать наше искусство миру, стал своеобразным мостом между Казанью и Европой. Это человек, который либо сам создает новое, либо активно в него внедряется.
«Это художник, который соединил в себе художественно-проектную деятельность и классическую живопись. Он был лидером по заказам в области интерьерных решений 70-х и 80-х годов и отличался продвижением дизайна»
— Вы принимали участие в создании монографического альбома, изданного в рамках проекта «Казанское время. Художники 1990-х». Какие еще форматы популяризации творчества художника, помимо уже существующих (альбом, выставки), вы видите перспективными?
— Перспективными форматами вижу документальные фильмы, аудиогиды, интерактивные экскурсии. У нас уже есть опыт создания подобных материалов. В рамках проекта «СТОГ» мы делали 9-минутный аудиогид о Голубцове на русском и татарском языках совместно с проектом «Крот Казанский». А еще параллельно с выставкой в галерее «БИЗON» в казанском Ленинском саде появилась архитектурная инсталляция «Стог» — масштабный арт-объект по мотивам картины Голубцова.
Арт-объект, который изготовило наше бюро Kilachak совместно со студией «201», вдохновлен работой художника, написанной в древнем тюркском городе Болгаре. На картине изображен полупрозрачный, пронизанный светом стог сена. В металле этот образ обрел новое звучание, сохранив при этом легкость, игру света и тени и творческую манеру автора.
Кроме того, считаю важным подготовить в перспективе полный каталог всех работ Евгения Голубцова — это будет серьезная академическая работа. Сейчас думаем, как организовать финансирование такого проекта, возможно, в рамках социальных инициатив с участием крупного бизнеса.
Также можно выпустить познавательный фильм: взять слайдовую составляющую книги, убрать или добавить некоторый текст и на слайд-шоу наложить интересный аудиогид. Наша задача — повышать знания о художнике и заинтересованность следующего поколения.
Параллельно с выставкой в галерее «БИЗON» в казанском Ленинском саде появилась архитектурная инсталляция «Стог» — масштабный арт-объект по мотивам картины Голубцова
«Я бы хотел отправить часть картин в турне по разным городам»
— Почему творчество Голубцова стало для вас настолько значимым, что вы решили сфокусироваться на его работах и собрать моноколлекцию?
— Оно придает мне уверенность в том, что среди творчества художников, которых я наблюдаю в Казани, это автор, на котором можно построить фундаментальную историю. Есть еще несколько, которых я тоже считаю важными представителями казанского современного искусства, но Голубцов сейчас наиболее интересен для изучения.
— Какое произведение Голубцова было первым в вашем собрании?
— Я приобрел сразу четыре картины. Первая — работа «Композиция», которая отличается квадратичными формами. Лично мне они напомнили локомотив у перрона. Вторая — абстракция с очень плавными интересными формами, где можно и шляпу, и кувшин разглядеть. Третья — графика «Мечеть», в которую «вплетены» буквы в стог и в стаю птиц. Наконец, на четвертой картине лежит трехмерная доска, а перед ней — кегля в двумерной плоскости. Предметы изображены так, что кегля геометрически «помещается» в доске. Дизайнерская идея мне откликнулась, и я тоже приобрел эту работу.
— Сколько работ насчитывает ваша коллекция?
— До 50.
— Есть любимая картина?
— Выбрать одну не смогу, но если говорить о работе, которая меня особенно впечатляет, — это «Пароход» 1972 года. Достаточно авангардистская картина, а я видел мало его работ не академического жанра в 70-е. Голубцову тогда было всего 20 с небольшим лет. Кроме того, это раннее произведение имеет особую ценность как свидетельство становления художника. Эта картина важна для понимания его творческого пути.
Когда Евгений Жудров собирал материалы для монографического альбома, у него получилось найти фотографии с выставки Голубцова, которая проходила в свияжском храме. Те картины тоже могут нести в себе отдельный потенциал, поскольку их можно отнести к результату важного этапа творчества художника.
Есть еще старые работы академического направления, не только как «Пароход», которые, кстати, не особо-то показаны. Голубцова даже в 70-х и 80-х в основном показывают в стиле постмодернизма, но его академическое искусство не менее интересно.
— А есть такие произведения, с которыми вы никогда не расстанетесь?
— Думаю, нет. Коллекционирование для меня живой процесс. Иногда приходится расставаться с работами, чтобы приобрести что-то более редкое или важное для понимания творчества художника. Есть те, которые мне очень близки. Но чтобы я расстался с картиной, должны сойтись особые обстоятельства. Для меня важна дальнейшая судьба работы и в меньшей степени — цена. Главное, чтобы картина попала к тому, кто ее ценит.
«Коллекционирование для меня живой процесс. Иногда приходится расставаться с работами, чтобы приобрести что-то более редкое или важное для понимания творчества художника»
— Правильно я понимаю, что в таком случае вы коллекционируете Евгения Голубцова не только потому, что он нравится вам как художник, а также из прагматических соображений?
— В первую очередь мне интересен сам художник и его творчество. При этом я понимаю, что это еще и отличная основа для культурного развития в области казанских событий, что может способствовать росту интереса к нашему искусству.
— Как часто пополняете собрание?
— Стараюсь делать это раз в месяц. Также придерживаюсь такого мнения: если работа продалась, нужно восполнить коллекцию другой интересной картиной с точки зрения содержания и качества.
— Тяга к коллекционированию была с самого детства или пришла к вам в более осознанном возрасте?
— С детства. Я интуитивно формировал библиотеку из журналов об искусстве, посвященных преимущественно живописи.
А вообще много чего коллекционировал. Мне очень нравился конструктор «Лего» — у меня была целая гора этих деталек. На районе всегда существовал некий «рынок», на котором дети обменивались друг с другом игрушками. Я всегда старался что-то интересное «выхватить».
Есть у меня небольшая коллекция винтажных мотоциклетных шлемов. У одного форма напоминает шлем космонавта — это Porsche Design от немецкой компании Romer. Другой — Levior итальянский, у него особая система открывания. Есть еще английский шлем с наклейками об участии в гонках; и тот, в котором я сам ездил, когда увлекался мотоциклами. Они просто красиво стоят у меня дома за стеклом как интерьерный элемент. Рядом книжный шкаф, где находится домашняя библиотека. Я разделяю ее по содержанию — детская литература, художественная литература, история, слово Божье, прочитанные книги и так далее.
— У вас есть личные правила коллекционирования в искусстве?
— Изучать художника, консультироваться с экспертами и не участвовать в сомнительных сделках.
— Важно ли для вас отойти от идеи «замкнутого собрания», недоступного большому кругу людей, и представлять свою частную коллекцию на уровне города или выше?
— Важно по нескольким причинам. Первая и самая простая — хранить это все не очень удобно. Для каждой картины нужны особые условия.
Второе — я бы хотел отправить часть картин в турне по разным городам, чтобы рассказать о культуре Казани. Начать со стран БРИКС и показать им, что Казань — это еще и родина Голубцова. Коллекция должна циркулировать. Даже если по году придется не видеть какие-то картины — ничего страшного. Зато они познакомят людей с нашим художником.
— Насколько практика коллекционирования развита в Казани?
— Считаю, что слабо развита, но, возможно, я не в этом информационном поле. В Казани есть немало галерей, но если говорить конкретно о работе с наследием Голубцова и казанских художников 1990-х, то активных игроков можно пересчитать по пальцам. Возможно, кто-то приобретает картины для себя, но участвует в процессе лишь со стороны, не предпринимая никаких дополнительных действий по популяризации художника. А сейчас важно отойти от идеи «замкнутого собрания», когда частные коллекции годами не доступны широкому зрителю.
Я формирую готовые музейные блоки, которые могут работать в разных пространствах. Эта выставка может поехать в один из городов Татарстана — нужно развивать культуру не только в столице региона. Выбор Голубцова для такой миссии неслучаен. Голубцов был пионером художественного проектирования в России — прообраза современного дизайна. Его визуальный язык понятен без искусствоведческого образования, а выраженную стилистику можно узнать с первого взгляда. Это как раз то, что нужно для старта культурного образования в регионах.
«Каждый новый коллекционер меняет культурную среду вокруг себя»
— Что бы вы сказали тем, кто сейчас читает это интервью и думает: «А может, и мне попробовать коллекционировать?»
— Скажу прямо: попробуйте. Не ждите, когда станете богаче или образованнее. Начните с одной картины местного художника, которая вам искренне нравится. Повесьте ее дома, изучите биографию автора, сходите на его выставку. Вы удивитесь, как быстро изменится ваше восприятие города. Вы начнете замечать галереи, которых раньше не видели, познакомитесь с людьми, которые думают о красоте и смыслах, а не только о работе и быте. Каждый новый коллекционер меняет культурную среду вокруг себя. Когда художник знает, что его работы покупают не только в Москве, он остается творить здесь. Когда в квартирах казанцев висят картины местных авторов, город становится другим. Голубцов когда-то стал мостом между Казанью и Европой. Сегодня этим мостом можете стать вы. Купите первую картину — и вы уже часть истории искусства вашего города.

БИЗНЕС Online дарит iPhone 17 за подписку!
Переходите по ссылке, подписывайтесь на наши Telegram-каналы и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjcPvraa Правила участия
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.