«Максимальный рост в сравнении с прошлым годом — до 43 процентов — показывают участки М12 «Восток», расположенные рядом с Казанью», — расписывает «Автодор» итоги летнего сезона на платных трассах. Сегодня госкомпания отчиталась о том, что востребованность платных дорог выросла. Правда, весь прирост, судя по цифрам, пришелся на участок трассы «Восток» от Москвы до Казани. А вот на М4 и М11 летний трафик остался «в среднем на уровне прошлого года», т. е. не увеличился. «Существенный рост» есть на «отдельных участках», указали в компании. В целом же прирост трафика год к году — 1,1%. О том, почему он такой скромный и почему М12 продолжает расти, — в материале «БИЗНЕС Online».
С 1 июня по 31 августа по М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток» и А289 Краснодар – Керчь водители совершили свыше 137 млн поездок
«Автодор» пускает пыль в глаза?
Популярность платных автомобильных дорог в России растет, объявил сегодня утром их оператор — государственная компания «Автодор». Чтобы подтвердить свой тезис, компания привела статистику проездов по дорогам за минувшее лето. С 1 июня по 31 августа по М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток» и А289 Краснодар – Керчь водители совершили свыше 137 млн поездок.
«Востребованность скоростных дорог среди автомобилистов ежегодно увеличивается, особенно это заметно в летний сезон», — отмечается в релизе. Казалось бы, можно порадоваться за «Автодор» и платежеспособность автомобилистов. Но если начинать вникать в цифры из релиза, складывается впечатление, что его авторы пытаются, что называется, приукрасить действительность.
Хотя бы потому, что «подсвечивать» летние цифры выгодно, ведь именно летом на дорогах фиксируется пик трафика. К тому же, несмотря на общий позитивный тон релиза, в сухом остатке получается, что вырос трафик за лето лишь на М12 и «отдельных участках» М4 и М11. На двух последних трассах «показатели остались в среднем на уровне прошлого года», пишет госкомпания. Если посмотреть на цифры, количество поездок по ним и вовсе снизилось год к году.
В целом же рост числа поездок за лето скорее символический. Прошлым летом на платных дорогах было 135,5 млн проездов, пишут «Ведомости». Причем прирост год к году в 2024-м составил 39%. Нынешним летом совершено 137 млн поездок, и прирост год к году — 1,5 млн поездок, или 1,1%. Негусто. Формально прирост есть, но повод ли это трубить об увеличении востребованности? Прирост действительно скромный, подтвердил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин.
«БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в «Автодор», но пока не получил ответа.
«Автодор» признает, что показатели трафика на М11 и М4 за это лето остались примерно на уровне прошлого года
«Максимальный рост показывают участки М12 «Восток», расположенные рядом с Казанью»
Судя по релизу, основной «вклад» в этот прирост внесла трасса М12, ее участок от Москвы до Казани. Среднесуточная интенсивность движения по всей протяженности дороги составила 14,6 тыс. проездов в сутки. Это на 8% больше, чем за лето 2024 года. Пиковая интенсивность движения по трассе была зафиксирована 12 июня 2025-го — почти 25 тыс. проездов за сутки.
В 2024 году среднесуточная интенсивность составила 10 тыс. автомобилей в сутки, а в пиковые месяцы — более 15 тыс. машин в сутки. Таким образом, средний трафик на М12 этим летом оказался на уровне почти пиковых значений прошлого года, виден прирост. С открытия М12 «Восток» от Москвы до Казани в декабре 2023-го автомобилисты проехали по новой трассе более 45 млн раз.
«Максимальный рост в сравнении с прошлым годом — до 43 процентов — показывают участки М12 „Восток“, расположенные рядом с Казанью», — отметили в «Автодоре». Такой прирост там связали с запуском нового участка платной трассы Дюртюли – Ачит (между Казанью и Екатеринбургом), который соединил Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область.
А что на других платных дорогах? По М11 этим летом в сутки проезжали по 20–21 тыс. автомобилей. Пик пришелся на 12 июня — по трассе проехало 38,2 тыс. машин. В «Автодоре» отмечают востребованность нового участка М11 в обход Твери. За сутки по нему проезжало около 16,6 тыс. автомобилей. Однако в релизе госкомпании по итогам прошлого года говорится, что после открытия дороги в июле – августе 2024-го по обходу проезжали до 25,3 тыс. машин в сутки. Т. е. снижение в 1,5 раза год к году. Да, 25,3 тыс. — это максимальный показатель лета-2024, и все же разброс внушительный.
Динамика на М4 «Дон» в эти летние месяцы также осталась на уровне аналогичного периода прошлого года и составила примерно 40 тыс. проездов в сутки. Пик пришелся на 16 августа, в этот день по дороге проехало 56,7 тыс. машин, говорится в релизе госкомпании. А теперь обратимся к цифрам прошлого года. Тогда глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказывал, что нагрузка на трассу достигла пика в августе, когда по дороге в сутки проехало свыше 100 тыс. автомобилей. Сильный разброс в пиковом значении. А средняя нагрузка дороги тогда действительно составляла 35–40 тыс. машин в сутки. Приходится говорить скорее о стагнации интереса к платным дорогам, чем о росте востребованности.
В то же время летом 2025-го интенсивность движения на дальнем западном обходе Краснодара (ДЗОК, является продолжением М4 «Дон» и огибает Краснодар) выросла на 20% в сравнении с летом прошлого года. На этом участке фиксировали более 18 тыс. проездов в сутки, приводит данные «Автодор». Дорогу открыли в июле 2023 года. Еще в этом июне вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что пиковая нагрузка на ДЗОК пришлась на июль 2024-го — почти 500 тыс. поездок за месяц (или, по грубым подсчетам, примерно 16 тыс. поездок в день). Кроме того, 19,5 тыс. проездов составила среднесуточная загрузка трассы А289 (связывает Краснодар с Крымским мостом). Пиковое значение зафиксировали 17 августа — 31,7 тыс. проездов. Дорогу открыли в декабре 2024 года, и только с апреля 2025-го она стала платной.
«Если смотреть чуть дальше (а мы никуда от этого не денемся), пользователь дорог будет адаптироваться к каким угодно тарифам»
С М12 понятно, а что на остальных «платках»?
Почему число проездов за год выросло всего на 1,1%? Размер трафика на любых дорогах, платных или нет, зависит прежде всего от того, сколько легковых автомобилей по ним проезжает, говорит Блинкин. «В парке автомобилей России под 60 миллионов машин, и 90 процентов — это наши с вами автомобили. Автомобили домохозяйств, частных лиц. И от того, что грузовой трафик прибавляется, общая цифра меняется мало. Цифра меняется от того, как мы с вами ездим по этим дорогам. Не потому, что грузовые автомобили неважны, а потому, что их гораздо меньше», — отметил собеседник.
Блинкин отмечает, что бо́льшая часть летних поездок — это внутренний туризм, и призывает сопоставить прирост в 1,1% с динамикой внутреннего туризма. «Потому что если внутренний туризм рос не на 1 процент, а на 25, значит, остальные любители внутреннего туризма поехали по прочим дорогам, а не по платным… Это надо смотреть, проводить очень аккуратные исследования», — указал эксперт.
«А ежели внутренний туризм рос гораздо больше, чем трафик на платных дорогах, значит, тариф оказался для значительной части пользователей дороговат. Так тоже может быть. Ничего не исключено», — допускает Блинкин.
«Если смотреть чуть дальше (а мы никуда от этого не денемся), пользователь дорог будет адаптироваться к каким угодно тарифам. Но дело в том, что ни один оператор дороги никогда в жизни не будет завышать [стоимость проезда]. По очень простой причине: любого оператора, концессионера, как его ни назови, интересует не тариф. Его интересует тариф, умноженный на трафик. Потому что тариф, умноженный на трафик, — это его доход. Если я задираю тариф и от этого трафик становится все меньше и меньше, тариф поднял на 10 процентов, а трафик упал на 20, то на фиг мне это нужно? Меня интересует не тариф. Меня интересует произведение тарифа на трафик. Это мои доходы», — отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
«Такая постановка вопроса, что потребность в платных трассах у россиян растет, — это сомнительное утверждение. Что касается того, что на 1,1 процента год от году… Практически это показатель того уровня благосостояния наших водителей, которые могут позволить себе платные дороги», — отметил в беседе с нашим изданием директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.
«Автодор» признает, что показатели трафика на М11 и М4 за это лето остались примерно на уровне прошлого года
Почему М12 продолжает расти?
«Почему М12 выбивается из этого ряда и показывает рост? Вот тут я вам очень просто могу ответить. Во-первых, я сам в это внес очень важный вклад, я сам там езжу! (Смеется.). Во-вторых, надо понимать, что альтернативой М12 является старинная дорога М5 „Урал“. И нужно себя очень не любить, чтобы вместо этой новой дороги пользоваться М5. Это надо себя вообще не любить. То есть там альтернатива просто очень некомфортная», — рассуждает Блинкин.
Эксперт замечает, что вдоль трассы М5 число примыканий «примерно две штуки на километр» и это «рекорд для федеральных дорог». «Хуже просто трудно себе представить, потому что количество примыканий на серьезной федеральной трассе равняется единице на 10, 20, даже 50 километров. А тут у меня на каждом километре примыкание! И это, конечно, тихий ужас. Я уже не говорю о том, что по старой дороге (М5 — прим. ред.) я должен проехать через десятки населенных пунктов, городов. Прямо по городской улице!» — поражается собеседник.
«Если кто не помнит, то по дороге на Казань есть такой замечательный город Гороховец. И его Московская улица — это как раз кусок М5. То есть я, вместо того чтобы с комфортом, как я еду по М12, 100 километров в час, буду останавливаться у светофоров. И людям буду жить мешать, и себе. И разительный перепад между движением по М5 и М12 делает пользователя гораздо более готовым платить деньги [за проезд по платной трассе]. Гораздо более готовым!» — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
«В основном масса водителей едет в Москву. Когда пробки в Москве, мы стараемся выехать по платной дороге, по М12. То есть мы по ней выехали и по ней вернулись», — комментирует рост трафика Сотников. По его мнению, со временем и М12 может перестать расти по числу проездов: «Сейчас еще некорректно сравнивать с прошлым годом. Потому что можно сравнить, например, с 2019-м, и тогда, получается, все вообще в разы растет, в миллионы раз. Когда не было трассы. А сейчас дорога наберет определенный уровень и так и будет на нем находиться».
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.