Жуткий дисбаланс застройки пригородов Казани, когда жилье появляется быстрее дорог и детских садов, в свое время побудил заморозить стройку в агломерации. Застройщики до сих пор на «стопе»: ждут, когда в бюджете заложат средства на «социалку» в районах их стройки. Накануне на комитете Госсовета Татарстана директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев озвучил мысль: не ждать, а ввести инфраструктурные сборы. Это платежи от застройщика с каждого квадратного метра в счет развития инфраструктуры вокруг жилья. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
На обсуждение вынесли некий компромисс: отчисления от застройщика с квадратного метра в пользу республиканского бюджета, так называемый инфраструктурный сбор. Взамен жилые комплексы будут обрастать детскими садами, школами и т. д.
Бюджетные деньги на дороги и детсады, похоже, все: девелоперам включают инфраструктурный сбор?
Путь усмирения градостроительного хаоса, когда жилье растет быстрее «социалки», обсуждали накануне на комитете Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. По всей видимости, прежний путь, когда за счет бюджета строят школы, дороги, детсады и сети, себя исчерпал — денег, видимо, не хватает. А застройщики готовы строить дальше, план по жилью республике тоже надо выполнять.
Так что в качестве варианта на обсуждение вынесли некий компромисс: отчисления от застройщика с квадратного метра в пользу республиканского бюджета, так называемый инфраструктурный сбор. Взамен жилые комплексы будут обрастать детскими садами, школами, дорогами и инженерными коммуникациями — всем тем, без чего территория может превратиться в очередные Куюки. Такую схему на заседании комитета по по жилищной политике и инфраструктурному развитию РТ предложил директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев.
Любой перекос в вопросе параллельного строительства выливается в огромные проблемы, в том числе социальные. Самый яркий пример рядом с Казанью — это Куюки. Микрорайон построили без социальной и транспортной инфраструктуры. И люди вынуждены стоять по полтора часа в утренних пробках.

Это неочевидно, но от такого расклада страдают сами застройщики, говорил он. Все ведомства, курирующие стройку в республике, сегодня занимают жесткую позицию: сначала — инфраструктура, потом жилье. «Ряд площадок сегодня в Казанской агломерации стоит на „стопе“. Бывает и так, что транспортная обеспеченность есть, но разрешение застройщику не дают, потому что нет понимания по строкам строительства „социалки“. Такие площадки к примеру, в районе нового дублера Горьковского шоссе», — упомянул Григорьев. Напомним, там впусте вот уж который год стоят примерно 700 га земли «Экорайона», хотя освоение потихоньку началось.
Речь в том числе о вето на застройку так называемого адова кольца Казани, которое раис РТ Рустам Минниханов наложил еще в августе 2023 года. Решение тогда приняли максимально четкое: разрешения на строительство не выдавать до момента, пока не будет документов с продуманными планами развития территорий. «К сожалению, 10 лет об этом просили, говорили. Сегодня этим озабочены на самом верху. Лучше притормозить, потом задний ход обойдется в разы дороже», — оценивал ситуацию мэр Казани Ильсур Метшин.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Но зачем ждать, если можно оплатить инфраструктуру из своего кармана? Примерно такую мысль высказал на заседании Григорьев. Примеры в России, когда инфраструктуру строит девелопер за свой счет, тоже имеются. Да и в Татарстане, по словам Григорьева, уже есть девелоперы, которые всеми руками за предложение об инфраструктурных сборах.
«Наш институт сейчас занимается проектом планировки 29-го проезда внутри восточной зоны города Казани на средства инвесторов, заинтересованных в развитии этой территории, поскольку без транспортной инфраструктуры там невозможно ничего делать», — привел пример Григорьев.
Напомним, что речь о магистральной дороге «Восточной дуги», которая свяжет Салмачи с улицей Зорге и Вознесенским трактом. Она открывает путь к реализации земель целого ряда девелоперов, в том числе и федеральных.
«Здесь мы тоже не предлагаем ничего нового. Все это уже давно (и успешно для бюджета) применяется в других городах и регионах (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Пермь и другие)»
«Почти все такие инструменты очень болезненны для строительного бизнеса»
Первые предложения по введению инфраструктурных сборов появились после того, как был разработан мастер-план Казанской агломерации. Так что первые звоночки этой инициативы стали слышны в сентябре прошлого года.
«Здесь мы тоже не предлагаем ничего нового. Все это уже давно (и успешно для бюджета) применяется в других городах и регионах (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Пермь и другие)», — объяснял тогда Григорьев.
Среди других предложений:
- плата за изменение категории земли;
- государственно-частное партнерство для финансирования строительства улично-дорожной сети.
«Почти все инструменты очень болезненны для строительного бизнеса, — признавался директор Института пространственного планирования. — Да и для покупателя недвижимости тоже, поскольку в итоге скажутся на цене жилья, а ГЧП в дорожном строительстве — на стоимости проезда. Достаточно вспомнить, насколько разогнала цену квадратного метра льготная ипотека, задуманная с благой целью — как средство сделать жилье более доступным».
По словам Фарита Ханифова, на новых территориях, где в стоимость «квадрата» максимально заложены все инженерные коммуникации, хотели продвинуть такую идею: наделить жителя правом закладывать определенную сумму в коммунальные платежи
«В Перми вообще нет такого, чтобы построили жилье без «социалки»
Опыт, который предлагает Григорьев, уже обкатан в других регионах. Его давно применяют в Пермском крае, Москве, Московской области и других субъектах. В той же Перми застройщики платят около 7,5 тыс. рублей с квадратного метра в счет инфраструктуры — и все, как уверяет Олег Дмитриевич, вполне довольны. Конечно, есть в этом и другая сторона медали: затраты, как и всегда, лягут на конечного потребителя — покупателя жилья.
«В Перми вообще нет такого, чтобы построили жилье без „социалки“. Таких проблем нет!» — уверял коллег Григорьев. И в целом они его поддержали. Если учесть, что средняя цена «квадрата» за границами столицы РТ в Казанской агломерации уже под 150 тыс. рублей, а в самой Казани уверенно пробивает планку в 240 тыс., добавочка в 7–10 тыс. на «квадрат» хоть и неприятна, но несмертельна.
«Это по-любому скажется на стоимости квадратного метра, но 7 тысяч — сумма вполне подъемная и прозрачная», — считает Эмиль Хуснутдинов, генеральный директор ООО «ГК „ЖИК города Казани“», депутат Госсовета РТ. По его словам, в работе над большими территориями уже «пора прийти к какому-то решению». Пример — территория «Большого Зеленодольска», которая также ждет, пока у бюджета дойдут до нее руки.
Но вопрос комплексный, поэтому определенно стоит дополнительных расчетов. «Вспомните 90-е, — призвал Хуснутдинов. — Демографические ямы, все садики опустели. Поэтому надо просчитать необходимость в детских садах в целом. И найти золотую середину, а не так просто: построил 10 тысяч [квадратных метров], заплатил 70 миллионов — и свободен».
К вопросу роста стоимости квадратного метра из-за инфраструктурного сбора подключился министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. По его словам, на новых территориях, где в стоимость «квадрата» максимально заложены все инженерные коммуникации, хотели продвинуть такую идею: наделить жителя правом закладывать определенную сумму в коммунальные платежи. Т. е. платеж, по всей видимости, помимо платы за «коммуналку», включал бы и инфраструктурную часть. «Может быть, еще раз это попробовать», — сказал он, но тему дальше развивать не стал.
Председатель комитета Андрей Егоров предложить создать рабочую группу по этому вопросу — вероятно, для проработки дальнейшего законопроекта. Григорьев же в свою очередь заметил, что министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ сейчас готовит предложения для республиканского руководства. И кажется, у такой инициативы есть все шансы быть принятой. Ведь для застройщика инфраструктурный сбор будет добровольной возможностью. Хочешь начать строить на пустых территориях — заплати. Если нет — жди решений от республики.
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.