«В десертных группах идет серьезное перераспределение: люди отказываются от тех или иных товаров в сторону упрощения. Например, если кто-то раньше покупал йогурт или молочный коктейль, то теперь человек переходит на кефир или молоко», — фиксирует переориентацию покупателей на базовые продукты эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. Продуктовые корзины впервые за три года дешевеют, но цены на некоторые категории товаров взлетели далеко вверх и не думают снижаться. Подробнее о том, что происходит с товарами на полках в сентябре, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Реальные доходы населения все-таки больше не растут, чем растут, и, естественно, в этой ситуации люди стараются не то чтобы экономить, но оптимизировать свое потребление»
Россияне стали жертвами стелсфляции?
Очередной «Индекс „Магнита“, „Бахетле“ и „Самоката“» обнадежил квартальным и годовым снижением цен на продукты, но не затишье ли это перед новогодней бурей? Статистические данные ведомств хотят порадовать: годовая инфляция в РФ с 16 по 22 сентября замедлилась до 7,99% с 8,02%, подсчитали в минэкономразвития РФ. В управлении Банка России по РТ и вовсе заметили, что годовая инфляция неуклонно снижается пятый месяц подряд и уже достигла 8,4%. «По сравнению с июлем цены в республике уменьшились — впервые с октября 2022 года. Цены в Татарстане в августе уменьшились на 0,6 процента к июлю, в то время как по России в целом — на 0,4 процента», — заметили в пресс-службе регулятора.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» ведет с декабря 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость трех наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю).
В «Бахетле» мы включаем в корзину не только хлеб, молоко и другие базовые продукты, но и филе говядины, слабосоленую рыбу, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства сети.
В казанских магазинах федеральной сети «Магнит» ориентируемся на более доступный набор — в нем 26 продуктов от кофе до капусты. А последние несколько лет мы стали рассчитывать еще и индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только 15 продуктов первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Совсем недавно в нашем обзоре появилась корзина, собранная в «Самокате». Она стала своеобразным синтезом покупок в двух маркетах. В этой корзине гречка, газировка, сахар, капуста из бюджетного магазина и пельмени, йогурт и готовая еда из списка покупок в премиальной сети. В качестве постоянной выпечки мы выбрали круассан с малиной, а из готовой еды — пасту «Карбонара». Эти позиции неизменяемые и практически всегда есть в ассортименте.
Согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
Но не все так радужно. «Реальные доходы населения все-таки больше не растут, чем растут, и, естественно, в этой ситуации люди стараются не то чтобы экономить, но оптимизировать свое потребление. Например, в десертных группах идет серьезное перераспределение: люди отказываются от тех или иных товаров в сторону упрощения. Например, если кто-то раньше покупал йогурт или молочный коктейль, то теперь человек переходит на кефир или молоко. Трансформируются категории из-за снижения покупательной способности и качества самих товаров», — анализирует учредитель отраслевого портала «Продукт Медиа», эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. Самый яркий пример — шоколад, манипуляции с которым привели к появлению в магазинах 40–50- и 75-граммовых плиток. Покупатель в ответ на это выбирает другие сладости. «Шоколада хорошего качества в массовых сетях нет, есть какие-то плитки, которые называются шоколадом, но по факту там 80 процентов — это начинки на основе растительного жира. Даже небогатые люди не хотят покупать этот продукт, который иной раз просто невозможно есть, и ищут какие-то другие для себя десерты, которые более-менее съедобны. Соответственно, категория шоколада деградирует и потребитель от нее отказывается», — говорит эксперт.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Вообще, популярная сладость — ярчайший пример стелсфляции — объединения двух тактик производителей шринкфляции (скрытое повышение цен через сокращение производителем массы при сохранении или незначительном росте его стоимости) и скимпфляции (замена дорогих ингредиентов на более бюджетные). Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов и вовсе назвал россиян жертвами данного феномена. «Если сокращение упаковки еще можно было отследить, то изменение рецептуры в сторону удешевления — это скрытая и коварная форма инфляции. Мы были одними из первых, кто забил тревогу о шринкфляции, и сейчас вновь обязаны обратить внимание регуляторов на эту новую уловку рынка», — заявил он. И пока беспокойство парламентариев ограничилось лишь призывами, в игру вступили и сами продуктовые сети, предлагающие покупателям готовую еду или продукты от собственной торговой марки.
«Идет уменьшение ассортимента, которое многие не замечают. Например, торговые сети выводят одну и ту же продукцию от одного и того же производителя под разными собственными торговыми марками, создавая иллюзию разнообразия. Этот процесс неприятный и начался не в этом году, его можно было наблюдать еще даже до ковида, но сейчас тенденция ускорилась. Идет тонкая работа по замене каких-то отдельных позиций на СТМ торговых сетей, на удешевление путем оптимизации веса, объема, рецептур. Этот процесс наверняка будет идти как минимум несколько лет, потому что ретейл реагирует на экономическую ситуацию в стране и пытается подстроиться», — говорит эксперт. Рассмотрим поподробнее, чем пытаются «зацепить» покупателей продуктовые сети и онлайн-ретейлеры.
За год в корзине «Бахетле» сильно прибавило в цене сливочное масло: оно подорожало на 54,6% до 1 288 рублей за килограмм
«Бахетле»: золотые сливочное масло с йогуртом и «стеклянное» молоко
Продуктовая корзина в магазине премиальной сети за квартал подешевела на 3,53%, но за год все же набрала 25,7%, или 3 тыс., подорожав с 10 995 до 13 824 рублей. Все чаще «Бахетле» завлекает покупателей желтыми ценниками — особенно много их в отделе шоколада. Видимо, для психологического комфорта покупателей, которые даже в магазине Муслимы Латыповой не готовы покупать Alpen Gold по цене 180 рублей (без скидки) за 85–90-граммовую плитку или 900-граммовую плитку аж за 3 980 рублей.
Все чаще «Бахетле» завлекает покупателей желтыми ценниками — особенно много их в отделе шоколада
За год в корзине «Бахетле» сильно прибавило в цене сливочное масло: оно подорожало на 54,6% до 1 288 рублей за килограмм. По данным Росстата, стоимость масла увеличилась с сентября прошлого года на 22,2%. В T-Pay подсчитали, что на пачку масла в январе – августе 2025-го потребители тратили в среднем 231 рубль, что больше аналогичного периода прошлого года на 38%. Для сравнения: продукты питания в целом за этот период подорожали на 12,3%, приводит «Коммерсантъ» аналитические данные NTech. Традиционно удорожание продукта связано с затратами на производство. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов оценивал, что только сырое молоко за год выросло в цене на 23,1%. Помимо этого, растут траты на логистику, склады, другие ингредиенты. Как отмечает «Ъ», «беда» коснулась не только российских производителей, но и белорусских. Рост цен на базовый продукт заставляет россиян все реже класть сливочное масло в корзину. В Союзмолоке объяснили это «склонностью потребителей к сберегательному поведению», а председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов предположил, что все дело в ЗОЖ: якобы часть покупателей склонны теперь делать выбор в пользу растительного масла. Однако данные «Нильсен» подтверждают не самые лучшие тенденции: с падением продаж молочного продукта рост продаж маргарина в январе – июле увеличился на 0,3% год к году, а поставки маргариновой продукции из-за рубежа в Россию за 12 месяцев выросли на 41%.
Красное полусладкое с сентября прошлого года подорожало на 47,6%. Всему виной рост себестоимости винограда, комплектующих и акцизов. «В среднем подорожание в 2025 году составило 10 процентов по всем категориям вин. Это связано с изменением себестоимости винограда, на это также влияют определенные климатические условия. В этом году у нас сильно подорожали комплектующие — от колпачков до бутылки. Далее увеличилась стоимость акцизов — НДС на акциз составил порядка 20 рублей на бутылку. Эти факторы сложились в единый комплекс, и подорожание отобразилось на данный момент на 10 процентов. Я прогнозирую, что виноделы сработают остатки, которые были закуплены до подорожания стекла, и цены за бутылку вырастут еще на порядка 10 процентов в конце 2025 года», — объясняла в беседе с РБК руководитель «НАМ Российского вина!» Екатерина Топорищева.
Хлеб за год подорожал на 43,6%, однако за квартал все же снизился в цене на 8 рублей. При этом говорить о ситуации, аналогичной осени прошлого года, когда в дело пришлось вмешиваться ФАС и спрашивать у производителей обоснованность цен, не приходится. Вместе с тем стоимость хлеба все равно продолжила расти в этом году — еще бо́льших затрат потребовала логистика, в том числе из-за дефицита водителей и необходимости повышать зарплаты в отрасли. Ранее, отмечали эксперты, основная часть расходов хлебопекарей занимала мука. Кроме того, свою лепту в подорожание «Бородинского» могло внести повышение отпускных цен на рожь на фоне рекордно низкого дефицита урожая в 2024 году. «Прямое влияние цены ржи на стоимость хлеба — около 7 процентов», — говорил Forbes начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев.
За год почти на 30 рублей стал дороже эчпочмак. На рост стоимости национального угощения повлияло не только удорожание сливочного масла, но и говядины. С начала года розничная стоимость этого мяса выросла на 10,05%. «За месяц цены на бескостную говядину выросли на 0,6 процента, за год — на 17 процентов», — говорил «Парламентской газете» генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов. Это самые высокие темпы удорожания среди всех других видов мяса, замечал эксперт. При этом в первом полугодии производство говядины сократилось на 3,5%. В «Бахетле» говядина за квартал хоть и не изменилась в цене, но за год подорожала на 32,7%.
С сентября прошлого года «Актибио» подорожал на 34,8%
Пятерку самых подорожавших за год продуктов замкнул йогурт «Актибио», обогащенный бифидобактериями. С сентября прошлого года он подорожал на 34,8%. Опережающий рост издержек и затрат на производство (по данным Росстата, средняя стоимость йогуртов за год выросла на 9,8%) приводит к тому, что эти продукты все чаще залеживаются на полках магазинов: продажи густых йогуртов в январе – августе текущего года сократились на 12,4% год к году, приводит «Коммерсантъ» данные компании – производителя онлайн-касс «Эвотор». В Health & Nutrition — компании по производству молочных продуктов и детского питания — рассказали газете, что продажи йогуртов в России традиционно привязаны к доходам населения: если они растут, то увеличивается и их потребление. А сейчас людям не до увлечения ЗОЖ и переориентации на полезную еду.
За квартал больше всего подорожал майонез (плюс 31%)
За квартал в продуктовой корзине «Бахетле» больше всего подорожал майонез (плюс 31%), яйца (плюс 29%), вино (плюс 25,7%), пельмени с бараниной (плюс 25,6%) и кофе (плюс 21,5%). По всей видимости, после ошеломляющего снижения цены на яйца стали понемногу возвращаться в норму. По данным Росстата, средняя стоимость яиц за неделю с 16 по 22 сентября выросла на 1,5%.
С лета неожиданно подешевела слабосоленая рыба (минус 28%)
Самым подешевевшим продуктом стал картофель: за год его цена снизилась на 39,9%, а за квартал аж на 81,2% — оно и понятно, сезон. С лета неожиданно подешевела слабосоленая рыба (минус 28%). На полках магазина Латыповой появились килограммовые куски форели от «Фосфорели» за 2,9 тыс. рублей за килограмм.
Молоко за квартал подешевело на 16,6% — с 125 до 105 рублей
Молоко за квартал, несмотря на всеобщее подорожание молочки, подешевело на 16,6% — с 125 до 105 рублей. И если йогурты, сырки и другие продукты постепенно покидают продуктовый список россиян, то молоку это вряд ли грозит. Это понимают и в «Бахетле», потому ассортимент пополнился адыгейским козьим молоком «Козочка с облачка» и коровьим в стеклянной таре от «Сычевских ферм» (Смоленская область). За необычную и экологичную упаковку придется доплатить: 750 мл молока 3,2-процентной жирности обойдутся в 155 рублей. Для сравнения: зеленодольское молоко «Очень важная корова» стоит 105 рублей почти за литр.
Ценовой олимп в этом году в «Магните» заняла кола, которая подскочила в цене сразу на 53%
«Магнит»: дорогие кофе с колой и подешевевшие бананы
Корзина «Магнита» за год подешевела на 20% и подорожала за квартал на 15%. Полный набор продуктов сейчас обойдется в 3,3 тыс. рублей, что почти на 500 рублей больше, чем летом. Базовая корзина федерального ретейлера за год набрала 6%, а за квартал «похудела» на 2,57%. Несмотря на это, в «Магните» неприятно удивило подорожание повседневных продуктов, однако это можно объяснить общей тенденцией, характерной для многих продовольственных товаров в первый осенний месяц, когда ретейлеры начинают подготовку к новогоднему сезону.


Ценовой олимп в этом году в «Магните» заняла кола, которая подскочила в цене сразу на 53%. Если год назад сладкую газировку можно было купить за 79 рублей, то сейчас 2 л «Черноголовки» обойдутся почти в 170 рублей. Сильное подорожание связано с выросшим в 2025-м акцизом на сахаросодержащие напитки — ставка налога с 1 января увеличилась с 7 до 10 рублей за литр. Кроме того, в цену заложены и расходы, связанные с внедрением маркировки «Честный знак». В копеечку для конечного покупателя обходится запрет производства некоторых видов пластиковых бутылок и упаковок, который начал действовать с 1 сентября этого года. По оценкам экспертов, данная мера повысит стоимость газировок на 2–3% дополнительно. Неожиданно ретейлер решил побаловать покупателей не только разнообразием российских кока-кол, но и той самой, оригинальной Coca-Cola по цене 270 рублей за 2 л, по всей видимости, привезенной из Азербайджана.
Следующим рекордсменом по росту стоимости неожиданно стал рис
Следующим рекордсменом по росту стоимости неожиданно стал рис. В этом году пачка белого круглозерного бренда «Макфа» обойдется покупателю в 119 рублей — это на 41% больше, чем в прошлом году, когда он стоил 70 рублей. И это несмотря на то что цены на крупу в этом году упали почти вдвое из-за избытка риса на внутреннем рынке. Уже в этом году фермеры стали сокращать посевные площади, потому рассчитывать на такие же громадные запасы в следующем году не приходится. Разумеется, в «Магните» можно взять рис и подешевле: крупа по соццене обойдется всего в 38 рублей, а 800-граммовая пачка риса от бренда «Семейные секреты» (собственная торговая марка ретейлера из Краснодара) — в 99 рублей.
Макароны за год подорожали на 54,7% — кладем в корзину рожки «Шебекинские» за 72,9 рубля. Вероятно, с макаронами «Магнит» играет в ту же игру, что и с рисом, — на полке представлены вермишель по 20 рублей и рожки от собственной торговой марки ретейлера за 34 рубля.
Макароны за год подорожали на 54,7%
Следующим в таблице подорожавших продуктов отметился сахар — рост за год на 25 рублей. Ближайшая альтернатива — по соццене за 64 рубля, которую мы, разумеется, не можем положить в корзину по нашим правилам. Интересное наблюдение: в «Магните» и его конкуренте «Пятерочке» появился сахар в упаковке по 500 г и продающийся по цене в 2 раза дешевле, чем килограммовая упаковка. То ли производители думают, как еще реализовать запасы сахара, коих в избытке, то ли подстраиваются под запросы покупателей, которые стараются либо экономить, либо следить за своим питанием….
По прогнозам экспертов, в этом году стоимость кофе в России может увеличиться на 40%
За тысячу перевалила стоимость растворимого кофе — рост с осени прошлого года на 24,9%, за квартал подорожание еще сильнее — на 64,7%. И не факт, что дальше — лучше. По прогнозам экспертов, в этом году стоимость кофе в России может увеличиться на 40%. Всему виной сразу несколько факторов: продолжающаяся засуха в Бразилии, сокращение кофейных запасов, удорожание логистики и превышение мирового спроса над предложением.
В базовой корзине в топ-5 подорожавших попали молоко (плюс 34,5% за год) и растительное масло (плюс 15%). Что же подешевело? Хлеб (минус 54% за год и минус 33% за квартал), яйца (минус 46% за год и минус 25% за квартал) и капуста (минус 18% за год и минус 62% за квартал). Также за квартал ожидаемо подешевела картошка (минус 56%) и бананы (минус 14,2%).
С лета цена итоговой корзины, а точнее, пакета, который доставят теоретически за 15 минут, снизилась на 215 рублей
«Самокат»: корзина онлайн-ретейлера тоже подешевела, но не затраты на доставку
«Самокат» тоже приятно удивил небольшим удешевлением итоговой корзины. С лета цена итоговой корзины, а точнее, пакета, который доставят теоретически за 15 минут, снизилась на 215 рублей. В пересчете на наши граммовки за квартал продукты из «Самоката» подешевели почти на 2%, а с весны — на 6%.
Сильно сбавили в цене картофель — с 189 до 69 рублей (минус 63,4%) и капуста — с 77 до 51 рубля (минус 33%), которые теперь привозят на дом от местных аграриев. Также подешевел шоколад — на 22%, но это объясняется случайной скидкой от ретейлера, на которую посчастливилось попасть. На 18,4% подешевел круассан с малиной, на 9,4% — молоко и на 8,2% — гречка.
На 1-м месте по подорожанию «Карбонара», однако ввиду ее отсутствия мы заменили традиционную пасту на блюдо из «Самоката» с курицей и грибами, поэтому говорить о сильном скачке цены отдельной позиции все же нельзя. Заметно подорожали (на 21%) пельмени с говядиной, майонез и подсолнечное масло. И если с мясом все понятно, то незначительное подорожание соуса и масла можно объяснить закладыванием в стоимость продукта цены на доставку. Особенно видно, во сколько обходится доставка за 15 минут, сравнивая одни и те же позиции в «Самокате» и «Магните». Весной разница между одинаковыми продуктовыми наборами достигала почти 800 рублей, теперь — 600 рублей.
В будущем потребительский сектор продолжит дальше сжиматься, поэтому игры с удешевлением составов и массой упаковки будут продолжаться
«Следующий год будет довольно тяжелым…»
Что же будет дальше? Сами ретейлеры ждут, что 2026 год будет сложным и больше всего конкурировать придется в сегменте готовой еды.
«Прогнозы на 2026 год сейчас строятся вокруг двух моделей. Первая предполагает, что после бурного роста всегда бывает определенное замедление и по сравнению с высокой базой 2025-го следующий год будет довольно тяжелым. Согласно второй модели, замедление будет, но без стагнации, так как рост доходов населения все равно сохранится. И в пользу этого варианта говорит еще и то, что меняется модель потребления. Рост числа одиночных домохозяйств (их уже 42 процента) лишь один из примеров. Такое домохозяйство потребляет больше, чем семья из нескольких человек в пересчете на одного человека. И структура потребления у него другая. Вот в таких направлениях и будет разворачиваться конкуренция», — дал свой прогноз генеральный директор «Дикси» Юрий Семенов.
«Уже сейчас на полках магазинов возле дома разнообразие готовой еды на любой вкус — начиная от уже базовой выпечки, заканчивая завтраками, обедами, ужинами и азиатской кухней. Ретейлеры сами эту тему активно прокачивают и вкладывают туда огромные деньги. Такая продукция — это огромная добавленная стоимость, соответственно, очень хороший заработок и прибыль. И конечно, люди часто живут в каких-то очень небольших квартирах где в принципе готовить что-то сложно, поэтому они покупают готовые блюда», — отмечает Лачугин.
При этом, предполагает эксперт, в среднесрочной перспективе народ «не пересядет» на готовую еду в пластиковых упаковках. «Вернется мода на то, чтобы готовить еду дома, хотя бы компромиссные варианты. Уже сейчас продаются заготовки для супа, салата. Такая модель потребления, наверное, через несколько лет будет нарастать. А продажи готовой еды на какой-то момент достигнут своего пика и пойдут на спад. Тем более что качество той готовой еды, которую предлагают массовые торговые сети, далеко от идеала». Уже сейчас в «Ашане» набирают популярность миксы смесей для приготовления горячих блюд, макаронные изделия с соусами, соусы для приготовления блюд, готовые вторые и первые блюда/бульоны с длительными сроками годности. «Особенно активно будет развиваться рынок готовой еды в заморозке», — уверены в пресс-службе гипермаркета.
В будущем потребительский сектор продолжит дальше сжиматься, поэтому игры с удешевлением составов и массой упаковки будут продолжаться. Количество магазинов у дома будет расти, а формат гипермаркета продолжит стагнировать. Теперь крупным гипермаркетам приходится догонять своего покупателя в онлайне, например, в этом году тот же «Ашан» вывел товары под собственными брендами на платформу Ozon — причем как в продовольственном, так и в непродовольственном сегментах.
Но ничего трагичного в этом нет. «Все, что могло поменяться в глобальном плане, уже поменялось. Все эти процессы со стагнацией гипермаркетов происходили бы вне зависимости от ситуации в стране. Но сейчас, может быть, они будут идти немного быстрее», — считает Лачугин.
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.