Экономист и социальный философ Рустам Курчаков: «Говорят, человек — это Вселенная в миниатюре. В этом смысле духовная сторона генов человека связана с космосом, с небом» Экономист и социальный философ Рустам Курчаков: «Говорят, человек — это Вселенная в миниатюре. В этом смысле духовная сторона генов человека связана с космосом, с небом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Побывав на Алтае, человек может ощутить глубину своей родовой памяти»

— Рустам Султанович, по-вашему, какова главная тема выставки «Алтай. ДНК» в галерее современного искусства «БИЗОN»? Понятно, что есть визуальный ряд — сам по себе самоценный, однако настоящие художники хотят того или нет, но всегда возникает второй смысловой ряд, который проступает через их работы. Тем более замах серьезный взят — тема Алтая, вдохновлявшая еще самого Рериха, одного из главных планетарных духовных мыслителей XX века…

— Эта тема еще до открытия выставки меня зацепила. Сейчас много банальных или маркетинговых названий, рассчитанных на хайп, а здесь я увидел глубинный смысл и призыв к действию. Мы знаем, что ДНК — носитель генетической информации, но, помимо материальной стороны, связанной с биологией, у нее есть и духовная. Говорят, человек — это Вселенная в миниатюре. В этом смысле духовная сторона генов человека связана с космосом, с небом.

«Это чувство сродни пробуждению: будто стоишь на границе яви и сна»

А еще это родовая память человека. Ученые дошли до исследований гаплогрупп, и среди людей стало модным проверять свои гаплогруппы, чтобы узнать, сколько у них чего, кто и откуда их предки и так далее. Но не одной биологией жив человек, есть же его история, социальные и родственные связи. Может оказаться так, что человек с определенной гаплогруппой оказался среди тех, у кого другие биологические гены. Тем не менее он становится их братом и соратником. Когда мы говорим о ДНК, важно не сводить ее только к материальному. В Алтайском Билике (Алтайский Билик — это понятие, которое объединяет источники знания и веры в одно — это единство общих законов Вселенной, природы и человекаприм. ред.), кстати, есть понятие «дух-ген», где биологическая и духовная стороны человека не разделены.

Если говорить о моих впечатлениях от выставки «Алтай. ДНК» в галерее «БИЗON», мне показалось, что художников трудно упрекнуть в постмодерне — в их работах нет дробления смыслов. Зато есть объемный художественный образ, требующий размышления. Тем более древнее алтайское знание как раз построено на образах, к которым хотелось бы, чтобы наши художники постепенно пришли. Но по известному стихотворению Александра Пушкина, ни деве, ни орлу, ни творцу приказывать нельзя, он сам выбирает (речь о строчке из стихотворения А. Пушкина «Из египетских ночей»: «Затем, что ветру и орлу И сердцу девы нет закона»прим. ред.). Я хочу им пожелать хорошего выбора.

Перформанс удмуртской шаманки Пельги на фоне полиптиха Ленара Ахметова «Тысяча дорог к моим ногам» на открытии выставки «Алтай. ДНК» Перформанс удмуртской шаманки Пельги на фоне полиптиха Ленара Ахметова «Тысяча дорог к моим ногам» на открытии выставки «Алтай. ДНК» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Удалось ли художникам, представленным на выставке, уловить и передать через свои работы духовную суть Алтая?

— Интересна художественная практика Ленара Ахметова, который через руны передает образы четырех стихий — воды, воздуха, земли и огня. Если посмотреть с возвышенности на долины Алтая, можно увидеть, как в них собираются испарения земли и воды, ароматы растений, солнечные лучи… И это образует особое свойство атмосферы, которое мне несколько раз удалось испытать и по-своему понять как первозданную энергию — настоящую пищу для человека (чын аш). Тот, кто способен ее воспринимать, может активно обновлять свою жизненную энергию. Я знаю два алтайских названия этого явления — «ынаар» и «тудюзек».

Полиптих Ахметова «Тысяча дорог к моим ногам» я воспринял так: когда алтайцы передвигались по тысяче дорог, они становились другими народами, потому что переселение с Алтая шло разными путями. Образы молодой женщины и мужчины, которые прокладывают путь, похожи на тюркских прародителей подобно Адаму и Еве, «Желтому Императору» в Китае и другим образам прародителей у разных народов.

«Алтай – это большая мама, и ее дети разбрелись на все четыре стороны»

Еще одна картина, на которую я обратил внимание, — «Алтай, круговорот жизни» Альберта Закирова. Она отсылает к алтайскому глубоко философскому понятию «Ала-гармония», означающему пестрый многообразный мир — не хаотичный как калейдоскоп, а гармоничный как мозаика жизни, данная свыше. Алтайцы умели видеть эту гармонию, ценить ее и благодарить.

Вообще, хотелось бы помедитировать на эту картину и образы, всплывающие из этой алтайской Ала-мозаики. Надеюсь, картины этой выставки будут оцифрованы и можно будет поработать с образами камерно, а не публично.

Картина «Алтай, круговорот жизни» Альберта Закирова Картина «Алтай, круговорот жизни» Альберта Закирова Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы говорили, что увидели на выставке еще и призыв к действию…

— Важная тема выставки «Алтай. ДНК» — это призыв не просто к действию, но и к ценным размышлениям, потому что мы живем в условиях, когда наше восприятие очень сужено. «Ум» по-алтайски — «санал». Кто знает татарский язык, сразу проведет аналогию со словом «санау» — «расчет», «считать». Если несуетливо посмотреть на современную обстановку, многие поймут, что наше восприятие зачастую сужается до меркантильного расчета. Говорят, что мы смотрим на все через призму денег и личной выгоды. Ум-то работает, но он больше склоняется к хитрости, а хитрость, как известно, усиленное действие инстинктов, вызванное слабостью ума.

Когда человек думает, он просто вытаскивает из памяти слова, понятия и представления, с которыми когда-то столкнулся, и начинает их как кубики перебирать применительно к актуальной ситуации. А есть выражение «человек соображает», то есть он видит, чувствует, воспринимает образы, а потом начинает их сопоставлять — рождается процесс мышления и возникают когнитивные процессы. Только в когнитивном поле мышления можно получить какие-то знания. Это похоже, кстати, на «тудюзек» — некую энергию, к которой ты либо подключаешься, либо, если только думаешь и хитришь, эти категории тебе недоступны.

«Алтай. ДНК» — это призыв к образному мышлению и возрождению родовой памяти, заложенной внутри человека. Историческая память, про которую говорят чаще, — это искусственная прививка, которую он получает в школе и обществе. Профессиональные историки стараются действовать объективно и признают только источники, которые можно пощупать, — написанные тексты, артефакты, археологические данные. Пойти дальше — за границы видимой реальности — они не могут себе позволить.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!

Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября

Родовая память работает по-иному — это невидимая сфера, где только от человека зависит, насколько глубоко он способен в нее погрузиться. Большинство людей, дай бог, вспомнят своих родителей, бабушек и дедушек, но этим ограничиваются. Многие казанские татары своей исторической памятью дотягиваются или стараются дотянуться до времен Золотой Орды или же причисляет себя к булгарам. Побывав на Алтае, человек может ощутить глубину своей родовой памяти. Вроде не научно, но внутреннее ощущение человека, честного перед собой, я думаю, не хуже научных концепций. Вы можете согласиться с этим или не согласиться. Человек должен сам решить, где его прародина.

Алтай — место, где можно проверить: это мое или не мое. Человек обычно ищет место, где ему хорошо. Если вы побывали на Алтае и почувствовали, что здесь ваше «место силы», так оно и есть. Хотя и в Татарстане немало таких мест, где можно побывать не в качестве туриста, а неким странником. Правда, сейчас эти места закатаны в бетон и асфальт, но это не помеха почувствовать свою связь с землей.

Работа Ленара Ахметова «Ашина» Работа Ленара Ахметова «Ашина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Билике перемен есть три архетипа, присущие каждому народу, — охотник, мастер и управитель»

— Алтай часто называют «колыбелью цивилизации» или «колыбелью культуры». Как вы трактуете этот образ?

— На Алтае особая, еще не разрушенная природа. Образ рая тесно связан в восприятии человека с колыбелью. Согласно трансперсональной психологии, что-то закладывается еще в утробе матери, затем идет травма рождения, а потом эта травма как-то укачивается в колыбель. Просто нужно задать себе вопрос: у меня есть это ощущение или нет? Дорого оно мне или нет? И через это ощущение уже проверять и Алтай, и город проживания, и что угодно. Приглашать всех к алтайским истокам можно, но навязывать — нет, потому что народов в России много и каждый имеет право на свою колыбель.

Поскольку мы говорим о кризисе цивилизации, важно собраться вместе и договориться. Если каждый будет идти по пути разделяющих научных концепций, ограничиваясь только своим, сами понимаете, — это смута. В Билике перемен есть три архетипа, присущих каждому народу: охотник, мастер и управитель. Когда они расходятся, наступает смута. Тогда они возвращаются к истокам реки, чтобы посмотреть правде в глаза и назвать вещи своими именами.

— В чем заключаются основы алтайской веры и мировоззрения?

— Алтайский Билик — это учебник образного мышления, в котором собраны дошедшие до нас фрагменты знания и основы веры алтайцев. Это языческое, природное, образное восприятие, через этот период мировосприятия прошли все народы, а у алтайцев сохранившееся до сегодняшнего дня хотя бы фрагментарно благодаря связи с природой. К тому же перекос в сторону рациональности восприятия глубоко на Алтай еще не проник, хотя и его уже коснулся.

В начале нулевых друзья предложили мне рукописи Алтайского Билика, собранные директором школы в Усть-Канском районе Алтая Николаем Шодоевым, с которым мы и написали книгу. Николай Андреевич ушел из жизни на 91-м году жизни в июне этого года и под конец жизни был награжден высшей наградой Республики Алтай — орденом Утренней Звезды: почувствуйте имя и образ этой награды! (Орден «Тан Чолмон» («Утренняя Звезда»)прим. ред.)

«Кто мы, кем являемся и откуда произошли»: как художники ищут ответы на Алтае

Билик — это непрерывный поток когнитивного, познавательного процесса в единстве знания и веры: верю в то, что знаю, и знаю, потому что опираюсь на веру. Сейчас это потеряно нашей цивилизацией. Билик полон образов, но, поскольку его собирал учитель и директор школы советского формата, он всю мифологическую часть пытался оформить рационально. Николай Андреевич мыслил по поводу этих образов и, соответственно, приходил к рациональному, логическому объяснению даже невидимых вещей.

Нам нужно понять, как мыслили наши предки раньше, какие этапы они преодолели и как мы пришли к сегодняшнему состоянию. Но современный человек от этого далек — считает себя покорителем природы и уверен, что все знает, умеет и может. Основная болезнь современного общества — это гордыня и горе от своего ума. Неслучайно в первых ниспосланных сурах Корана Всевышний говорит: «Преступает все пределы человек, себе приписывая все, чем он богат и знатен».

Думаю, что в память об учителе следовало бы переиздать Алтайский Билик в новом качестве и формате — как ответ на вызовы времени и пособие по актуальному образному мышлению. Для этого нужен интерес читателя, издателя и художника. А главное: благословение духа Алтая — Алтай-Кудая.

Картина «Тишина» Альберта Тимиршина Картина «Тишина» Альберта Тимиршина Фото: «БИЗНЕС Online»

— Чем Алтайский Билик важен тюркам? Какие основные духовные ценности и философские установки, присущие тюркским народам, берут свое начало на Алтае и могут быть особенно ценны сегодня?

— Удивительно, но среди татар мало кто проявил интерес к этой книге. Потом до меня дошло, что у большинства казанских татар родовая и историческая память дальше Золотой Орды не пошла. Некоторые из них побывали на Алтае, но родовой ниточки не прочувствовали.

Билик открывает нам алтайскую линию откровений. Мы-то знаем семитскую линию, ниспосланную через пророка Моисея, Иисуса и затем пророка Мухаммада. Но когда смотришь на то, что сейчас на Ближнем Востоке творится, хочется найти другую точку приложения веры и силы. И она есть — это Алтай. Алтайское откровение дано нам через образы природы, а выставка в галерее «БИЗON» в этом смысле — наглядное пособие. Разумеется, человеку не навязать эти смыслы, более того, любая проповедь сейчас вызывает конфликт отношений. Но в первую очередь это важно для казанских татар. Если открыть татарский словарь, слово «Бог» передано тремя именами — Тенгри, Ходай и Алла. Вольтова дуга веры для татар — как радуга завета. Тенгри — это бездонное синее небо, Ходай — создатель Ала-гармонии Алтая, а потом уже Алла. С точки зрения науки ученые могут сказать, что это народная этимология, у которой нет доказательств. А я ничего и не собираюсь доказывать: человек либо чувствует, либо нет.

Начало тенгрианской молитвы «Ата, чын аш Ижасы…» переводится как «Отец, Создатель истинной пищи…» Ничего не напоминает? Она созвучна православной молитве «Отче наш». В интернете найдете десятки текстов «Отче наш» на тюркских языках. Надо понимать, что это одна молитва и одна вера. Особенно сейчас, когда мир стоит на пороге религиозных войн и уже вступает в эту экзистенциальную битву.

— В условиях глобализации мы часто говорим об унификации культур. Как Алтай и связанное с ним тюркское наследие могут помочь сохранить культурное многообразие и противостоять упрощению?

— Человек сам решает, хочет он сохранить наследие или нет. Если он чувствует, что утрачивает ощущение мозаики и гармонии жизни и в какой-то степени становится приставкой искусственного интеллекта (ИИ), стоит поискать свою колыбель и восстановить образное восприятие.

Я знаю про свое поколение и поколение возраста моих детей — на этом уровне просвета к новому укладу жизни и хозяйства не видно, то есть образа будущего нет. Единицы, может быть, как-то еще выберутся, чтобы просто с интересом посмотреть на то, чем закончится это предконечное время — Ахыр Заман. Поэтому остается надежда на поколения X, Y и Z — способны ли они создать образ будущего? Но пока гармоничной мозаики не видно — продолжается клиповый калейдоскоп.

Графика лидера татавангарда Зиннура Миннахметова, передающая гармонию тесного соседства человека с природо Графика лидера татавангарда Зиннура Миннахметова, передающая гармонию тесного соседства человека с природой Фото: «БИЗНЕС Online»

«Человек смотрит через зашоренные очки с четырьмя створками, а работает только одна…»

— Почему современному обществу в момент всеобщего кризиса важно обратиться к истории и наследию Алтая?

— Рациональная цивилизация модерна зашла в тупик. Все восприятие свелось к рациональному уму и словесности вместо полноты восприятия всем существом. Во-первых, важен дух. Сейчас много «потухших» людей. Как пел Владимир Высоцкий: «Настоящих буйных мало». Во-вторых, душа, которая означает самость человека, единство психики и тела. Если я иду на выставку, смотрю фильм или общаюсь с человеком, я должен настроить свою психосоматику. А у нас сейчас в большинстве взаимоотношений человек воспринимается лишь как функция. В-третьих, сердце. Иногда говорят, что сердце и душа — это одно и то же, но нет. Сердце — особое «чувствилище», которое реагирует на тонкости этики. Ну и ум — это счетная машинка. А когда все вместе собирается, то получается разум. Ощущение, что мы его потеряли… Представьте образ: человек смотрит через зашоренные очки с четырьмя створками, а работает только одна, связанная с умом. И вот он смотрит на мир и рассчитывает, как бы не упустить денег. Ум деградирует до хитрости.

Признак кризиса и тупика — разрыв поколений. Не только деды и внуки друг друга не понимают, но даже у отцов и детей идет раскол. Разрыв поколений это как в «Гамлете»: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!» Шекспировская трагедия актуальна не только для Гамлета, но и для нас всех. Какой смысл жить, если поколения разорваны? Если в вашей семье есть доверие, понимание, любовь и взаимная поддержка, то радуйтесь — вас культурный цивилизационный кризис не коснулся и ваша задача сейчас стоит только в том, чтобы уворачиваться от обломков цивилизации, сыплющихся со всех сторон.

Надо понимать, что в такой ситуации не обойтись без метанойи (с греческого — перемена ума), что в переводе на русский язык означает одновременно покаяние и перемену способа мировосприятия.

— Почему именно к Алтаю нужно обратиться в эти тревожные времена?

— Для того чтобы восстановить восприятие «дух, душа, сердце и ум». Стать полноценным человеком, а не картонной дурилкой в руках искусственного интеллекта. Сейчас ваш естественный интеллект и ваш искусственный интеллект, которым вы пользуетесь в той или иной степени, — это два сообщающихся сосуда. Можете замечать или нет, но между ними идет борьба — кто кого перетянет. Если хотите овладеть безусловно мощным инструментом ИИ, развивайте свой естественный интеллект.

Год-два назад были модными курсы по критическому мышлению. Это просто маркетинговая ловушка. Ты находишься в том же самом замкнутом умственном пространстве, а тебя еще и обучают, как критически относиться к тому, что другие говорят. Критическое мышление должно быть прежде всего к себе, своему уму.

«Мир — птица» Хамзы Шарипова «Мир — птица» Хамзы Шарипова Фото: «БИЗНЕС Online»

— Алтай становится все более популярным для туристов. Не приведет ли это к определенной десакрализации этой территории?

— Большинство людей посещают Алтай как туристы, и это в общем-то беда. Развивается массовый экономический туризм: строят отели, пансионаты и прочее. Алтайцы встревожены тем, что нельзя так использовать заповедник мирового уровня. Таких мест на земле не так уж много — максимум дюжина. А для России оно и вовсе уникальное, поэтому его важно сохранить как заповедник, а местное население — как аборигенов.

«Баловать» нельзя, регион и так дотационный, но важнее пособий было бы дать им возможность жить традиционным укладом и туристов водить по определенным тропкам в сопровождении местных гидов, чтобы не нарушать сакральность. Алтайцы в этом смысле могут организовать строгую дисциплину посещений. Боюсь, что со временем каток коммерческого туризма может подавить всю дисциплину, но работать над этим в любом случае нужно.

Каракольская долина Каракольская долина Фото: Рустама Курчакова

— Какие советы вы бы дали человеку, который впервые собрался посетить Алтай и хочет проникнуться духом места?

— Турист в наше время — это самый бестолковый потребитель впечатлений. Если сравнить количество людей, которые съездили в Египет и на Алтай, соотношение будет очевидным. Между тем на Алтае горные «пирамиды» гораздо мощнее и они реально действуют. Есть туристические зоны еще с давних времен — Манжерок, Белуха и Телецкое озеро. Основной поток туристов идет туда. А если вы хотите обрести для себя что-то на Алтае, то лучше попробовать пешие или конные прогулки, чтобы приблизиться к природе. Лично для меня Каракольская долина — сердце Алтая.

Выставка «Алтай. ДНК» работает в казанской галерее современного искусства «БИЗОN» (ул. Пушкина, 20) до 5 октября, ежедневно с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов: пенсионеры и дети до 7 лет — бесплатно; школьники (7–17 лет) — 100 рублей; студенты — 200 рублей; электронный и обычный билеты — 300 рублей.