«Все-таки хочется каких-то реальных планов. Тем более если есть команда президента обеспечить темпы роста экономики РФ выше мировых. Я понимаю, что мечтать не вредно, но зачем же себя обманывать…» — комментирует бизнесмен Олег Дерипаска проект федерального бюджета на ближайшие три года. Серию постов миллиардер выдал в своем телеграм-канале. Предприниматель не понимает, каким образом планируется выполнить заложенные в проекте бюджета показатели, призывает строить «реальные планы» и рассуждает о сокращении государственного сектора как об одном из путей к выправлению ситуации. Детали выступления Дерипаски и оценки экспертов — в материале «БИЗНЕС Online».
Олег Дерипаска: «Основная стратегия для достижения целей по бюджету — это надежда на то, что откуда-то возьмутся волшебные резервы»
Стабильно дефицитный бюджет и 1% роста экономики в 2026 году
Опубликованному проекту бюджета РФ на ближайший трехлетний период еще только предстоит большое обсуждение в Госдуме, но документ уже активно «варится» в экспертных кругах и кулуарах. Согласно документу, в текущем году дефицит составит 5,7 трлн рублей, или 2,6% ВВП, хотя изначально планировался на уровне 1,1 трлн рублей, или 0,5% ВВП. Расходы бюджета составят 42,3 трлн рублей, доходы — 36,6 трлн рублей.
На протяжении трех лет в казне будет стабильно сохраняться дефицит: 3,8 трлн рублей (или 1,6% ВВП) — в 2026-м, 3,1 трлн (1,2% ВВП) — в 2027-м, 3,5 трлн (1,3% ВВП) — в 2028-м. Доходы казны в 2026 году составят 40,3 трлн рублей, в 2027-м — 42,9 трлн, а в 2028-м — 45,9 триллиона. Расходы прогнозируются в размере 44 трлн рублей, 46 трлн рублей и 49,3 трлн рублей соответственно.
Самой внушительной статьей расходов останутся оборонные. По разделу «Национальная оборона» в 2026 году предусмотрено 12,9 трлн рублей, в 2027-м — 13,5 трлн, в 2028-м — чуть больше 13 триллионов. Удержать дефицит в разумных рамках должно не только развитие экономики, но и дополнительные поступления от налоговых изменений, предусмотренных минфином. Малый бизнес от предлагаемых новаций, мягко говоря, не в восторге.
Прогноз по росту российской экономики в 2025 году ухудшен с 2,5% до 1%. Умерены ожидания и на ближайшую трехлетку. В 2026 году рост запланирован на уровне 1,3% вместо 2,4%, в 2027-м — 2,8% (прогноз не изменился), а в 2028-м — 2,5% вместо 3%. Прогнозы по ВВП на 2027 и 2028 годы ниже 3% не означают снижения потенциала роста экономики, они отражают снижение темпов роста в 2025-м и 2026-м, поэтому на восстановление, в том числе инвестиций компаний в основной капитал, потребуется время, поясняли ранее в министерстве экономического развития РФ. Но сути эти пояснения не меняют.
Самой внушительной статьей расходов останутся оборонные. По разделу «Национальная оборона» в 2026 году предусмотрено 12,9 трлн рублей, в 2027-м — 13,5 трлн, в 2028-м — чуть больше 13 триллионов
«Основная составляющая стратегии бюджета — надежда на то, что откуда-то возьмутся волшебные резервы»
Целую серию постов об экономическом будущем страны по мотивам бюджета выдал на этой неделе российский миллиардер, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» и вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Олег Дерипаска. В своем телеграм-канале бизнесмен, известный в том числе активной критикой денежно-кредитной политики ЦБ, можно сказать, изливает свою боль.
«Идет вал сообщений о волшебном трехлетнем бюджете РФ и магических скрытых резервах, которые вот-вот будут задействованы для повышения темпов экономического роста и развития страны. Любопытно, откуда берутся эти надежды? Неужели люди наивно полагают, что, будучи под сумасшедшим давлением десятка тысяч санкционных и прочих ограничений, включая недоступность финансирования и необходимости смены рынков сбыта, российские предприятия и деловые люди ничего не делали эти 10 лет с 2014 года? Или стояли на месте в предыдущие успешные годы с относительно высокими темпами роста экономики?» — задается вопросом Дерипаска.
Как отметил бизнесмен, эту «лошадку» (историю с резервами экономики) «уже порядком заездили и пришпорить ее не удастся». Помощью могут стать инвестиции. «Их доля должна составлять значительную часть от внутреннего валового продукта страны — не меньше 35–40 процентов. Этого я, к сожалению, не увидел. В общем, мечты, мечты…» — отметил предприниматель. По данным Росстата, в 2024 году инвестиции в основной капитал увеличились на 7,4%, их годовой объем достиг 39,5 трлн рублей.
Основная стратегия для достижения целей по бюджету — это надежда на то, что откуда-то возьмутся волшебные резервы, язвит Дерипаска. «Причем [резервы должны появиться] без всяких вложений, и волшебным образом вырастет производительность труда в РФ, ну и, соответственно, доходы этих вконец уработавшихся трудоголиков…» — отметил предприниматель.
Страна так вообще отнесла все деньги в банки и наслаждается высокой доходностью по депозитам и ростом курса рубля
«Все-таки хочется каких-то реальных планов. Тем более если есть команда президента»
«Все-таки хочется каких-то реальных планов. Тем более если есть команда президента обеспечить темпы роста экономики РФ выше мировых. Я понимаю, что мечтать не вредно, но зачем же себя обманывать…» — рассуждает миллиардер.
Дерипаска подчеркивает, что без роста инвестиций (внутренних или внешних) или доступных кредитов повысить производительность труда не удастся. Между тем цель повысить производительность труда не первый год провозглашается государством. «Нужны новые станки и оборудование, новые технологии. Собственные разработки и испытания, опытные участки — это все требует от предприятий инвестиций, остатки которых они порезали этой весной ввиду высокой стоимости кредитов. А страна так вообще отнесла все деньги в банки и наслаждается высокой доходностью по депозитам и ростом курса рубля», — описывает текущую ситуацию Дерипаска.
А дальше рассуждает о том, какие есть резервы. Один из них — это якобы более активное использование человеческого ресурса. Такой вариант Дерипаска оценивает со скепсисом. «Ну я могу еще допустить, что заставлю себя работать лишние пару часов в день, убрать половину выходных и праздников. Согласен, это реально скрытый резерв. Но поверить, что буржуазная Москва, сотрудники госучреждений и госкомпаний будут делать то же самое — ну нет, фантастика. У них рабочий день с 9:00 до 17:00, дальше — „море на замок“. Мы же типа не Северная Корея или загнивающая Япония…» — пишет миллиардер.
Дерипаска призвал «думать о реальных источниках доступных инвестиций, а не мечтать о чем попало». «Это возможно сделать, если заняться снижением госрегулирования и в целом сокращением госсектора, на модернизацию которого не хватает финансирования, а также привлечением инвестиций. Для этого требуется верховенство закона над чиновничьим произволом и декриминализация бизнеса», — рассуждает предприниматель.
Также он призывает договориться со странами глобального Юга о переработке для них внутри России востребованных ресурсов, расшить узкие места в логистике, построить глубоководные порты и новые электростанции на базе дешевого угля и газа, а также «дать людям возможность переехать в Сибирь», распространив дальневосточную ипотеку на расширенный Сибирский округ.
В одном из постов Дерипаска отреагировал на новость об индексации с 1 октября окладов силовиков, судей, а также военных, проходящих службу по призыву и контракту. Оклады вырастут на 7,6%. «Судя по параметрам трехлетнего бюджета, сначала следует произвести 25-процентное сокращение штатов во всех этих успешных ведомствах, а оставшихся перевести на 6-дневную рабочую неделю с режимом с 8:00 до 20:00. Иначе в следующем году с такими ставками по кредитам еще раз налоги придется повышать, чтобы прокормить всю эту ораву. Кстати, в военном ведомстве почти так и работают уже последние пять лет», — отметил бизнесмен.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Предприниматель также репостнул в своем канале публикацию Института экономики роста им. Столыпина с комментарием по бюджету. Напомним, что Дерипаска является председателем наблюдательного совета организации. В институте замечают, что бюджет, «особенно после дополнительной встряски с повышением НДС», в условиях высокой ключевой ставки «вряд ли может рассматриваться как источник того качественного скачка в экономике, который предусмотрен национальными целями».
«Нужны действительно экстраординарные, инновационные источники для того, чтобы в соответствии с ожиданиями перезапустить цикл роста и инвестиций в российской экономике. Распутать это надо к концу года, чтобы с ожиданиями по снижению инвестиций в 0,5 процента по итогам 2026-го не опуститься в мировой экономической пищевой цепочке, когда на фоне дальнейшего снижения сырьевых цен кусок экспортного пирога еще уменьшится», — говорится в посте.
Здесь же не теряющий актуальности тезис о высокой ключевой ставке. Как отметили в институте, в открытой части расходов бюджета из примерно 31,5 трлн рублей порядка 2 трлн уйдет на компенсацию недополученных доходов банкам при льготных займах, львиная доля — на ипотечное кредитование. В итоге деньги, «по сути, уходят в Центробанк, а также крупным владельцам депозитов, перераспределяя бенефициаров в экономике». А финансирование дефицита бюджета в 4 трлн рублей предусмотрено за счет выпуска государственных долговых бумаг, основные покупатели которых — банки.
«Условно говоря, при сохраняющейся скрытой эмиссии (расширение кредитования банков через механизмы ЦБ) на процентные доходы выводятся средства бюджета, которые могли бы служить для модернизационных целей. Притом что само снижение ставки могло бы — при должных макропруденциальных ограничениях — выступить таким же условно монетарно „нейтральным“ решением, как и указанная сложная схема, которая выводит средства из „живой“ экономики», — отмечается в посте.
Как отметили в институте, в открытой части расходов бюджета из примерно 31,5 трлн рублей порядка 2 трлн уйдет на компенсацию недополученных доходов банкам при льготных займах, львиная доля — на ипотечное кредитование
«Заложенные инфляционные элементы вызывают беспокойство»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили основные показатели бюджета и порассуждали, как еще можно привлекать инвестиции в нынешних условиях и вероятно ли очередное повышение налогов в следующем году.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Насколько реально выполнение этого бюджета? Достаточно реально. Я бы отметил небольшое снижение оборонных расходов, а с учетом инфляции в 7 процентов оно еще больше. Достаточно небольшой дефицит. То есть мы можем говорить о стабильности в плане инфляции и курса рубля. Рубль будет потихонечку слабеть, но это хорошо для бюджета. А во-вторых, это естественно, потому что у нас инфляция все-таки выше, чем в Америке. Я бы, конечно, отметил доходы от приватизации (поступления от нее на 2026 год планируются в 3,2 млрд рублей — прим. ред.). То есть, видимо, наши госкомпании будут выходить с пакетом акций, процентов 10–15, на биржу. Какие компании, неясно, но там «Росатом», РЖД и так далее. Скорее всего, будет именно так.
Я согласен с Дерипаской, но, пока идет СВО, это (снижение госрегулирования и сокращение госсектора — прим. ред.) неактуально. Вот когда СВО закончится, тогда можно будет об этом говорить. Пока идет — вряд ли.
Как еще можно привлекать инвестиции в нынешних условиях? Продать пакеты [акций] дешевле их справедливой стоимости. Вот ВТБ размещался ниже рынка, что-то такое [нужно сделать]. Если, условно говоря, одна акция РЖД оценена в 100 рублей по справедливости, а будет продаваться по 85, то это будет хороший потенциал роста. А будет ли еще очередное повышение налогов? Все возможно, но это зависит прежде всего от оборонных расходов и ситуации с СВО. Как будет складываться военная ситуация, сколько денег она потребует, мы же не знаем.
Александр Виноградов — ведущий экономист АНО «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:
— Дмитрий Анатольевич [Медведев] нам сказал прямым текстом, русскими буквами, что следующий бюджет — военный бюджет. То есть эта вся история продолжается, траты будут идти. Ключевое отличие бюджета последних лет от бюджета сейчас — это рост налогообложения. В целом ничего глобально не меняется. Продолжаем затягивать пояса, пока чего-нибудь не случится.
Дерипаска кому это (снижение госрегулирования и сокращение госсектора — прим. ред.) все предложил? В том-то и дело, что это не предложение какой-либо конкретной структуре принять то или иное изменение политики: «А вот давайте сделаем, хорошо подумаем наконец-то о реальной экономике? Давайте!» Проблема в том, что цели на данный момент декларированы совершенно другие и к пресловутой реальной экономике имеют очень отдаленное отношение.
Без насилия, считаю, никак [нельзя привлекать инвестиции]. Насилие может быть разного формата. Можно лить в уши, как это выгодно, можно делать выигрышные 3-процентные государственные облигации и выплачивать ими часть зарплаты бюджетникам. Можно искать владения коррупционеров, изымать их имущество и продавать обратно в рынок в надежде, что заново это не случится. Такие меры уже, в общем-то, используются. История с цифровым рублем сюда же ложится с постепенным переводом бюджетников именно туда.
Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:
— Я могу сказать, что бюджет довольно инфляционный, то есть для его реализации уже требуется повышение налогов. В частности, идея правительства повысить НДС на 2 процентных пункта до 22 процентов. Соответственно, заложены параметры повышения тарифов. Уже в этом году тарифы ЖКХ были повышены — где на 10 процентов, где на 15 и так далее. То есть что, собственно, поддерживало базовую инфляцию и не позволяет Центральному банку снизить ставку для обеспечения доступности кредитов. И вот, пожалуй, это является основным тревожащим моментом в запланированном бюджете. Все остальное более-менее нормально. Но заложенные именно инфляционные элементы вызывают беспокойство.
Наверное, это не очень возможно, потому что мы живем в режиме все-таки мобилизованной экономики, и госсектор в этом случае работает эффективнее, чем предпринимательство. Госсектор себе такой роскоши позволить не может, поэтому если у нас стабилизируется геополитическая сфера, то можно будет поговорить и о снятии регулирования, и о большей свободе в экономике. Хотя сейчас эта свобода во многом ограничивается именно доступностью средств, инвестиций для малого и среднего бизнеса, где, как мы знаем, резко выросло количество банкротств. Поэтому тут вопрос даже не в свободе, отсутствии регулирования, а в доступности финансов, которые предприниматель может эффективно использовать для какой-либо своей деятельности.
В нынешних условиях приходится рассчитывать только на внутренние источники, а внутренние источники в наибольшей степени у нас доступны среди населения. Если население может позволить себе инвестировать, то, соответственно, оно должно иметь какие-то или свободные растущие доходы, или как минимум стабильные. А инфляция и снижение доходов всегда ведут к снижению доступных свободных средств, которые могут быть направлены на развитие экономики. Если у нас растет количество банкротств, доходы населения не растут, а во многих группах снижаются, то, соответственно, собираемость этих налогов падает и правительству придется затыкать налоговые дыры с помощью новых налогов. По-моему, даже вашему изданию еще какое-то время назад я говорил о том, что правительству нужно определиться с тем, хотят ли они доступные кредиты при борьбе с инфляцией или сами хотят быть источником инфляционного роста и, соответственно, повышения налогов через инфляцию.
Василий Колташов — экономист, директор Института нового общества:
— Я думаю, что в настоящих геополитических обстоятельствах говорить о том, что бюджет будет легко исполняем, не приходится. Есть много факторов, влияющих на процесс. При этом базовая, социальная ориентация бюджета, запланированные оборонные расходы — все это будет исполняться. То есть бюджет исполнимый, но корректировки неизбежны. Таковы сейчас исторические обстоятельства. Что касается мнения Дерипаски, то [все обстоит] абсолютно не так. Дерипаска просто лоббирует очередную приватизацию. В отношении его, как и в отношении всего этого класса бизнесменов, вышедших из 1990-х и нулевых, есть только один вопрос. Вы много лет экспортируете весьма ценные ресурсы на мировой рынок, получаете в процессе очень немалые прибыли, так каковы ваши прямые инвестиции в российскую экономику, что вам постоянно требуются еще средства? Как так получается, что хронически не хватает денег? Постоянно предлагаются какие-то пенсионные проекты, какие-то способы заморозить сбережения граждан, чтобы они якобы были на жилье… То есть от российского капитала постоянно исходят какие-то предложения, которые, мягко говоря, странные, учитывая, что он представляет собой людей, которые вроде бы очень уже долго занимаются добычей полезных ископаемых, промышленным производством, экспортом. Вот эта идея, что надо думать о каких-то инвестициях… Ты просто вкладывай в российскую экономику, и все! Просто делай инвестиции, зачем думать-то об этом? Рассчитывай и инвестируй. Ведь специальная военная операция что выяснила? Что тот, кто считал, что вкладывать в российскую обрабатывающую промышленность не стоит, поступал неразумно. А тот, кто это делал, оказался в плюсе.
Будет ли еще очередное повышение налогов? Пока что 22 процента предлагается минфином для повышения НДС с сохранением нетронутыми 10-процентного НДС для социально значимых товаров. В качестве альтернативы предлагается выпуск облигаций тем же минфином. Мне кажется, что оба пути неправильны. Мне думается, что повышение налогов вот в этом деле не нужно. Но, скорее всего, будет повышаться и налог на доходы богатых граждан, сверхбогатых. То есть шкала прогрессивного налога будет подниматься. Не налог на фирмы, доходы компаний, их прибыли, а налог на доходы физических лиц. Вот он должен, конечно, повышаться. А что касается НДС и заимствований, то было бы разумно избегнуть и того и другого, просто изменив стратегию расходов. О чем я говорю? Есть задача строительства сети высокоскоростных железных дорог. Планируются первые ветки. Надо сделать так, чтобы не бюджет их финансировал, а чтобы эти проекты профинансировал Центральный банк. Ну, например, через выкуп дополнительно эмитированных акций Российских железных дорог. И проконтролировал бы процесс строительства. То есть докапитализация проекта была бы произведена Центральным банком. Чтобы здесь не было того, что, мол, правительство тратит деньги. Правительство может тратить деньги по-другому. Такая же схема может быть применена в отношении крупного военного производства. Необходимая докапитализация может быть осуществлена Центробанком и реализована под контролем правительства. Но не из средств правительства. Такая схема уменьшила бы правительственные расходы, переложив их в значительной мере на другой инструмент государства. И не нужно было бы повышать налоги. Как минимум НДС.
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.