«Жесткие сроки реализации, закупки «любой ценой», чтобы не сорвать график строительства, задержки в оплате выполненных работ…» — эмоционально вспоминает стройку участка трассы М12 владелец «Волгадорстроя» Айрат Миннуллин. Именно она стала последней каплей в море проблем, которые потопили известного дорожника. Арбитраж республики ввел в отношении Миннуллина реструктуризацию долгов, сумма претензий только двух кредиторов — 4,4 млрд рублей. Финуправляющему предстоит составить план спасения до конца 2025 года, иначе бизнесмену грозит банкротство и продажа активов, включая автовокзал «Восточный». О том, почему крах империи Миннуллина лишь осколок кризиса, охватившего дорожно-строительную отрасль, — в материале «БИЗНЕС Online».
Тучи над бизнесом Айрата Миннуллина начали сгущаться около года назад
Дорожные «близнецы-братья»
В центре банкротных разбирательств вот уже несколько месяцев находится татарстанская компания с многомиллиардными оборотами. «Волгадорстрой» — это «сиамские близнецы», группа состоит из двух идентичных по названию организаций. Первый «Волгадорстрой» (ВДС-1) был зарегистрирован в 2008 году, базируется он на улице Чистопольской, 3в, до банкротства им руководил Игорь Гранфельд. Второй «Волгадорстрой» (ВДС-2) создан в 2013-м и ранее был «прописан» буквально за углом от первого — на проспекте Ибрагимова, 89 (к зданию пристроен ресторан «Пражский клуб»). Но сегодня адрес компании — ул. Проточная, 8. Директором второго «Волгадорстроя» значится 59-летний Айрат Миннуллин, он же является официальным владельцем обеих компаний.
Самым успешным проектом Миннуллина всегда был ВДС-1. За 15 лет фирма выиграла госконтракты на общую сумму 37,5 млрд рублей. По данным системы «Контур.Фокус», в компании работают 1,6 тыс. сотрудников. Дорожные строители стабильно входили в рейтинги «БИЗНЕС Online» крупнейших предприятий Татарстана. Так, по итогам 2023-го «Волгадорстрой» расположился на 29-м месте с выручкой в 27,7 млрд рублей, опередив «Аммоний», «Данафлекс», ТАИФ-НК АЗС и «Джи-Групп». Также «Волгадорстрой» — завсегдатай наших обзоров о королях госзаказа. В 2021 году компания заняла 7-е место, а в 2022-м дорожники расположились на 10-м месте по сумме привлеченных бюджетных подрядов, опередив таких известных лоббистов казны, как «Татавтодор», «Таттехмедфарм» и «Татлизинг».
Пиком карьеры (и одновременно началом конца) стал 2021 год, когда «Волгадорстрой» получил от «Автодора» заказ на проектирование и строительство участка платной скоростной трассы М12 Москва – Казань протяженностью 41 км, проходящего по территории Татарстана и Чувашии. Федеральные СМИ называли стоимость этих работ, которые необходимо было выполнить до конца 2023-го, — 24,8 млрд рублей. Выручка предприятия за эти годы пухла как на дрожжах — если в 2021-м она составляла 5,9 млрд, то в 2022-м выросла до 19,3 млрд, в 2023-м — до 28,3 млрд, а в 2024-м составила 25,4 млрд рублей.
Пиком карьеры (и одновременно началом конца) стал 2021 год, когда «Волгадорстрой» получил от «Автодора» заказ на проектирование и строительство участка платной скоростной трассы М12 Москва – Казань протяженностью 41 км, проходящего по территории Татарстана и Чувашии
Если говорить именно о господрядах, то в прежние годы компания стабильно получала из бюджета по 1,5–2 млрд рублей в год преимущественно на ремонт казанских дорог. Ситуация пошла резко в гору пять лет назад: в 2021-м сумма полученного госзаказа возросла до 5,5 млрд рублей, а в 2022-м — до 12,2 млрд рублей.
Сам Миннуллин начинал свою деятельность еще в 2000-х, за все это время был отмечен в качестве руководителя и учредителя в 11 компаниях. Любопытно, что в 2002 году он руководил ООО «Экономико-правовой центр „Партнер“», а владели фирмой нынешний ректор КФУ, а в прошлом министр транспорта и дорожного строительства РТ Ленар Сафин и некто Владимир Дриго. Это к вопросу об уровне связей и возможностей лоббизма главного героя.
Среди наиболее крупных работ — строительство участка платной скоростной трассы М12 Москва – Казань протяженностью 41 км, проходящего по территории Татарстана и Чувашии, стоимость которого оценивалась в СМИ в 24,8 млрд рублей.
Еще один дорожный подряд «Волгадорстроя» — строительство Большого Казанского кольца (БКК) в 2020 году, оно принесло ВДС-1 2,5 млрд рублей. Также стоит отметить строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов протяженностью 81,4 км (трасса М7) совместно с другими подрядчиками. Эта дорога официально открыта в конце 2024 года при участии президента РФ Владимира Путина.
Кроме того, «Волгадорстрой» известен тем, что отвечает за обслуживание дорог республики зимой. В том числе и за зимнюю переправу Казань – Верхний Услон, договор сроком на 20 лет по которой был подписан татарстанским филиалом агентства водных ресурсов еще в 2013-м.
У второго «Волгадорстроя» самым крупным был подряд на капитальный ремонт автомобильной дороги Р241 Казань – Буинск – Ульяновск — на 680 млн рублей. 336 млн ВДС-2 получил за строительство подъездных автодорог к промплощадке «Зеленодольск».
В целом же компания «кормилась» подрядами на ремонт дорог в Казани, а также в районах республики. В 2015 году дорожники готовили дороги к чемпионату мира по водным видам спорта в столице РТ и частично ремонтировали БКК (правда, исполнение контракта было остановлено), в 2017-м участвовали в ремонте участков автомобильной дороги М7 «Волга», строили дороги к фермам и т. д.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Долгов на 9 миллиардов
Тучи над бизнесом Миннуллина стали сгущаться около года назад. Он начал активно брать кредиты в банках, видимо, рассчитывая с помощью заемных средств «проскочить» полосу невезения. Так, в октябре 2024-го дорожник через принадлежащие ему компании взял в ВТБ 1,2 млрд рублей, в ноябре – декабре того же года оформил в Татсоцбанке сразу несколько кредитов на 1,8 млрд рублей, а в феврале 2025-го получил еще 2,4 млрд в виде кредита в Ак Барс Банке (АББ). Но чуда не произошло. 2024 год «Волгадорстрой» закончил с убытком в 3,6 млрд рублей.
14 февраля 2025-го в реестре «Федресурс» было опубликовано сообщение о намерении ООО «БСЛ Инжиниринг» (БСЛ) обратиться в Арбитражный суд (АС) РТ с заявлением о признании ВДС-1 банкротом, а уже в апреле 2025 года татарстанцы начали писать в комментариях телеграм-канала главы республики Рустама Минниханова жалобы относительно того, что «Волгадорстрой» не выплачивает долги по договорам подряда, связанным со строительством трассы М12.
В апреле 2025-го на брифинге в кабмине РТ министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сообщил, что руководство госкомпании «Автодор» работает над тем, чтобы «Волгадорстрой» сохранил возможность рассчитываться со своими субподрядчиками и контрагентами.
«Сегодня „Волгадорстрой“ ведет активную работу с заказчиком о доказательстве своих затрат. Мы неоднократно встречались с представителями подрядных организаций, которые сейчас встали в ряды кредиторов, совещания проводили с ними… С нашей стороны, со стороны лизинговой компании оказана беспрецедентная поддержка. Лизинговую технику, которая была отозвана за неплатежи, мы договорились, они отдают, чтобы „Волгадорстрой“ смог завершить работы на объектах. Я считаю, что только с такой поддержкой можно рассчитывать на то, что они с частью кредиторов рассчитаются», — рассказывал министр.
«Сегодня «Волгадорстрой» ведет активную работу с заказчиком о доказательстве своих затрат»
Но вылезти из долгов, даже с помощью новых кредитов и при оказании «беспрецедентной поддержки», не вышло. 8 сентября 2025 года АС РТ признал ВДС-1 банкротом и ввел в отношении компании процедуру конкурсного производства (реализацию имущества) сроком до 9 марта 2026-го. Обязанности конкурсного управляющего исполняет член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих» Ильдар Габбасов.
На сегодня в реестр требований кредиторов компании включены требования на 1,9 млрд рублей. В общей сложности порядка 100 (!) кредиторов подали заявления, но далеко не все рассмотрены судом. Согласно данным сервиса Casebook, актуальная исковая нагрузка ВДС-1 составляет 3,2 млрд рублей. В отношении второго «Волгадорстроя» 22 августа 2025 года было возбуждено производство по делу о несостоятельности. Среди кредиторов — Татсоцбанк (600 млн рублей) и АББ (93 млн рублей).
Пошли просрочки и по оплате взятых кредитов, а в Арбитражный суд Татарстана полетели иски от недовольных банков. Изначально 6 августа 2025 года Татсоцбанк пришел в суд «по душу» ВДС-2, подав в АС РТ заявление о банкротстве компании, но, не дожидаясь рассмотрения заявления, кредитор объявил о несостоятельности самого учредителя — Миннуллина, поручившегося за задолженность фирмы в 600 млн рублей. И уже в начале сентября 2025 года АС РТ ввел в отношении него процедуру реструктуризации долгов. К этой сумме далее присоединились и другие требования банка Анастасии Колесовой. В общей сложности по пяти кредитным договорам, заключенным в 2021–2024 годы, банк требует лично от Миннуллина около 1,8 млрд рублей.
Еще один кредитор с требованием на общую сумму 2,6 млрд рублей — Ак Барс Банк. Его заявление о включении в реестр требований кредиторов пока не рассмотрено, но в судебных актах указано, что задолженность сложилась из соглашений на открытие гарантийной линии, раскрытых банковских гарантий и кредитного договора.
В отношении второго «Волгадорстроя» 22 августа 2025 года было возбуждено производство по делу о несостоятельности. Среди кредиторов — Татсоцбанк (600 млн рублей) и АББ (93 млн рублей)
Любопытно, что летом 2025 года, когда стало известно о финансовых проблемах бизнес-империи Миннуллина, на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» тот отвечал, что «банкротиться не планирует», поскольку желает решить проблему с задолженностью перед банком в мировом порядке. «У меня очень большой коллектив, и прежде всего надо заботиться о них», — говорил он.
На заседаниях по личному банкротству Миннуллина его представитель также неоднократно подтверждал желание должника заключить с кредиторами мировое соглашение, а потом и вовсе сообщил, что 1 августа 2025 года его доверитель заключил предварительный договор о продаже доли в «Волгадорстрое». Якобы это должно помочь расплатиться по долгам, поскольку покупатель доли обязался подготовить документально обоснованный план выхода общества из кризиса. Кто этот загадочный покупатель — неясно. Миннуллин не сказал «БИЗНЕС Online», кто желает вытянуть фирму из «лап» банкротства.
Татсоцбанк такая перспектива вовсе не воодушевила. Представители кредитной организации в арбитраже дали понять, что приобретение кем-либо доли в компании, уставной капитал которой составляет всего 150 тыс. рублей, никак не поможет оплатить долг «Волгадорстроя» в 600 млн рублей и уж тем более полную задолженность учредителя в 1,8 млрд рублей.
Также, по словам юристов Татсоцбанка, Миннуллин действительно не раз пытался договориться с ними, но реальных предложений по выходу из ситуации не предлагал.
«Поручитель неоднократно обращался и приходил в наш банк, проводились совещания. Насколько мне известно, Миннуллин занимал такую позицию, что денег у него нет, активов, достаточных для погашения долга, тоже не имеется. Собственно говоря, никакого реального выхода из сложившейся ситуации он предложить не может, поэтому выкуп доли, предлагаемый на сегодняшний день, не является выходом из ситуации с учетом размера требований. Реализация тех активов, которые на сегодня предложены в качестве реальных, также не позволит погасить требования банка в полном размере», — выразил позицию юрист Татсоцбанка.
В итоге «мира» не случилось, дело ушло в процедуру реструктуризации долгов. Финансовым управляющим Миннуллина назначен член союза арбитражных управляющих «Правосознание» Айрат Галимов. В срок до 10 декабря 2025 года он обязан представить в суд сведения о финансовом состоянии должника, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов, и др. После изучения всех данных Фемида либо утвердит план реструктуризации задолженности, либо признает должника банкротом и введет процедуру реализации имущества.
Общая сумма задолженности группы компаний Миннуллина перед кредиторами на данный момент составляет не менее 9 млрд рублей.
После того как суд признает заявление о несостоятельности гражданина обоснованным, его могут признать банкротом и запустить процедуру реализации имущества либо дать ему «второй шанс» — разработать план по реструктуризации задолженности, предполагающий планомерную выплату долга. Также в качестве третьей возможной процедуры в деле о банкротстве гражданина отдельно выделяют заключение мирового соглашения с кредиторами.
С реализацией имущества все понятно — всю собственность должника (помимо единственного жилья) продают на торгах, а вырученные средства направляют кредиторам. Заключение мирового соглашения также в объяснении не нуждается.
А что подразумевает под собой реструктуризация долга в процедуре банкротства? Это реабилитационная процедура, предназначенная для восстановления платежеспособности гражданина. Как правило, предполагается, что должник сможет погасить все свои долги в течение трех лет.
Сам план, предоставляемый финансовым управляющим должника, содержит срок его осуществления, размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов, а также размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их нормального проживания.
Возможность реструктуризации долгов предоставляется не всем, а только должникам, которые имеют источник дохода и не имеют судимости за экономические преступления. Также суд проверяет, не признавался ли гражданин банкротом в течение предшествующих пяти лет и не утверждался ли план реструктуризации в отношении долгов гражданина в течение предшествующих 8 лет.
При введении процедуры реструктуризации долга наступают важные последствия:
— вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов и об уплате обязательных платежей;
— прекращается начисление неустоек, финансовых санкций, процентов, кроме текущих платежей, возникших после возбуждения дела о банкротстве;
— приостанавливается исполнение по исполнительным документам (кроме требований о возмещении вреда жизни и здоровью, взыскании алиментов и некоторых других).
А что взять?
Чем же будет расплачиваться с кредиторами известный строитель дорог и мостов? На одном из заседаний суда детально разбирался перечень активов Миннуллина. Если говорить о бизнесе, то, помимо двух «Волгадорстроев», предпринимателю официально принадлежат «Волгадорстрой-Эксплуатация», «Мосты и водоотводные сооружения», ООО «Автовокзал „Восточный“», ООО «Гелон», ООО «Азимут», на балансе которых, согласно сервису «Контур.Фокус», порядка 27 млрд рублей.
Aston Martin DBX
Через один из «Волгадорстроев» Миннуллин обладает участком в 12 га на берегу реки Меши в Лаишевском районе, на котором расположена база отдыха с футбольным полем и вертолетной площадкой. Также можно отметить, что первому «Волгадорстрою» принадлежит здание на улице Чистопольской, 3в (сейчас помещения сданы в аренду строительной компании «КСТ»). Есть и другие земельные участки и нежилые помещения.
Интересны транспортные «лоты». Так, у дорожника имеется автомобиль Aston Martin DBX 2021 года. Это кроссовер, производимый британской фирмой Aston Martin с 2020-го и являющийся первым внедорожником, выпущенным компанией. Он способен разгоняться до 100 км/ч за 4,5 секунды и достигать максимальной скорости 292 км/ч. Цена на новый такой агрегат начинается от 33 млн рублей. Если же на сайте по продаже автомобилей рассматривать Aston Martin DBX именно 2021 года, то на всю Россию можно найти три такие машинки — две в Москве и одну во Владивостоке. Средняя стоимость — 18 млн рублей. Напомним, марка Aston Martin приобрела статус культовой благодаря фильмам о Джеймсе Бонде.
Второй любопытный объект — это «Москва-84», двухпалубный теплоход, который ранее именовался речным трамваем. Выпускали такие теплоходы в 1960–1990-х, конкретно миннуллинская «Москва-84» — 1978 года «рождения». Стоимость такого судна, согласно сайту бесплатных объявлений, составляет порядка 10 млн рублей. Сам Миннуллин, отвечая на запрос «БИЗНЕС Online», отметил, что он лишь собственник судна, а целевое назначение «Москвы-84» — оказание услуг пассажирам на внутренних водных путях «для развития туристической отрасли республики».
Помимо двух «Волгадорстроев», должнику принадлежит еще ряд компаний с совокупной выручкой в 27 млрд рублей
Через супругу Светлану Миннуллину бизнесмен владеет рестораном «Пражский клуб». Баланс общепита — 7,6 млн рублей, выручка за 2023 год составила 6,9 млн рублей, чистая прибыль едва не дотянула до миллиона. По словам наших источников, «Пражский клуб» является местом встреч и переговоров группы компаний Миннуллина, а через кухню ресторана можно пройти прямиком в один из офисов «Волгадорстроя».
Представитель должника Сухроббек Басыров также отметил, что на Айрата Миннуллина записано четыре трактора, два уазика 2000 года, снегоболотоход Stels 2013-го и даже нефтеналивное воднотранспортное средство «Балтика-2» (судовой заправщик). По кредиту, взятому одной из компаний Миннуллина в АББ, в залоге находится Lexus LX 570 2019 года выпуска. На сайте по продаже авто средняя стоимость данной модели (такого же года) достигает 10,5 млн рублей.
Также у должника есть два земельных участка, один из которых в поселке Константиновка на улице Казан Яшьляре, а вторым он владеет лишь наполовину (½ долей). Расположение и размер участков не озвучивались.
Еще в собственности бизнесмена есть нежилое помещение на улице Декабристов, 85 в Казани, оно находится в залоге у АББ. Здесь располагается офис миннуллинской компании ООО «Мосты и водоотводные сооружения». Также имеется нежилое помещение в Верхнем Услоне на улице Чехова, 43.
Не попали в перечень имущества, но, по данным наших источников, также входят в империю Миннуллина три асфальтобетонных завода: в Больших Ключах Зеленодольского района, на Высокой Горе и в деревне Каратун (Апастовский район).
А еще бизнес-центр и автовокзал «Восточный»
Какие еще компании Миннуллина угодили в банкротный водоворот? 16 июля этого года АС РТ возбудил процедуру наблюдения в отношении ООО «Мосты и водоотводные сооружения». Заявление в арбитраж было подано ООО «АСТ» из-за долга в 12,4 млн рублей по договору на оказание услуг спецтехники. Позже присоединились еще 8 кредиторов с претензиями на общую сумму порядка 4,5 млрд рублей.
Среди впечатляющих требований — долг перед Банком ВТБ в размере 1,2 млрд рублей (он возник в рамках договора поручительства по кредитному договору от 25 октября 2024 года), а также задолженность перед АББ (она сопоставима с миннуллинским долгом перед банком) на общую сумму в 2,6 млрд рублей. Кроме того, имеется «знакомый» уже долг в 600 млн рублей перед Татсоцбанком. Как это часто бывает, получая крупные кредиты, бизнесмены поручаются не только лично, но и всем своим бизнесом.
В перечне имущества ООО «Мосты и водоотводные сооружения» не менее 10 помещений, одно из которых поделено на 31 комнату. Все они расположены на улице Проточной, 8 — это 9-этажное здание с бизнес-центром, который имеет «оригинальное» название «Проточная 8». Рядом — экопарк «Озеро Харовое» и гипермаркет Metro на улице Мулланура Вахитова. Общая площадь здания — 4,3 тыс. кв. м, а кадастровая стоимость — 238,1 млн рублей.
Еще одна попутная жертва краха империи Миннуллина — ООО «Автовокзал „Восточный“». Как стало известно в ходе одного из судебных разбирательств, здание автовокзала находится на балансе одного из «Волгадорстроев». Автовокзал был открыт в 2015 году и стал четвертым автовокзалом города. Он расположен на улице Аграрной, 8, у агропромпарка «Казань». Предприятие обслуживает автобусные рейсы в Набережные Челны, Москву, Елабугу, Нижнекамск, Саранск и другие города восточного направления, всего по 130 маршрутам. Выручка юрлица за 2024 год составила 271 млн рублей при убытке в 18 млн рублей, на балансе компании — 266 млн рублей.
Татсоцбанк подал на банкротство «Восточного» все из-за тех же 600 млн рублей. Миннуллин подтвердил нам, что долг возник из-за поручительства по обязательствам «Волгадорстроя». Также к автовокзалу предъявил претензию и АББ (92,8 млн рублей).
Ранее бизнесмен заверял корреспондента нашего издания, что в его планах — возродить автовокзал: «Я планирую заключить с кредиторами мировое соглашение и продолжить функционирование автовокзала».
«Решающим фактором стало исполнение контрактов на строительстве трассы М12»
Редакции «БИЗНЕС Online» удалось получить комментарий у владельца группы компаний, до которого теперь дошла «банкротная хворь», напавшая ранее на его бизнес. Для начала поинтересовались у Айрата Абдуловича, что стало причиной резкого крушения его дорожной империи. Миннуллин выделил несколько факторов.
«За последние годы сильно поменялась конъюнктура рынка — привычные механизмы работы стали ожидаемо давать сбой, а оперативно перейти на новые не позволяла инертность отрасли и уязвимость бизнеса к макроэкономическим шокам, — сообщил наш собеседник. — Добавим сюда рост процентных ставок по кредитам для исполнения контрактов, резкое удорожание металла, бетона, топлива и других ресурсов на фоне санкционного давления и общей инфляции».
Но Миннуллин выделил и одну главную причину возникших проблем. «Решающим фактором стало исполнение контрактов на строительстве трассы М12 „Восточный выезд из Москвы“ (она же магистраль Москва – Казань – Екатеринбург), история которой широко освещалась в СМИ и вызвала серьезную реакцию со стороны государственных органов, — продолжает владелец „Волгадорстроя“. — Пострадавшими тут оказались, к сожалению, не мы одни. Жесткие сроки реализации, закупки „любой ценой“, чтобы не сорвать график строительства, задержки в оплате выполненных работ — вот лишь некоторые аспекты, обусловившие необходимость финансовых займов и нехватки оборотных средств».
Миннуллин при этом до сих пор верит, что сможет заключить мир с кредиторами. Мол, вся его команда сейчас прикладывает максимум усилий «в разных отраслях права и бизнеса», чтобы найти все возможные пути решения накопившихся проблем. «Я более 15 лет руковожу компанией и всегда считал, что любое дело нужно доводить до конца, выполняя обязательства, которые ты на себя взял, будь то перед заказчиком либо перед рабочим или прорабом. Имея многолетний опыт работы в отрасли и множество успешных проектов за спиной, мы просто не можем позволить себе сложить руки», — считает бизнесмен.
Стало интересно, чем сейчас живет «Волгадорстрой». Способна ли группа компаний в ворохе судебных дел продолжать свою профильную деятельность по строительству дорог? Миннуллин уверен, что может. «Компания по-прежнему работает и, как бы ни было трудно, с оптимизмом старается смотреть в будущее, — сообщает владелец. — Сегодня мы исполняем свои обязательства по существующим проектам, принимаем участие в одном из ключевых и критически важных дорожных проектов Татарстана — строим участок объездной дороги вокруг Нижнекамска и Набережных Челнов, участвуем в тендере по разработке инфраструктурных проектов за пределами республики».
В общем, Миннуллин старается смотреть на ситуацию с оптимизмом, надеется пожать кредиторам руки и продолжить класть дороги в Татарстане, попутно выигрывая тендеры. Также собеседник добавляет, что долгов перед сотрудниками у компании нет.
«БИЗНЕС Online» направил запрос в министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ с вопросами о том, есть ли риски срыва сроков и неисполнения условий госконтрактов, почему принятые государством «беспрецедентные» меры поддержки не помогли бизнесу Миннуллина избежать кризиса и планирует ли ведомство оказывать ему дополнительную поддержку. Ответ пресс-службы миндортранса Татарстана оказался лаконичным. «По состоянию на 19 сентября 2025 года заключенных государственных контрактов на исполнение госзаказов по объектам регионального значения у „Волгадорстроя“ нет. Никаких срывов нет, автостанция „Восточный“ работает в штатном режиме», — сообщили в министерстве.
Айрат Миннуллин: «Я более 15 лет руковожу компанией и всегда считал, что любое дело нужно доводить до конца, выполняя обязательства, которые ты на себя взял, будь то перед заказчиком либо перед рабочим или прорабом»
Беда не только у «Волгадорстроя»
Пару слов о конъюнктуре рынка, которая, по словам Миннуллина, негативно сказалась на ситуации в компании. Прежде всего речь идет о подорожании строительных материалов, резко подорожавших кредитах и пр. В июне этого года в национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) заявили, что 47% системообразующих предприятий отрасли находятся в предбанкротном состоянии, еще 35% — в группе высокого риска.
По данным системы «Контур.Фокус», в Татарстане также ряд дорожных компаний закончили 2024 год с убытками. Так, расположенное в Набережных Челнах муниципальное ООО «Предприятие автомобильных дорог» завершило прошлый год с убытком в 345 млн рублей, у МУП Казани «Городские мосты» минус 190 млн рублей. На казанском ООО «Вертикаль +», показавшем за прошлый год убыток на 29 млн рублей, уже введена предбанкротная процедура наблюдения. С минусом завершило прошлый год казанское ООО «Регионглавстрой», ООО «Чистопольский Автодор», в отрицательную зону угодили также ООО «Строительная компания „Фаворит“», ООО «СК Капитал Строй» и ряд других компаний. (Справедливости ради надо сказать, что все же масштаб бедствия миннуллинских фирм несопоставим с вышесказанными, правда, и масштаб контрактов был разный.)
НАИК уже отправляла свои предложения по мерам поддержки в органы власти. В ассоциации посчитали, что отрасли необходимы срочные решения, иначе страну ждут массовые банкротства подрядчиков. На предостережения ассоциации уже отреагировал вице-премьер России Марат Хуснуллин. Он утвердил дорожную карту по изменению законов для поддержки дорожных строителей.
Предполагается, что меры поддержки дорожников будут реализовываться в 2025–2026 годах. Но помогут ли они вернуть финансовую стабильность тем компаниям, которые уже встали на дорожку банкротства?
Управляющий юрфирмой «Смирнов, Корнилова и партнеры» Виктор Смирнов подтверждает, что в 2024–2025 годах число банкротств подрядчиков и субподрядчиков значительно выросло. Среди ключевых причин эксперт называет намеренную неоплату со стороны заказчиков: «Подрядчики нередко сталкиваются с отказом подписывать акты выполненных работ (КС-2), что лишает их возможности получить оплату».
Такая практика используется как инструмент для затягивания расчетов и последующего судебного спора, где исход во многом зависит от непредсказуемых результатов судебных экспертиз. Очень часто судебная экспертиза значительно «режет» объемы подрядчиков, на чем играют недобросовестные заказчики. На этом фоне компании вынуждены рассчитываться с субподрядчиками «в долг», что формирует кассовый разрыв.
Кроме того, в строительной отрасли многие организации пренебрегают юридическим оформлением отношений — либо не подписывают документы вовсе, либо, наоборот, подписывают строительные контракты на 80 страниц «не глядя», рассчитывая, что оплата будет в полном объеме.
Тимур Уразаев: «Мне неизвестны случаи, когда компании, находящиеся в процедуре банкротства, могли бы пройти проверку на предмет благонадежности и выиграть тендер»
Сможет ли строительная компания продолжать свою деятельность в процедуре банкротства? Партнер юридической фирмы «А2К Лигал» Тимур Уразаев отмечает, что прямой зависимости между банкротством и стройкой нет. Организация может находиться в процедуре наблюдения или внешнего управления, но в силу значительного оборота иметь средства для выполнения текущих контрактов.
Однако возможность участия в новых тендерах, конечно, будет ограничена. «Мне неизвестны случаи, когда компании, находящиеся в процедуре банкротства, могли бы пройти проверку на предмет благонадежности и выиграть тендер. Для заказчиков в этом нет смысла, так как нет перспективы окончания работ», — добавил Уразаев. Смирнов же указывает, что с началом конкурсного производства участие в тендерах, а также выполнение новых контрактов, как правило, приостанавливаются.
***
Мнения источников «БИЗНЕС Online» касательно будущего группы компаний «Волгадорстрой» разнятся. По словам анонимного собеседника, представители компании, как могут, оттягивают банкротство стройфирмы — добились введения процедуры реорганизации в отношении учредителя и всячески стараются договориться с кредиторами. Но все попытки тщетны — и некогда короли дорожного госзаказа уже не смогут оправиться от финансового краха.
Однако другие инсайдеры рассказывают о том, что у компании якобы появился тот самый некий инвестор, который сможет успешно вытянуть «Волгадорстрой» из банкротства.
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.