Минпромторг РФ сегодня анонсировал расширение обязательной маркировки продукции. Теперь она затронет крупы, злаки, бобовые, муку, макароны и другую продукцию мукомольно-крупяной промышленности в потребительской упаковке Минпромторг РФ сегодня анонсировал расширение обязательной маркировки продукции. Теперь она затронет крупы, злаки, бобовые, муку, макароны и другую продукцию мукомольно-крупяной промышленности в потребительской упаковке Фото: «БИЗНЕС Online»

Маркировка добралась до муки и меда

Минпромторг РФ сегодня анонсировал расширение обязательной маркировки. Теперь она затронет крупы, злаки, бобовые, муку, макароны и другую продукцию мукомольно-крупяной промышленности в потребительской упаковке, следует из проекта изменений в постановление кабмина и сообщения минпромторга РФ. Оговоримся, что пока речь идет о проекте, его еще могут скорректировать. Однако изменятся, вероятно, детали, но не планы ввести маркировку.

Под новые требования попадут крупы, злаки, бобовые культуры, а также иная продукция мукомольно-крупяной продукции, используемая в пищу после термической обработки, — различная мука. Также нужно будет маркировать картофель быстрого приготовления, зерновые продукты для завтрака (в том числе не требующие термической обработки), мед, продукты на его основе, продукты пчеловодства, в том числе искусственный мед.

Маркировать придется картофель быстрого приготовления, зерновые продукты для завтрака (в том числе, не требующие термической обработки), мед, продукты на его основе, продукты пчеловодства, в том числе искусственный мед Маркировать придется картофель быстрого приготовления, зерновые продукты для завтрака (в том числе не требующие термической обработки), мед, продукты на его основе, продукты пчеловодства, в том числе искусственный мед Фото: freepik.com

Внедрение маркировки в этих категориях товаров сократит объемы незаконного оборота продукции и влияние «серых» товаров на «развитие социальной сферы и экономики страны», обеспечит прозрачность товарных рынков и поможет в режиме реального времени следить за их состоянием, объясняют решение в минпромторге. Там отмечают, что потребитель сможет проверить информацию о товаре и пожаловаться на нелегальный. Доля добросовестных производителей на рынке вырастет, а издержки снизятся за счет внедрения электронного оборота документов и оперативного получения данных.

История с маркировкой совсем не новая для рынка, и ранее различные сферы предупреждали, что введение маркировки требует дополнительных затрат, которые будут переложены в конечную цену для покупателя История с маркировкой совсем не новая для рынка, и ранее различные сферы предупреждали, что введение маркировки требует дополнительных затрат, которые будут переложены в конечную цену для покупателя Фото: © Ministry of Industry and Trade o / www.globallookpress.com

Каковы сроки и подводные камни?

Относительно хорошая новость для бизнеса в том, что маркировку введут не сразу, а с временным лагом. С 1 марта 2026 года станет обязательной регистрация в информационной системе «Честный знак», с 1 мая 2026 года — нанесение кодов маркировки на макаронные изделия, макароны и пюре быстрого приготовления, с 1 сентября 2026 года — на мед, отруби, мюсли, зерновые продукты для завтрака, крахмал, солод и тесто (смеси для выпечки).

Маркировка муки станет обязательной с 1 ноября 2026 года, а круп (смесей круп) и сухих супов — с 1 декабря 2026 года.

«Основными потребителями бакалейной продукции в части продукции быстрого приготовления, изделий из муки и круп, а также меда являются граждане РФ, приобретающие данные товары у субъектов сетевой и несетевой розничной торговли, а также организации, использующие товар для собственных нужд», — говорится в проекте изменений в постановление кабмина РФ.

Но что стоит иметь в виду? История с маркировкой совсем не новая для рынка, и ранее различные сферы предупреждали, что введение маркировки требует дополнительных затрат, которые будут переложены в конечную цену для покупателя. К примеру, молочный рынок, для которого маркировку ввели с 2021 года, все еще негодует.

Нагрузка для отрасли «огромная», а для борьбы с фальсификатом система «не дает ничего», негодовал в июле на форуме в Казани член правления Союзмолока, управляющий компанией ООО «Комос групп» управляющей организации ООО «Милком» Андрей Шутов. «За что мы заплатили эти деньги, я не понимаю», — возмущался спикер и отмечал, что точный объем фальсификата на молочном рынке никто не знает. Только в 2024 году компания потратила на работу в рамках «Честного знака» более полумиллиарда рублей.

Маркировка товаров в рамках системы «Честный знак» с момента запуска принесла в бюджет России уже 1,2 трлн рублей Маркировка товаров в рамках системы «Честный знак» с момента запуска принесла в бюджет России уже 1,2 трлн рублей Фото: © Алексей Филиппов, РИА «Новости»

Что такое «Честный знак», как его вводят и сколько денег за счет него уже получил бюджет

«Честный знак» — это российская национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. Ее ввели для борьбы с контрафактной продукцией и повышения прозрачности на рынке. Система предполагает наличие уникального кода на каждом товаре. Сканируя его, можно узнать, откуда этот товар, где и когда он был произведен, а главное — легален ли он.

Впервые «Честный знак» опробовали в 2016 году на шубах. Эксперимент признали удачным. Полноценно система внедряется с 2019-го. Сейчас, по данным сайта «Честный знак», в стране маркируются 33 товарные группы (пиво, молочная продукция, табак, упакованная вода, бакалея, товары легкой промышленности, духи, лекарства и БАДы, обувь, детские игрушки, косметика, бытовая химия и др.), а еще в 13 проводятся эксперименты (товары для дома, радиоэлектроника, средства гигиены, автозапчасти, пиротехника, отопительные приборы и др.).

Маркировка товаров в рамках системы «Честный знак» с момента запуска принесла в бюджет России уже 1,2 трлн рублей. Половину из этих денег принесла маркировка табачной продукции, говорила в апреле этого года замминистра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.

Интересно, что прямо сейчас власти обсуждают введение новой пошлины за внесение сведений об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке. Введение пошлины предусмотрено поправками в Налоговый кодекс РФ. Размер пошлины определит правительство. Если говорить просто, пока все выглядит так, что производители будут не только маркировать продукцию, но и платить за это пошлину.

«Сейчас бы сказали: «Лучше повторим пандемию, чем вляпаемся в маркировку»

А нужна ли маркировка муке и крупам? И что будет с ценами?

Маркировка всех товаров — это стратегическая линия государства, ее «пытаются максимально ввести для всех потребительских товаров», отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» член комитета Госдумы по аграрным вопросам Ренат Сулейманов. По его словам, у инициативы есть две стороны. С одной стороны, маркировка позволяет оцифровать движение всех товаров, для того чтобы отслеживать их поступление и прохождение, поступление налогов прочих платежей в бюджет. «Это всеобщий учет и контроль, если говорить глобально. Все сферы, которые не были этим охвачены, поэтапно будут этим охватываться. И для налогов, и для выявления контрафакта», — отметил спикер.

Ренат Сулейманов: «Это всеобщий учет и контроль, если говорить глобально. Все сферы, которые не были этим охвачены, поэтапно будут этим охватываться. И для налогов, и для выявления контрафакта» Ренат Сулейманов: «Это всеобщий учет и контроль, если говорить глобально. Все сферы, которые не были этим охвачены, поэтапно будут этим охватываться. И для налогов, и для выявления контрафакта» Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

С другой стороны, внедрение маркировки влечет за собой дополнительные расходы для производителей, а затем растет конечная цена на продукцию. «Насколько это будет значительно [для бизнеса], зависит от объема производства. Могут быть большие линии для фасовки со значительными объемами выпуска, а могут быть небольшие предприятия. Вот для них это станет более существенной нагрузкой, которая отразится на себестоимости продукции. Это будет новое основание для повышения цен и раскрутки инфляционной спирали в экономике. Хотя этот сектор не очень большой, но мы уже проходили подобное и на молоке, и на других изделиях, которые подвергались этой процедуре», — указал Сулейманов.

Депутат также обратил внимание на то, что все маркировочные аппараты и картриджи для них импортные. «То оборудование, которое попало сегодня под санкции. Наши предприятия, которые этим занимаются, пытаются их импортозаместить, но окончательно это не сделано. Научились изготавливать всякие жидкости, растворы для того, чтобы наносить маркировку, но сами аппараты иностранные», — подчеркнул спикер.

Камияр Байтемиров: «Нужна ли эта маркировка? Ну если государству нужны деньги, то нужна. А так я считаю, что не надо» Камияр Байтемиров: «Нужна ли эта маркировка? Ну если государству нужны деньги, то нужна. А так я считаю, что не надо» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нужна ли эта маркировка? Ну если государству нужны деньги, то нужна. А так я считаю, что не надо. Потому что смысла в маркировке абсолютно никакого нет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. — Кто-то должен все это контролировать? Так у нас контролирующих органов и так много! У нас есть Роспотребнадзор, есть организации, которые дают сертификаты на ту или иную продукцию. И если я получил сертификат о соответствии, то зачем мне ее, эту продукцию, маркировать? Зачем, почему? Да и зачем мне (предпринимателюприм. ред.) нужны дополнительные расходы? Зачем вам, как потребителю, нужны дополнительные расходы? Потому что я обязательно эти расходы переложу на плечи потребителя. Нужно это вам?»

«Для мукомольных изделий маркировка не нужна. Потребитель выбирает сам, исходя из потребительских свойств, своих предпочтений. Он знает марки производителей и на них ориентируется. „Честный знак“ тут особо не поможет», — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. Готов ли рынок к введению маркировки? «Это приведет к удорожанию продукции, и все. Потребителю эта продукция станет дороже. Дорожать все начнет с момента, как только начнут внедрение оборудования в производство, потому что надо будет инвестировать деньги в организацию этого процесса», — добавил спикер.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!

Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября

Разумеется, введение маркировки для мукомольной продукции приведет к ее удорожанию, подтвердил в разговоре с нашим изданием председатель правления союза хлебопроизводителей РТ Иван Никифоров. «Нужно же новое оборудование покупать, которое будет ставить маркировку. У каждого вида изделий свое оборудование, свои расходы», — сказал спикер. «А вообще, когда мы обсуждали, мы обращали внимание, что эти темы актуальны. Но, с другой стороны, серые производители легко обходят [маркировку], потому что ресурсов проверять и контролировать не хватает. Появляются какие-то левые марки…» — заметил Никифоров.

Собеседники «БИЗНЕС Online» также обратили внимание на то, что в начале года были попытки внедрить маркировку для хлеба и хлебобулочных изделий, но пока удалось убедить власти, что это не нужно. Выходит, теперь власти решили зайти с другой стороны.

В начале года были попытки внедрить маркировку для хлеба и хлебобулочных изделий, но пока удалось убедить власти, что это не нужно В начале года были попытки внедрить маркировку для хлеба и хлебобулочных изделий, но пока удалось убедить власти, что это не нужно Фото: © Lantyukhov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«Технических проблем нет, но есть обоснованное сомнение в целесообразности»

Союз мукомольных и крупяных предприятий РФ (объединяет около 200 организаций и предприятий) относится к планам отрицательно, заявил в разговоре с нашим изданием управляющий делами организации Игорь Свириденко. По его словам, участникам рынка «совершенно непонятно, как планируется осуществлять процесс».

«Всего 2 процента муки продается в потребительской упаковке. А маркировать остальные 98 процентов, большинство из которых (60 процентов) отгружается бестарно автомуковозами, никто не собирается. То есть будут ограничиваться только фасованной мукой в потребительской упаковке (1–2 килограмма для розничной торговли). Какой же это контроль продукции? Контроль должен быть всеобъемлющим, иначе это не контроль, а профанация», — отметил спикер.

«Если будет директивное указание, то мукомолы его исполнят. Технических проблем нет, но есть обоснованное сомнение в целесообразности этих мер по причинам, которые я указал. Дополнительных затрат для мукомолов значительных не предвидится, потому что, как я уже написал, объем продукции в потребительской упаковке для мукомолов незначительный. А вот для потребителей муки, полагаю, это будет заметно. Государство стремится сдержать рост цен на социально-значимую продукцию. При этом само создает предпосылки для роста себестоимости производства хлебопродуктов. Но я не являюсь специалистом в области ценообразования на хлеб и хлебопродукты, поэтому могу говорить только о росте себестоимости, поскольку осуществление маркировки — это дополнительные производственные затраты», — сказал Свириденко.

Он также заметил, что сейчас действует федеральная система «Зерно», предназначенная для отслеживания движения зерна от поля до прилавка. Однако под ее действие подпадают только макаронные изделия (12% от рынка), а остальные 88% выпадают из-под ее действия. «Опять контроль только частичный. Вводится дублирующая система маркировки, но при этом ФГИС „Зерно“ работает только для части производств, работающих с зерном», — удивляется спикер.

Для хлеба маркировка «точно не нужна», заявил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор Удмуртской хлебной компании, Сарапульского комбината хлебопродуктов и ООО «Торговая компания „Русь-Матушка“» Булат Кутдусов. «Она в любом случае приведет к удорожанию конечной цены для покупателя по всем категориям, где это будет. А технически это возможно, так как мы уже маркировку применяем по некоторым видам продукции», — отметил наш собеседник.

А если говорить о муке? Технически сектор готов к этому, указал Кутдусов. Он заметил, что у крупяной промышленности уже давно предусмотрено подтверждение каждой партии (речь о ФГИС «Зерно»). «Технически и организационно это возможно, программисты наши знают, как это сделать. Вопрос только в увеличении себестоимости. Каким будет увеличение цены? По-разному. У нас обсуждения идут, от 2 до 5 процентов. Вроде незначительно, но повлияет. Дополнительные затраты будут, потому что придется докупать технику маркировочную, плюс нанесение, плюс на каждую партию, на каждый продукт надо наносить», — сказал Кутдусов.

Согласно исследованиям, до 70% меда в торговых сетях — это фальсификат, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» глава РОО «Пчеловоды Татарстана» Шавкат Хайруллин. По его словам, порядок на рынке необходим, однако «Честный знак» не решит проблемы с нелегальной продукцией. «В Татарстане у нас нет поставщиков, которые в супермаркеты поставляют, нам этот „Честный знак“ ничем не грозит. Мы работаем конкретно с клиентами из рук в руки, так сказать», — заявил спикер.

По словам Хайруллина, точного определения, что является медом, до сих пор не существует. «И фальсификат, и мед под одними и теми же названиями идут. Нет конкретных законодательных инициатив в этом направлении. Работа ведется, конечно. Нашими конкурентами являются „фальсификатчики“ — на натуральный мед цена не может быть такой низкой», — отметил руководитель общественной организации.

«Если будет такое требование [об обязательной маркировке], куда денемся. У нас было принято решение маркировать пчелосемьи. 1 сентября был последний срок, мы промаркировались. Если это требование государства, мы же законопослушные, будем маркироваться. Насчет дополнительных затрат не смогу сказать», — добавил наш собеседник.