«Важно, чтобы система регистрации и учета собак работала по всей стране. Иначе получается ситуация: если собака из Татарстана, внесенная в систему, пропадет где-нибудь в соседнем Башкортостане, то мы ее уже не найдем», — объясняет заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Искандер Гиниятуллин. В своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о белых пятнах системы регистрации животных в Татарстане и приложении, которое помогает распознать собаку по фото морды. Подробности — в нашем материале.
Искандер Гиниятуллин
Важно, чтобы система учета работала по всей стране
На днях прошла новость о том, что минприроды России готовит поправки к закону «Об ответственном обращении с животными», они предполагают введение обязательной регистрации домашних питомцев и внесение данных о животных-компаньонах в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии Россельхознадзора (ФГИС ВетИС).
Вообще, разговоры о введении обязательной регистрации животных-компаньонов идут с разной степенью интенсивности с 2011 года, а в 2021-м президент России Владимир Путин поставил задачу правительству и регионам организовать учет и мониторинг домашних питомцев. Тогда же, в 2021-м, соответствующий законопроект готовили к внесению на рассмотрение Госдумой, он даже был включен в повестку, но потом по какой-то причине его исключили. Если бы это было сделано еще в 2021 году, то сейчас масштаб проблем оказался бы гораздо меньше, можно было бы, в конце концов, у людей спрашивать: «Почему твоя собака бегает здесь по улице и пополняет стаи?»
Искандер Гиниятуллин — заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты. В этой должности он трудится почти 10 лет, до этого времени 7 лет возглавлял комитет жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани, а ранее, с 2008-го по 2011-й, был руководителем исполкома Нижнекамска.
Тема безнадзорных животных для Искандера Анваровича не просто одна из рабочих задач: в его доме и в семьях его детей живут с десяток животных с улицы. У Гиниятуллина лично живут три собаки, взятые из приюта.
В Татарстане требования к выгулу и содержанию домашних питомцев вступили в силу еще в 2024 году. Постановлением кабинета министров мы запретили бесконтрольный самовыгул животных, прописали обязанность использовать намордники и поводки для опасных пород собак, при проезде в общественном транспорте и в общественных местах при скоплении людей.
А с 1 января 2025 года в Татарстане ввели обязательную регистрацию всех домашних собак с установкой чипа и внесением данных о животном и его собственнике в государственную информационную систему «ВетГИС». На сегодня в Казани зарегистрировано более 7 тыс. собак, по Татарстану — более 40 тысяч. По факту животных намного больше, так что мы еще в начале пути.
Для чего нужна регистрация? Во-первых, для розыска пропавшей собаки: вместе с номером чипа в систему вносятся данные о собаке и его владельце. Если любимец потерялся, то сканирование чипа в ветклинике, например, поможет установить его настоящего хозяина и вернуть питомца ему. А если пес или кот были украдены, то чип поможет настоящему хозяину доказать право собственности и вернуть питомца себе.
Еще одна важная деталь — ответственность. Случай нападения собаки в 2021 году в поселке Осиново нам это явно доказал! Тогда, напомню, ребенка покусали собаки, зачинщицей стала домашняя собака, помесь с овчаркой. Хозяин собаки от нее открестился, сказал: «Не моя!» Хотя пес жил у него во дворе, было множество свидетельств соседей. Но доказать принадлежность собаки к этому человеку тогда не смогли. Чипирование решило бы этот вопрос раз и навсегда, и хозяин понес бы ответственность.
Поэтому особенно важно, чтобы такая система учета животных работала по всей стране. Во-первых, тогда к поискам собаки можно будет подключить и соседние регионы при необходимости. Сейчас же если собака из Татарстана, внесенная в систему, пропадет где-нибудь в соседнем Башкортостане, то мы ее уже не найдем, даже если ее отловят невредимой, — раз система в Башкортостане не работает, то и установить хозяина, связаться с ним не получится.
Во-вторых, нужны федеральные ресурсы — решения, полномочия, — чтобы система учета работала эффективно. В Татарстане, например, с 1 июля этого года отсутствие регистрации наказывается предупреждением и штрафом до 5 тыс. рублей. Но орган, который бы контролировал, зарегистрировано животное или нет, у нас отсутствует. Считаю, что нужна федеральная структура, которая возьмет контроль реализации на себя, либо полномочия должны быть доведены регионам вместе с ресурсами для их реализации.
«Любой прохожий не сможет, к сожалению, определить, есть ли у собаки хозяин»
Потерялся алабай — где найти смелого человека, который подойдет к нему и проверит чип?
Любой вариант регистрации животного, его постановки на учет в той или иной системе — большой плюс для учета, для поиска хозяина. У волонтерских организаций на счету масса случаев, когда чипы помогли установить хозяина. В конце июля, например, волонтеры проекта «Щенячий патруль» приехали к магазину «Магнит», где прохожие обнаружили собаку с ошейником, вероятно, домашнюю. Волонтеры отвезли собаку в ветклинику, просканировали холку пса, нашли чип и по чипу и данным регистрации установили хозяйку. Выяснилось, что пес гулял на длинном поводке, испугался петарды и убежал, сама хозяйка оббегала все дворы в поисках питомца. Но, благодаря тому, что пес был зарегистрирован, история закончилась благополучно!
Да, не всегда прохожие хотят подойти к собаке без хозяев. Условно говоря, потерялся алабай, бежит по улице. Во-первых, где найти смелого человека, который со сканером не побоится подойти к такой собаке и проверить наличие чипа?
Второе — наличие сканера с выходом на ветеринарную инфосистему. Они есть у волонтеров, у сотрудников ветеринарной клиники. Но согласитесь, шанс, что они окажутся рядом с потерявшейся собакой, крайне небольшой. Любой прохожий не сможет, к сожалению, определить, есть ли у собаки хозяин.
Goznak.Pet — биометрическая система идентификации собак, созданная акционерным обществом Гознак. Согласно сайту компании, система является решением для возвращения потерянных собак владельцам, но регистрировать в ней можно также животных без владельцев.
Как это происходит: хозяин животного и ответственное лицо создает цифровой профиль питомца с фотографией, по которой его можно идентифицировать. В нем, помимо фото, указываются элементы маркировки животного (например, номер чипа), контактные данные хозяина или места, где животное отловили, если хозяина нет.
«При первичной регистрации животного его морду фотографируют в анфас и загружают эту фотографию в систему Goznak.Pet. На основе этой фотографии формируется уникальный биометрический профиль животного, который размещается в базе данных. В дальнейшем, когда животное снова поступает к ветеринару или попадает в приют, его вновь фотографируют. Если схожий биометрический профиль уже существует в базе, система его находит, показывает фото животного, сделанное при регистрации, и тем самым позволяет проверяющему однозначно идентифицировать животное», — объяснял руководитель центра биометрических решений Гознака Игорь Грицаев.
Сверяет фото животного с базой профилей искусственный интеллект, точность распознавания биометрического профиля превышает 98%, утверждает Грицаев.
Тестировать систему начали в начале 2025 года, пилотными стали три региона страны — Ленинградская область, Пермский край, Смоленская область. Первичная регистрация животного с владельцем проходит в ветклинике, без владельца — в приюте после отлова.
На эти детали есть свои решения: в Ленинградской области, Пермском крае и Смоленской области тестируется система идентификации собак по биометрическим параметрам, которую разработало АО «Гознак». У собаки на морде есть больше 200 точек, взаимное расположение которых уникально для каждой собаки. Даже щенки в одном помете, похожие внешне, отличаются по этим точкам рисунком морды друг от друга, как люди — отпечатками пальцев.
Смысл системы Goznak.Pet в том, что в нее внесены эти биометрические параметры собак. Вместе с системой Гознак разработал приложение, и теперь любой прохожий, у которого установлено приложение, может сфотографировать собаку на улице и идентифицировать ее через приложение по рисунку морды, если она имеется в базе. Если там нет — можно внести. Сейчас общаемся с Гознаком на тему тестового использования системы и приложения в Казани. Постараемся договориться, посмотрим, как система покажет себя у нас.
Если не договоримся, то у нас есть минцифры — мощный инструмент, который в состоянии, я думаю, разработать свою подобную программу. Мы уже говорили на эту тему с министром цифрового развития РТ Ильей Начвиным, начальником главного управления ветеринарии кабмина РТ Тимуром Галеевым, заинтересованность у коллег есть, будем прорабатывать возможность использования системы.
Тогда гораздо все упрощается: у каждого почти в кармане смартфон с отличной камерой и выходом в интернет. Если видишь собаку без хозяина — зашел через приложение, сфотографировал, отправил в базу запрос, и тебе приходит информация, собака хозяйская или нет, есть она в базе или нет, все это будет решаться гораздо проще, без риска для человека и технических заморочек.
В Казани уже действует система, которая помогает создавать заявки на отлов животных без владельцев
Общество мобилизовалось, но с точки зрения властных структур не было совершенно никаких действий, чтобы эту ситуацию решить
И шансов для потерявшихся собак будет больше. Летом этого года, например, искали маленькую собачку породы пти-брабансон, Хани. Она крохотная, шансов у нее выжить на улице почти не было. Но молодые хозяева заняли очень активную позицию, по собаке было очень много информации: они ходили по улицам, раздавали листовки, фотографии собаки, выезжали на поиски, если были сообщения, что Хани где-то видели. В один из таких выездов объявление о Хани попало в руки семейной паре. Мужчина объявление сфотографировал на всякий случай. У них свое хозяйство, выращивают клубнику, на следующий день мужчина шел между грядок и увидел собачку. Посмотрел по фото объявления — это она! Он накрыл Хани ящиком для фруктов, чтобы она не убежала, и позвонил хозяевам. Вот такая счастливая история.
Но надо понимать, что тут совпало множество факторов, которые помогли собаке вернуться домой после двух недель на улице. Общество мобилизовалось, но органы власти не смогли помочь владельцам в розыске питомца. Даже принятое решение об обязательной регистрации вряд ли бы помогло без системы идентификации животного: ну где у хозяина клубничного поля сканер? А вот система Гознака помогла бы.
В Казани уже действует система, которая помогает создавать заявки на отлов животных без владельцев. Если в объектив городской видеокамеры попадает собака, бегущая по улице, система анализирует, есть ли у нее признаки домашней собаки, упитанность, ошейник или, наоборот, бирка в ухе, означающая, что она уже побывала в отлове, прошла стерилизацию и повторному отлову не подлежит. Если система ничего этого не видит, то формируется заявка на отлов, что на такой-то территории какая-то собака, и направляет ее к нам, в комитет ЖКХ исполкома Казани. Правда, не всегда удается застать собаку в месте обнаружения, но информационные системы в решении вопроса безнадзорных животных используются. Если сможем дополнить ее системой Гознака — будет большой шаг вперед. Поэтому сейчас общаемся с коллегами, постараемся систему получить. По плану — «обкатать» систему в Казани до конца года и дальше или взять ее в лизинг, или запускать разработку подобной системы у нас. Тогда, я думаю, учет поголовья собак пройдет куда быстрее и эффективнее.
Искандер Гиниятуллин

БИЗНЕС Online дарит iPhone 17 за подписку!
Переходите по ссылке, подписывайтесь на наши Telegram-каналы и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjcPvraa Правила участия
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.