«Мировая атомная неделя показала перспективы развития локомотивной для экономики нашей страны отрасли и в то же время поставила и решила совершенно конкретные задачи, позволяющие России зарабатывать деньги», — подводит итоги международного форума главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» объясняет, почему малые АЭС менее защищены от ПВО, почему стоит присмотреться к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву и в чем подтвердился мысленный эксперимент Альберта Эйнштейна.
«В Москве завершилась Мировая атомная неделя, приуроченная к 80-летию российской атомной промышленности»
Равновесие в мире обеспечивается текущим ядерным превосходством России
В Москве завершилась Мировая атомная неделя, приуроченная к 80-летию российской атомной промышленности. Любопытную фразу произнес президент Беларуси Александр Лукашенко. После своего выступления на форуме и отдельного разговора с Владимиром Путиным сказал он примерно следующее: «Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали, как нам жить-выживать». Для меня эта фраза означает, как увеличить вероятность выживания страны в условиях ухудшения внешнего мира. Судя по всему, Путин и Лукашенко обсуждали и военную, и экономическую составляющую.
Соединенные Штаты — главный игрок в военной части. Недавно они провели экстренное совещание Пентагона, собрав адмиралов, генералов. На мой взгляд, ключевая вещь на этом съезде касалась не международной, а внутренней политики. Как излагают американские СМИ, Дональд Трамп заявил: «Я сказал Питу (Пит Хегсет — министр оборон США — прим. ред.), что мы должны использовать некоторые из опасных городов в качестве тренировочных полигонов для военных». Американский «министр войны», как теперь называют Хегсета в Штатах, неоднократно говорил, что «армия должна воевать», чтобы быть в форме, Трамп же, по сути, высказал мнение, что воевать она должна и внутри страны. При этом президент сделал акцент на то, что, на его взгляд, чрезмерно либерализованные, чрезмерно хаотичные города нужно упорядочивать, в том числе используя армию.
Кроме того, Трамп объявил, что посылает атомные подводные лодки к границам России. Зачем? Есть разные версии, но это однозначно недружественный жест и демонстрация силы. Насколько это серьезно и опасно, на мой взгляд, лучше всего проанализировал президент Курчатовского института физик Михаил Ковальчук. Выступая на Международной атомной неделе, он упомянул несколько важных вещей. Во-первых, предложил провести мысленный эксперимент, представив, что было бы, если бы США монопольно обладали ядерным оружием.
В свое время такой мысленный эксперимент проводил Альберт Энштейн, чьи выводы были крайне негативными, подкрепленными бомбардировками мирных городов Хиросимы и Нагасаки. Я мысленно тоже неоднократно проводил такой эксперимент и убежден, что относительное равновесие в мире обеспечивается текущим ядерным превосходством России. Собственно, это превосходство, отметил Ковальчук, обеспечивает нашей стране защиту, в том числе от атомных подводных лодок у границ.
«Трамп объявил, что посылает атомные подводные лодки к границам России. Зачем? Есть разные версии, но это однозначно недружественный жест и демонстрация силы»
Нужен закон о стройсберкассах
В целом у меня сложилось впечатление, что на атомной неделе обсуждали больше экономическую проблематику, чем военную. Здесь позиции России, к сожалению, гораздо хуже. Трамп, описывая нашу экономическую ситуацию, употребил неприятное слово terrible («террибл» — «ужасный» в переводе с английского). Однако уважаемый мной вице-премьер России Александр Новак, выступая на Валдайском форуме, который проходил на этой неделе, заявил, что все не так уж «террибл», что Россия выйдет в устойчивый экономический рост в 2027–2028 годах. Новак называет цифру 2,8%, отражающую предполагаемый рост, но это все же ниже средней мировой.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Проблема в том, что базовый сценарий, на котором основывается российский бюджет, внесенный на рассмотрение в Госдуму, не позволяет осуществить даже такой рост. В него, помимо прежних ошибок нашего экономически-финансового блока, о которых я неоднократно писал, добавляются новые серьезные налоги, которые будут и разгонять инфляцию, и тормозить экономический рост. В этой части пока не видно возможности сохранения и увеличения вероятности выживания России.
«Строительство более-менее держится за счет льготной ипотеки. Учитывая, что схема этой льготной ипотеки плохая, в виде компенсации процентов, государственные расходы на нее растут в геометрической прогрессии, а таким способом ее долго не удержишь»
Если нет шансов изменить ситуацию в целом, имеет смысл хотя бы по частям решать проблему. Мы видим, что по отдельным отраслям экономический рост пытаются сохранить. В частности, на неделе был доклад российского вице-премьера Марата Хуснуллина. Он говорил о том, что курируемая им строительная отрасль более-менее держится, я думаю, это правда. При этом совершенно очевидно, что в ней очень задействован бюджет. Строительство более-менее держится за счет льготной ипотеки. Учитывая, что схема этой льготной ипотеки плохая, в виде компенсации процентов, государственные расходы на нее растут в геометрической прогрессии, а таким способом ее долго не удержишь.
Когда доминировала обыкновенная, не льготная ипотека (при низкой ключевой ставке), строилось до 140 млн кв. м жилья в год. Сейчас же Хуснуллин назвал цифру в 100 млн «квадратов». 40 млн кв. м выпало. Можно было бы компенсировать эту ситуацию быстрым принятием закона о стройсберкассах, что дополнилось бы 40–50 млн «квадратов». К сожалению, эта опция по-прежнему не используется. По отдельным, особым законам живет наше сельское хозяйство. Прежде всего в части экспорта. Оборонные отрасли поддерживают всю обрабатывающую промышленность. И все же атомная сфера остается чуть ли не единственной высокотехнологичной отраслью, в которой Россия лидирует. И здесь происходит много событий, помимо Мировой атомной недели.
«Рост интереса к атомной энергии отчасти связан с тем, что ЕС ее теперь считает «зеленой»
АЭС, которые строит «Росатом», дешевле по себестоимости
Хотя в рамках форума звучало и немало интересных моментов в докладах вполне себе компетентных и статусных докладчиков. В частности, директор международного агентства по атомной энергетике, потенциально будущий генсек ООН Рафаэль Мариано Гросси заявил, что до 2050 года атомных мощностей в мире должно стать больше в 2 раза. Если учесть нынешнее число мощностей и то, сколько будет выведено из работы за эти годы, должно быть построено блоков примерно на 800 гигаватт. Их надо строить так, чтобы обеспечить увеличение мощностей на 30–35 ГВт в год. Это существенно больше, чем строится сейчас.
И тут надо понимать, что АЭС, которые строит «Росатом», дешевле по себестоимости. Давайте сравним. Например, французы, строя блок в Финляндии, в $10 тыс. за кВт не уложились. Франция потратили 18 лет на это строительство и в среднем $18 тыс. на киловатт. Точную цифру тут не назовешь, потому что строительство блока останавливали, тратили время на решение возникших проблем, плюс было много возни после формального пуска. В Великобритании, где примерно такой же, как во Франции, проект, стоимость киловатта дошла до $30 тысяч. Разговоры о строительстве пока приостановили из-за такой фантастической дороговизны. Это позволяет судить о ситуации со спросом на атомные мощности и их стоимости на рынке, если справедливо утверждение Гросси.
Солидный американский журнал The National Interest 29 сентября опубликовал статью «Гражданский ядерный экспорт США и Южной Кореи — выигрышная стратегия». В ней рынок ядерного экспорта оценивается в $500–700 млрд в год. С учетом же оборудования, запчастей, технологий, по оценке, приведенной в статье, он составляет около $1 трлн в год. Ранее оценки экспертов, которые публиковались мировыми СМИ, были скромнее.
Рост интереса к атомной энергии отчасти связан с тем, что ЕС ее теперь считает «зеленой». 25 сентября 2025 года на международном форуме «Мировая атомная неделя» подписан важный договор купли-продажи «атомных» сертификатов между концерном «АтомЭнергоСбыт» (Россия) и сингапурской инвестиционной компанией Global Green Energy Investments. Сумма контракта, по предварительным оценкам экспертов, составила около $750 млн, что делает его крупнейшим в истории рынка «зеленой» энергетики. Эти сертификаты, по сути, квоты на производство «зеленой» энергии. Многими экспертами данное событие оценивается как демонстрирующее усиление позиций России на рынке.
«На данный момент достоверно известно, что «Росатом» обеспечивает более 40% обогащения урана мирового рынка»
Способна ли наша страна строить в год 10–12 блоков АЭС?
На какую же долю этого многомиллиардного рынка наша страна может претендовать? На данный момент достоверно известно, что «Росатом» обеспечивает более 40% обогащения урана мирового рынка. Важную цифру назвал на российской Мировой атомной неделе Сергей Кириенко. Он упомянул, что 22 из 28 реально строящихся в мире атомных блоков возводит именно «Росатом». В общем, если взять нижнюю планку, как минимум на 40% атомного рынка Россия может претендовать.
Дальше встает вопрос: способна ли наша страна строить и сдавать в год 10–12 блоков на 12–14 ГВт? Ни с кем не сотрудничая, на мой взгляд, не может. На эту тему чрезвычайно интересна статья в том же The National Interest от 30 сентября «Развитие ядерной энергетики в США требует международного сотрудничества». В ней говорится, что американский президент поставил задачу увеличить в ближайшей исторической перспективе мощности в 4 раза, занять доминирующее положение в мире.
Американские специалисты фиксируют, что для этого в Штатах нет квалифицированных работников, нет мощностей по обогащению урана и созданы эти мощности в ближайшее время не будут. Это связано с тем, что в свое время американцы неверно выбрали направление развития атомной отрасли — основная технология их не центрифужная, а газодиффузионная (о том, что это такое, подробно я писал в этой статье). Соответственно, нужны союзники, иначе ни международное доминирование, ни обеспечение атомной энергией должным образом собственной страны невозможны.
Штаты же хотят железно привязать к себе союзников. Но как? Через деньги. Они хотят, чтобы экспортно-импортный банк печатал деньги и кредитовал нужные проекты под контролем государства, подключить МВФ и Всемирный банк. В той же статье The National Interest отмечается неизбежность знаний двойного назначения. Если ты кому-то строишь атомные станции, неизбежно, что эта страна в перспективе сможет делать ядерное оружие. Потому что ты передаешь знания двойного назначения, генерируешь квалифицированных специалистов.
В связи с этим в публикации фиксируется, что надо обязательно навязать странам, в которых строятся станции, свои стандарты безопасности. Вокруг своего полюса собрать ручных союзников через деньги и силовое навязывание этих самых стандартов. Это позволит решить поставленные Трампом задачи. Перечисляются потенциальные союзники, причем Франция и Англия упоминаются мельком как несерьезные игроки. Сосредоточиться предлагается на Южной Корее, которая на их полюсе выбилась в лидеры в данной отрасли, построила блоки и у себя, и в ОАЭ.
«24 сентября между Россией и Ираном подписан контракт о взаимопомощи и сотрудничестве в сооружении АЭС малой мощности»
Построенные Россией атомные объекты в Иране не бомбили ни США, ни Израиль
Чем интересна публикация The National Interest? В плане обеспечения мощностями и квалифицированными кадрами у России те же проблемы, что и у Соединенных Штатов. Повторю, российскому государству тоже надо искать союзников. У нас потенциальный союзник и потенциальный конкурент, как говорит Ковальчук, Китай.
Чуть раньше в Global Times (газета практически от Китайской коммунистической партии) вышла статья «Арктический экспресс Китай — Европа — это нечто большее, чем просто новый морской маршрут». Там пишут о «первом в мире арктическом контейнерном экспрессе» и нет ни малейшего позитивного упоминания России. Зато есть фраза о том, что «некоторые страны относятся к Арктике как к своему заднему двору, конкурируя за энергетические ресурсы и наращивая военное противостояние». Очевидно, что тут имелись в виду США, но не подразумевалась ли и Россия? Так или иначе, по Севморпути КНР ищет варианты логистики, в которых она могла бы не зависеть от России. Поднебесная в этом смысле страна прагматичная — дружба дружбой, а табачок врозь. Это видно и по истории с широкофюзеляжными самолетами (о ней я подробно рассказывал в этой статье). Будет ли Поднебесная иметь с Россией международные проекты — большой вопрос. Хотелось бы, чтобы это было так, но нельзя на это полностью рассчитывать.
Примечательно, что с Южной Кореей Россия строит атомную станцию в Египте. Схема там правильная: для грубой работы — местные строители, для тонкой — специалисты из Южной Кореи, а всем, что касается атома и управления, занимается «Росатом». Очень мало текущей информации о том, как сейчас там все работает, к сожалению. Но считать совсем невозможным союзничество РФ с Южной Кореей нельзя.
Продолжая разговор о международном сотрудничестве, на Мировой атомной неделе обсуждался проект АЭС «Пакш-2» в Венгрии. К концу года уже планируется залить бетон для него. Евросоюз хочет отрезать проект от денег, но Россия с Венгрией, думаю, разберутся. Подписан контракт о строительстве атомных блоков в Иране на 5 ГВт, возведение которых обойдется в $25 миллиардов. Это существенно меньше, чем то, за сколько строят западные страны. Примечательно, что уже построенные Россией атомные объекты в Иране, в городе Бушер, не бомбили ни США, ни Израиль. Для Ирана это важный знак, я думаю, поэтому ускорилось подписание контракта. Напомню, что 24 сентября между Россией и Ираном подписан контракт о взаимопомощи и сотрудничестве в сооружении АЭС малой мощности. Подписали его глава «Росатома» Алексей Лихачев и вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии страны Мохаммед Ислами.
«Мировая атомная неделя показала перспективы развития локомотивной для экономики нашей страны отрасли и в то же время поставила и решила совершенно конкретные задачи, позволяющие России зарабатывать деньги»
Никакого «террибл» на будет
Очень интересный документ подписан с Узбекистаном: допсоглашение относительно строящейся там атомной станции. Строить ее будет «Росатом». Блоки будут не самые модные, не самые современные, такие же, как Россия построила в Китае на сейсмически сложных землях. Для Узбекистана это решение очень разумное. Кроме того, рядом с большими атомными блоками планируется строительство двух малых блоков, аналогичных тем, что наше государство ставит на атомных ледоколах, только заземленных.
На первый взгляд это может показаться странным. Но предположим, что города могут ночью меньше потреблять энергии, а большой классический атомный блок вырабатывает одно и то же количество что ночью, что днем. На таких блоках количество выработанной энергии не варьируют, его стараются не менять, так сказать, не лезть в настройки. Работа же малого блока может быть более гибкой. Это удобно. Потому узбеки хотят у себя пристроить малые блоки «под крыло» к большим. Это интересное решение. Похоже, Гросси оно тоже заинтересовало, не зря он про малые АЭС много говорил.
Правда, несмотря на то что малые АЭС — это хорошо, с точки зрения защиты от террористов они не самые безопасные. На больших же станциях, которые строит Россия, защита от ПВО и прочего поставлена отлично. А вообще, к Узбекистану стоит присмотреться. Их лидер Шавкат Мирзиёев делает своеобразные и полезные для его страны ходы. Например, подписал с США договоренность о закупке Boeing на $8 миллиардов.
Подводя итоги, скажу: Мировая атомная неделя показала перспективы развития локомотивной для экономики нашей страны отрасли и в то же время поставила и решила совершенно конкретные задачи, позволяющие России зарабатывать деньги. Возвращаясь к вопросу о том, как выживать, я думаю, никакого «террибл» на будет. Выживание России, как и Беларуси, обеспечит и в военном, и в мирном плане атомная отрасль.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.