Команда КВН «Четыре татарина» на концерте «Встреча выпускников КВН» Команда КВН «Четыре татарина» на концерте «Встреча выпускников КВН» Фото: © Razmik Zackaryan / URA.RU / www.globallookpress.com

«Мы же не говорим, что Shaman плохой»

— Дмитрий, Первый канал показал «Встречу выпускников» КВН из Екатеринбурга, где выступила ваша команда «Четыре татарина». Снова появилось желание играть в КВН?

— Такие проекты не появляются по желанию той или иной команды — обычно приходит предложение и вопрос, можешь ли поучаствовать. В этот раз получился необычный проект со смешанным составом. Скорее не «Четыре татарина» в чистом виде, как прозвучало в эфире, а сборная трех поколений кавээнщиков Татарстана.

— Кто был сценаристом выступления нашей команды?

— Сценарий и шутки писали наши ребята из Татарстана, авторы, которые работают с командами по настоящее время. А вообще команда всегда делится на играющий и пишущий составы. Есть люди, которые и пишут, и играют — авторы-актеры, есть «чистые» авторы, и есть просто актеры. В данном случае еще были люди, которые отвечали за сбор нашей программы и защищали ее (программу прим. ред.) перед редакторами АМИК — это авторы и актеры команды КВН «Радио свобода» из Ярославля.

«Если мы говорим о нынешней редактуре в КВН, как мне кажется, раньше было гораздо жестче. И дело даже не в темах, а вообще в шутках, в моментах, в постановочном процессе» «Если мы говорим о нынешней редактуре в КВН, как мне кажется, раньше было гораздо жестче. И дело даже не в темах, а вообще в шутках, в моментах, в постановочном процессе» Фото: Марат Закиев

— Сегодня непростые времена, много ли было стоп-тем, на которые предлагалось не шутить?

— Они всегда есть. Ну как стоп-темы? Они, как правило, не обсуждаются, просто все понимают, о чем нельзя шутить — про болезни, смерть, горе и так далее. Если мы говорим о нынешней редактуре в КВН, как мне кажется, раньше было гораздо жестче. И дело даже не в темах, а вообще в шутках, в моментах, в постановочном процессе. Вещи, которые раньше никогда бы не пропустили в эфир, сейчас нет-нет да проходят. Не знаю, с чем это связано, со временем или с тем, что восприятие юмора поменялись, но это ни в коем случае не критика.

В таких проектах, как «Встреча выпускников», конечно же, послаблений больше — это не столько турнир, сколько встреча старых добрых друзей, где мы можем приятно провести время, повспоминать былое и посмеяться все вместе. Когда борешься за 1-е место в сезоне, естественно, переживаешь за каждый шаг. Может быть, в этом тоже есть свои плюсы-минусы, но на этот раз мы приехали на правах людей, которые свое отыграли и, наверное, больше получали удовольствие от самой игры.

Дмитрий Черных родился 11 мая 1976 года.

Окончил торгово-технологический колледж по специальности «технология приготовления пищи» и Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт по специальности «менеджмент в общественном питании».

В 1998 году присоединился к первому составу сборной КВН «Четыре татарина», а в 2003-м возглавил второй состав.

Также играл в Набережночелнинском драматическом театре «Мастеровые».

Переехав в Казань, участвовал в Comedy Club Kazan Style и телепроектах на канале «ТНТ»: «Смех без правил», «Убойная лига», «Убойный вечер», «Убойная ночь», Comedy Club.

Сейчас служит в казанском камерном театре Sdvig.

— В одном из музыкальных номеров ваша команда перепела на свой лад песню «Любэ» «Конь». Чья была задумка?

— Авторский состав принес нам песню на обсуждение, которая всем очень понравилась. Интересно, что она могла и не попасть в эфир, поскольку у нас было два взаимозаменяемых номера. Главные редакторы игры предлагали оставить другой вариант, но наши товарищи-кураторы, которые занимались сбором программы, настояли именно на этом номере, и мы с ним не прогадали.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!

Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября

— Ни у кого не было претензий, дескать, опошлили легендарный трек? В финале кот спасает семью от разоблачения неверного мужа…

— Это же юмор, и относиться к этому стоит как к юмору. Мы не говорим о том, что номер учит, как нужно делать. Он просто высмеивает человеческие моменты. Здесь не нужно искать подвох и не стоит относиться как к опошлению нашей глубокоуважаемой группы «Любэ» и ее репертуара, просто сама песня настолько универсальна, что вот уже многие годы ее используют как основу для различных интерпретаций.


— В номере вы поиронизировали над Shaman. Такое сегодня можно на Первом канале?

— Ничего обидного ни в сторону Shaman, ни в сторону его личности не было. Это всего лишь смешная шутка, которая никого не задевает и тем более не травмирует ничью психику. Мы нигде не говорим, что Shaman плохой, в номере мы просто говорим, что должен приехать Shaman, и надо ему соответствовать.

— Кто отвечал за реквизит и костюмы? Кажется, шапка больше похожа башкирский бурык.

— Шапки как раз были татарские. Реквизитом занимались опытные люди, которые искали именно татарские костюмы. Просто очень часто, когда видят меха, происходит путаница, но в целом народы же очень близко жили и живут, поэтому есть очень схожие элементы.

— А почему Екатерина Скулкина вышла под башкирский трек Homay?

— Потому что он был актуален, узнаваем и достаточно популярен. Нужен был известный нашумевший трек.

«В первом составе, который начал играть в 1998 году, все строилось на национальном колорите. Нужно было заявить команду так, чтобы люди понимали, что это сборная из Татарстана, у которой есть локальный юмор» «В первом составе, который начал играть в 1998 году, все строилось на национальном колорите. Нужно было заявить команду так, чтобы люди понимали, что это сборная из Татарстана, у которой есть локальный юмор» Фото предоставлено Дмитрием Черных

«Решили ломать существующие стереотипы о татарах»

— Юмор «Четырех татар» всегда опирался на национальный юмор? Вы решили «камбэкнуться» на этой теме?

— Здесь тоже была своя эволюция. В первом составе, который начал играть в 1998 году, все строилось на национальном колорите. Нужно было заявить команду так, чтобы люди понимали, что это сборная из Татарстана, у которой есть локальный юмор. Второй состав опирался уже не столько на национальную тему, сколько на общероссийскую, пусть и с уклоном на наш менталитет. Любая приезжая команда будет делать акцент на своем регионе, чтобы показать свой говор, колорит, акцент…

Здесь мы не то чтобы «камбэкались», а просто еще раз начали шутить о том, что мы татары из Татарстана. О нашей республике знают во всей России — Татарстан гремит везде. Мы решили ломать существующие стереотипы о татарах и немного высмеяли эту тему. Хотелось показать, что мы больше и шире, чем-то, что о нас думают.

— Сами татары не обижались на юмор вашей команды?

— Стереотипы — это же не то, что касается татар, а то, что люди привыкли думать о татарах. Большинство из них не являются достоверными, а скорее общепринятыми. Возможно, для кого-то картинка могла сложиться немного скомкано, потому что не весь концерт идет в эфир.


— Насколько сегодня этично шутить на национальную тему? Могут обидеться.

— Во-первых, никогда в команде не запрещалось шутить на национальную тему — юмор высмеивает стереотипы. Во-вторых, ты никогда не обидишь сам себя. Любой юмор, связанный с национальной темой, — это просто самоирония. Точно так же любой русский или кавказец может пошутить про себя. Но люди, которые об этом шутят, — это образованные люди, и, поверьте, себя никогда никто обижать не станет.

Если мы с вами говорим о юморе и о шутках, то зачем говорить, какие мы молодцы. Тогда это будет не КВН и не юмористическая передача. Об этом говорят в новостях. Юмор на том и строится, что ты можешь аккуратно высмеивать различные ситуации. Здесь нет подвоха.

— О том, что касается именно татар и татарского быта, вы никогда не будете шутить?

— Наверное, то же, что и для любого народа, для любой национальности, — нельзя трогать религию и какие-то внутренние ценности. Шутить о святом не принято.

Фото: «БИЗНЕС Online»

— Следите ли за татарскими и татарстанскими юмористами в стендапе или в других юмористических шоу?

— Да, есть комики в Татарстане, причем очень неплохие. Я знаю многих из тех людей, которые сейчас занимаются юмором, но нечасто вижу их творчество, потому что сам ушел в другую среду, и мы не пересекаемся. Но в целом наши стендап-проекты и люди, которые ими занимаются, — это очень достойные артисты в масштабе России.

— Есть Артур Шамгунов, сооснователь Stand Up Club Kazan…

— Про Артура Шамгунова я слышал и даже знаком с ним, но ничего не могу про него сказать — это другое поколение. А вот с основателем казанского стендап-клуба Ильдаром Фаттаховым очень хорошо знаком. Он тоже выходец из КВН, который в свое время достойно представлял свою команду.

«Для людей, которые играют сейчас, он [КВН] тот. А кто отыграл и сравнивает игры прошлых лет и настоящих, может, считает, что раньше было лучше» «Для людей, которые играют сейчас, он [КВН] тот. А кто отыграл и сравнивает игры прошлых лет и настоящих, может, считает, что раньше было лучше» Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«Это же извечный вопрос — тот КВН или не тот»

— Следите ли вы сейчас за КВН? Многие говорят, что он уже не тот…

— К сожалению или к счастью, видимо, я этот момент уже пережил, переболел и ушел творить в другом направлении. Это же извечный вопрос — тот КВН или не тот. Для людей, которые играют сейчас, он тот. А кто отыграл и сравнивает игры прошлых лет и настоящих, может, считает, что раньше было лучше. Все зависит от команды. В определенные периоды игры появляется свой флагман, который начинает всех вести за собой.

Есть ли повторы в юморе? Наверное, да. Очень часто некоторые шутки похожи на шутки прошлых лет. Но это тоже не говорит о том, что люди взяли и украли, просто существует параллельное мышление и моменты, когда забываешь о чем-то, где-то услышанном. Люди очень часто разговаривают не своим языком: где-то услышал, где-то впитал, с кем-то поговорил и потом выдаешь это как свое, даже не задумываясь.

— Что изменилось после смерти Александра Маслякова?

— Пока сложно сказать. Я уже не в игре и могу сравнить только с далекими-далекими временами. Наш КВН закончился 20 лет назад, а летнее выступление было приятной встречей со старыми друзьями, с кем мы играли в КВН, ездили по всей России, пили, ели, спали в одних автобусах.

Что изменилось с уходом Александра Васильевича? Не стало Александра Васильевича… не стало вдохновителя самой игры. Стало пусто… Не в самом КВН, а пусто в душевном плане. Ушло что-то очень большое, очень значимое и очень счастливое для тех, кто был с ним знаком. Масляков — это КВН, КВН — это Масляков, по-другому никак.

«Что изменилось с уходом Александра Васильевича? Не стало Александра Васильевича… не стало вдохновителя самой игры. Стало пусто… Не в самом КВН, а пусто в душевном плане» «Что изменилось с уходом Александра Васильевича? Не стало Александра Васильевича… Не стало вдохновителя самой игры. Стало пусто… Не в самом КВН, а пусто в душевном плане» Фото: © Anatoly Lomokhov / Global Look Press / www.globallookpress.com

— А справляется ли Масляков-младший?

— Мне трудно судить. Я не внутри КВН, но, раз четко и слаженно продолжает работать структура, видимо, справляется.

— Может, пора поменять формат и сделать ребрендинг?

— КВН всегда видоизменялся: из года в год были новые декорации, темы и концептуальные решения, но КВН всегда оставался собой, в чем и есть его успех. Если мы сделаем ребрендинг, то совсем потеряем КВН.

— На ваш взгляд, почему не было ни одной команды из Татарстана, которая гремела бы так же, как «Четыре татарина»? «Сборная „Татнефти“» стала чемпионом Высшей лиги, но все равно не так была на слуху.

— Для тех, кто смотрит КВН, «Сборная „Татнефти“» — узнаваемая команда со смешными шутками. Тем более они «выстрелили», как мы уже шутили, в «ковидный» год. Почему «Четыре татарина» более известны? Потому что это первый бренд юмора в Татарстане. И первая команда, которая появилась на Первом канале и имела определенную историю и смену поколений.

Есть команда «Каракуз», которая играет сейчас и является обладателем высшей награды музыкального фестиваля. Тоже классные ребята, и мы работали вместе на этой «Встрече выпускников».

«Кавээнщики — это всесторонне развитые люди, которые многое знают, ведь чтобы писать актуальный юмор, ты должен знать обо всем по чуть-чуть и к тому же владеть ораторским мастерством» «Кавээнщики — это всесторонне развитые люди, которые многое знают, ведь чтобы писать актуальный юмор, ты должен знать обо всем по чуть-чуть и к тому же владеть ораторским мастерством» Фото предоставлено Дмитрием Черных

— Нужна ли региону своя команда и что это дает?

— Нужна, это обязательное условие. Региону всегда нужен флагман, за кем будут тянуться. Более того, мне кажется, что конкуренция всегда дает развитие. Почему Татарстан впереди планеты всей? Многим регионам хочется перепрыгнуть Татарстан, что тоже нас стимулирует. Очень приятно видеть, что из всех регионов, в которых хотела бы жить молодежь, наша республика попадает в пятерку лучших. Хочется гордиться своим регионом.

— Насколько Татарстан вливался в вашу команду и стоит ли региону помогать региональным сборным КВН?

— Конечно, у нас всегда была всесторонняя поддержка на тот момент президента республики. Тяжело выезжать на одном юморе. В этом плане мы счастливые люди. Надеюсь, что и сейчас ребят поддерживают.

Дамир Фаттахов и Владимир Леонов Дамир Фаттахов и Владимир Леонов Фото: «БИЗНЕС Online»

— Из татарстанской сборной «выросли» многие известные управленцы — Дамир Фаттахов, Владимир Леонов, Линар Закиров. Почему так сложилось? В чем феномен команды?

— Как всегда говорили, кавээнщики — это всесторонне развитые люди, которые многое знают, ведь чтобы писать актуальный юмор, ты должен знать обо всем по чуть-чуть и к тому же владеть ораторским мастерством. Дальше уже зависит от человека. Я вам больше скажу, вы перечислили людей, которые пошли в структуру власти, а есть многие, кто сейчас снимает кино в Москве. Существует целый продакшн Good Story Media, созданный выходцем из «Четырех татар» Артемом Логиновым. Вместе с командой он выпускал сериалы «Папины дочки», «Воронины», «Ольга», «Тополиный пух» и другие. Многие остаются в творчестве так или иначе. Одни связывают жизнь с кино, другие — с театром.

— Сейчас вы работаете в казанском камерном театре Sdvig. Насколько сложно было переходить в другую сферу и не хотите ли вернуться в юмор?

— Sdvig — это не первый мой театр, до этого я уже служил в драмтеатре «Мастеровые» в городе Набережные Челны. После того как закончился КВН, мы одно время занимались Comedy Club, а потом мне поступило самое лучшее предложение в моей жизни — вновь пойти служить в театр, чему я несказанно рад. Sdvig — это родное, это то, что делалось своими руками, и растет на наших глазах.

Думаю, в юмор поздновато возвращаться. Хотя говорят, что никогда не поздно, но, чтобы чем-то заниматься, нужно уйти туда с головой. Слишком много факторов, которые не позволят мне это сделать, а в полноги — это неправильно. Иногда дают возможность возвращаешься в игру, чтобы немножко тряхнуть стариной и вспомнить, как это было.