Чтобы оптимизировать траты, федеральному центру следует сократить «неэффективные» налоговые и таможенные льготы для регионов, а также создать «более точные механизмы» субсидирования, обозначила Матвиенко Чтобы оптимизировать траты, федеральному центру следует сократить «неэффективные» налоговые и таможенные льготы для регионов, а также создать «более точные механизмы» субсидирования, обозначила Матвиенко Фото: council.gov.ru

Расходы оптимизируем, а доходы поищем на «глубине»

Слушания в Совете Федерации стали, по сути, первым публичным разговором о новом бюджете и налоговых поправках. «Красной линией» вступительного слова Валентины Матвиенко стал тезис о том, что надо «оптимизировать» расходы и найти источники дополнительных доходов. Касается это не только Федерации, но и регионов. Бюджет должен быть не только «мускулистым», но и «ответственным», учитывать приоритеты.

Чтобы оптимизировать затраты, федеральный центр может сократить «неэффективные» налоговые и таможенные льготы для регионов, а также создать «более точные» механизмы субсидирования, обозначила Матвиенко. Вдаваться в детали не стала, но приглашенным в зал главам регионов идея вряд ли понравилась. Впрочем, губернаторов спикер Совета Федерации сразу предупредила, чтобы «плача Ярославны» не было — только конструктив.

Региональные власти могут сэкономить, если будут тщательнее следить за тарифами ЖКХ. В ряде субъектов они растут «как на дрожжах», а все потому, что УК и поставщики услуг «достигли небывалых высот в творческом счетоводстве», негодовала Матвиенко. Дескать, под предлогом инвестиционных расходов предприятия тратят деньги на личные нужды, дорогостоящие автомобили и отдых на курортах. Таких необоснованных расходов Генпрокуратура РФ вскрыла уже на 5,7 млрд рублей. И это только один пример.

Матвиенко признала, что у региональных бюджетов возникли «объективные сложности», прежде всего недобор по налогу на прибыль, и попросила минфин РФ «точечно» их отработать Матвиенко признала, что у региональных бюджетов возникли «объективные сложности», прежде всего недобор по налогу на прибыль, и попросила минфин РФ «точечно» их отработать Фото: council.gov.ru

Дальше о доходах. «Необходимо сегодня разрабатывать новые источники доходов, я бы сказала, уже глубинного залегания», — так выразилась Матвиенко. Что за источники, правда, не прозвучало. Но министерство финансов РФ, видимо, руководствовалось этим наставлением при подготовке изменений в Налоговый кодекс. Ведомство в каком-то смысле «опустилось на глубину». Ведь планируется пересмотреть некоторые налоговые льготы, которые прежде долго не «трогали».

Надеяться лишь на федеральную казну регионам не стоит. А следует, например, активнее использовать механизм муниципального земельного контроля, подсказывала спикер Совфеда. Речь шла, вероятно, о более эффективном использовании земель, вовлечении в оборот неиспользуемых территорий.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!

Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября

Хорошие новости для регионов все-таки прозвучали. Да, у региональных бюджетов возникли «объективные сложности», прежде всего недобор по налогу на прибыль, и минфин РФ должен «точечно» их отработать. Размер субсидий для новых и приграничных регионов не будут снижать. Еще Совфед требует при расчете размера дотаций использовать свежие данные, а не прошлогодние и позапрошлогодние и предлагает направлять в бюджеты субъектов допдоходы от лицензирования табачной и никотинсодержащей продукции.

Расходы по линии социального фонда РФ на 2026 год запланированы на уровне 18,7 трлн рублей Фото: council.gov.ru

Налоговые новации должны принести бюджету РФ еще 2,3 трлн рублей

Министр финансов РФ Антон Силуанов львиную долю из выделенных ему 15 минут рассказывал, как бюджет решит социальные задачи, а о повышении налоговой нагрузки упомянул лишь в конце, мимоходом. Главный финансовый документ составляли исходя из текущего состояния экономики — «плановое охлаждение». Начиная с 2026 года должен пойти экономический рост, основанный на «новом качестве». Дефицит бюджета РФ и уровень госдолга сохранятся на безопасном уровне.

Первый приоритет — это социальные обязательства. Расходы по линии социального фонда РФ на 2026 год запланированы на уровне 18,7 трлн рублей. По разделу «Национальная оборона» в 2026-м предусмотрено 12,9 трлн рублей. «Необходимые ресурсы силовыми ведомствами определены и учтены в бюджете. Дополнительные средства направлены на борьбу с беспилотниками, усиление безопасности транспортной инфраструктуры, повышение безопасности приграничных и новых регионов», — кратко обозначил докладчик. Третий приоритет — решение национальных целей развития.

НДС в 22% – меньшее из зол, время льгот для МСБ ушло, возникли новые «вызовы»: Силуанов о налогах

Несмотря на все сложности, вырастут на 369 млрд рублей расходы по направлению «Национальная экономика», особо отметил Силуанов. Государство будет ремонтировать дороги, аэропорты, другую инфраструктуру, расписывал министр. Порадовался за регионы, доходы которых в следующем году должны вырасти до 26,6 трлн рублей, плюс почти 1 трлн рублей к уровню этого года. Вырастут ли? 3,6 трлн рублей минфин РФ заложил на финансовую поддержку субъектов в 2026 году (против 3,4 трлн рублей в нынешнем). В 2026-м в стране будет 24 региона-донора.

Несмотря на все сложности, вырастут на 369 млрд рублей расходы по направлению «Национальная экономика» Несмотря на все сложности, вырастут на 369 млрд рублей расходы по направлению «Национальная экономика» Фото: «БИЗНЕС Online»

Задачи у страны «амбициозные», на них нужны ресурсы, подвел Силуанов к налоговым изменениям. Благодаря всем налоговым изменениям минфин РФ надеется получить в казну еще 2,3 трлн рублей.

Рост налога на добавленную стоимость (НДС) добавит к инфляции около 1%, но это учли в прогнозах индексации зарплат и соцвыплат. НДС — это наиболее устойчивый источник доходов, на него приходится более половины всех ненефтегазовых доходов, администрирование налажено хорошо. Деньги пойдут на задачи в сфере обороны.

Снижение лимита доходов по упрощенной системе налогообложения (УСН) и изменения в патентной системе минфин РФ продвигает как прежде всего попытку убрать «дробление» бизнеса. Доля плательщиков НДС среди малого и среднего бизнеса должна вырасти с 3,6 до 15%. «То есть 85 процентов всех предприятий малого и среднего бизнеса будут работать по-прежнему, по старой системе», — в выгодном ключе представил новацию министр.

Льготные страховые взносы оставят только приоритетным отраслям. Ранее Силуанов объяснял, что это нужно, поскольку введенная в пандемию мера уже сработала, безработицы теперь нет. Сегодня выяснилось, что есть и другой мотив. Власти надеются, что сохранение льготы в приоритетных отраслях и ее отмена в других вызовут переток рабочей силы в промышленность.

Вновь прозвучал тезис о том, что сбалансированный бюджет РФ, который обеспечат налоговые новации, позволит Банку России смягчать денежно-кредитную политику, а уже это приведет к более высоким темпам экономического роста и повышению размера поступлений. Позже выступил и зампред ЦБ Алексей Заботкин, к которому Матвиенко обратилась отдельно. «Хочу от всего нашего зала огромного, от всего бизнеса, от всех-всех-всех сказать (и передайте, пожалуйста, это Эльвире Сахипзадовне [Набиуллиной]), что мы до конца года ждем от вас очень хороших, позитивных новостей. Не разочаруйте нас, пожалуйста, и не подведите!» — казалось, даже пригрозила спикер Совфеда.

«Когда молодые, здоровые, работоспособного возраста нигде не работают, то это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос: а за счет каких источников доходов они живут?» «Когда молодые, здоровые, работоспособного возраста нигде не работают, то это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос: а за счет каких источников доходов они живут?» Фото: council.gov.ru

Неработающих трудоспособных граждан заставят самих платить за ОМС?

Полмесяца назад вопрос, почему регионы должны платить страховые взносы за неработающих граждан, обозначил мэр Москвы Сергей Собянин, а сегодня по нему широко выступила Матвиенко. Среди этих самых неработающих много граждан трудоспособного возраста, которые трудятся неофициально и не платят взносы за медицинское обслуживание. Бремя оплаты ложится на субъекты, отметила Матвиенко и призвала «скорректировать подходы, чтобы была справедливость».

«Пенсионеры, наши дети — это наше святое, инвалиды, люди с ограниченным здоровьем — вопросов нет. Но когда молодые, здоровые, работоспособного возраста нигде не работают, то это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос: а за счет каких источников доходов они живут?» — спросила Матвиенко.

Она предложила, чтобы безработные сами платили за медицинское страхование. Размер выплаты работодателя на сотрудника — это порядка 45 тыс. рублей в год, согласно средним данным по стране, «небольшие, не колоссальные» средства. Спикер Совета Федерации объяснила эту необходимость тем, что в одной только Москве 700 тыс. человек не трудоустроены официально. Позже и главы регионов друг за другом поддерживали инициативу.

В завершение слушаний Матвиенко вновь вернулась к теме. «Никто не любит непопулярных мер. Я их озвучила, потому что делаю это осознанно. Уверена, что на меня сейчас накат будет информационный. Еще раз хочу сказать, мы никаких непродуманных решений в ущерб населению никогда не примем», — пообещала она.

По ее словам, общество должно ответить на вопрос: как правильно и справедливо в этой ситуации поступить? «Если человек ведро яблок вырастил, продал, да слава богу, дай ему бог здоровья, чтобы он их побольше выращивал. Или домохозяйки есть. Коллеги, мы будем очень взвешенно подходить. И ждем от вас предложений. Как правило, хватаются и делают из этого жареную сенсацию. Нет! Это назревшая, перезревшая проблема. И общество должно дать на нее ответ», — резюмировала она.

Одобрение у выступающих вызвало предложение передать регионам программы по льготному обеспечению лекарствами. Это позволит избежать дублирования помощи между федеральными и региональными программами и предоставить получателям выбор между получением лекарств или денежной компенсацией Одобрение у выступающих вызвало предложение передать регионам программы по льготному обеспечению лекарствами. Это позволит избежать дублирования помощи между федеральными и региональными программами и предоставить получателям выбор между получением лекарств или денежной компенсацией Фото: «БИЗНЕС Online»

Матвиенко о банкротствах: «Может быть, тоже ввести где-то мораторий какой-то…»

Глава Бурятии Алексей Цыденов просил при расчете выплат регионам использовать данные федеральной налоговой службы (ФНС), а не Росстата, т. к. у налоговиков информация более актуальная.

«Росстат делает опрос предприятий всех сфер экономики: металлургический завод, пекарни, слесарный цех. И на этой основе дальше формулами считается, какой объем у нас бюджетных „мротчиков“. И от этого сильно плывут цифры, <…> от этого зависит сильно объем тех решений, которые минфин принимает по поддержке всех зарплатных мероприятий», — объяснил он. В итоге в Бурятии расчетное число получателей МРОТ составляет 27 тыс. человек, при этом фактически их более 39 тысяч. Но из-за данных Росстата регион теряет в поддержке.

Представители других регионов идею одобрили, как и другую. Глава Бурятии предложил передать регионам программы по льготному обеспечению лекарствами. Это позволит избежать дублирования помощи в рамках федеральных и региональных программ, дать человеку выбор между получением лекарств или денежной компенсацией. «Иначе он (льготник — прим. ред.) на федеральном [уровне] получил деньги, <…> пришел в регион и получил лекарства», — добавил Цыденов. Для бюджетов, может быть, и плюс, а вот для обычного гражданина?

На необходимость помощи в субсидировании региональных авиаперевозок обратил внимание коллега Алексея Цыденова из соседней Иркутской области Игорь Кобзев. Особенно это актуально для больших регионов, на территории которых есть труднодоступные места с отсутствием дорог. Объем финансирования субсидируемых маршрутов в Иркутской области в этом году составил более 830 млн рублей. «Просим предусмотреть средства в федеральном бюджете ежегодно совместно с регионами, компенсацию части затрат на внутрирегиональные перевозки хотя бы на расстояние более 500 километров», — сказал Кобзев.

Ввести упрощенный порядок передачи земель сельхозназначения и федеральной собственности на баланс региона попросил губернатор Костромской области Сергей Ситников. В Мурманской области обеспокоены дороговизной мазута и падением доходов, отметил ее губернатор Андрей Чибис. «С 2021 года мы перестали быть дотационным субъектом, но из-за внешних факторов, после санкций, доходы одного из ключевых импортеров, налогоплательщика „Норникеля“, сильно провалились. А расходы остались», — сожалел он. В связи с этим он попросил предусмотреть более гибкие решения для настройки мер поддержки регионов.

Тяжело местным властям доплачивать «северные» надбавки к МРОТ, которые они обеспечивают за счет своего бюджета. «Просили бы конкретного решения для дотации на финансирование МРОТ вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности, чтобы, несмотря на высокие цифры на бумаге, их получить», — заявил Чибис.

В Ставропольском крае проблему видят в тратах на оплату предписаний надзорных органов. Губернатор края Владимир Владимиров считает, что на время СВО по этому вопросу надо ввести мораторий. «У меня есть муниципалитеты, которые имеют претензий больше, чем их годовые бюджеты», — сказал он.

Блока «вопрос-ответ» от сенаторов в этот раз почему-то не было. В формате «блиц», как выразилась Матвиенко, несколько человек озвучили свои предложения. Глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова просила помочь регионам с закупкой школьных учебников — суммарно надо 1,5 млрд рублей.

«Губернаторы молчат, потому что, к сожалению, у нас министерство использует запрещенные приемы, — вступила Матвиенко. — Если кто-то из губернаторов справедливо покритикует или скажет, что нет денег на учебники, то им угрожают лишением финансирования». Она рассказала, что в ВЭБ.РФ, «под которым» находится издательство «Просвещение», уже пообещали ежегодно снижать цены на учебники. С этим согласился позже и Силуанов. Тем более что сегодня «учебники стоят и 700, и 800 рублей, и более». А регионам с проблемами пообещал помочь «в рамках общего порядка».

До 90% расходов на трансплантологию покрывают региональные бюджеты, оставшиеся 10% — федцентр. Медучреждения готовы проводить больше операций, но в бюджете предусмотрено сокращение объема субсидий на этот вид помощи, пожаловался зампред комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов и попросил если не увеличить, то хотя бы сохранить финансирование на уровне 2025 года. «Надо посмотреть причины сокращения [федеральных субсидий]. Если мы с минздравом найдем ресурсы… Поговорю с Михаилом Альбертовичем [Мурашко] по возможности решения этого вопроса», — отреагировал глава минфина.

Александр Двойных, возглавляющий комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посетовал на урезание финансирования программы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), тем более что это «флагман сохранения населения» на селе. В бюджете 2025 года на нее закладывали более 116 млрд рублей, а на 2026-й — более 80 млрд рублей. Основная «компонента» КРСТ — это сельская ипотека, и ЦБ планирует снижение ключевой ставки до 12–13%, что и учли при расчетах, отреагировал Силуанов. Но отметил, что тут еще можно посмотреть.

Минфин РФ видит снижение налога на прибыль в ряде субъектов РФ — «в основном это крепкие регионы», также заметил Силуанов. В их числе, отметим, находится и Татарстан. По итогам 6 месяцев 2025-го в бюджет республики поступило 81,1 млрд рублей по налогу на прибыль организаций. Это на 2,2 млрд (или на 2,7%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В целом [поступление] налога на прибыль снижается где-то на 6 процентов по сравнению с уровнем прошлого года. А мы с вами планировали рост. Но оно (снижениеприм. ред.) компенсируется ростом подоходного налога — налога на доходы физических лиц — выше, чем мы закладывали. Рост 13 процентов по сравнению с уровнем прошлого года», — указал министр. Поэтому для дотационных регионов это «балансируется». А вот для регионов с высоким уровнем бюджетной обеспеченности вопрос «более чувствительный». Но на то они и обеспеченные.

Матвиенко еще обратила внимание на рост банкротств, который «очень тревожит». Она призвала вовремя выявлять и помогать проблемным предприятиям, чтобы минимизировать негативные последствия, которые «зачастую носят временный характер, связаны с ключевой ставкой или еще с чем-то». «Мы прожили ковид. Тяжелое время, но благодаря президенту, правительству и Федеральному Собранию нам удалось купировать большинство негативных процессов и пройти намного успешнее этот период, чем другие государства, — отметила Матвиенко. — Вот сейчас тоже время такое: мы уверенно себя чувствуем, у нас нет никакой паники, у нас есть все возможности, чтобы сохранять макроэкономическую и макрофинансовую ситуацию. Но в то же время надо понимать, может быть, тоже ввести где-то мораторий какой-то… Найти меры поддержки, чтобы спасти предприятия, сохранить малый и средний бизнес, предпринимателей».

«За людей, находящихся в трудоспособном возрасте и при этом по каким-то причинам не работающих, оплачивает медицинскую помощь каждый работающий гражданин. Или же за них оплачивает, например, бюджет Республики Татарстан» «За людей, находящихся в трудоспособном возрасте и при этом по каким-то причинам не работающих, оплачивает медицинскую помощь каждый работающий гражданин. Или же за них оплачивает, например, бюджет Республики Татарстан» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Однозначно говорить, что безработные должны 45 тысяч платить, — неправильный подход»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили идею об уплате безработными гражданами в фонд ОМС ежегодных взносов.

Айрат Фарахов — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Если мы говорим о неработающих, мы должны подразумевать: есть неработающие дети, есть пенсионеры, есть болеющие люди, инвалиды… А есть неработающие люди, которые находятся в трудоспособном возрасте и нигде официально не работают. Я, конечно же, поддерживаю предложение о том, что если человек в трудоспособном возрасте, если он имеет какие-то источники дохода (например сбережения, которые перешли от родителей), то он в любом случае должен оплачивать страховой взнос.

Мы все работающие граждане, за нас работодатель платит страховые взносы, и это достаточно крупная сумма, которая не идет в заработную плату, а идет в виде страховых взносов. За людей же, находящихся в трудоспособном возрасте и при этом по каким-то причинам не работающих, оплачивает медицинскую помощь каждый работающий гражданин. Или же за них оплачивает, например, бюджет Республики Татарстан. Вот я считаю, что бюджет Татарстана действительно должен платить за детей, пенсионеров, за людей, которые имеют ограничения и болеют. Но если человек находится в работоспособном возрасте, он сам должен оплачивать свою страховку за медицинскую помощь.

Почему ранее не принимались такие меры? Эта дискуссия была достаточно давно уже в обществе. Но в целом я не могу ответить на вопрос.

Равиль Валиев — главный специалист-фтизиатр минздрава России по ПФО, заведующий кафедрой фтизиатрии и пульмонологии КГМА:

— Здесь надо понимать, что безработный безработному рознь. Часть безработных — это люди, которые не могут найти работу по своей профессии. Им государство не обеспечило рабочие места. В условиях капитализма безработица будет, потому что уважающий себя бизнесмен будет стараться увеличить производительность труда, а значит, будет идти освобождение рабочих.

Надо проанализировать, кто эти безработные. Однозначно говорить, что безработные должны 45 тысяч платить, — неправильный подход. Прежде чем что-либо предлагать, надо провести анализ. Вот я как научный работник, когда что-то предлагаю, сначала провожу анализ, изучаю причины, смотрю, что можно из этого изменить и насколько это реально. Если бы государство организовало переобучение людей, которые не работают, и направило их туда, где нужны трудовые ресурсы, создав при этом нормальные условия для жизни, то, наверное, безработных было бы меньше и они бы пополняли бюджет за счет налогов.

Но надо разобраться, почему человек не работает. Может, он не работает, потому что болеет. Если мы его не будем лечить, то он станет инвалидом. И уже по инвалидности будет получать из того же бюджета деньги гораздо бо́льшие, потому что в свое время мы его не пролечили и сделали инвалидом. Абсурд говорить, что они (безработные прим. ред.) сами должны платить [страховые взносы]. Если он официально безработный, он откуда деньги возьмет? А может быть, он официально безработный, но при этом работает неофициально. Поэтому надо провести анализ, узнать, а чем этот человек занимается. Должен быть список этих безработных.

Неотложная помощь всегда должна оказываться на бесплатной основе. А если плановая помощь, то тут надо разбираться, почему он не работает — или работает всерую, втемную, не платит налоги, а может, не работает, потому что нет такой работы по его специальности в этом городе. С другой стороны, как людей оставить без плановой помощи? Если мы его без плановой помощи оставим, в конечном итоге у него возникнет неотложная ситуация, по которой ему все равно эту помощь окажут. За счет того, что болезнь у него будет запущена, он становится инвалидом. И тогда государство на него будет больше тратить, чем потратило бы, оказав ему помощь по ОМС.

То есть она (Матвиенкоприм. ред.) рассуждает не как врач и консультировалась, по-видимому, не с врачами. С врачебной точки зрения несвоевременное оказание плановой помощи приведет к инвалидизации населения и увеличению расходов на здравоохранение и на социальные гарантии. Потому что для инвалидов у нас бесплатный проезд, инвалид у нас освобождается от налогов на имущество и прочее. То есть тут он бы хоть что-то платил, а здесь мы сами его освободим, сделав его инвалидом.