Индустриальные мотивы в архитектуре проекта, воссоздание части зданий по историческим чертежам — дань стоявшему на этом участке заводу «Таткрахмалпатока», чья история восходит еще к 1859 году Индустриальные мотивы в архитектуре проекта, воссоздание части зданий по историческим чертежам — дань стоявшему на этом участке заводу «Таткрахмалпатока», чья история восходит еще к 1859 году Фото предоставлено компанией «Новастрой»

Дух истории от фасада до жителей в концепт-комплексе «Максат»

В центре Казани сейчас не строят случайных проектов. Пристальный контроль «исторической комиссии» при раисе Татарстана призван обеспечить органичную застройку центра Казани.

Но кто-то из застройщиков идет дальше — не просто вписывает свои дома в окружение, но вступает в живой диалог с «гением места». Пример такого проекта — ЖК бизнес-класса «Максат» в Старо-Татарской слободе, над проектом которого работал казанский архитектор Алексей Кузьминых. Индустриальные мотивы в архитектуре проекта, воссоздание части зданий по историческим чертежам — дань стоявшему на этом участке заводу «Таткрахмалпатока», чья история восходит еще к 1859 году. Сейчас это производство перенесено в Верхнеуслонский район, а ценная территория центра освободилась под застройку.

Но если копнуть историю поглубже, то можно вспомнить, что в пяти минутах ходьбы, на улице Нариманова, билось культурное сердце города. Здесь жил один из основоположников татарской журналистики и театра Галиаскар Камал, а в его доме собирались Фатих Амирхан, Хади Такташ, Габдулла Тукай

И вот история заиграла в ЖК «Максат» в совсем ином измерении. В двух шагах от дома, где Камал прожил более 30 лет, на улице его имени, купила квартиру правнучка драматурга Диляра Ахметшина вместе с мужем Русланом. Оба инженеры промышленного гражданского строительства. И к выбору они подошли не только с эмоциональной, но и с практической стороны.

Мы встретились с героями в холле их будущего дома и поговорили о том, как в ЖК «Максат» для них соединилось родовое прошлое и новый этап жизни семьи.

В двух шагах от дома, где Камал прожил более 30 лет, на улице его имени, купила квартиру правнучка драматурга Диляра Ахметшина вместе с мужем Русланом В двух шагах от дома, где Камал прожил более 30 лет, на улице его имени, купила квартиру правнучка драматурга Диляра Ахметшина вместе с мужем Русланом Фото: Сергей Елагин

«Стало понятно, что это судьба»

— Диляра, ваш прадед Галиаскар Камал — классик татарской литературы, огромная часть истории Казани и в целом национальной культуры. Что для вас значит жить на улице, носящей его имя?

Диляра Ахметшина: Конечно, это наполняет огромной гордостью. Хотя сначала я даже не знала, что ЖК «Максат» будет именно на улице Галиаскара Камала! На самом деле у нашей покупки удивительная история.

Мы с мужем — потомственные строители, оба родились и всю жизнь прожили в Ульяновске. Но корни всегда тянули меня в Казань: после школы я хотела поступать в КИСИ, но тогда не срослось — в 90-е родителям страшно было меня отпускать в другой город. Мою мечту осуществила наша старшая дочь: в прошлом году она поступила на бюджет в КГАСУ на факультет ПГС. Мы поняли, что теперь будет повод чаще ездить в Казань, и начали искать жилье.

Перебирали одни варианты, другие… Однажды я в телеграм-канале увидела пост про ЖК «Максат». А ведь точно так же — в переводе с татарского это значит «цель» или «стремление» — называется строительная фирма моего отца! Конечно, такое совпадение сразу зацепило.

Ну а потом я узнала, что жилой комплекс расположен прямо рядом с домом моего прадедушки. Более того, исторически ему принадлежала часть этой земли, здесь играли его первые спектакли… Стало понятно, что это судьба. Звоню в «Новастрой», спрашиваю: а какой адрес-то будет у комплекса? Я очень обрадовалась, когда в итоге дому присвоили улицу имени прадедушки!

— «Максат» действительно расположен в месте с большой историей. На ваш взгляд, должны ли современные проекты застройки сохранять память о прошлом, носить в себе эстетические и культурные ценности?

— Само собой, мы уже не можем жить в таких же зданиях, какие строились сотню лет назад: они бы не отвечали сегодняшним потребностям. Но все-таки ближе к центру, мне кажется, стоит сохранять хотя бы фасадные решения, близкие к историческим. В «Максате», например, это кирпич фасада. Плюс в дизайне ненавязчиво встроены национальные элементы — вплоть до арабской вязи на логотипе, а ведь когда-то арабское начертание использовалось в татарской письменности.

Меня скорее беспокоит, когда в исторических зданиях, например в типографии «Миллят» на Нариманова, где печатался и Галиаскар Камал, появляется что-нибудь вроде хостела. А современная застройка в исторических районах — это не так уж страшно, тем более если эта застройка ведется бережно.

— Сейчас многие застройщики в Казани уделяют внимание инфраструктуре вокруг своих проектов — и «Новастрой», например, организовал городской сквер рядом с «Максатом». Как вы считаете, могут ли такие инициативы оживить эту часть Старо-Татарской слободы, привлечь внимание к историческим фигурам, которые здесь жили и творили?

— Мне кажется, этот сквер — очень правильная идея. Не каждый застройщик будет так вкладываться, по сути, в благотворительный проект. И конечно, важно, чтобы и сами люди хотели больше узнавать об истории города.

Думаю, если молодежь увидит такой дом, то начнет сюда тянуться. Район уже очень оживили: если бы прадедушка мог здесь пройтись, он бы поразился! Ну а дальше эта территория наверняка только продолжит облагораживаться и развиваться.

Диляра Ахметшина: «Мы с мужем — потомственные строители, оба родились и всю жизнь прожили в Ульяновске. Но корни всегда тянули меня в Казань» Диляра Ахметшина: «Мы с мужем — потомственные строители, оба родились и всю жизнь прожили в Ульяновске. Но корни всегда тянули меня в Казань» Фото: Сергей Елагин

«Здесь есть все атрибуты современной жизни»

— Диляра, Руслан, вы специалисты с большим опытом в строительно-инженерной сфере. При выборе квартиры вы наверняка опирались не только на эмоциональную связь с этим местом, но и на объективные параметры. Какие критерии для вас стали ключевыми?

Руслан Ахметшин: Мне прежде всего понравилось фасадное решение. Застройщик выбрал клинкерный кирпич с искусственными неровностями и имитацией старины — получился вроде бы современный дом, но он гармонично смотрится в историческом районе. При этом на уровне деталей современность никуда не исчезла: это и алюминиевые окна с серым профилем, и выбор плитки в корпусах.

С точки зрения внутренней инфраструктуры обращали внимание на закрытый двор, подземную парковку — в центре без этого никуда. В общем, здесь есть все атрибуты современной жизни. Качество исполнения на высоте, и, само собой, очень удачная локация. Сам комплекс камерный и не шумный, но стоит немного пройти — и начинается движение. Хочешь — на Баумана, хочешь — в театр…

— Что порадовало в проекте больше всего?

Д.А.: Удивили двусторонние лифты и лестничная клетка, изолированная от холода, — это очень правильное решение. Еще я обратила внимание на малые архитектурные формы в благоустройстве: дворы получились необычные и при этом не перенасыщенные. Особенно понравилось мягкое покрытие на детской площадке. Так делают далеко не все — а если делают, значит, действительно думают о клиенте.

Как мама маленького ребенка, отмечу еще санузел на первом этаже. Если во время прогулки, например, надо вымыть руки ребенку, не нужно подниматься домой. А владельцы собак могут так же запросто почистить лапки питомцу. Здорово, когда продуманы такие мелочи!

— Как выбирали планировку?

Д.А.: Мы планируем приезжать сюда примерно раз в месяц — видеться с дочкой, подпитываться энергией родины, наслаждаться культурной жизнью, — поэтому в большой квадратуре потребности не было. Выбрали «евродвушку» — с совмещенной кухней-гостиной и отдельной спальней. Наш сын тоже собирается поступать в КГАСУ: может быть, он здесь поселится, а это как раз популярный у молодежи формат.

В офисе «Новастроя» нам показали нашу квартиру прямо на макете — все стало понятно вплоть до вида из окна. Можно было бы даже выбрать вид на Волгу, но у нас она и в Ульяновске рядом, так что выбрали панораму на внутренний сад во дворе.

— Насколько я знаю, вы покупали квартиру еще во время строительства дома, а в таких случаях особенно важно доверие к застройщику. На чем оно основывалось в случае с «Новастроем»?

Р.А.: В первую очередь мы изучили отзывы, рейтинги, проверили компанию через различные сервисы и убедились, что застройщик надежный. Дальше только укрепились в этом мнении. Сотрудницы клиентского отдела внимательно подходили ко всем нашим вопросам.

И до сих пор чувствуем, что компания всегда идет клиенту навстречу. Просто маленькая такая деталь: мы начали ремонт в числе первых, когда еще не был запущен лифт, — и для нас буквально за день решили этот вопрос.

Д.А.: Подкупило и то, что на сайте застройщика можно было каждый месяц отслеживать ход работ, даже живя в Ульяновске. Каждый раз ждала 9-го числа: в этот день выкладывали фото прогресса, подробно рассказывали, какой корпус построен, какие работы еще впереди. Это тоже стало фактором доверия к компании.

«Здесь есть все атрибуты современной жизни. Качество исполнения на высоте, и, само собой, очень удачная локация» «Здесь есть все атрибуты современной жизни. Качество исполнения на высоте, и, само собой, очень удачная локация» Фото предоставлено компанией «Новастрой»

— Как вы себе представляете первый день в новом доме?

Д.А.: Если все будет по плану, ремонт мы закончим к Новому году. Я очень жду этого момента! Хочется скорее пригласить родителей: у нас в Ульяновске они точно ничего подобного не видели, домов такого класса там, пожалуй, просто нет. Надеюсь, что мама с папой захотят и без нас сюда приезжать, отдыхать и гулять по городу. Квартира, чувствую, станет нашим семейным гнездом в Казани — прямо по соседству с домом прадедушки, который недавно тоже семье удалось вернуть (он был выкуплен с торгов).