Эфрен Петейро: «Любой спортсмен хочет побеждать, и это прекрасно. Но знаете, что важнее? Чтобы ребенок после тренировки пришел домой и сказал: «Мама, папа, я хочу еще! Когда следующая тренировка?» Эфрен Петейро: «Любой спортсмен хочет побеждать, и это прекрасно. Но знаете, что важнее? Чтобы ребенок после тренировки пришел домой и сказал: «Мама, папа, я хочу еще! Когда следующая тренировка?»

«Футбол — это праздник, а не работа»: философия радости и развития

— Эфрен, вы снова в Казани. Что вас больше всего удивляет в российском детском футболе?

— О, это легко! (Смеется.) В России все хотят побеждать. Сразу! В 6 лет, в 7, в 8. Родители на трибунах кричат, тренер у поля кричит… Все кричат! Но послушайте. Для ребенка в этом возрасте футбол — это не работа. Это игра! Это праздник! Вы же не просите ребенка, который только учится рисовать, чтобы он вам нарисовал «Мону Лизу». Нет! Вы даете ему карандаши, бумагу и говорите: «Наслаждайся! Твори!»

— Получается, победы не важны?

— Победы важны. Любой спортсмен хочет побеждать, и это прекрасно. Но знаете, что важнее? Чтобы ребенок после тренировки пришел домой и сказал: «Мама, папа, я хочу ещё! Когда следующая тренировка?» Вот главная победа.

Когда мы заставляем ребенка думать только о счете на табло, мы убиваем самое важное — креатив, фантазию, смелость. Он начинает бояться. Бояться ошибиться. А футбол без ошибок — это не футбол. Это как жизнь без ошибок, что невозможно!

Наша цель, чтобы через год каждый ребенок стал лучше, чем он был вчера. А победы… поверьте, победы потом придут сами. Как естественный результат развития и любви к своему делу.

«Наша задача — сделать так, чтобы ребёнок и в старшем возрасте хотел играть в футбол. Может, он не станет профессионалом. Но он станет здоровым, активным взрослым с прекрасным хобби на всю жизнь» «Наша задача — сделать так, чтобы ребенок и в старшем возрасте хотел играть в футбол. Может, он не станет профессионалом. Но он станет здоровым, активным взрослым с прекрасным хобби на всю жизнь»

«90 процентов детей в 14 лет бросают спорт. Это катастрофа!»

— Что вы считаете самой большой ошибкой в детском футболе, которую видите здесь?

— Самая большая ошибка — давление. Тренер, который кричит на семилетнего ребенка за неточный пас, — это не тренер. Это разрушитель. Он разрушает уверенность ребенка в себе, его желание играть. Ошибка — это не преступление. Это инструмент для обучения! Когда ребенок ошибается, я подхожу и объясняю, как можно было сделать лучше. Без лишних криков, без унижения.

— Вроде бы это естественно. Почему не все тренеры это понимают?

— Руководство требует результат и место в турнирной таблице. Родители, которые переносят на детей свои амбиции. Часто слышу от них: «А я хочу, чтобы мы выиграли!» или «Мне все равно, как играет команда, мне важен только результат на табло!». И мой ответ всегда один: «А чего хочет твой ребенок? И что будет лучше для твоего ребенка?»

В итоге около 90 процентов детей в России бросают спорт в 13–14 лет. 90 процентов! Это катастрофа!

— Почему так происходит?

— «Наелись». Устали от давления, от криков, от того, что их детство превратили в стресс и работу с планом по медалям. Просто перегорают. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы ребенок и в старшем возрасте хотел играть в футбол. Может, он не станет профессионалом. Но он станет здоровым, активным взрослым с прекрасным хобби на всю жизнь. Разве это не важнее кубка, выигранного в 8 лет?

— Эфрен, и как вы этот подход реализуете в «Атланте?

— Когда я приехал, основатель сказал: «Нам не нужен еще один кружок, нам нужна система, система воспитания. Поэтому мы говорим: «Атлант» — это больше, чем футбол. И в основе три столпа, три составляющие.

— Какие?

— Первое — это развитие жизненных навыков, soft skills. Каждый месяц — один навык: дисциплина, проактивность, лидерство и так далее. Через задания и диалоги мы учим детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Мы не гонимся за тем, чтобы из каждого ребенка сделать профессионального футболиста. Это глупо! Из тысячи детей, может, один станет профессионалом. А что с остальными 999? Зря потратили время? Нет! Мы используем футбол как инструмент воспитания личности. Сильной, дисциплинированной, умеющей работать в команде. Такой человек будет успешным в любой профессии — станет он врачом, бизнесменом или учителем.

— А второе?

— Мощная физическая подготовка. Есть проблема! Современные дети не играют во дворах, не лазят по деревьям, не пинают мяч. А это все развивало ловкость, мобильность, силу. А сейчас? Из школы — домой к компьютеру. Дети приходят с плохой координацией, слабыми мышцами кора. И это все риски травм.

Поэтому на каждой тренировке есть модуль по ОФП, который разработал Линар Газнанов. Работа с собственным весом, упражнения на баланс, укрепление мышц-стабилизаторов. Постоянно обучаемся по этому направлению — приглашаем специалистов из Москвы, из Петербурга.

— И конечно, собственно футбол?

— Да, моя методика, где я собрал лучший испанский и международный опыт. Это сочетание индивидуального подхода и универсальных принципов игры. Через игровые задачи ребята осваивают принципы позиции, непрерывности, темпа, давления и своевременности. Если по-простому: мы учим ребенка думать на поле, а не просто бегать.

Отношение к ошибкам тоже кардинально другое: вместо критики за промах — объяснение и поддержка, ведь ошибка — это возможность научиться. Меняется и роль тренера: из начальника, требующего исполнения, он превращается в наставника, который направляет и помогает. И, наконец, главный критерий успеха — это не счет на табло, а прогресс ребенка, его улыбка и горящие глаза.

«Я должен создать психологически безопасное пространство, где можно пробовать, рисковать, творить. Если ребенок боится, он никогда не раскроет свой талант» «Я должен создать психологически безопасное пространство, где можно пробовать, рисковать, творить. Если ребенок боится, он никогда не раскроет свой талант»

Испанская методика простыми словами

— Все говорят: «Испанская методика». А что это простыми словами?

— В Испании в разных клубах и у разных тренеров методики отличаются, но их объединяет общая философия — стремление играть в комбинационный, творческий и инициативный футбол. Футбол — это интеллектуальная игра. Все меняется за секунду. Игрок должен сам оценивать ситуацию и находить решение. Умный игрок всегда на шаг впереди.

— А как вы реагируете, когда ребенок плачет после проигрыша?

— О, это очень важный момент в работе детского тренера! В этот момент ты можешь либо поднять ребенка, либо сломать. Когда ребенок переживает, его нужно поддержать. Сказать ему: «Я понимаю, тебе обидно. Это нормально — расстраиваться. Но смотри: мы проиграли, но ты сегодня сделал вот это и вот это очень хорошо. Давай в следующий раз попробуем исправить вот эту деталь, и у нас все получится». Нужно дать ему поддержку и веру в себя.

Что касается страха ошибки… Я всегда спрашиваю: «Кто лучший игрок в мире?» Они кричат: «Месси! Роналду!» Я говорю: «Правильно. А знаете, что Месси тоже не забивает пенальти? Что лучшие игроки мира тоже ошибаются? Ошибка — это не конец света. Это просто знак, что нужно еще тренироваться».

Я должен создать психологически безопасное пространство, где можно пробовать, рисковать, творить. Если ребенок боится, он никогда не раскроет свой талант. Моя задача — убрать этот страх. Сделать так, чтобы они чувствовали себя свободными на поле.

— Возвращаясь к результатам — родители, конечно, хотят видеть победы команды их ребенка…

— А вот это большая проблема! Родители смотрят на счет 5:0 и радуются.

Конечно, важно побеждать. Но как? За счет упрощения? Пинаем подальше от ворот? Или ошибаемся, но учимся интеллектуальному футболу?

Видели, как спокоен вратарь Мануэль Нойер под прессингом и ищет возможность начать атаку точным пасом. Думаете, в детстве у него не было перехватов? Не забивали голы? Конечно, было! И был адекватный тренер, который разрешал ошибаться. А сегодня придите на любой турнир — родители, а иногда и тренер кричат: «Выноси, выноси!» Не получится с таким подходом великих игроков.

«Мы просим просто наслаждаться игрой своих детей. Мы хотим «вернуть игру детям». Поле — это их территория, место, где они учатся принимать решения и нести за них ответственность» «Мы просим просто наслаждаться игрой своих детей. Мы хотим «вернуть игру детям». Поле — это их территория, место, где они учатся принимать решения и нести за них ответственность»

Откровенный разговор с родителями: «Мамы и папы, пожалуйста, не кричите с бровки!»

— Вы упомянули родителей. Что вы можете посоветовать родителям юных футболистов?

— (Вздыхает.) О, родители… Моя главная просьба: пожалуйста, будьте просто мамой и папой. Не будьте вторым тренером!

Когда вы стоите у поля и кричите «Бей!», «Беги!», «Пас!» — вы думаете, что помогаете? Нет! Вы мешаете. У ребенка на поле есть один тренер — это я. А теперь в его голове два голоса. Он не знает, кого слушать. Путается, боится принять неверное решение. Этот страх убивает творчество. И в итоге играет хуже.

Мы просим просто наслаждаться игрой своих детей. Мы хотим «вернуть игру детям». Поле — это их территория, место, где они учатся принимать решения и нести за них ответственность. Вмешательство только мешает. Ваша задача —поддерживать, аплодировать хорошим действиям. Не только вашего сына, но и всей команды. Создавать позитивную атмосферу.

— Я знаю, многие родители проводят серьезнейший разбор после игры. Как вы к этому относитесь?

— Это боль! Ни в коем случае! После игры, неважно, выиграли или проиграли, обнимите и спросите: «Как ты?» Вот что важно! Ваша любовь к нему не должна зависеть от количества голов, которые он забил. Он должен это чувствовать. Родитель должен быть главным болельщиком, а не главным критиком. Когда ребенок чувствует эту поддержку и дома, и на поле, он раскрывается.

Позже, когда эмоции остынут, спросите три вопроса: «Что получилось? Что было трудно? Что попробуешь в следующий раз?» И слушайте! Потом обязательно найдите, за что похвалить: «Мне понравилось, как ты старался, открывался и так далее». Запомните, ваша поддержка — это его фундамент.

— Но ведь родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим. Это же нормально?

— Это нормально. Но что значит «быть лучшим»? Лучшим для кого? Для вас? Или для него самого? Ваш ребенок — это не проект по реализации ваших несбывшихся амбиций. Это отдельная личность.

Да, может быть, он станет новым Месси. А может быть, станет прекрасным врачом, бизнесменом или художником, который по выходным будет с удовольствием играть в футбол с друзьями. Скажите, это плохо? Нет! Это прекрасная, счастливая жизнь!

Наша общая задача — не сделать из него звезду любой ценой. Наша задача — помочь ему вырасти здоровым, уверенным в себе, счастливым человеком, для которого спорт — это источник радости, здоровья и друзей. Любите своего ребенка таким, какой он есть, а не за его спортивные достижения.

«Кто-то хочет построить карьеру в футболе, а кто-то — просто быть здоровым, спортивным и иметь друзей. И оба этих пути заслуживают одинакового уважения» «Кто-то хочет построить карьеру в футболе, а кто-то — просто быть здоровым, спортивным и иметь друзей. И оба этих пути заслуживают одинакового уважения»

«Наша цель не в том, чтобы каждый стал профессионалом, а чтобы каждый стал сильной личностью»

— Сто процентов! Все дети разные. Кто-то способнее, кто-то только начинает. Наверное, у них должен быть и разный уровень нагрузки?

— Конечно! Поэтому у нас в школе две траектории — группы развития и сборные.

Группы развития — для всех желающих, тренировки проходят 2–3 раза в неделю. Здесь мы даем базу, прививаем любовь к спорту и работаем над характером. Сборные — это серьезные нагрузки для ребят с определенным уровнем подготовки и сильной мотивацией. Они тренируются 4 раза в неделю по полтора часа.

Но! Это не значит, что группам развития меньше внимания. Обе траектории для нас равноценны в уважении. Наша цель не в том, чтобы каждый стал профессионалом. Наша цель — чтобы каждый стал сильной личностью. Кто-то хочет построить карьеру в футболе, а кто-то — просто быть здоровым, спортивным и иметь друзей. И оба этих пути заслуживают одинакового уважения.

— Расскажите о разных подходах в разном возрасте.

— Малыши: наша задача — влюбить их в спорт и движение. Знаете, какая у меня главная цель для этого возраста? Чтобы тренировка была интереснее, чем iPad! Это непросто, но мы справляемся. Придумываем сказки, фантастические сюжеты для каждого упражнения — дети бегут на тренировку.

Средний возраст — здесь уже осмысленная работа над техникой, тактикой, физикой. Но все равно через игру, с удовольствием.

Старшие — серьезная нагрузка. Готовим ребят либо к переходу в профессиональный футбол, либо даем такую базу характера и физики, которая поможет им в любой сфере.

— Сколько у вас детей в группах?

— Мало! И это принципиально! Малыши — до 6 человек на тренера, у ребят постарше — 8–10, у самых старших — 12. Для меня это является одной из ключевых особенностей, которая отличает ФК «Атлант» от других школ. Тренер должен видеть каждого ребенка, работать с каждым индивидуально. Иногда вижу тренировки других команд — 30–40 детей на тренера. Это катастрофа! Суета, хаос, а он кидает им мяч и отдыхает в сторонке.

«Ребенок должен серьезно относиться к тренировкам. Регулярно посещать, стараться. Если относится поверхностно — значит, занимает место другого, который хочет тренироваться» «Ребенок должен серьезно относиться к тренировкам. Регулярно посещать, стараться. Если относится поверхностно — значит, занимает место другого, который хочет тренироваться»

Тренер — это пример. Если он орет на детей, меняйте тренера

— С высоты вашего опыта — на что важно обращать внимание при выборе школы?

— На тренера и количество детей в группе. Тренер — это пример. Как выглядит? Как общается? На прошлой неделе на первенстве города тренер противника матом орал на детей. Я был в ужасе. Просто позор! А родители сидят и спокойно слушают… Кого воспитает такой тренер? Если тренер неопрятный, в 25 лет уже с пивным животиком, приходит в джинсах, в шлепках, сидит в уголке или, того хуже, с телефоном — срочно меняйте. У нас жесткое требование — тренеры должны быть на ногах, на 100 процентов включены в процесс с детьми.

— Интересно. Расскажите еще о ваших тренерах.

— О! У нас очень серьезных отбор! У всех тренерские лицензии UEFA. Мы принимаем тех, для кого это призвание. И кто готов упорно трудиться и развиваться. Смотрите: в августе к нам приезжала спортивный психолог Российского футбольного союза Людмила Кирсанова. В октябре — обучение со старшим инструктором РФС по ОФП Сергеем Алексеевым. В ноябре уже запланировано обучение по профилактике травматизма в детском спорте. Это не считая того, что почти каждый день теория и практический разбор игр под моим руководством либо тренировка по ОФП с Линаром Газнановым. Есть даже план по чтению. И знаете, что самое смешное? Некоторые тренеры не хотят к нам идти: «Ой, там надо слишком много заниматься». И мы рады, что такие к нам не приходят. (Смеется.)

— Такое небольшое количество детей на тренера и такие инвестиции в развитие. Стоимость занятий наверняка получается высокой?

— Качественное не может быть дешевым. Но знаете, что сделал основатель? Когда все организовал — суперусловия, тренеров, методику, — он остановился и подумал: «А что если у семьи нет денег, но ребенок хочет тренироваться? Мы не для этого делали школу!»

И в «Атланте» придумали программу равных возможностей. Дети из семей с финансовыми сложностями тренируются на льготных условиях. Это возможно благодаря нашим партнерам: «КамаСтройИнвест», NSP, «Дель-Транс-Агро», Казанский жировой комбинат, Uptrade, Газпромбанк и АНП ЗЕНИТ. Их поддержка помогает сделать футбол и качественные тренировки доступными каждому ребенку нашего города.

— Получается, благотворительность?

— Это ответственность! Ребенок должен серьезно относиться к тренировкам. Регулярно посещать, стараться. Если относится поверхностно — значит, занимает место другого, который хочет тренироваться. Ключевое — нам важно найти родителей и детей, которые разделяют наши ценности и едины в подходе к воспитанию детей.

Мечта испанского тренера в России

— Эфрен, вы работаете в России уже второй год. О чем вы мечтаете, когда смотрите на этих детей?

— (Улыбается.) Мечта… Она у меня простая. Я не мечтаю выиграть с ними чемпионат мира среди десятилетних.

Я мечтаю: лет через 20–30 я иду по улице, ко мне подходит высокий, сильный молодой человек. Может быть, он профессиональный футболист. А может, архитектор, инженер, бизнесмен. И говорит: «Тренер! Здравствуйте! Помните меня? Спасибо! Я научился держать слово, уважать людей, работать и любить футбол».

Вот это для меня будет самым главным кубком. Самая дорогая медаль. Если хотя бы несколько ребят скажут мне такое в будущем, значит, я приехал в Россию не зря. Значит, все было правильно.