«Да, роботизация может поднять в 2 раза производительность отборки товаров на складах, но когда мы добавляем стоимость оборудования, написания софта, то бизнес-кейс становится убыточным на несколько миллиардов рублей», — делились игроки рынка расчетами по замене роботами складских рабочих на ежегодном форуме E-Retail Week 2025. Но роботизироваться, похоже, придется: с одной стороны, труд работника из плоти и крови становится все более дорогим, с другой — дефицит людей на промышленных предприятиях страны составляет около 2 млн, власти непрозрачно намекают на оптимизацию процессов и сокращение количества сотрудников в цепочке «ретейл – покупатель». О том, куда будет идти e-com в таких условиях, — в материале «БИЗНЕС Online».
Использование технологий в сфере ретейла — клиентская реальность: собрать «пирог стены», наклеить обои в помещении или примерить платье уже давно можно виртуально. Крупные игроки отрасли продолжают работу над тем, чтобы клиентские сервисы, которые позволяют решать задачи с минимальными телодвижениями, становились все интереснее
«Не всегда нужна модель, чтобы на нее надеть ту или иную одежду»: куда идет электронная торговля?
Три кита технологичного ретейла — роботы, кибербезопасность и персонификация — обсуждались накануне на пленарном заседании форума электронной коммерции и ретейла E-Retail Week 2025. Использование технологий в сфере ретейла — клиентская реальность: собрать «пирог стены», наклеить обои в помещении или примерить платье уже давно можно виртуально. Крупные игроки отрасли продолжают работу над тем, чтобы клиентские сервисы, которые позволяют решать задачи с минимальными телодвижениями, становились все интереснее.
Почти все компании-участники пленарки отметили крен на персонификацию предложений: мол, хорошо бы, чтобы, например, клиентский путь с покупателем ограничился одним касанием. Условно, клиент у кассы «Магнита» махнул ладонью или динамическим QR-кодом, а система его распознала и подгрузила все персональные скидки и предложения. Или чтобы персональные предложения отвечали не уже сформированным потребностям клиентов, а предугадывали их — в этом направлении рассуждают, например, в «Винлабе», правда, без деталей. А в Альфа-Банке уже используют большие данные для предиктивной аналитики, чтобы уйти от рассылки общих предложений.
И такие решения конвертируются в деньги: по словам гендиректора Lamoda Максима Гришакова, существенный процент выручки в компании завязан на продажах товаров из подборки рекомендованных по стилю.
Максим Гришаков: «ДНК компании Lamoda связана с тем, чтобы не просто предложить одежду, но работать над стилем, что дает большую добавленную стоимость»
«ДНК компании Lamoda связана с тем, чтобы не просто предложить одежду, но работать над стилем, что дает большую добавленную стоимость, — объясняет Гришаков. — Из нового — у нас должна появиться онлайн-примерка. Простые формы того, как на свое фото надеть ту или иную одежду, уже есть, но они не выглядит красиво, скорее как фотошоп. Мы делаем штуку, которая будет делать такую примерку с учетом самой вещи и конкретного человека, причем красиво и натурально, скоро сможем похвастаться. Для пользования сервисом достаточно будет загрузить фото, даже в одежде».
Кроме того, Lamoda около полутора лет тестирует использование нейросетей для генерации контента. Успешно: по словам Гришакова, «не всегда нужна модель, чтобы на нее надеть ту или иную одежду». «Инвестировать туда нужно все больше, отдача будет», — считает спикер.
Денис Кутасов считает, что инфобезопасность на уровне бюджетов должна стать одним из приоритетов развития бизнеса
«От кассира до топ-менеджера не совсем понимают, какие письма фишинговые»
Но с большим массивом персонифицированной информации, которая помогает завоевать сердца клиентов, приходит и ответственность: старший вице-президент, руководитель департамента по работе с крупными корпоративными клиентами Альфа-Банка Денис Кутасов считает, что инфобезопасность на уровне бюджетов должна стать одним из приоритетов развития бизнеса. Не без причин: по его словам, с 2022 года наблюдается скачкообразный рост количества кибератак и кратный рост APT-атак, цель которых — вывести из работы IT-системы организаций и уничтожить базы данных. «Репутационные и финансовые риски огромны», — резюмировал он. Один из свежих примеров — июльская атака на сеть алкомаркетов «Винлаб», которая стоила компании больше миллиарда рублей.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Горький опыт июля подсветил ряд слабых мест. Гендиректор компании Сергей Виноградов отметил, что мало у каких компаний есть план восстановления системы на резервных источниках. «У тебя должен быть план конкретных действий, последовательность. А это основа: если риск случился, то важно, как быстро ты вернешься в строй. Нужно четкое понимание, кто, что и когда делает. Последовательно, — поделился Виноградов. — Еще один момент: сколько бы мы ни инвестировали в кибербезопасность, в первую очередь надо инвестировать в обучение персонала. Крайне важна кибергигиена. Зачастую персонал, от кассира до топ-менеджера, не совсем понимает, на какие письма надо реагировать или не надо, как распознать фишинговые письма. Зачастую слабое звено — наши сотрудники».
«Репутационные и финансовые риски огромные», — резюмировал Кутасов. Один из свежих примеров — июльская атака на сеть алкомаркетов «Винлаб», которая стоила компании больше миллиарда рублей
С точки зрения компании, по мнению Виноградова, важна классификация данных и распределение систем безопасности, согласно их важности для бизнеса. Нужно сделать сегментирование сети, убрать возможность бесшовно путешествовать внутри компании с сервера на сервер.
«Этот процесс недешевый, каждое сегментирование — выстраивание отдельной инфраструктуры. Но это точно стратегическая инвестиция, на своем опыте всем советую ее сделать. И делайте регулярные пин-тесты, чтобы понимать свою уязвимость», — рассказал Виноградов.
Задача у сферы торговли — оптимизировать процессы так, чтобы количество людей на единицу услуги для потребителя постепенно снижалось и замещалось цифровыми решениями и средствами автоматизации
«Стоимость труда растет так быстро, что электронные ценники окупятся за три года»
Пожалуй, ни одно мероприятие в сфере ретейла или электронной торговли не обходится без вопроса о кадрах. Не просто так: по данным Forbes на 2022 год, «Магнит» и X5 Retail Group («Пятерочка») вошли в топ самых крупных работодателей по количеству сотрудников, потеснив в том числе добывающие компании.
Между тем промышленным предприятиям России не хватает более 2 млн человек — такие данные на пленарке озвучил статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли России Роман Чекушов. «Причем это предприятия важнейших отраслей. 1,6 миллиона человек — потребность в отраслях [необходимых] для достижения национальных целей, поставленных президентом России», — сообщил он.
Поэтому задача у сферы торговли — оптимизировать процессы так, чтобы количество людей на единицу услуги для потребителя постепенно снижалось и замещалось цифровыми решениями и средствами автоматизации. И это уже не пожелание, а фактически госзаказ, правда, пока в мягкой форме. «У нас нет самоцели сократить количество занятых в торговле, но есть цель повысить эффективность услуг, которые предоставляют торговые компании», — объяснил он.
Что особенно интересно, в существующих реалиях может быть экономически выгодно вложиться в железо вместо людей: директор по стратегическому развитию «Петрович» Данил Скворцов привел в пример электронные ценники
Компании в этом направлении уже работают, конечно, с привлечением роботов разного рода: президент «Азбуки Вкуса» Денис Сологуб кратко отметил, что паллеты между складами компании возят беспилотные авто, по всем 6 ярусам склада «бегает» инвентаризатор, а за чистоту отвечают промышленные роботы-уборщики. В «Винлабе» в сборке интернет-заказов помогает голосовой помощник, который озвучивает персоналу, где находится тот или иной товар. А в «Петровиче» уже несколько лет работают голосовые роботы в продающем контакт-центре.
Что особенно интересно, в существующих реалиях может быть экономически выгодно вложиться в железо вместо людей: директор по стратегическому развитию «Петрович» Данил Скворцов привел в пример электронные ценники — по его словам, стоимость труда персонала растет так быстро, что электронные ценники, «несмотря на космическую их стоимость, окупятся за три года».
«Это открытие, которое случилось в этом году. В конце этого или начале следующего года зайдем в этот проект. И второе — мы открыли распредцентр в Москве, одна из зон предполагает мезониновое хранение. Мы посчитали, что роботизированный склад нам обойдется дешевле, чем человеческий с точки зрения инвестиций и операционного поддержания. Два года назад это было невозможно представить!» — поделился Скворцов.
Он согласился, что технология не бесплатная и эксплуатационный хвост есть — в людях, которые обслуживают технику, лицензиях. Но выигрыш в перспективе больше. «В культурологическом аспекте правильно создавать рабочие места с высокой добавленной стоимостью. Работа нужна разная, но нам же нужен технологический прорыв, и торговля, логистика могут стать плацдармом, чтобы прорыв поддержать», — резюмировал Скворцов.
Пилотировать применение роботов планируют и в «Магните»: по словам главного директора по цифровым технологиям «Магнита» Вячеслава Кубаева, компании предстоит увязать работу 500 двигающихся роботов и живых сотрудников на распредцентре в Коломне. Однако о полной замене людей машинами пока речи нет — не бьется экономика.
«Да, роботизация может поднять в 2 раза производительность отборки необходимых товаров на складах, а 3D-шаттлы на 25 процентов повышают плотность хранения. Но когда мы добавляем стоимость оборудования, написания софта, часто уникального, например, чтобы заставить их работать в одной связке, то бизнес-кейс становится убыточным на несколько миллиардов рублей. А чтобы вложиться в разумные рамки по окупаемости, мы должны среднему сотруднику распредцентра платить по 1,1 миллиона в месяц платить. Тогда экономика „взлетает“», — поделился Кубаев. Однако он отметил, что если «пилот» в Коломне сработает и технология будет стабилизирована, а также выйдет в зону окупаемости, то масштабировать опыт на магазины можно всего за полтора-два года. Технологически это точно осуществимо.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.