«Задача номер один — кадры, задача номер два — обновлять инфраструктуру, доводить запущенную модернизацию до конца, а третья — внедрение высокотехнологичной медицины и информатизация», — размышляют собеседники «БИЗНЕС Online» о вызовах, которые стоят перед новым министром здравоохранения республики. Ведомство было обезглавлено больше четырех месяцев назад, так что назначение в отрасли восприняли с облегчением. О том, как оценивают Альмира Абашева в медицинском сообществе и что задержало указ Рустама Минниханова, — в материале «БИЗНЕС Online».
8 октября раис Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о назначении Альмира Абашева министром здравоохранения республики
Сильный «лечебник», управленец с бэком обкомовской больницы: кто возглавил минздрав РТ?
Одна из главных интриг медицинского сообщества республики наконец разрешилась: 8 октября раис Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о назначении Альмира Абашева министром здравоохранения РТ. 6 лет до этого он работал первым заместителем главы ведомства и после отставки предыдущего шефа минздрава Марселя Миннуллина был одним из фаворитов гонки за министерское кресло.
Марат Гатауллин
С недавних пор процедура выбора регионального министра осложнилась вмешательством федералов: на уровне региона можно только рекомендовать к рассмотрению кандидатов на пост министра, но последнее слово — за федеральным минздравом, который согласовывает кандидатуру. Татарстан направил своих претендентов в Москву, сразу трех: по данным источников издания, на стол федерального министерства здравоохранения легли резюме первого зама Абашева, экс-главы горздрава Казани, а ныне главы КирМоса Владимира Жаворонкова и главврача республиканской инфекционки Марата Гатауллина. Все трое ездили на собеседование в Москву — в федеральный минздрав.
Владимир Жаворонков
Источники издания в сфере здравоохранения утверждают, что у каждого из трех кандидатов были свои сильные стороны, благодаря которым их рассматривали на должность министра: Гатауллина продвинуть по карьерной лестнице могла работа в ковид; Жаворонкова — внушительный опыт работы на позиции сразу шефа горздрава и замминистра здравоохранения, а также победа в конкурсе «Лидеры России» в 2019-м, который курирует лично первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко; за Абашева говорили правильный карьерный трек, внушительный опыт работы на руководящих постах, а также глубокое понимание всех процессов минздрава как системы. Ну и кроме того, именно первый зам замещает министра на всех фронтах до назначения временно исполняющего обязанности.
Абашеву 49 лет, он представитель врачебной династии. Его отец Рашид Абашев возглавлял республиканский медицинский диагностический центр, позднее ставший 2-й республиканской больницей, тесть — спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Новоиспеченный министр окончил КГМУ по специальности «лечебное дело», в сфере здравоохранения трудится с 1994 года. Кандидат медицинских наук, врач первой квалификационной категории. В начале нулевых работал заведующим отделением республиканского клинического вертеброневрологического центра, главврачом РКБ №3 и №2.
В минздрав будущий министр пришел в 2019-м, когда ведомство возглавил Марат Садыков, и сразу на позицию первого заместителя. Источники отмечают, что по уровню компетенций Абашев полностью соответствует своей должности, если уже ее не перерос. «Когда у руля стоял Садыков, Абашев был по-настоящему первым замом, где-то даже обогащал того знаниями чисто медицинского характера. Альмир Рашидович — сильный лечебник, управленец, его плюс — опыт работы в обкомовской РКБ №2, куда были прикреплены все чиновники. Он давно научился с ними общаться», — говорят наши источники.
Назначения Альмиру Абашеву пришлось ждать больше четырех месяцев — немыслимый срок для огромного и во всех смыслах дорогого ведомства
Почему назначение так затянулось?
«Возможно, таким образом его немного проверяли», — аккуратно замечают собеседники издания тот факт, что назначения Абашеву пришлось ждать больше четырех месяцев — немыслимый срок для огромного и во всех смыслах дорогого ведомства. Для сравнения: когда не стало Садыкова, Миннуллин был представлен врио министра спустя неделю после трагических событий, а официальный указ о его назначении кабмин республики опубликовал уже 1 марта — на все согласования ушло около месяца, хотя он также проходил московские проверки. В случае с Абашевым хронология назначения выглядела так:
6 июня — отставка Миннуллина. Экс-министр был освобожден от должности по собственному желанию — свое решение он прокомментировал тем, что здоровье начало подводить. В тот же день в разговоре с «БИЗНЕС Online» Марсель Мансурович сообщил, что исполнять обязанности министра будет его первый заместитель. Однако, несмотря на ожидания, Абашева в качестве врио не представили, как это было, например, с самим Миннуллиным.
Июнь — согласование кандидатов на пост министра в Москве. «В связи с внесением кандидатуры определенные действия проводились — собеседования, какие-то тестирования проходили, причем не только Абашев, но все заявленные кандидаты», — говорят источники издания. Они добавляют, что сама процедура и сроки ожидания решения от Москвы абсолютно стандартные, а более длительное ожидание ответа от федерального центра объясняют двумя моментами. Во-первых, на этот раз республика предложила троих кандидатов, а не одного. Во-вторых, собеседники издания аккуратно замечают, что, вероятно, бо́льшее внимание к кандидатам было обусловлено тем, что Миннуллин ушел с поста министра на фоне скандала в Нижнекамской ЦРБ, а потому преемника пришлось согласовывать куда более тщательно.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Середина июля — минздрав России согласовал Абашева на пост министра. По крайней мере, так утверждали несколько источников издания. Мол, Москва за, финальное слово оставалось за раисом Татарстана — приказ о назначении главы минздрава должен был подписать Минниханов. Сам Абашев в июле не подтверждал информацию, утверждая, что решение не принято. И чем больше времени проходило с новости о выборе кандидата, тем больше слухов появлялось в медицинской среде: шептали, например, что Альмир Рашидович уйдет главврачом в РКБ (позиция вакантна аж с середины апреля), а министром назначат главврача одного из крупных татарстанских медцентров.
26 августа — Абашева наконец назначили врио министра. По внутреннему регламенту министерства, Абашев как первый заместитель автоматически начал исполнять обязанности главы минздрава, как только Миннуллин подал в отставку, но делал это без приказа вплоть до конца августа: официальное назначение Альмира Рашидовича временно исполняющим обязанности министра случилось только 26 августа. Источники издания объясняют появление официальной приставки врио юридической необходимостью.
Однако официального указа о назначении министром пришлось ждать аж до 8 октября. Поговаривают, что причина тому — выборы раиса Татарстана: подписание указа отложили, чтобы не пересогласовывать руководителя заново с минздравом России после роспуска кабмина. А после выборов «вытрясали» последние камушки из ботинок: собеседники «БИЗНЕС Online» рассуждали, что, возможно, вплоть до начала октября фигура Абашева находилась в кулуарных согласованиях и обсуждениях на федеральном уровне, но уже в качестве единственного кандидата на пост министра.
«Абашев проходил определенную временную проверку на терпение, стойкость. Не столько были сомнения, сколько он проходил курс молодого бойца. Но этот курс, к сожалению, немножко затянулся», — резюмируют спикеры.
Айрат Фаррахов: «Самое главное — избегать резких шагов, создать инновационную, хорошую команду, уважать ветеранов отрасли и сохранить традиции. Альмир Рашидович — боец, не сомневаюсь, что все должно получиться. Мы, все, кто рядом, максимально окажем содействие и поможем»
Как приняли нового министра в медсообществе?
«Обычно первый заместитель министра — это человек, который отвечает за всю оперативную работу, нормативную работу. Но важно понимать: министр отвечает за все. Очень долго у нас не было министра», — рассуждает о назначении депутат Госдумы России от Татарстана, экс-министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов.
«Думаю, за то время, что Альмир Абашев фактически руководил миздравом без указа о назначении, он доказал, что достоин должности министра: совмещал работу первого заместителя и врио, сумел удержать коллектив в непростой период, когда у ведомства не было шефа, никаких сбоев в работе минздрава за этот период Росздравнадзором не замечено. У принимавших решение о назначении имелась дополнительная возможность убедиться в правильности выбора», — делится руководитель Росздравнадзора по РТ Владислав Виниченко. Он также добавляет, что назначение Абашева — мудрое решение и с точки зрения системы здравоохранения в целом: большому и несколько консервативному минздраву будет значительно легче и комфортнее принять в роли нового министра человека, которого система давно знает и понимает.
«Система в любом случае должна привыкнуть к стилю руководства нового министра. В случае с Абашевым, конечно, будут внесены коррективы в работу, но жесткого перехода не случится — и это большой плюс. Адаптация здравоохранения республики к новому министру пройдет легко», — считает Виниченко.
Все опрошенные «БИЗНЕС Online» источники назначение встретили с воодушевлением — мол, давно пора: ведомство долгий срок без главы, а Абашев обладает всеми компетенциями, чтобы взять наконец бразды правления в свои руки. «Альмир Рашидович, мне кажется, лучшая кандидатура, которая после Садыкова по уму должна была быть назначена. Он знает работу в поликлинике, в стационаре, знает работу в минздраве, все его течения — сколько лет он проработал замом. У него гигантский объем компетенций. Так что здесь ничего удивительного в этом назначении нет, по крайней мере, для меня», — рассуждает основатель сети клиник «Звезда» Артур Уразманов.
Собеседники издания утверждают, что даже те четыре месяца, что Абашев возглавлял министерство в «техническом» режиме, без официального назначения, прошли спокойно — никакого негатива в эфире, минздрав исправно работал и закрывал поставленные перед ведомством задачи. Динамика, по мнению представителей отрасли, начнется позже: в позиции врио — официальной и неофициальной — Абашев выполнял свой функционал «не на 100 процентов, как делал бы и любой другой человек».
Артур Уразманов: «У него гигантский объем компетенций, так что здесь ничего удивительного в этом назначении нет, по крайней мере, для меня»
Рамиль Ахметов, главный врач ГКБ №12, называет назначение объективным и абсолютно адекватным. «Альмир Рашидович — прекраснейший администратор, у него очень хорошая память. Очень въедливый, очень требовательный — в разумных пределах, как говорится, адекватный. Отрасль большая, очень серьезная. Человек он достойный, молодой, энергичный. У меня вообще нет никаких сомнений в том, что справится, а мы его поддержим», — говорит он. Ахметов выделяет в качестве неоспоримого аргумента объединение РКБ №2, больницы скорой медицинской помощи и городской поликлиники №2 в университетскую клинику КФУ. «Это были организации с устоявшимся коллективом, специфическим контингентом обслуживания. И чтобы объединить три разных коллектива в одну дружную команду, надо иметь определенный талант и способности. И все это надо было сделать за короткое время, потому что больница работает и в неотложном режиме, там и хирургия, и гинекология, сосудистый центр, там многочисленное прикрепленное население, очень серьезное — спецконтингент (кабмин, правительство и другие). Нужно было все это наладить, чтобы как часы работало. Это, я считаю, один из самых ярких показателей того, что человек способен решать серьезные задачи», — подчеркивает он.
Какие задачи стоят перед Абашевым? «Сейчас он назначен, включит все инструменты, ресурсы, которые у него были. Может быть, что-то изменит. Возможно, где-то кого-то поменяет, потому что знает слабые стороны подразделений — поликлиник или стационаров. Еще одна задача — пересмотр, перестройка аппаратной части. Допустим, если Диану Абдулганиеву назначат в мединститут, то она уйдет как главный терапевт республики», — делится видением Уразманов.
Большая работа предстоит с кадрами. Фаррахов отмечает, что задача по защите медицинского персонала и врачей выходит сегодня на ведущие роли. «К сожалению, каждый врач сегодня на вес золота. Необходимо находить слова, создавать возможности для того, чтобы врачи трудились в отрасли и в целом эта деятельность для медицинских работников приносила такое же благо, как это было в прежние годы», — комментирует Айрат Закиевич.
И конечно, в приоритете нового министра — выполнение показателей национальных проектов: увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение детской и материнской смертности, качество здоровья, доверие граждан к системе здравоохранения и многое другое.
«Задача номер один — кадры, задача номер два — обновлять инфраструктуру, доводить запущенную модернизацию до конца, а третья — внедрение высокотехнологичной медицины и информатизация. Это и трансплантология, и современные методики, и роботы да Винчи и так далее. Абашев как ученый это прекрасно понимает. Информатизация уже нужна реально работающая, необходимо сделать ее комфортной и для нас, специалистов, и для пациентов», — подчеркивает Ахметов.
«Альмир Рашидович — это подготовленный руководитель, он понимает ответственность, умеет работать с людьми. Самое главное — избегать резких шагов, создать инновационную, хорошую команду, уважать ветеранов отрасли и сохранить традиции. Альмир Рашидович — боец, не сомневаюсь, что все должно получиться. Мы, все, кто рядом, максимально окажем содействие и поможем», — резюмирует Фаррахов.
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.