Гулия Бакирова: «В Италии я научилась фундаментальным вещам: не только быть творцом, но и любить людей и то, что делаешь»

«С рестораторами могу сидеть часами, просчитывая все до мелочей»

Гулия, вы вышли на рынок дизайна в 2009-м, а через 10 лет основали группу компаний OMG. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось и что такое OMG сегодня?

— История компании OMG начинается в 2019 году, когда я вернулась из Италии на родину. До этого я полгода работала в найме, а после основала студию Smart Design, на несколько лет переезжала в Италию, стажировалась у европейских дизайнеров, открывала офис в Риме. Сейчас у меня филиал в Салерно.

В Италии я научилась фундаментальным вещам: не только быть творцом, но и любить людей и то, что делаешь. Вернулась в Россию с желанием создать что-то большее, чем дизайн-студию, объединить дизайн, маркетинг, стройку, брендинг и ресторанный консалтинг под одним брендом — OMG. Для этого нужен был шоурум, где будут представлены лучшие интерьерные новинки. Я много ездила по выставкам в Европе, и хотелось показать, как работают наши мастера здесь, в Казани, в России — столяры, корпусники, производители света и декора.

Сначала ориентировалась на 100–150 «квадратов», но в итоге с партнерами мы развернули шоурум на 650 кв. метров, объединили на одной площадке 40 энтузиастов! Вложения были для 2019 года серьезные — больше 40 млн рублей. На открытии гуляло 350 дизайнеров, пространство зажило как Artplay в Москве. Место стало «домом» для креативных индустрий: проводили мастер-классы, фестивали, семинары, а компании показывали мебель, свет, декор, занимались консалтингом. Работа кипела даже в пандемию: бизнес-центры закрывались, а мы могли работать по записи, так как размеры помещения позволяли. Но в какой-то момент я поняла, что дизайн приносит мне больше удовольствия, и сосредоточилась на проектах.

Сейчас центр дизайна OMG разработает и реализует под ключ дизайн-проект любой сложности и в любой точке мира: у нас есть объекты в Турции, Таиланде, Италии и, конечно, России и Татарстане. Основное направление — сегмент HoReCa*, коммерческие помещения. С рестораторами могу сидеть часами, просчитывая все до мелочей: вложения, оборачиваемость, посадки. Но дома и квартиры также делаем.

А еще мы создаем приложение, которое объединит всех специалистов, нужных для запуска бизнеса. С помощью ИИ за считаные минуты оно формирует индивидуальный бизнес-бриф для предпринимателя: сколько потребуется инвестиций, какие этапы предстоят, какие риски или ошибки возможны. В системе можно подключить проверенных подрядчиков, экономя месяцы консалтинга и сотни тысяч рублей.


Как выстраивается работа над проектами в других регионах и странах? Как контролировать подрядчиков на расстоянии?

— Последние два года мы перестраивали эти процессы. Строители всегда говорили, что наша рабочая документация лучше, чем у некоторых известных конкурентов. Но реализация была болезненной. Мы прошли через сотни ошибок и разработали алгоритм, позволяющий вести проекты и на удаленке, и на месте, укладываясь в сроки и бюджет. Все просчитываем уже на стадии проектирования — инженерка, подрядчики, смежные работы, не выходим в проектную деятельность, пока все подрядчики не укомплектованы. В каждом регионе у нас есть проверенные партнеры, которым можно делегировать задачи, умеем находить нужных специалистов где угодно, даже в тайге или глуши, будь то кровельщик или плиточник. Выстроили партнерскую сеть поставщиков материалов с самыми адекватными условиями.

Переняли у американцев систему открытого процента: берем фиксированные 5–10% в зависимости от бюджета реализации, ведем комплектацию и надзор под ключ — наш клиент уверен, что все будет соответствовать проектам, срокам и смете. С учетом того что через нас материалы и мебель клиенту обойдутся со скидкой в 10–35%, то экономика для него бьется.

Без реализации проекты не берете?

— Практически нет: по нашему опыту, клиент вряд ли сможет самостоятельно реализовать проект таким, каким мы его задумали. Но исключения бывают. Например, недавно в Стамбуле сделали классный ресторан с нашими постоянными партнерами, компанией Best Shop Hookan Market. Мы сделали вместе несколько объектов, знаем, как они работают. Турецкие строители действительно грамотные специалисты и могут реализовать все четко по проекту.

«Мы прошли через сотни ошибок и разработали алгоритм, позволяющий вести проекты и на удаленке, и на месте, укладываясь в сроки и бюджет»

Какой объект из сотен реализованных оказался самым сложным или самым запомнившимся?

— Помню первый проект — клуб ЦКЖ в Казани, затем “Рай”, сейчас это The Legend. Туда меня привела Дина Шайдуллина, дизайн-блогер и организатор мероприятий в нашей индустрии.  Но, пожалуй, самый яркий и трудный проект в жизни — отель Ramada. Мы недавно вспоминали его с Радиком Салимгараевым, гендиректором УК «Унистрой». Мне тогда было всего 23 года, Радику — 26, и такая огромная стройка на нас! В Ramada были очень смелые решения, и, самое удивительное, все они нашли поддержку. Например, зеркальный потолок на площади в 250 «квадратов» — чтобы воплотить идею, пришлось пройти целую серию проверок. Компания «Унистрой» и Татьяна Ильченко, директор УК «Зорге Хоспитэлити» (отели Ramada, «Особняк на Театральной», «Олимп»), реализовали проект именно так, как я его задумывала. Для молодой девчонки это было огромным признанием.

Каждый по-своему классный! Например, Kremlin, Pappin Pub и Five Green Bottles — одни из любимых проектов. «Счастье» дал очень интересный опыт работы с франшизами. До пандемии привозила в Казань Массимо Франческо Теолди, автора бутиков Gucci, он работал с нами на стройке «Траттории».

«Сегодня мы выбираем заказчиков и проекты, близкие нам по духу»

— А у вас есть стоп-лист заказчиков? При каких условиях откажете в работе?

— Раньше я не умела никому отказывать. Бралась за любые проекты, даже самые нервные. Чем сложнее задача, тем больше у меня было энергии — я выкладывалась полностью. На стройках случалось всякое: клиенты могли материться, кричать, угрожать. Это были очень богатые люди, у которых такой стиль общения. Я воспринимала это спокойно — нервы у меня крепкие, и ту же стойкость я транслировала команде: надо уметь работать с любыми людьми. Но со временем мы стали фильтровать клиентов. Для нас важны адекватные заказчики — психически стабильные, не из «90-х», где все строилось криком и страхом. Контроль важен, но не через насилие. Сегодня мы выбираем заказчиков и проекты, близкие нам по духу. Деньги, конечно, имеют значение, но они уже не на первом месте.

«Мы стараемся, чтобы объекты отражали колорит региона. И всегда ставка на базовый правильный подход: мера, стиль, долговечность» «Мы стараемся, чтобы объекты отражали колорит региона. И всегда ставка на базовый правильный подход: мера, стиль, долговечность»

«С началом СВО цены на работу выросли вдвое!»

Говорят, серьезнее всего рынок дизайна изменила пандемия и локдаун, который запер людей по домам. Так ли это?

— Абсолютно. В пандемию у нас был настоящий бум: около 40 обращений в месяц, до 30 новых договоров, в основном по жилым объектам. Люди впервые серьезно задумались о комфорте дома.

Рестораны пандемия тоже изменила кардинально. До локдауна 70–80% моих клиентов приходили ко мне, не имея ни бренд-шефа, ни понимания о целевой аудитории, только желание открыть ресторан: «Это вроде рентабельно». После пандемии стоимость проектов выросла, риски тоже, на рынке остались в основном профессиональные рестораторы и франшизы. Они подходят очень осознанно: продумывают дизайн, кухню, маркетинг, сервис.

СВО и санкции серьезно повлияли на цены. До 2022 года классные строители брали за квадратный метр отделки под ключ без черновых материалов примерно от 15 тысяч рублей. С началом СВО цены выросли в 2–3 раза! Даже специалисты низкого класса берут минимум 35–40 тысяч за «квадрат», а плиточник теперь просит около 3,5 тысячи за «квадрат», что почти втрое дороже, чем до СВО. И это только работа! Материалы тоже сильно подорожали.

В первый год поставки премиальных марок из Европы и Америки были почти невозможны, но со временем ситуация нормализовалась. Появились отличные альтернативы премиум-брендам — в Португалии, Испании, среди итальянских компаний есть бюджетные варианты с хорошим дизайном. Плюс много работаем и с местными производителями, они делают классные дизайнерские вещи, качество на уровне. Поэтому местные производства — мой акцент и приоритет!

Какие решения сейчас в тренде, а что стало моветоном в коммерческом дизайне?

Нужно отталкиваться от потребностей заказчика и возможностей помещения. Но, на мой взгляд, рейки, китчевая бархатная мебель, китайские недорогие реплики, искусственные растения плохого качества и имитации натуральных материалов можно отнести к моветону.

Коммерческие объекты строятся долго, поэтому тренды доходят с опозданием обычно в полгода-год. Сейчас на рынке заметен тренд на экологичность, натуральность и аутентичность: качественные материалы, настоящая древесина, камень. Лофт ушел, актуальны минимализм, contemporary** с элементами японского минимализма, ваби-саби, этнические мотивы. Мне нравится интегрировать локальные элементы, в Татарстане есть чем гордиться. Мы стараемся, чтобы объекты отражали колорит региона. И всегда ставка на базовый правильный подход: мера, стиль, долговечность. Проекты должны быть комфортными, функциональными и качественными.

В Европе у трендсеттеров основной тренд для сегмента HoReCa — полотно для проекций вместо стен. Возможно, скоро мы будем приходить в ресторан white box***, а на стены будет транслироваться интерьер под каждого гостя или меню.

«Люди постоянно ищут новые впечатления, интересные локации. Если концепция позволяет, было бы замечательно размещать в интерьерах предметы современного искусства»

Что из того, что было раньше роскошным максимумом, стало теперь базовым минимумом?

— На качественный свет раньше соглашался очень маленький процент рестораторов, сейчас на всех наших проектах работает светодизайнер. То же с натуральными материалами в зоне доступа гостей и мелочами: диспенсеры, брендированные мыла, кремы — сейчас рестораторы зациклены на таких деталях, которые задают высокий уровень заведения. Удобные стулья, натуральные материалы, запах, сервис — все это формирует целостный опыт гостя.

Сторителлинг о ресторане тоже перестал быть роскошью, это часть концепции. Важно понимать, кто ты, о чем твой бренд, для кого ты готовишь, что должен почувствовать гость, почему он вернется к тебе.

Давно говорят, что атмосфера и обстановка в ресторане становятся важнее кухни…

— Конечно, еда — главное, ради чего мы ходим в ресторан, но давайте честно: почти везде блюда примерно одинаковые. Если меню составлено грамотно и готовят стабильно качественно, нет необходимости постоянно что-то менять.

С дизайном иначе: люди постоянно ищут новые впечатления, интересные локации. Если концепция позволяет, было бы замечательно размещать в интерьерах предметы современного искусства. Отлично, когда в поле зрения гостя 2–3–5 интересных объектов, цепляющих взгляд. Еще лучше, если ему расскажут про них какую-то историю, что, например, вот тот тотем привезли с Байкала, а эту картину специально для ресторана написал художник-брызгист. Когда у тебя есть такие визуальные «триггеры», все органы чувств активизируются и даже еда покажется более вкусной.

«Для нас важны адекватные заказчики — психически стабильные, не из „90-х“, где все строилось криком и страхом» «Самое главное — команда, хочу, чтобы они наслаждались полной жизнью, чтобы времени хватало на все»

«Всегда говорила себе, что, если буду на стройках «девочкой», меня сожрут»

Гулия, вы окончили Институт иностранных языков КФУ. Почему в итоге занимаетесь дизайном?

— Мой дядя, Бакиров Ильнур Мансурович, — заслуженный художник Татарстана, он пристрастил меня к живописи с самого детства. Я так и не дошла до художественной школы, а поступить на бюджет на кафедру дизайна в КГАСУ было сложно, на платное образование ресурсов у семьи не было, и я пошла на иняз. Но уже на первом курсе, когда делала ремонт в съемной квартире, перезнакомилась со строителями, попала в интерьерные салоны… и вошла в мир строек! Дизайн меня увлек с головой, я начала взахлеб читать книги про интерьеры, про академический рисунок, выучилась на курсах дизайна. Начала работать в одной из казанских студий, потом открыла с партнерами свою. Ну а дальше вы знаете.

Что такое work-life balance**** для вас? Каков ваш рецепт баланса?

— Мне 36 лет, и только в последние годы я более-менее вообще поняла, как жить эту жизнь гармонично. До этого я в джинсах и одних и тех же черных водолазках бегала по стройкам, грязная, в пыли, пытаясь доказать миру, что чего-то стою. И всегда говорила себе: если буду на стройках «девочкой», меня сожрут. Но несколько лет назад поняла, что это неправильно. Сейчас и собственное восприятие перестроила и команде транслирую то же самое: хочу, чтобы они наслаждались полной жизнью, чтобы времени хватало на все. Ты можешь работать с пляжа в Италии, как я, или из дома, если тебе так комфортно. Если рабочие моменты решаются — вопросов нет. Превратилась в элегантную итальянскую синьору, которая знает, что такое женская красота и гармоничное развитие бизнеса (улыбается).

А вам самой времени на все хватает?

— Я много читаю, занимаюсь йогой и теннисом, люблю организовывать посиделки с друзьями. И конечно, по максимуму провожу время с сыном. Он живет в Италии, если бы не он, я окончательно бы вернулась в Россию. У нас самая комфортная страна для жизни, здесь гораздо больше возможностей в плане развития бизнеса.

Традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли?

— Если бы я знала эти три секрета, я, наверное, была бы очень успешна (смеется). Самое главное — команда. Второй секрет — системность мышления: открытие любого ресторана — это математика и алгоритмы, а не творчество. И третий — эмпатия. Клиенты приходят ко мне, чтобы я их услышала, поняла, сделала, может, больше, чем они ожидают. И всем дизайнерам-новичкам хочу пожелать умения слушать, слышать людей, а не свой голос в голове, который говорит: «Нет, давай сделаем вот эту гениальную задумку!»